СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Гласные и согласные звуки"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сответствует тематическому планированию. Цели урока: обобщение представлений о гласных и согласных звуках; закрепление понятий: гласный, согласный звук, глухой, звонкий.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Гласные и согласные звуки"»

__________________________год

Тема: Гласные и согласные звуки.

Цель:

- обобщить представления детей о гласных и согласных звуках;

- закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий.


Задачи:

- научить выделять гласный звук в середине односложных слов (дом, мак, лук);

- овладение позиционным анализом.


Оборудование: разрезная азбука, презентация, символы звуков.

  1. Организационный момент.

Логопед раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1 гласн., 1 звонкий согл., 1 глухой согласный) и спрашивает:

- Что это? (Дети: — Это буквы)

Логопед: а это что? Послушайте:  а, о, м, с, и, г»?

(Дети: — Это звуки).

- Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы)

Логопед: — Найдите к каждой букве свой символ. (Дети кладут под гласной буквой красный символ, под звонкой  согласной — синий с колокольчиком, под глухой – синий символ без колокольчика).

  1. Объявление темы занятия.

Сегодня я расскажу вам сказку о том, как ёжик познакомился со звуками в своём лесу. Вы уже знаете много звуков, поэтому будете мне помогать.

  1. Сказка. (Слайд 2) В одном лесу жил ёжик. Он очень любил гулять по лесу. Однажды он шёл долго–долго и увидел красный домик. (Слайд 3) В домике кто-то пел. Ёжик услышал песенку. (Слайд 3 — звук) - Какие чудесные звуки! Как поют!– подумал ёжик и тихонько постучал в дверь. Дверь открылась и его  встретили звуковички в красных платьях. (Слайд 4-с анимацией).

- Здравствуй, — сказали они, — кто ты? - Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто? - А мы звуки. - Как же вас зовут?

(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки. Каждый ребёнок должен назвать свой звук, соответствующий букве, которая у него есть. Ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная  буква. Модель ответа детей: «Меня зовут А»).

- Очень приятно познакомиться! – сказал Ёжик. - А фамилия  у нас у всех одна»,- сказали звуки. -Да? — удивился ёжик,- Какая же у вас фамилия? - Все мы — ….?» (Дети отвечают «Гласные!») - Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте! Можно, я еще к вам приду? - Будем очень рады!

И пошёл ёжик дальше. Вдруг видит – стоит синий домик. (Слайд 5). Остановился ёжик, стал слушать. Но песенку не услышал. Зато в домике кто-то рычал (как? – Дети определяют 1-й звук в слове «рычал») шипел (как?…), жужжал (как?), фыркал (как?..), пыхтел (как?..), ворчал (как?..), бурчал (как?..), хрипел (как?..) , мычал  (как?..)  и т.д. (На слайде 5 есть возможность продемонстрировать разные звуки щелчком по изображениям динамика) Вдруг дверь открылась, и ёжик услышал: - Привет! Ты кто? - Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто? - Мы звуки. - Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу! - Это ничего! Запомни наши фамилии. И тут же все звуки разбежались в разные стороны и построились в две колонны. Только теперь Ёжик заметил, что у одних (они стали слева) на шее висели колокольчики, а у других (они стали справа) колокольчиков не было. Звуки с колокольчиками хором сказали: - Наша фамилия … (Дети: — Звонкие!) Звуки без колокольчиков тоже сказали хором, но очень тихо: - Наша фамилия … (Дети: — Глухие!) - А зовут нас… И тут поднялся страшный шум, потому, что они все вместе назвали свои имена. (Дети хором произносят по согласному звуку) - Всё! Всё! Тихо! – закричал ёжик. Но звуки шумели. Тогда ёжик закричал: «Тихо! Я что-то придумал!». Звуки  замолчали, а потом спросили хором: - Что? - Вам нужна еще одна фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы все умеете шуметь! Вы согласны? - Да! ДА! — закричали звуки. -  Мы согласны! И так они кричали долго-долго: «Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны!»…

- СТОП!- Крикнул Ёжик. Если вы согласны, значит – вы СОГЛАСНЫЕ! - Ура!!!  Мы согласные! Мы согласные! Мы согласные! - Вы будете ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому что у вас громкий голос, а вы – ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому что у вас нет голоса. -  Какая длинная фамилия получилась! – сказал один из звуков. - Вам не нравится? - Нравится! Нравится!  Мы согласные! Мы согласные! - Ой-ой-ой! — закричал Ёжик, — Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут другие звуки – Гласные. Они песни поют, а вы только шумите! - А мы тоже хотим петь, но не умеем,- сказали согласные грустно. Может, ты что-нибудь придумаешь? -  Я придумал!  Вам надо подружиться с гласными и петь вместе. - Но как? Мы же не умеем петь! - И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои. Вместе получатся слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдёмте к гласным в гости! Они будут рады! И они пошли. По дороге Ёжик учил имена звуков и старался запомнить, кто же из них звонкий, а кто глухой.

-  А вы, ребята, помните? (Слайд 6 — с анимацией).

- Дети классифицируют согласные, представленные на слайде, а логопед управляет презентацией: после каждого ответа

Логопед делает щелчок мышкой, и буква «отправляется» в нужную колонку, что позволяет детям проверить   правильность своих ответов) (Слайд 7 — со звуком).

Логопед: — Давайте послушаем, какие песенки получились у согласного С с гласными звуками. … Давайте выучим эту песенку.

Методические указания.

В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с понятиями гласный, согласный звук, глухой, звонкий уже на первых занятиях. Соответственно, следующим этапом может быть чтение слов, звукобуквенный анализ, синтез слогов и слов и др.


Итог занятия.

Рефлексия.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!