Урок русского языка во 2 классе по УМК
«Школа России».
Тема урока: « Как определить согласные звуки?».
Тип урока: повторение и закрепление изученного в 1 классе.
Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать согласные звуки на письме.
Задачи: 1. Углубление знаний о согласных звуках. Совершенствование навыков правописания слов с изученными орфограммами.
2. Способствовать развитию самостоятельности мышления, расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
3. Воспитывать культуру общения, бережное отношение к природе и их обитателям.
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся научатся видеть согласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме; формирование умения поиска нужной информации.
Регулятивные: целеполагание, планирование и оценивание полученных результатов с поставленной задачей; умение оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Личностные: формирование позитивной самооценки, развитие творческого воображения.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык», 2 кл./ В. П. Канакина, В.Г. Горецкий- М.: Просвещение, 2012.
Необходимое оборудование и материалы для урока: учебник, тетради на печатной основе, компьютер, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, музыкальное сопровождение для физминутки.
Этапы урока
I. Организационный момент. Приветствует детей
-Здравствуйте ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Салбакай Биче-ооловна.
- Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
Организует проверку принадлежностей необходимых для урока.
-Проверьте, все ли необходимое лежит на парте.
II. Актуализация знаний.
1. - Ребята, давайте отправимся в путешествие в мир животных. (Аудио звуков животных). (Слайд 1)
- Какие звуки вы услышали? (слайд 2)
- А кто еще произносит звуки? (Человек.)
- На какие 2 группы делятся все звуки русского языка? (Гласные и согласные).
Предлагаю для сегодняшнего путешествия поделиться на 2 команды:
1– гласные звуки
2– согласные звуки
- Но не знаю, как вас различить. Помогите.
- Гласные, расскажите о себе! (Произносимся с помощью голоса).
- Согласные, теперь вы расскажите о себе! (При произношении воздух встречает преграду в виде зубов, языка, губ).
- Теперь я смогу вас различить. Молодцы! Каждая команда за правильный ответ получает по кружочку
Организует орфографическую минутку.
-Откройте свои тетради, запишите число- тридцатое ноября, классная работа.
-Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Проверьте безударные гласные.
1. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерет,
А лаптей не плетет. (Коза)
- Запишите отгадку в своих тетрадях, проверьте безударную гласную (Козы)
2. Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет? (Овца)
3. В нее льется, из нее льется,
Сама по себе плетется. (Река)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает стихотворение.)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные... согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс.. — змеиный слышен свист.
Шшш... — шуршит опавший лист.
Жжж... —пчелы в саду жужжат.
Ррр... — моторы тарахтят.
В. Берестов
- О чём это стихотворение?
- Предположите о чём мы будем говорить на уроке.
-Новый ли это материал? Какую задачу мы поставим перед собой? Правильно. Повторить изученное в 1 классе Организует работу по учебнику.
-
IV. Работа по теме урока.
- Откройте учебники на с. 112. Прочитайте тему урока.
- На какие вопросы мы найдем ответ?
(Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?)
- Эта тема новая? (Нет. Это повторение.) Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о согласных звуках.
- Что умеют делать согласные звуки? (Шелестеть, шептать, скрипеть, фыркать и шипеть.)
- Чего они не умеют делать? (Петь.)
- Прочитайте правило самостоятельно.
- Чем еще отличаются согласные звуки от гласных? (Состоят из голоса и шума или только из шума, они не образуют слог, струя воздуха встречает преграду во рту.)
- Ручеек мне принес лодочки, а в них письма для команд. Прочитайте их. Что вы заметили? (Допущены ошибки. Одинаково записаны два разные по лексическому значению слова.)
1 – Несет меня леса за темные лиса. (слайд 4, 5 – при проверке)
- Как проверить? (Изменить форму или подобрать родственное слово, чтобы на эту букву падало ударение).
2 - Я гнала гусей на прут, поломался тонкий пруд. (слайд 6, 7 – при проверке)
- Как проверить? (Нужно, чтобы после согласного шел гласный звук).
Молодцы, ребята! Каждая команда получает по одному жетону.
2. Повторение. Звучит звук. (слайд 8)
- Кто это? (Кошка) (слайд 9)
Кошка хочет узнать, что вы можете рассказать о звуках и буквах.
- Сколько букв (33)
- Сколько гласных звуков (6). Какие? /а, о, у, ы, э, я/
- Посчитайте 10 + 21 = 31. Куда делись еще 2 буквы?
От каждой команды выберите представителя, который правильно расскажет алфавит.
Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием! Каждая команда получает еще по жетону.
- Посмотрите, а как алфавит расположен на ленте букв? (учитель показывает ленту букв на стене).
- А теперь на фрагмент этой ленты. Как вы его озаглавите? (слайд 10)
- Что вы можете о них рассказать? (звонкие и глухие, мягкие и твердые) (Слайд 11)
- Почему некоторые буквы расположены друг под другом? (Парные).
- Назовите их. (Слайд 12)
- А те, которые не имеют пары?
(Вверху – непарные звонкие (Слайд 13), внизу – непарные глухие (слайд 14)
- А еще на какие группы мы можем поделить согласные звуки?
(На твердые и мягкие)
- Имеют ли они пару? (Да)
- Какие буквы указывают на мягкость предшествующего согласного?
/е, ё, и, ю, я, ь/ (Слайд 15)
Прислушайтесь ребята, кто это? (Слайд 16). (Bолк) (Слайд 17)
- Bолк сказал, что пропустит вас дальше, если команды смогут ответить на вопросы:
- Назовите всегда мягкие согласные. (ч, щ, й) (слайд 18)
- Как пишется сочетание ча-ща, чу-щу?
- Назовите всегда твердые согласные. (ж, ш, ц) (слайд 19)
- Как пишется сочетание жи-ши?
Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием! Каждая команда получает еще по жетону
3. Физминутка. Звучит звук. (слайд 20). Кто это? (Утка) (слайд 21)
- Ребята, утка и утята предлагают вам потанцевать.
4. Работа с текстом. Звучит звук (слайд 22)
- Bы узнали чей это звук? Медведя (слайд 23)
- Да, ребята, это медведь, который преградил путь и не даст сдвинуться с места, если не выполните его задание! Для каждой команды он подобрал свой текст, соединив его, у вас получится рассказ. Но для начала вы должны составь предложения из слов каждой строчки.
Поставь в конце предложений знаки. (слайд 24).
Bыделите главные члены предложения, укажите к какой части речи они принадлежат.
в, извилистая, уводит, тропинка, лес В лес уводит извилистая тропинка
на, лучи, полянах, играют, солнца,
сверкает, это, что. (Это что сверкает)
дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики
пестрит, в, от, глазах, цветов
в, как, лесу, летом, красиво
Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием! Каждая команда получает еще по флажку.
- Давайте вместе придумай заголовок этому рассказу.
5. Рефлексия.
- Ребята, сегодняшнее путешествие подходит к концу. Каждая команда набрала одинаковое количество жетонов. A это значит, что мы все хорошо потрудились на сегодняшнем уроке. Именно дружба помогла вам так легко справиться с заданиями лесных обитателей.
- Давайте закончите предложение.
Согласными называются … (слайд 25)
Домашнее задание. Домашнее задание выбираете сами. Если вы считаете, что тему «Как определить согласные звуки» поняли очень хорошо, то выбираешь домашнее задание с медведем, а если ты эту тему понял хорошо, но что-то еще не понял, то выбираешь лису, а если ты плохо понял данную тему, выбираешь волка.
А теперь, поднимите, пожалуйста, ваших зверей. Какие все вы молодцы. Спасибо Вам за урок.