Тема: Гласные и согласные звуки и буквы
Тип урока: урок повторения и совершенствования знаний и умений
Цель урока:
- систематизировать и обобщить знания о звуках и буквах русского языка.
Задачи урока:
Образовательные:
закрепить понятия о гласных звуках и буквах;
закрепить знания о произношении гласных и согласных букв;
уточнить представления о существенных признаках гласных и согласных звуков.
Коррекционно-развивающие:
развивать умение наблюдать за произношением слов, проводить их звукобуквенный анализ;
развивать умение распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам;
развивать фонематический слух на материале изучаемых гласных и согласных звуков ([а], [у], [и]; [э], [ы] [о] и т.д.).
Воспитательные:
закреплять умение слушать друг друга, работать вместе;
воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий.
Оборудование: алфавит, картинки, буквы, домики: гласные, согласные, «пустой алфавитный».
Ход урока:
Повторение. Игра «Звук называй – букву выбирай».
На доске выставляются несколько букв. Вызванный ученик берёт из стопки картинку с изображенным на ней предметом (животное, игрушка и т.п.), называет и проговаривает, что на ней изображено, определяет первый звук слова
и устанавливает картинку под соответствующей буквой.
Проверка домашнего задания.
Конструирование букв из их элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
Ученики должно были написать буквы, включая заданные элементы. Лучшим признается ученик, который записал больше букв с данными элементами.
Актуализация опорных знаний.
Вспомните, что звуки нельзя увидеть, потрогать, поймать и подержать в руках. И вот человек придумал буквы! Тут же свершилось невероятное – мир звуков стал видимым! Человек «написал и прочитал» звук!
Звук – это то, что мы слышим.
Буква – это знак для записи звука на письме.
Гласные звуки образуются только при помощи голоса.
Согласные звуки образуются при помощи шума и голоса.
Две буквы в русском алфавите не обозначают никаких звуков. Они так и называются – знаки - твёрдый (Ъ) и мягкий (Ь).
А) Коллективная работа
Учитель предлагает всем учащимся выйти к доске. На доске прикреплены два больших домика: красный – для гласных букв, синий – для согласных. У всех учащихся карточки с буквами. Учитель рассказывает сказку про буквы, учащиеся дополняют сказку необходимыми словами. Во время сказки каждый учащийся произносит звук, буква которого изображена на карточке у него в руках.
Сказка про звуки
В одной волшебной стране жили звуки, невидимые, но хорошо слышимые. Была эта страна большая, дружная. Одни звуки были певцами. Они то и дело распевали волшебные песни: -Аааа, Оооо, Ууу, Ииии, Ээээ, ыыыы…(учащиеся называют звуки, подпевают). Эти звуки называют –…(ответ учащихся: гласными, потому что они получаются от голоса).
Другие звуки пыхтели: П- п-п или стучали: Т-т-т, немного мычали: М-м-м или даже рычали: Р-р-р. Им очень хотелось петь, но не получалось! Звуки рассердились, засопели: С-с-с, захрипели:Х-х-х, зацокали:Ц-ц-ц… И… разошлись в разные стороны, не поладили звуки гласные и …(ответ учащихся: согласные). Учащиеся расходятся в разные стороны: учащиеся с гласными буквами подходят к красному домику, с согласными - к синему..
Сбились согласные в кучку и решили поговорить. Кашлянули: Кх! (Учащиеся повторяют.) Чихнули: Пчх! (Учащиеся повторяют.) Хмыкнули: Хм... (Учащиеся повторяют.) Зачем-то рассердили тигра: Ррр! (Учащиеся повторяют.) И заскучали... Вдруг: Тсс! (Учащиеся повторяют.) Показалось им, что-то где-то рыдает... Прислушались.
- А-а-а! О-о-о! - кричали гласные. (Учащиеся повторяют.) Они плакали как малыши: Уа! Уа! (Учащиеся повторяют.) Аукались, словно заблудились: Ай! Ау!.. (Учащиеся повторяют.)
И согласные крикнули им - вернее хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание: БДМ ВСГД ВМСТ! (Учащиеся повторяют.)
И услышали радостное, но тоже непонятное: У – Е Е - А Е - Е! (Учащиеся повторяют.)
Заплакали звуки согласные, зарыдали звуки гласные. И решили, что будут всегда помогать друг другу. Заключили мир, снова стали рядом и сказали: БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ! (Учащиеся повторяют.) И с тех пор никогда больше не разлучаются, крепко дружат. (Учащиеся помещают карточки с буквами в «пустой алфавитный» домик. Каждую карточку-букву ставят на предназначенную данной букве место в алфавите.)
- Мы с вами убедились, если в слове будет отсутствовать хоть одна буква, будет трудно читать. Самое важное и главное, чтобы согласные и гласные буквы были вместе, дружили.
- Ребята, кто из вас догадался, о чем мы будем говорить на нашем уроке? (о звуках и буквах)
- На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).
- Тема нашего урока: … (Гласные и согласные звуки и буквы!)
Б) Ответы на вопросы
- Назовите любые звуки.
- На какие две группы делятся звуки в русском языке?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос поет
Звук получается….. гласный.
Эти звуки нам согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс… - змеиный слышен свист.
Шшш… - шуршит опавший лист.
Жжж… - шмели в саду жужжат.
Ррр… - моторы тарахтят.
На преграду натыкаются.
Очень сильно удивляются …согласные
- Звуки, при произнесении которых воздух проходит во рту свободно, называются гласными.
- В звучащей речи человека есть звуки, которые образуются через преодоление выдыхаемым воздухом препятствий в виде губ, зубов и языка. Из-за этого мы слышим шум. Это согласные звуки.
- Из шума состоят все согласные звуки. Но в образовании некоторых согласных звуков кроме шума участвует и голос. Поэтому различают звонкие и глухие согласные звуки.
В) Физкультминутка
А – А – А – А – закачалась голова, (качать головой вправо-влево)
О – О – О – О – закрутилось колесо, (сложить руки кольцом перед собой,
слегка вращать вправо-влево)
У – У – У – У – у машины руль держу, (вытянуть руки вперед, «держать
руль»)
И – И – И – И – руки выше потяни, (тянуть руки вверх)
Ы – Ы – Ы – Ы – моем в доме мы полы. (опустить руки вниз, отводить
вправо-влево)
Э – Э – Э – Э – две руки на голове. (поднять руки за голову).
Закрепление изученного.
А) Минутка чистописания
Б) Упражнение «Добавляй-ка»
На доске записаны слова и буквы в скобках, если необходимо, то рядом картинки-подсказки:
ро…а (з, с, щ, т, х)
ко…а (з, р, б, ж, л)
…очка (т, к, б, п, н)
- Какие буквы из скобок нужно добавить, чтобы получились слова? Какую букву вставили? Какой звук она обозначает?
- Запишите получившиеся слова:
= выделите в них гласные буквы,
= подчеркните те буквы, которые изменялись.
В) Упражнение в выделении гласных и согласных звуков и букв
- Прочтите слова, записанные на доске.
рожки-ложки, дым-дом, тень-день, шагал-шакал
- Что интересного вы заметили?
- Какими звуками/буквами одно слово отличается от другого?
- Прочтите первую пару слов. Какие гласные звуки вы услышали? Какие согласные звуки вы услышали? Какими буквами они отличаются? (Буквами р-л.) Охарактеризуйте звуки, которые отличают одно слово от другого. Запишите эти слова в тетрадь, выделите гласные, затем согласные, которыми они отличаются.
- Прочтите вторую пару слов. Какими буквами отличаются? (Буквами ы-о.) Охарактеризуйте звуки, которые отличают одно слово от другого. Запишите эти слова в тетрадь, выделите гласные, которыми они отличаются, затем подчеркните согласные.
- Прочтите третью пару слов. Какими буквами отличаются? (Буквами т-д.) Охарактеризуйте звуки, которые отличают одно слово от другого. Запишите эти слова в тетрадь, выделите гласные, затем согласные, которыми они отличаются.
- Прочтите четвертую пару слов. Что вы можете сказать об этих словах? Какими буквами отличаются? (Буквами г-к.) Охарактеризуйте звуки, которые отличают одно слово от другого. Запишите эти слова в тетрадь, выделите гласные, затем согласные, которыми они отличаются.
- В каком домике живут гласные/согласные звуки? Назовите любые гласные/согласные звуки. Почему эти звуки называют гласными/согласными?
- Гласные звуки образуются только при помощи голоса.
- Звуки, при произнесении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык), называются согласными.
- Помните, звуки мы произносим и слышим, а буквы — видим и пишем.
Итог урока.
- Что полезного вы узнали сегодня на уроке?
- Назовите гласные звуки. Почему они называются гласными?
- Сколько гласных букв в алфавите?
- Назовите согласные звуки. Почему они называются согласными?
- Чем гласный отличается от согласного?
- Есть ли буквы в русском алфавите, которые не обозначают никаких звуков?
- Оцените свою работу на уроке.