СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласные и согласные звуки и буквы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гласные и согласные звуки и буквы»

Тема: Гласные и согласные звуки и буквы



Тип урока: урок повторения и совершенствования знаний и умений



Цель урока:

- систематизировать и обобщить знания о звуках и буквах русского языка.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить понятия о гласных звуках и буквах;

  • закрепить знания о произношении гласных и со­гласных букв;

  • уточнить представления о существенных призна­ках гласных и согласных звуков.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать умение наблюдать за произношением слов, проводить их звукобуквенный анализ;

  • развивать умение распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам;

  • развивать фонематический слух на материале изучаемых гласных и согласных звуков ([а], [у], [и]; [э], [ы] [о] и т.д.).

Воспитательные:

  • закреплять умение слушать друг друга, работать вместе;

  • воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий.



Оборудование: алфавит, картинки, буквы, домики: гласные, согласные, «пустой алфавитный».


Ход урока:



  1. Повторение. Игра «Звук называй – букву выбирай».

На доске выставляются несколько букв. Вызванный ученик берёт из стопки картинку с изображенным на ней предметом (животное, игрушка и т.п.), называет и проговаривает, что на ней изображено, определяет пер­вый звук слова

и устанавливает картинку под соответствующей буквой.


  1. Проверка домашнего задания.

Конструирование букв из их элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Ученики должно были написать буквы, включая заданные элементы. Лучшим признается ученик, который записал больше букв с данными элементами.


  1. Актуализация опорных знаний.

Вспомните, что звуки нельзя увидеть, потрогать, поймать и подержать в руках. И вот человек придумал буквы! Тут же свершилось невероятное – мир звуков стал видимым! Человек «написал и прочитал» звук!

Звук – это то, что мы слышим.

Буква – это знак для записи звука на письме.

Гласные звуки образуются только при помощи голоса.

Согласные звуки образуются при помощи шума и голоса.

Две буквы в русском алфавите не обозначают никаких звуков. Они так и называются – знаки - твёрдый (Ъ) и мягкий (Ь).


А) Коллективная работа

Учитель предлагает всем учащимся выйти к доске. На доске прикреплены два больших домика: красный – для гласных букв, синий – для согласных. У всех учащихся карточки с буквами. Учитель рассказывает сказку про буквы, учащиеся дополняют сказку необходимыми словами. Во время сказки каждый учащийся произносит звук, буква которого изображена на карточке у него в руках.

Сказка про звуки

В одной волшебной стране жили звуки, невидимые, но хорошо слышимые. Была эта страна большая, дружная. Одни звуки были певцами. Они то и дело распевали волшебные песни: -Аааа, Оооо, Ууу, Ииии, Ээээ, ыыыы…(учащиеся называют звуки, подпевают). Эти звуки называют –…(ответ учащихся: гласными, потому что они получаются от голоса).

Другие звуки пыхтели: П- п-п или стучали: Т-т-т, немного мычали: М-м-м или даже рычали: Р-р-р. Им очень хотелось петь, но не получалось! Звуки рассердились, засопели: С-с-с, захрипели:Х-х-х, зацокали:Ц-ц-ц… И… разошлись в разные стороны, не поладили звуки гласные и …(ответ учащихся: согласные). Учащиеся расходятся в разные стороны: учащиеся с гласными буквами подходят к красному домику, с согласными - к синему..

Сбились согласные в кучку и решили поговорить. Кашлянули: Кх! (Учащиеся повторяют.) Чихнули: Пчх! (Учащиеся повторяют.) Хмыкнули: Хм... (Учащиеся повторяют.) Зачем-то рассердили тигра: Ррр! (Учащиеся повторяют.) И заскучали... Вдруг: Тсс! (Учащиеся повторяют.) Показалось им, что-то где-то рыдает... Прислушались.

- А-а-а! О-о-о! - кричали гласные. (Учащиеся повторяют.) Они плакали как малыши: Уа! Уа! (Учащиеся повторяют.) Аукались, словно заблудились: Ай! Ау!.. (Учащиеся повторяют.)

И согласные крикнули им - вернее хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание: БДМ ВСГД ВМСТ! (Учащиеся повторяют.)

И услышали радостное, но тоже непонятное: У – Е Е - А Е - Е! (Учащиеся повторяют.)

Заплакали звуки согласные, зарыдали звуки гласные. И решили, что будут всегда помогать друг другу. Заключили мир, снова стали рядом и сказали: БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ! (Учащиеся повторяют.) И с тех пор никогда больше не разлучаются, крепко дружат. (Учащиеся помещают карточки с буквами в «пустой алфавитный» домик. Каждую карточку-букву ставят на предназначенную данной букве место в алфавите.)

- Мы с вами убедились, если в слове будет отсутствовать хоть одна буква, будет трудно читать. Самое важное и главное, чтобы согласные и гласные буквы были вместе, дружили.

- Ребята, кто из вас догадался, о чем мы будем говорить на нашем уроке? (о звуках и буквах)

- На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).

- Тема нашего урока: … (Гласные и согласные звуки и буквы!)


Б) Ответы на вопросы

- Назовите любые звуки.

- На какие две группы делятся звуки в русском языке?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?


Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет

Звук получается….. гласный.


Эти звуки нам согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… - змеиный слышен свист.

Шшш… - шуршит опавший лист.

Жжж… - шмели в саду жужжат.

Ррр… - моторы тарахтят.

На преграду натыкаются.

Очень сильно удивляются …согласные


- Звуки, при произнесении которых воздух проходит во рту свободно, называются гласными.

- В звучащей речи человека есть звуки, которые образуются через преодоление выдыхаемым воздухом препятствий в виде губ, зубов и языка. Из-за этого мы слышим шум. Это согласные звуки.

- Из шума состоят все согласные звуки. Но в образовании некоторых согласных звуков кроме шума участвует и голос. Поэтому различают звонкие и глухие согласные звуки.


В) Физкультминутка

А – А – А – А – закачалась голова, (качать головой вправо-влево)

О – О – О – О – закрутилось колесо, (сложить руки кольцом перед собой,

слегка вращать вправо-влево)

У – У – У – У – у машины руль держу, (вытянуть руки вперед, «держать

руль»)

И – И – И – И – руки выше потяни, (тянуть руки вверх)

Ы – Ы – Ы – Ы – моем в доме мы полы. (опустить руки вниз, отводить

вправо-влево)

Э – Э – Э – Э – две руки на голове. (поднять руки за голову).

  1. Закрепление изученного.

А) Минутка чистописания


Б) Упражнение «Добавляй-ка»

На доске записаны слова и буквы в скобках, если необходимо, то рядом картинки-подсказки:

ро…а (з, с, щ, т, х)

ко…а (з, р, б, ж, л)

…очка (т, к, б, п, н)

- Какие буквы из скобок нужно добавить, чтобы получились слова? Какую букву вставили? Какой звук она обозначает?

- Запишите получившиеся слова:

= выделите в них гласные буквы,

= подчеркните те буквы, которые изменялись.


В) Упражнение в выделении гласных и согласных звуков и букв

- Прочтите слова, записанные на доске.

рожки-ложки, дым-дом, тень-день, шагал-шакал

- Что интересного вы заметили?

- Какими звуками/буквами одно слово отличается от другого?

- Прочтите первую пару слов. Какие гласные звуки вы услышали? Какие согласные звуки вы услышали? Какими буквами они отличаются? (Буквами р-л.) Охарактеризуйте звуки, которые отличают одно слово от другого. Запишите эти слова в тетрадь, выделите гласные, затем согласные, которыми они отличаются.

- Прочтите вторую пару слов. Какими буквами отличаются? (Буквами ы-о.) Охарактеризуйте звуки, которые отличают одно слово от другого. Запишите эти слова в тетрадь, выделите гласные, которыми они отличаются, затем подчеркните согласные.

- Прочтите третью пару слов. Какими буквами отличаются? (Буквами т-д.) Охарактеризуйте звуки, которые отличают одно слово от другого. Запишите эти слова в тетрадь, выделите гласные, затем согласные, которыми они отличаются.

- Прочтите четвертую пару слов. Что вы можете сказать об этих словах? Какими буквами отличаются? (Буквами г-к.) Охарактеризуйте звуки, которые отличают одно слово от другого. Запишите эти слова в тетрадь, выделите гласные, затем согласные, которыми они отличаются.

- В каком домике живут гласные/согласные звуки? Назовите любые гласные/согласные звуки. Почему эти звуки называют гласными/согласными?

- Гласные звуки образуются только при помощи голоса.

- Звуки, при произнесении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык), называются согласными.

- Помните, звуки мы произносим и слышим, а буквы — видим и пишем.


  1. Итог урока.

- Что полезного вы узнали сегодня на уроке?

- Назовите гласные звуки. Почему они называются гласными?

- Сколько гласных букв в алфавите?

- Назовите согласные звуки. Почему они называются согласными?

- Чем гласный отличается от согласного?

- Есть ли буквы в русском алфавите, которые не обозначают никаких звуков?

- Оцените свою работу на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!