СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала 6 класс (Ладыженская)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала 6 класс (Ладыженская)»

Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала

Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала

ЦЕЛИ познакомить с чередованием гласных а — о в корнях -клан- — -клон-, -твар- — -твор-, -плав- — -плов- об общить правила правописания гласных в корнях с чередованием закрепить умение различать корни с чередованием гласных и проверяемыми безударными гласными

ЦЕЛИ

  • познакомить с чередованием гласных а — о в корнях -клан- — -клон-, -твар- — -твор-, -плав- — -плов-
  • об общить правила правописания гласных в корнях с чередованием
  • закрепить умение различать корни с чередованием гласных и проверяемыми безударными гласными
Словообразовательная разминка Сгруппируйте слова по способам образования : подставка, подстаканник, подтекст, подножка, подход, подкуп, подраздел, подворотничок, подливка. Приставочный : подтекст, подраздел. Суффиксальный : подставка, подливка. Приставочно-суффиксальный : подстаканник, подножка, подворотничок. Бессуффиксный : подход, подкуп.

Словообразовательная разминка

Сгруппируйте слова по способам образования : подставка, подстаканник, подтекст, подножка, подход, подкуп, подраздел, подворотничок, подливка.

Приставочный : подтекст, подраздел.

Суффиксальный : подставка, подливка.

Приставочно-суффиксальный : подстаканник, подножка, подворотничок.

Бессуффиксный : подход, подкуп.

Есть группа корней, в которых есть чередование. Это корни -клан- — -клон-, -твар- — -твор-, -плав- — -плов. Сравните: склониться, поклон, кланяться; творить, творчество, тварь; плавучий, плавательный, пловец. В этих корнях выбор гласной в безударной позиции диктуется традицией, как и в корнях -гар- — -гор-, -зар- — -зор-. По этому запомнить надо только тот вариант, который пишется без ударения. Исключения: утварь, пловец, пловчиха».

Есть группа корней, в которых есть чередование. Это корни -клан- — -клон-, -твар- — -твор-, -плав- — -плов. Сравните: склониться, поклон, кланяться; творить, творчество, тварь; плавучий, плавательный, пловец.

В этих корнях выбор гласной в безударной позиции диктуется традицией, как и в корнях -гар- — -гор-, -зар- — -зор-. По этому запомнить надо только тот вариант, который пишется без ударения.

Исключения: утварь, пловец, пловчиха».

Осложнённое списывание В окно скл...нился древний клён. Я плакал на з…ре, когда померкли дали. Г…рит восток з…рёю новой. Он видел в ней красу тв…ренья! Не сплю, но спящим притв…рился. Погиб и кормщик и пл…вец! Напрасно я ходил на покл…ненье в обители к великим чудотворцам.

Осложнённое списывание

  • В окно скл...нился древний клён.
  • Я плакал на з…ре, когда померкли дали.
  • Г…рит восток з…рёю новой.
  • Он видел в ней красу тв…ренья!
  • Не сплю, но спящим притв…рился.
  • Погиб и кормщик и пл…вец!
  • Напрасно я ходил на покл…ненье в обители к великим чудотворцам.
Покл…ниться, притв…риться, стихотв…рение, оз…ренье, попл…вок, укл…няться, благотв…рительный, пог…релец, оз…рять, накл…нилась, спл…влять, натв…рить, дог…рает, раств…ритель, скл…нение, утв…рь, обг…ревший, тв…рец, з…рницы.

Покл…ниться, притв…риться, стихотв…рение, оз…ренье, попл…вок, укл…няться, благотв…рительный, пог…релец, оз…рять, накл…нилась, спл…влять, натв…рить, дог…рает, раств…ритель, скл…нение, утв…рь, обг…ревший, тв…рец, з…рницы.

Упражнение на различение похожих корней Записать слова в столбики, сгруппировав их по лексическому значению. В словах с чередованием над корнем написать букву ч. Озарить, разориться, озорной, разорительный, озорничать, зарево , позорный, обзор, беспризорный, озорник, прозорливый, узорчатый, озарённый, зарница , опозориться, зоркий , разорение, озорство, зорюшка.

Упражнение на различение похожих корней

Записать слова в столбики, сгруппировав их по лексическому значению. В словах с чередованием над корнем написать букву ч.

Озарить, разориться, озорной, разорительный, озорничать, зарево , позорный, обзор, беспризорный, озорник, прозорливый, узорчатый, озарённый, зарница , опозориться, зоркий , разорение, озорство, зорюшка.

Составление итоговой таблицы «Чередование гласных  в корнях слов» Выбор гласной зависит от следующего за корнем Выбор гласной зависит -Бир а- — -бер-; -мира- — -мер-; -Лаг- — -лож-; от следующей за ней -пир а- — -пер-; -тира- — суффикса -а- -раст- — -ращ- — -рос-. согласной -тер- ; -дир а- — -дер-; -жига- — -жег-; -стил а- — -стел-; Исключения: отрасль, ростовщик, Ростов, Ростислав, росток, подростковый (производное от подросток). -блист а- — -блест-, -блесн-; -чит а- — -чет-. -Скак- — -скоч-. Исключения: скачу, скачок, скача Исключения: сочетать, сочетание, чета. -Кас а- — -кос-; -им- — -а-(-я-), -ин — -а-(-я-)

Составление итоговой таблицы «Чередование гласных в корнях слов»

Выбор гласной зависит

от следующего за корнем

Выбор гласной зависит

-Бир а- — -бер-; -мира- — -мер-;

-Лаг- — -лож-;

от следующей за ней

-пир а- — -пер-; -тира- —

суффикса -а-

-раст- — -ращ- — -рос-.

согласной

-тер- ; -дир а- — -дер-; -жига- —

-жег-; -стил а- — -стел-;

Исключения: отрасль, ростовщик, Ростов, Ростислав, росток, подростковый

(производное от подросток).

-блист а- — -блест-, -блесн-;

-чит а- — -чет-.

-Скак- — -скоч-.

Исключения: скачу, скачок, скача

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

-Кас а- — -кос-; -им- — -а-(-я-),

-ин — -а-(-я-)

Выбор гласной зависит от безударной позиции Выбор гласной зависит Без ударения пиши: от лексического значения -гор-; -клон-; -твор-; -Мок- (-моч-) — «пропускать -зар-; -плав-. жидкость»; -мак- — «погру жать в жидкость»; Исключения: выгарки, изгарь, -равн- — «равный, наравне, пригарь, утварь, пловец, пловчиха одинаковый»; -ровн- — «прямой, гладкий, ровный». Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень

Выбор гласной зависит

от безударной позиции

Выбор гласной зависит

Без ударения пиши:

от лексического значения

-гор-; -клон-; -твор-;

-Мок- (-моч-) — «пропускать

-зар-; -плав-.

жидкость»; -мак- — «погру жать в жидкость»;

Исключения: выгарки, изгарь,

-равн- — «равный, наравне,

пригарь, утварь, пловец, пловчиха

одинаковый»;

-ровн- — «прямой, гладкий,

ровный».

Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать стихотворение И. Никитина «Рассыпались звёзды, дрожат и горят…», выписать из него в два столбика слова — с чередующимися гласными в корнях слов и с проверяемыми гласными, обозначить орфограммы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать стихотворение И. Никитина «Рассыпались звёзды, дрожат и горят…», выписать из него в два столбика слова — с чередующимися гласными в корнях слов и с проверяемыми гласными, обозначить орфограммы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя