СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласный звук [у], буквы У, у, особенности произношения звука [у].

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Гласный звук [у], буквы У, у, особенности произношения звука [у].

Просмотр содержимого документа
«Гласный звук [у], буквы У, у, особенности произношения звука [у].»

Тема: Гласный звук [у], буквы У, у, особенности произношения звука [у].

Задачи: познакомить с буквами, обозначающими гласный звук «у»; продолжать учить озвучивать буквы; дать общее представление о назначении больших букв; познакомить с «У» как целым словом; продолжать составлять схемы предложений, сравнить раздельное начертание слов в предложении с их слитным произношением; развивать воображение, фонематический слух; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Обучение УУД:

- умение следовать инструкции учителя при выполнении задания;

- умение находить необходимую информацию в учебнике;

- умение использовать ленту букв;

- умение дополнять ответ одноклассника;

- умение работать в паре

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться!

Работать как? Старательно.

А слушать как? Внимательно.

Если хочешь отвечать – руку не забудь поднять.

Если спросят – надо встать, громко, четко отвечать.

II. Актуализация знаний.

В класс приносится письмо.

- Ой, ребята, нам кто-то прислал письмо, хотите его прочитать? «Дорогие, ребята! Приглашаю Вас в гости.»

- Кто же нас пригласил? Непонятно! На конверте нет адреса и подписи. Кто же этот незнакомец? Хотите узнать? Для того, чтобы узнать, кто же этот незваный гость, посмотрите внимательно на рисунок- «Большой Ух».

- Кто это, ребята?

- Большой Ух нес нам в подарок буквы, но нечаянно выронил их и они все рассыпались, вот все, что от них осталось. Ребята, помогите, пожалуйста!

- Ребята, а с какими буквами вы уже познакомились на предыдущих уроках? (А,О,И,Ы)

- Какие звуки обозначают эти буквы? (гласные)

- Докажите, пожалуйста, что это гласные звуки (произносятся свободно, нет при произношении преград, поются).

- Каким цветом эти звуки обозначаются в схемах? (красным)

- Какая здесь буква лишняя? (И)

- Почему на ленте букв буква «и» стоит отдельно от букв А, О, Ы? Какую помощь она оказывает согласным буквам? (обозначает на письме их мягкость, подсказывает, что согласные звуки, стоящие перед ней, произносятся мягко)

III. Постановка темы и цели урока

Ребята, но по дороге к нам в гости Большой Ух заблудился и попал в дремучий лес.

Он впервые услышал, как кричит филин.

- А вы знаете, как кричит филин? (Ух-ух.)

- А как воет волк. (У-у-у.)

- А как кричит кукушка? (Ку-ку.)

- Какой звук повторялся всякий раз, когда вы отвечали на мои вопросы? (у)

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (мы познакомимся с новым звуком и с буквой, которая обозначает этот звук на письме)

- Правильно, ребята!

IV. Работа над новым материалом

  1. Артикуляция при произношении звука [у].

-Ребята, Большой Ух так любит играть. Вот и сейчас он предлагает нам поиграть в парах. Посмотрите друг на друга.

– Произносите звук «у» громко, тихо.

- Когда мы произносим звук «у», каково расположение наших губ (губы вытянуты трубочкой);

- Как проходит воздух? Нет ли препятствий на пути?

- Так какой же это звук? С какими звуками он дружит?

- Охарактеризуйте новый звук. Какой он? (он гласный, так как не встречает преград при произношении, поется). Давайте попробуем спеть песенку, используя этот звук.

Молодцы, ребята! Большому Уху так понравилось с вами играть, что он предлагает поиграть еще в одну игру с его любимой буквой. Я буду произносить звуки, если вы услышите звук «у», вы хлопаете в ладоши 1 раз.

У И А У Я Ы У О У Э Ю Ы У А Ы И У А О И Я У Ы А Э Ю О У У Я О А У

2. Игра «Аукцион».

- Ребята, раз Большой Ух сегодня пришел к нам в гости, то давайте подарим ему предметы, в названиях которых звучит звук «у».

- Кто угадает больше слов на букву «У»?

1) у кого глаза на рогах, а дом на спине?

2) Неядовитая змея с желтыми пятнами на голове?

3) вечерняя еда

4) На одном конце чудак –

На другом конце червяк.

5) Школьник

6) Суп из рыбы

7) Начало дня

- Молодцы, ребята. Большому Уху очень пригодятся эти слова.

- Ребята, когда Большой Ух заблудился в лесу, он встретил там девочку Машу.

- Попробуйте и вы найти Машу на с.38 учебника. Давайте позовем Машу: «Ау! Ау! Маша! Ау!»

- Посмотрите, ребята, 

 что у девочки в руках? (корзинка с грибами)

- В какое время суток происходит это событие?

- Почему девочка кричит? (Она заблудилась в лесу.)

3. Работа над интонацией.

- А как будет кричать Маша, если она очень напугана? Если она зовет кого-то?

4. Соотнесение букв У, у со звуком [у].

- Давайте обозначим этот новый звук буквой. Может кто-нибудь из вас уже знает эту букву. Посмотрите Большой Ух принес вам в помощь картинки (вывесить картинки «На что похожа буква У»). На что похожа эта буква?

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто.


Вот - сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву ...

-Большой Ух очень любит эту букву. А почему, догадались? (эта буква есть в его имени).

- На письме звук «у» обозначается буквой «У» (вывешивается печатная заглавная и строчная буква У).

- Ребята, а чем эти буквы отличаются между собой? Зачем нужна заглавная буква?

5. Чтение слов и предложений на с.38

- Ребята, Большой Ух так любит, когда ему читают сказки. Давайте все вместе попробуем почитать ему (учитель вывешивает на доске таблицу из набора «Обучение грамоте»).

Ау! Уа! У! А-а-а!

(чтение по 1 человеку)

- А теперь почитаем по рядам (чтение хором и «цепочкой»).

На доске:

ау ао ио уо ыу

уа оа ои оу уы

1 ряд 2 ряд хором

- Ребята, а почему здесь буква У строчная, а выше она заглавная (потому что это сочетания букв, а это предложения)

- Молодцы! Большой Ух очень доволен вашим чтением.

- Ребята, пока Большой Ух добирался до нас, он встретил немало приключений на своем пути: выйдя из леса Большой Ух попал на птичий двор.

V. Физминутка (Танец маленьких утят).

VI. Беседа по иллюстрации на с. 36

- Ребята, давайте, и мы с вами понаблюдаем, за тем, что происходит на птичьем дворе.

- Кого вы видите на иллюстрации на с. 36 (кур, уток, гусей, индюков?)

- Вспомните из какой сказки этот фрагмент?

- Посмотрите на рисунок, как называют маленьких желтых птенцов? (Гусята.)

- Как этих птиц можно назвать одним словом? Что это за птицы? (Домашние.)

- В названиях каких птиц есть наш новый звук?

-утка. Где этот звук находится в слове: в начале, середине или конце?

- курица, гусь, утята, индюк)

VII. Работа с предложением.

- Придумайте несколько предложений про утят.

- А что же узнал Большой Ух, побывав на птичьем дворе?

VIII. Чтение стихотворения с. 37.

- Кто сможет прочитать нам стихотворение из учебника на с.37. А все остальные двигаем пальчиком и следим глазками.

Как незаметно дня летят!

И вместо маленьких утят,

Отважных желтеньких малюток,

Мы видим важных белых уток.

Эти утки даже «Кря!»

Никому не скажут зря.

(читаем 2 раза, 1 раз 1 ученик, 2 раз хором).

- О ком это предложение?

Слого-звуковой анализ слов «утка», «курица».

- а давайте выложим из звуков слово «утята» (2 ученика выкладывают слово за доской, остальные на парте)

У Т Я Т А

- Почему ты обозначил этот звук синим цветом? (он твердый, стоит перед «а»)

- А каким цветом вы обозначили гласные звуки? (красным)

- А почему ты обозначил этот звук зеленым? (он мягкий)

-Давайте поставим ударение. Хором произносим слово «утята». Какой звук произносится громче? (а)

- А какие бывают гласные (ударные, безударные)

к у р и ц а

- А почему ты обозначил этот звук зеленым? (он мягкий, стоит после и)

- В какой части слова находится звук У ? (в середине)

- После какого звука стоит звук У в слове «курица»? (после согласного)

- А какой это согласный? (твердый)

- Какой вывод мы можем сделать?

- Действительно, буква У обозначает твердость предшествующего согласного звука.

- Этот гласный звук дает команду согласным: «Будь твердым!»

-Давайте поставим ударение. Хором произносим слово «курица». Какой звук тянется дольше? (у)

- Ребята, а что вы заметили? В 1 слове он ударный, а во втором – безударный. Если звук «у» в одном случае ударный, в другом – безударный, то звук У может быть каким?

- Давайте разместим нашу букву в вагончике (специально вешаю букву в другой ряд) (если не догадаются, сказать, что Большой Ух заметил ошибку)

IX. Закрепление.

- Ребята, а у Большого Уха есть лучший друг, но он очень стеснительный и боится показаться нам на глаза. Зная такую особенность своего друга, Большой Ух приготовил его описание. Но так как Большой Ух очень рассеянный, он немного напутал. Чтобы узнать друга Большого Уха, уберите слова, в которых нет буквы «У».

- Какие слова остались? Но чтобы вы не ошиблись послушайте внимательно стихотворение.

Длинноушка.

Хочешь, куплю тебе зайца большого? И ничего, что он старенький стал:

Нет, - отвечаю я, - честное слово! Это, наверно, от игр он устал.

Я не желаю другую игрушку - Длинные ушки и пуговка-глаз...

Я же люблю своего Длинноушку! Он мне дороже всех в тысячу раз!

- Так кто же друг Большого Уха (заяц)

- Ребята, а что общего у Большого Уха и зайчика (уши)

- В русском языке есть много выражений про уши, например:

1) сказать на ушко – сообщить что-нибудь по секрету.

2) развесить уши – быть слишком доверчивым: тебе говорят неправду, а ты веришь;

3) на ухо медведь наступил – так говорят о человеке, у которого очень плохой слух;

- На прощание Большой Ух и Длинноушка проверят, хорошо ли вы усвоили новый звук и умеете ли вы находить его в словах. А для этого послушайте рассказ:

Утенок увидел улитку.

- Ух! - удивился утенок. - Угощение! Ужин. Уползла улитка.

- У-у! - унывал утенок. - Ужин убежал! Ускользнул!

- Уймись! - убеждала упрямого утенка утка. - Улитка - ужиный ужин.

- Угу! - утешился утенок.

X. Подведение итогов урока

- С какой новой буквой вы познакомились? Какой звук обозначается этой буквой?

- Какую роль в словах играет новый звук? (Образует слог, обозначает твердость согласного звука при произношении.) Что мы узнали про новый звук, какой он (гласный, ударный или безударный)

- Как вы думаете, пригодятся ли вам новые знания в жизни?




















Самоанализ.

В моем классе проводился урок обучения грамоте на тему «Гласный звук [у] ,буквы У, особенности произношения звука [у].»


Задачи: познакомить с буквами, обозначающими гласный звук «у»; продолжать учить озвучивать буквы; дать общее представление о назначении больших букв; познакомить с «У» как целым словом; развивать воображение, фонематический слух; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Обучение УУД:

- умение следовать инструкции учителя при выполнении задания;

- умение находить необходимую информацию в учебнике;

- умение использовать ленту букв;

- умение дополнять ответ одноклассника;

- умение работать в паре

Исходя из задач урока, отбиралось содержание материала в соответствии с программой.

На протяжении всего урока дети были заинтересованы путешествием главного гкроя и играми, предложенными им.

Работоспособность учащихся старалась обеспечить за счет разнообразных методов и приемов на всех этапах работы, которые нацелены на разные виды восприятия: зрительное – оформление доски наглядностью, в виде предметных картинок, изображений персонажей; слуховое – стихи; тактильное восприятие – работа с карточками.

При изучении нового материала были использованы дидактические игры.

Проблемно-поисковый метод в работе позволил сэкономить время при изучении нового материала. Использовались знания и умения детей, усвоенные на предыдущих уроках (гласные – согласные, ударные – безударные и т.д.).

При выполнении заданий старалась сочетать общеклассную работу (устный опрос в работе с учебником), индивидуальную работу с карточками, работу в парах (артикуляция звука (у)).

Контроль на уроке обеспечивался самопроверкой, взаимопроверкой, фронтально-индивидуальным опросом, визуально-демонстративный опрос.

С учетом возраста учащихся были проведены:

1) динамическая пауза в виде хлопков;

2) танцевальная минутка для расслабления мышц спины, ног, рук, для снятия общего утомления.

Считаю, что объем и сложность использованных заданий соответствуют возрастным особенностям на данном этапе обучения.

Поставленные задачи считаю выполненными.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!