СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласные в приставках при- и пре

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Гласные в приставках при- и пре»

Автор: Сечина Екатерина Михайловна, учитель русского языка и литературы.

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Тема: «Гласные в приставках при- и пре-».

Учебно-методическое обеспечение:

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцева и др.

Время реализации занятия: 45минут

Авторский медиапродукт:

1. I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word.


Тип урока: урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения.


Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с)

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также критическое мышление, внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативную компетентность.


Оборудование: компьютерная презентация по изучаемой теме, таблицы, опорная схема, сигнальные карточки, учебник русского языка для 6 класса (авторы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская).


Ход урока:

I. Орфографическая пятиминутка

На доске написаны слова:

Бе..покойный, пр..колоть, бе..вкусный, бе..шумный, бе..мятежность, пр..бежать, бе..полезный, пр..школьный, и..толковать, и..давать, пр..добрый, бе..домный

Проблемный вопрос: На какие группы и почему можно разделить эти слова?

Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на -з(-с). Выделить орфограмму в приставке, вспомнить правило.

Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило.

-Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила)

Формулировка темы и цели урока

-Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.

-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

(Познакомиться с правилом написания гласных е - и в приставках при- и пре-)

II. Изучение нового материала

Обратимся к компьютерной презентации. На слайде показаны слова:

Пр..скакть, пр..лететь, пр..катить, пр..плыть, пр..ехат,

Пр..шить,пр..клеить, пр..бить

Пр..морский, пр..школьный, пр..дворный, пр..дорожный

Пр..открыть,пр..гореть

Пр..забавный, пр..добрый,пр..милый

Пр..градить, пр..рвать

-Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?

Выслушать мнения ребят.

-Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.

-Какое общее значение объединяет слова 1 группы (2 - 6)?

Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, учитель на доске вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записываем значение.

-Ребята, сделайте выводы, когда пишется и - е в приставках?

В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:

ПРИ -

Приближение = близко

Присоединение = друг к другу

Расположение вблизи = около

Неполное действие = чуть-чуть

ПРЕ-

Пре = очень

Пре = пере-

Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах

преградить - перегородить

преступить - переступить

прервать - перервать

-Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-


А теперь послушайте стихотворение о приставках пре- и при-.

Я В ФАНТАСТИЧЕСКОЙ СТРАНЕ!

Я в фантастической стране!

Попал туда в ПРЕкрасном сне.

ПРЕнеобычный сон, ну, очень.

В ракете ПРИгрунтился точно.

Сияет светом розовым планета,

Похожая на Марс по всем приметам.

ПРИкрыл глаза, боясь вспугнуть виденье.

Чуть ПРИоткрыл и , будто наважденье,

ПРИблизились два существа ПРЕдлинных,

Колючки ПРИлепились к ним обильно.

ПРЕграды из камней ПРЕодолели,

ПРЕтонкими вдруг голосочками запели.

ПРИслушался я к песням их красивым,

ПРЕсладкий звук! Но тут рубин массивный

Упал, ПРИжав траву,  меня коснулся...

От страха закричав, я сразу же проснулся.

III. Закрепление изученного

1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием)

На доске записаны слова:

приехать, приморье, припаять, премилый, презабавный, преломить, присесть.

2) Осложненное списывание

ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, потом вставляют пропущенную букву

Пр..винтить, пр..лететь, пр..веселый, пр..морский, пр..града

3) Кто больше? Привести свои примеры на каждое значение. Объяснить написание.

4) Работа с учебником.

Выполнение упражнения 154 по вариантам (1 вариант выписывает слова с приставками при-, второй – с приставками пре-).

5) Индивидуальные карточки (для тех, кто раньше других выполнил упражнение)

Карточка 1

Распределите слова в две колонки (с приставками при- и пре-): пр..цепить, пр..колоть, пр..дорожный, пр..градить, пр..милый пр..остаановить, пр..винтить, пр..спокойный

Карточка 2

Составить предложения со словами из рамочек (с. 69 учебника).

6) Работа с сигнальными карточками Е И

Приземлиться, прицепить, пресерьезный, приморский, прекрасный, прискакать, прижечь, предобрый, приоткрыть, присесть, предлинный, преградить.

7) Морфологическая шарада «Собери слово».

Составить слово, взяв указанные морфемы из других слов

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в собрании обнаружится вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом – по мне на уроки пойдете.

(расписание)

IV.Итог урока

-С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

-Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ- ?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VII.Домашнее задание: § 32, упр. 157 (упр. 158

Индивидуальное задание: написать сообщение на лингвистическую тему «Правописание приставок пре- и при-».


1. Выборочный диктант: выбрать слова, в которых есть приставки пре/при, объяснить их правописание. Владимир Андреевич приближался  к  родной Кистенёвке. «Боже мой! – прервала    барыня,- да она премиленькая собачка». Алексей приподнялся на руках – ноги совсем не двигались – и поднял со снега пистолет. Валек, прибежавший вслед за мной  на гору, держал в руках булку. – Откуда взяты эти предложения? Назовите автора и произведение.

2. «Угадай-ка»: – Какую часть слова можно найти в земле? /корень/ – Почему в слове близсидящий не происходит замены буквы з на с? /здесь нет приставки, а есть два корня/

3. Творческий диктант: данные словосочетания заменить близкими по значению словами, но с приставками пре/при; объяснить их правописание. Участок при школе/ пришкольный/, полоса около моря/приморская/, город на Волге / приволжский/, чуть-чуть открыть окно/ приоткрыть/, умолкнуть на короткое время/приумолкнуть/,      слегка затворить дверь/ притворить/, очень добрый человек/ предобрый/, очень красивый звук/ прекрасный/. 4.

Творческая работа «Продолжи строчку». – Объясните правописание приставок пре/при. – Откуда эти строчки? Назовите автора и произведение.  Если сможете, то продолжите строчки. – Час обеда (приближался, топот по двору раздался) – Там о заре (прихлынут волны на брег песчаный и пустой) – Кто-то терем (прибирал да хозяев поджидал) – Пирожок лишь разломила да (кусочек прикусила) – Ещё ты дремлешь, (друг прелестный) – Затихли ветерки, замолкли птичек хоры и (прилегли стада) - Ну, всякий Ларчиком (прекрасным любовался)

5. Игра «Третий лишний»:

Приречный, приусадебный, прилепил.

Прескромный, пристанционный, прескучный.

Прискакал, привинтил, привязал.

7. Слово учителя: Молодцы! Вы очень хорошо поработали. А теперь я приглашаю вас на прогулку в летний лес. Вначале прослушаем одну удивительную композицию. Называется она «Звуки природы» /Звучит композиция/ Перед вами ещё висят иллюстрации и репродукции картин об этом прекрасном времени года.   Используя материал урока, в том числе и слова, словосочетания, напишите сочинение-миниатюру «Прогулка по лесу» Необходимое условие: использовать как можно больше слов с приставками пре/при, обозначить их в тексте сочинения.

8. Работа над сочинением. Проверка. Рецензирование.


Д/З: повторить правила, выучить слова в рамках.