СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные члены предложения. Подлежащее. (Электронная презентация к уроку русского языка в 8 классе)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главные члены предложения. Подлежащее. (Электронная презентация к уроку русского языка в 8 классе)

Просмотр содержимого документа
«Главные члены предложения. Подлежащее. (Электронная презентация к уроку русского языка в 8 классе)»

Русский язык, 8 класс Главные члены предложения. Подлежащее.

Русский язык, 8 класс

Главные члены предложения.

Подлежащее.

Повторение.  «Виды связи  в словосочетании»

Повторение. «Виды связи в словосочетании»

Виды связи слов в словосочетании согласование управление примыкание зависимое слово отвечает на вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? зависимое слово отвечает на вопросы зависимое слово – неизменяемая часть речи: наречие, деепричастие, инфинитив, притяжательное местоимение: её, его, их согласуется с главным в роде, числе, падеже падежей

Виды связи слов в словосочетании

согласование

управление

примыкание

зависимое слово отвечает на вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?

зависимое слово отвечает на вопросы

зависимое слово – неизменяемая часть речи: наречие, деепричастие, инфинитив, притяжательное местоимение: её, его, их

согласуется с главным в роде, числе, падеже

падежей

1.В каком словосочетании вид связи – управление? а) запах черемухи б) цветочный аромат в) приятный запах

1.В каком словосочетании вид связи – управление?

а) запах черемухи

б) цветочный аромат

в) приятный запах

2.Определите вид связи в словосочетании приятный запах а) управление б) согласование в) примыкание

2.Определите вид связи в словосочетании приятный запах

а) управление

б) согласование

в) примыкание

3.В каком словосочетании связь – согласование? а) душистая черемуха б) наслаждается красотой в) любуясь цветами

3.В каком словосочетании связь – согласование?

а) душистая черемуха

б) наслаждается красотой

в) любуясь цветами

4.В каком словосочетании связь – управление? а) цветущие сады б) чудесный букет в) ветка черемухи

4.В каком словосочетании связь – управление?

а) цветущие сады

б) чудесный букет

в) ветка черемухи

5.Укажи «третье лишнее» а) ветка сирени б) стать читателем в) наш подъезд

5.Укажи «третье лишнее»

а) ветка сирени

б) стать читателем

в) наш подъезд

6.В каком словосочетании связь – примыкание? Код 1.а) 2.б) 3.а) 4.в) 5.в) 6.б) а) написать диктант б) написать отлично Молодцы! в) хорошая оценка

6.В каком словосочетании связь – примыкание?

Код

1.а)

2.б)

3.а)

4.в)

5.в)

6.б)

а) написать диктант

б) написать отлично

Молодцы!

в) хорошая оценка

Какое сочетание слов не является словосочетанием? Почему? Черемуха душистая с весною расцвела.  ? а)черемуха с весною в)расцвела душистая б)черемуха расцвела

Какое сочетание слов не является словосочетанием? Почему?

Черемуха душистая с весною расцвела.

?

а)черемуха с весною

в)расцвела душистая

б)черемуха расцвела

 Главные члены предложения. Подлежащее

Главные члены

предложения.

Подлежащее

Главные члены предложения  называет   отвечает

Главные члены предложения

называет

отвечает

Главные члены предложения сказуемое подлежащее называет О ком или о чем говорится в предложении Что говорится о подлежащем отвечает что делает предмет? каков он? что он такое? Кто? Что?

Главные члены предложения

сказуемое

подлежащее

называет

О ком или о чем говорится в предложении

Что говорится о подлежащем

отвечает

что делает предмет? каков он? что он такое?

Кто?

Что?

Способы выражения подлежащего 1.Имя существительное в именительном падеже 2. Местоимение, числительное в именительном падеже 3.Любая часть речи в значении существительного 4.Инфинитив 5. Неделимое словосочетание

Способы выражения подлежащего

1.Имя существительное в именительном падеже

2. Местоимение, числительное в именительном

падеже

3.Любая часть речи в значении существительного

4.Инфинитив

5. Неделимое словосочетание

Поезд мчался в неясную даль.

Поезд мчался в неясную даль.

Все утомились за день до изнеможения. Двое уже обогнали меня. Что это такое?

Все утомились за день до изнеможения.

Двое уже обогнали меня.

Что это такое?

Вот раздалося ау вдалеке. Слабенькое гав-гав собачонки никого не пугало. Во время детского чая большие сидели на балконе. Танцующие теснились и толкали друг друга.

Вот раздалося ау вдалеке.

Слабенькое гав-гав собачонки никого не пугало.

Во время детского чая большие сидели на балконе.

Танцующие теснились и толкали друг друга.

 Врага уничтожить – большая заслуга, а друга спасти – это высшая честь.

Врага уничтожить – большая заслуга, а друга спасти – это высшая честь.

 Две капли брызнули в стекло.  Мы с приятелем вдвоем замечательно живем.

Две капли брызнули в стекло.

Мы с приятелем вдвоем замечательно живем.

Синтаксически неделимые словосочетания имеют значения в целом, и если его разбить на разные члены предложения, то может получиться довольно забавно, потому что название предмета, выполняющего действие, исказиться Анютины глазки буйно цвели под окном. Анютины глазки буйно цвели под окном.
  • Синтаксически неделимые словосочетания имеют значения в целом, и если его разбить на разные члены предложения, то может получиться довольно забавно, потому что название предмета, выполняющего действие, исказиться

Анютины глазки буйно цвели под окном.

Анютины глазки буйно цвели под окном.

 Подчеркните подлежащее и дополнение     1.Хороший снежок урожай сбережет.  2.Проспект засыпал снег.  3.Кленовый лист срывает ветер сильный.

Подчеркните подлежащее и дополнение

1.Хороший снежок урожай сбережет.

2.Проспект засыпал снег.

3.Кленовый лист срывает ветер сильный.

Проверка 1.Хороший снежок урожай сбережет.  2.Проспект засыпал снег.  3.Кленовый лист срывает ветер сильный.

Проверка

1.Хороший снежок урожай сбережет.

2.Проспект засыпал снег.

3.Кленовый лист срывает ветер сильный.

Как проверить правильность вычленения подлежащего Вопрос что? Встречается в Вин. и Им. падеже. Чтобы не ошибиться в определении подлежащего надо использовать метод подстановки. Вместо слова, которое считаете подлежащим, надо поставить личное местоимение (я, мы, ты, вы, он, она, они) или любое одушевленное существительное. Если это слово встает в И.п., значит, мы нашли подлежащее, если в В.п. – дополнение. Например, слово ВЕРБЛЮД (получается иногда весело, но выручает)

Как проверить правильность вычленения подлежащего

Вопрос что? Встречается в Вин. и Им. падеже. Чтобы не ошибиться в определении подлежащего надо использовать метод подстановки. Вместо слова, которое считаете подлежащим, надо поставить личное местоимение (я, мы, ты, вы, он, она, они) или любое одушевленное существительное. Если это слово встает в И.п., значит, мы нашли подлежащее, если в В.п. – дополнение. Например, слово ВЕРБЛЮД (получается иногда весело, но выручает)

Верблюд (кто? –одуш. сущ.) Окно открыл сильный ветер . ЧТО? плащ ЧТО? дождь Способ замены: Верблюда (его) (В.п.) открыл сильный ветер. Окно открыл сильный верблюд (он)(И.П.) . Мы ищем предмет, который выполнил указанное сказуемым действие.

Верблюд (кто? –одуш. сущ.)

Окно открыл сильный ветер .

  • ЧТО? плащ
  • ЧТО? дождь

Способ замены:

Верблюда (его) (В.п.) открыл сильный ветер.

Окно открыл сильный верблюд (он)(И.П.) .

Мы ищем предмет, который выполнил указанное сказуемым действие.

 Как мы усвоили урок?  Найди подлежащее   1.Гости приехали утром. 2.Он был в музее. 3.Старшие помогали младшим. 4.Желающие могли покататься на лодке. 5.Два да два – четыре. 6.Курить- здоровью вредить. 7.Завтра не наступит никогда. 8.Га-га-га слышалось на лугу. 9.Мы с сестрой радовались возвращению домой.

Как мы усвоили урок? Найди подлежащее

1.Гости приехали утром.

2.Он был в музее.

3.Старшие помогали младшим.

4.Желающие могли покататься на лодке.

5.Два да два – четыре.

6.Курить- здоровью вредить.

7.Завтра не наступит никогда.

8.Га-га-га слышалось на лугу.

9.Мы с сестрой радовались возвращению домой.

Проверка   1.Гости 2.Он 3.Старшие 4.Желающие 5.Два да два 6.Курить 7.Завтра 8.Га-га-га 9.Мы с сестрой

Проверка

1.Гости

2.Он

3.Старшие

4.Желающие

5.Два да два

6.Курить

7.Завтра

8.Га-га-га

9.Мы с сестрой

Домашнее задание 1. § 17, упражнение 90 (часть 1). Подчеркнуть подлежащие, указать способ выражения подлежащего. 2. Разобрать слова по составу: вздыхая, сначала, утопающий, лёжа, обрушенных, исповедь. 3. Разобрать синтаксически словосочетания: семерых волков, семеро одного, он одинок. 4. Подобрать синонимы к словосочетаниям:  ехидно произнёс, радостно прижимая, штаб дивизии, молочный бидон, при тысячеградусной температуре.

Домашнее задание

1. § 17, упражнение 90 (часть 1). Подчеркнуть подлежащие, указать способ выражения подлежащего.

2. Разобрать слова по составу: вздыхая, сначала, утопающий, лёжа, обрушенных, исповедь.

3. Разобрать синтаксически словосочетания: семерых волков, семеро одного, он одинок.

4. Подобрать синонимы к словосочетаниям:  ехидно произнёс, радостно прижимая, штаб дивизии, молочный бидон, при тысячеградусной температуре.

Хорошего дня, деточки!

Хорошего дня, деточки!