СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные члены предложения. (Sözlemiň baş agzalary) А.С.Пушкин Стихотворение “Уж небо осенью дышало”

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Главные члены предложения. (Sözlemiň baş agzalary) А.С.Пушкин Стихотворение “Уж небо осенью дышало”»

Тема урока: Главные члены предложения. А.С.Пушкин Стихотворение “Уж небо осенью дышало”

Цель урока: познакомить с произведениями искусства об осени;

• показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи, как составных частей искусства;

• совершенствовать все виды речевой деятельности;

воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы, прививать любовь к поэзии.

• развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение,

умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

Наглядности и дополнительные сведения репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»;

• портрет А.С.Пушкина;

• аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года», «Октябрь»;

• аудиозапись чтения стих-я профессионального артиста;

• презентация урока

• толковые словари

• цветные листья

• рисунки уч-ся.

Вид урока:  традиционный .

Ход урока:

Организационный момент: а) проверка посещаемости учащихся и отметка

в классном журнале.б) запись новой темы: в) проверка обеспеченности

учебными принадлежностями и готовности их к уроку.

Опрос домашнего задания: а) опрос теоретического материала;

б) проверка письменных работ; в) работа по карточкам.

Обобщение пройденной темы: а) ответы на вопросы;

б) закрепление основных понятий пройденной темы и плавный

переход к новой теме.

Новая тема: Главные члены предложения. А.С.Пушкин Стихотворение“Уж небо осенью дышало”

а) вступительное слово учителя;

 Ваши впечатления ?(Мне стало грустно , потому что наступила осень.)
- О каком перироде говорится в стихотворении ? Докажите. ( Здесь говорится о поздней осени. Так как день становится короче , опадает листва, на полях туман , гуси улетают.
- Как понимаете слово караван ? (Караван – движущаяся вереница , друг за другом.
НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО – поэт небо одухотворяет, это божественная связь неба и земли. Небо вбирает в себя всё земное.
- СОЛНЫШКО БЛИСТАЛО – уменьшительно-ласкательный суффикс -ЫШК-.
- БЛИСТАЛО – торжественное слово высокого стиля.
- СЕНЬ – покров, который образуется кронами деревьев, их ветками и листьями.
- НИВА – поле
- ПОЧУЯ – чувствовать
КОНЬ ДРОЖНЫЙ – специальная почтовая служба.

«Пейзажем, - писал Михаил Пришвин,- называется совокупность животных, растений, камней и всяких других составных частей природы, отнесенных к личности человека. Во всяком интимном пейзаже движется сам человек». Заметим, «движется человек», обладающий даром видеть, слышать и чувствовать природу.

В названный выше раздел входит в сокращении XI строфа четвертой главы романа «Евгений Онегин»:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

В этих десяти строках ощутимы характерные для Пушкина прозрачная простота и лаконизм выражений. Умение немногими словами сказать о многом у Пушкина достигается смысловой точностью и выразительностью каждого слова. «Слов немного, - писал Гоголь,— но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

Уж небо осенью дышало.

Одна метафора («небо. дышало»), а какой емкий и богатый смысл она содержит! Она будит множество ассоциаций: пасмурные холодные дни, моросящий дождь.

Последующие строки с календарной точностью воссоздают характерные приметы этого времени года. Каждая строка картина осени: оголенные леса, туманы над полями, отлет птиц. Солнце, небо, поля, леса, птицы - все это в природе взаимосвязано. И весь этот мир дан в восприятии поэта, которому он дорог. Это он любовно называет солнце солнышком. Это не деревья печально расстаются с листвой, а поэту жаль уходящей красоты. Это ему довольно скучно в эту пору года. Заметим, не скучная, а«довольно скучная пора», ибо и это время несет свои радости. Пушкин любил осень, когда он особенно плодотворно работал. «И с каждой осенью я расцветаю вновь»,— писал он.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Сень - книжное архаичное слово. В Словаре Академии Российской дано такое толкование его значения: тень, шалаш, защита, покров. В контексте пушкинских строк сеньозначает зеленый убор (покров) леса. Он- то и делает лес темным, как бы хранящим некую тайну. И вот деревья, как живые, обнажаются, оголяются, сбрасывая листву. Исчезает красота — уходит тайна. Конечно же, пушкинский художественный образ неоднозначен. Каждый звук, каждое слово у Пушкина, - писал А. Слонимский, - порождает отголоски, обертоны, окружено роем ассоциаций».

Слово-образ сень в контексте — это прохлада, и тишина, и покой, которые лес дарит человеку.

Богата фоника строк (повторение сонорных л, м, н):

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Туманы осенью не стелются дымкой по земле, а, насыщенные влагой, тяжело ложатся на поля.

Гусей крикливых караван

В определении крикливых точно выделена характерная повадка этих птиц - крикливых, шумных. В контексте этих строк слово крикливых означает также, что птицы, улетая, прощаются с летом, родными местами.

Почему караван? Гуси летят не клином, как журавли, а вереницей. цепочкой. Слово тянулся имеет двойной смысл: гуси тянулись друг за другом; стремились к солнцу и теплу.

Глаголы в строфе передают многообразную жизнь природы: дышало, блистало, становился, обнажалась, ложился, тянулся, приближалась, стоял. У них особое место в строке. Инверсия («становился день», «ложился. туман», «приближалась. пора», «стоял ноябрь»), глагольная рифма (дышало - блистало, обнажалась — приближалась) делают описание динамичным: небо дышит, дни становятся короче, потер шумит, унося опадающие листья, птицы кричат и улетают, туманы ложатся на поля, скучная пора приближается, ноябрь входит и каждый дом.

Обратим внимание на то, как мастерски использована Пушкиным рифма в последних строках строфы (пора—двора):

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Дважды обращено внимание читателя на близость поздней осени: скучная пора, ноябрь у двора.

В строфе - слова повседневной речи (небо, осень, день, поля, туманы, двор и др.), слова народной поэзии (солнышко), книжные и устаревшие (блистало, сень, обнажалась, пора), лексика традиционно-поэтическая («таинственная сень», «с печальным шумом»). Этот сплав разных лексических пластов в единое целое характерен для стиля Пушкина.

Здесь все предельно просто, естественно, как записи в дневнике: короче становился день; стоял ноябрь. у двора.

«Если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом,— писал В. Г. Белинский,— мы сказали бы, что это по превосходству поэтический, художественный, артистический стих,— и этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина. »

Артистичность — это чувство меры, гармонии, естественности и красоты слова. Все эти непревзойденные достижения русской поэзии порождены великим талантом и невидимым для читателя огромным трудом, мучительным поиском единственного нужного слова.

После гибели Пушкина Жуковский, разбирая его архив, ознакомился с рукописями поэта и был поражен, «с каким трудом писал он свои легкие, летучие стихи! Нет строки, которая бы не была несколько раз перемарана».

На изучение отрывка можно отвести два занятия. Первое начнется с выяснения, что учащиеся знают о жизни Пушкина, какие произведения его прочитали, что им нравится в стихах, сказках поэта. Отталкиваясь от ответов школьников, учитель построит свое вступительное слово. Затем учитель читает строфу наизусть. Если он располагает грампластинкой (приложение к журналу «Русский язык в национальной школе», 1986), то можно прослушать строфу в исполнении актера.

На этом же уроке желательно привлечь одну из репродукций картин: «Золотая осень» И. Левитана, «Золотая осень» В. Поленова, а также прекрасных пейзажей А. Грицая: «Осень. Село Павловское», «Осень в лесу», «Осень. Северный ветер».

б) усвоение грамматического материала;

в) словарная работа;

блистало(блестеть)—ýalpyldamak

сень—kölege

обнажалась—açylmak,dökülmek,ýalaňaçlanmak(ýapraklar dökülýär)

караван—kerwen

тянулся—ugramak,ymtylmak

довольно—örän,diýseň

скучная пора—içgysgynç möwsüm

г) чтение текста учителем; д) чтение текста учащимися.

е) дополнительные материалы к теме.

Закрепление новой темы: а) ответы на вопросы по новой теме;

Какое время года описывает поэт в стихотворении?

Какими словами и выражениями передаёт нам поэт картину осени?

б) выполнение задания 14(стр56).

А.С.Пушкин родился в 1799 году.Поэт написал много стихотворений,поэмы.Он любил природу и посвятил много стихотворений.Я прочитал стихотворение “Уж небо осенью дышало”

На дом: а) задание 16(стр.56);

Осень—güýz,небо—asman,солнце—gün,лес—tokaý,туман—ümür,гусь—durna,

караван--kerwen

б) выучить правила.

Обобщение урока: а) подведение итога урока;

Сегодня я предлагаю вам создать свою осеннюю картину . Мы будем создавать аппликацию «Осенний день». Давайте создадим с вами картину?
3. Правила безопасности при работе с ножницами, клеем.
- Ребята, наша картина – это аппликация.
- Давайте вспомним, что же такое аппликация?
- Аппликация – это рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивание их на бумагу или другой материал. Аппликация бывает плоская и объёмная. Мы будем выполнять объёмную сюжетную аппликацию. Она будет состоять из нескольких предметов.
8. Планирование трудовой деятельности.
-Дети, работать будем группами и в парах.
Повторим правила работы в группах:
1-ая группа: облака.
-На бархатную бумагу обводим облако по шаблону, затем аккуратно вырезает Гладких
-____________ обводит по своей руке стебель и вырезает.
Работа в парах: трава.
-Надрезаем полоску зелёной бумаги с одной стороны.
2-ая группа: мальчики изготовляют из креповой бумаги листья.
Во время практической части вам поможет ваша память, фантазия, воображение. наблюдательность.
-Самостоятельная работа детей.
10. Сборка аппликации на полотне.
- Всё готово! Можно приступать к сборке нашей картины. ( Учитель собирает детали картины).
12 Рефлексия.
- Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем ещё надо поработать?
- Удалось ли вам сохранить хорошее настроение
В ходе нашей работы я вам давала листочки .Как называется явление ,когда листья опадают осенью с деревьев? Давайте и мы устроим в классе листопад.
Падают, падают листья, 
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.  б) поурочный балл.