СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Главный герой поэмы «Мцыри»- дни вольного счастья»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Главный герой поэмы «Мцыри»- дни вольного счастья»»

МКОУ Касьяновская СОШ









Конспект урока литературы



«Главный герой поэмы «Мцыри»-

дни вольного счастья»













Учитель русского языка и литературы

Плюха Т.Б.

Главный герой поэмы «Мцыри»- дни вольного счастья

Цель урока: обучение целостному анализу произведения.

Задачи:

- расширять творческое воображение учащихся, образное мышление, поэтическое видение мира; 

- пополнять активный словарь школьников; 

- совершенствовать навыки выразительного чтения; 

- обогащать внутренний мир обучающихся, воспитывать любовь к литературе.

- углубить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова, обучить целостному анализу поэмы;

- создать условия для  эмоционального восприятия поэтического текста.

Примеры кейс-заданий

Кейс-задание: является ли Лермонтов прообразом своего героя?

Кейс-ситуация: представьте себя на месте главного героя.  Нужно ли было убегать из монастыря из-за трех дней пребывания вне его стен?

*На каждое задание нет и не может быть однозначного ответа.

Таким образом, кейс-технологии предлагают возможные варианты решений с вероятностным прогнозом их последствий.

 

ХОД УРОКА

Слово учителя: Жизнь Лермонтова круто переменилась в феврале 1837 года. За стихотворение «Смерть поэта», посвящённое А.С.Пушкину, он был арестован. Дело о «непозволительных» стихах завершилось ссылкой – поэта отправили на Кавказ в действующую армию. Кавказ стал для М.Ю. Лермонтова не просто любимым местом уединения, он стал для него основой целого периода творчества.

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы подготовленным учеником

Формулирование темы  и цели урока

Краткое сообщение учеников

  • Об истории создания поэмы «Мцыри».

  • Об отношениях М.Ю. Лермонтова к Кавказу, жителям гор.

Работа в группах

Задания для I группы.

  • К какому литературному направлению относится произведение М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Аргументируйте свой ответ.

  • Определите тему  произведения. Докажите.

  • Какие образы предстают перед нами? Назовите их.

  • Какие понятия смешал поэт? Почему? Как эти понятия соотносятся в русском и английском языках?

  • Кейс-вопросы: Какова идея произведения? Что автор выразил своим произведением?

  • Звучит отрывок из поэмы «Мцыри».

  • Примерный ответ группы.

Это романтическая поэма. Герой-одиночка, который в финале произведения переходит в тот идеальный мир, к которому стремился. Герой стремится в единении с природой найти исцеление от своих мук. Природа параллельна чувствам человека.

Близко оно к другим произведениям Лермонтова - «Демон», «Маскарад» (изучались на уроке внеклассного чтения).

Основными понятиями произведения являются понятия «СВОБОДА» и «ВОЛЯ».

Поэт разграничивает их. Свобода – понятие относительное (монастырь-символ неволи, но несвободы). Понятие «воля» - безгранично.

Примерный кейс-ответ:

  1. Идея произведения в том, что каждый выбирает свой путь. Но и Лермонтов, и Мцыри обречены на жизнь среди чуждых им людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается одиночество в толпе. Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире "бездушных людей", "приличьем стянутых масок".

  2. Горцы (а многих из них Лермонтов считал своими друзьями, но с многими же и воевал) свободны в своем желании жить. Этому способствует особая горная природа. Многие сцены посвящены только стихии природы (барс, дикая горная природа). Читатели должны обратить внимание на совершенство окружающего мира, слиться с этой красотой.



Задания для II группы:

  • В чём особенность композиции?

  • Когда в нём слышится голос лирического героя?

  • Определите строфику произведения и количество строф.

  • Попытайтесь изложить содержание каждой части стихотворения, наблюдая за мыслями и чувствами лирического героя. О чём говорится в каждой строфе?

  • Кейс-задание: должен ли человек отдать жизнь за три дня вольного счастья?

Примерный ответ группы:

  • В произведении трудно отделить лирического героя или автора. Лермонтов всегда пытается скрыться за «маской» своих героев. Это и является особенностью композиции, в которой явно чувствуется лишь лирическое переживание героя-автора, хотя сам автор повествует об истории, случившейся с Мцыри лишь в начале поэмы.

Части поэмы связаны между собой тематически и интонационно. В их расположении отражается постепенное  слияние человека с природой и возврат в чуждый ему мир.

  • В битве с барсом гармонично сливаются мир природы и мир человеческой души. Каким же мы увидели лирического героя? Он любит жизнь во всех её проявлениях. Она даёт ему умиротворение, позволяет испытать счастье и заставляет задуматься о вечном, о красоте окружающего мира.

  • Примерный ответ на кейс-задание:

  1. Каждый должен испытать чувство безудержного счастья-осознания абсолютной свободы.

  2. Нельзя жить только страстями, свобода может стать хаосом, если она безгранична.



Задания для III группы:

  • С помощью каких художественных тропов поэту удалось создать такую красочную картину? Составьте таблицу «Тропы поэтической речи в поэме М.Лермонтова «Мцыри».

  • В чём своеобразие лексики поэмы?

  • В чём особенность синтаксических конструкций произведения? Какой троп преобладает в произведении?

Примерный ответ группы:

Тропы поэтической речи

Сравнения: Она, как червь, во мне жила….

                       Где люди вольны, как орлы…..

                       Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах

                       Я сам, как зверь, был чужд людей
                       И полз и прятался, как змей.

Метафоры:    В тени рассыпанный аул;

                         Но страх не сжал души моей:

Олицетворение: Меня могила не страшит:

                              Там, говорят, страданье спит

Вывод: Количественное соотношение сравнений преобладает над остальными тропами.

Кейс-ситуация: можем ли мы предположить, почему сравнение преобладает в произведении М.Ю, Лермонтова? Можете ли вы, используя сравнение, описать свои ощущения от путешествия на Кавказ? Какими будут сравнения?

Примерный анализ кейс-ситуации:

  1. Обычно общение с природой Кавказа доставляет чувство свободы, стихию чувств. Городской человек (особенно живущий на равнине) испытывает минуты упоения естеством, чистым горным воздухом, красотой горной природы. Именно эти ощущения могут лежать в основе таких сравнений: «горы, как могучие великаны», «небо, как бескрайнее синее полотно», «воздух, как пьянящий напиток» и т.п.

  2. Природа Кавказа вызывает ощущение ограниченности человеческой силы, власти человека над природой. Именно на Кавказе человек может чувствовать себя лишь гостем в этом мире, а не «царем природы». Возможны следующие сравнения: «человек, как песчинка в этом мире», «один, как печальный кипарис» и т.д.

Коллективная работа

- Какое впечатление произвело на вас произведение?

- Какие строки показались вам наиболее значительными? Почему?

- Сколько строф в произведении?

- Какова композиция поэмы?

- Как выразительное чтение произведения зависит от композиционного строения?

Проследить интонацию стихотворения, глубже проникнуть в его смысл поможет прослушивание прочтения поэмы «Мцыри» в исполнении М.Павленко.

- Что нового открылось вам, благодаря прослушанному прочтению?

- Как, по-вашему, следует читать поэму?

-Интонация прочтения каждой строфы будет одинакова?

- На какие слова в 1,3, 26 части будет падать логическое ударение? Почему?

Рефлексия по методике незаконченных предложений

(Формируются регулятивные УУД – осознанная оценка собственной деятельности и коммуникативные УУД – умение осознанно строить речевое высказывание в устной речи).

На уроке я узнал…

                   повторил…

                   учился…

                   понял…

                   задумался…

                   Теперь я могу…

                   Было трудно…

Домашнее задание: создать презентацию к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» («Вкушая, вкусил мало меда, и се аз умираю.1-я Книга Царств»).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!