Произведение «Недоросль» было написано в 18 столетии, после возвращения из Франции, где автор провёл около полутора лет, знакомясь с философией и социальной жизнью страны. Во Франции ему очень понравились театральные постановки, в особенности комедии. Вообще, надо сказать, что Фонвизин был влюблён в театр. Работа над пьесой заняла у писателя около трёх лет. Постановка комедии была запрещена сначала в Петербурге, затем в Москве. Всё из-за злободневности постановки: ведь Фонвизин обличал недостатки правления императрицы. Когда комедия всё-таки вышла, она имела ошеломительный успех. Власти отнеслись к «Недорослю» отрицательно — сатира в то время не приветствовалась. История начинается в доме помещиков Простаковых. За пересказ домашнего задания ученики получают по 1 баллу. А теперь перейдем к следующему этапу урока. Перед вами таблица характеристики героев пьесы а также портреты персонажей, пожалуйста, подставьте портреты героев к их именам. А теперь о каждом из низ по подробнее. Кто является главным героем, а кто второстепенным, кто отрицательный персонаж, а кто положительный, давайте разберемся. На доске представлена таблица, на которой ученики должны заполнить пустые клетки карточками. О героях, которых нет в таблице расскажите устно с места. Персонажи, которых нет в таблице: Скотинин – брат госпожи Простаковой, пустой и глупый человек Простаков-отец Митрофанушки, робкий, забитый человек. Милон — один из положительных героев комедии. Милон влюблён в Софью, в которой видит смысл своей жизни. В пьесе Милон — пример истинного благородства, добродетели и гуманизма. Именно таким Фонвизин хотел видеть новое поколение дворянства. К остальным персонажам мы еще вернемся. За каждый правильный ответ ученики получают по 1 баллу. Комическое и трагическое в пьесе. Переходим к следующему заданию. Оцениваться данное задание будет по 1 баллу за правильный ответ. Используют информацию из учебника. Вопросы: -Что высмеивает автор в пьесе? (Произвол дворян над крестьянами) -Какое общество автор показывает в пьесе? (Невежественное) -Какие отношения автор описывает в семье Простаковых? Пьеса «Недоросль» является комедией по жанру, в ней есть также и драматическая сторона. Как говорил М.Ю.Лермонтов: «Было бы смешно, если не было б так грустно», на самом деле при детальном рассмотрении можно увидеть в произведении яркую трагедию. Высмеивая дворянство, писатель не только показывает его пороки, как это делалось и до него, но вскрывает сами причины этих пороков. В первую очередь, он касается здесь вопроса просвещения, которому отводит немаловажную роль в развитии как отдельной личности, так и всего общества. Общество, по мнению автора, создано для мыслящих, просвещенных людей, уважающих законы и помнящих о своем долге. Но многие дворяне в умственном и гражданском развитии стоят так низко, что их можно сравнить только с животными. Так пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль» по жанру комедия, вызывает смех, но только очень часто - это «смех сквозь слезы». Жанр произведения Фонвизина можно назвать «полукомедией, полудрамой». Высмеивая пороки помещичьего класса, автор показывает глубоко трагическое крушение человеческих отношений, разрушение самого института семьи, где у детей отсутствуют какие-нибудь признаки уважения и любви к родителям. Показывая отношение Митрофана к матери, драматург стремится вызвать у зрителей даже некоторую жалость к жестокой и своенравной помещице Простаковой. Примитивный и жестокий мир Простаковых. Оцениваться данное задание будет по 1 баллу за правильный ответ. Ученики отвечают на вопросы. Используют информацию из учебника. 1.Каким образом Простакова наводила порядок в доме? 2.Какая тема вынесена на первое место ? 3.Что говорит Простакова о крестьянах? 4.Как Простакова относилась к крестьянам? В «Недоросле» на первое место вынесена тема произвола помещиков, а главным критерием в оценке героев становится их отношение к крепостным крестьянам. Действие пьесы происходит в имении Простаковых. Полноправной хозяйкой в нем является госпожа Простакова, пользующаяся неограниченной властью. Она действительно руководит в подвластном ей мире, командует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Её злой нрав в полной мере раскрывается в отношении к крепостным крестьянам и дворовым людям, на которых она смотрит как на существа низшей породы, и глубоко убеждена в своем праве оскорблять и унижать их. Порядок в доме она наводит бранью и побоями. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем дом и держится». Слуги, превращенные Простаковой в рабов, утратили даже человеческие имена. Нетрудно представить и понять, в каких условиях живут крепостные крестьяне этой помещицы. «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» - жалуется брату Простакова, чье благосостояние держится на ограблении своих крепостных. «Случайное колесо». За каждый правильный ответ ученик получает по 2 балла. А теперь обратите внимание на интерактивную доску, следующие задания – это будут викторины. Первая викторина называется «Случайное колесо», вам нужно ответить на вопросы. Ученики отвечают на вопросы. «Викторина с вариантами ответов» За каждый правильный ответ ученик получает по 2 балла. Продолжаем работать с интерактивной доской. Ответы учеников. Групповая работа с рабочими листами. Учитель раздает ученикам рабочие листы с заданиями по сюжету и героям. Задания. Критерий оценивания | Дескриптор | Баллы | Найти соответствия | Определи пороки и добродетели героев | 1 | Кластер | Составить кластер по Скотинину | 1 | Таблица №1 | Заполнить таблицу | 1 | Синквейн | Составить синквейн | 1 | Таблица №2 | Заполнить таблицу цитатами | 1 | Таблица №3 | Заполнить таблицу | 1 | Всего | 6 | Идея и тема произведения. Ученики называют тему и идею произведение, за данное задание получают по 1 баллу. Главная тема произведения — воспитание и образование молодых людей. Одновременно с этим в пьесе поднимаются социально-политические проблемы, которые касались того, что необразованным дворянам запрещалась поступать на государственную службу и вступать в брак. Идея произведения. Осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков. Воспевание идеалов просвещения и гуманизма: человек– высшее существо, поэтому он должен непрерывно развиваться, совершенствоваться и творить добро – это идеал, к которому должен стремиться каждый. Сюжетная линия. Сюжетная линия произведения «Недоросль» Дениса Фонвизина кружится вокруг семьи помещиков, которая погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими на грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Рефлексия А теперь подведем итоги нашего урока. Сегодня мы разобрали и проанализировали произведение. Теперь я предлагаю, взять карточки рефлексии, заполнить их и ответить на следующие вопросы: Запишем домашнее задание на стр.155 ответить на вопросы. - Чему учит нас пьеса «Недоросль»? Ученикам раздают листочки в виде раскрытой книги, в которых Нужно написать свое мнение о пьесе и чему она может научить. Я хочу закончить урок цитатой из пьесы: «Вот злонравия достойные плоды». Урок окончен, всем спасибо, до свидания! |