СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главный герой, сюжетная линия в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Главный герой, сюжетная линия в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».»

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя школа №33 Отдела образования акимата города Тараз

управления образования акимата Жамбылской области »

Краткосрочный план по предмету: «Русская литература»



Раздел:

Сатира и юмор в литературе

ФИО педагога

Чумаченко Н.А.

Дата

04.02.2025

Класс: 7 «В»

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Главный герой, сюжетная линия в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

Цели обучения в соответствии
с учебной программой

7.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа персонажа;

7.1.5.1 пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях.

Цели урока


- выявление особенностей конфликта пьесы, важности истинного воспитания и образования;

- научиться видеть в произведении взгляд автора на исторические и общественные события;

- раскрыть образ главного героя.



Ход урока


Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

Целеполага-ние

3 мин





















3-4 мин


Организационный момент. Психологический настрой.

Я рада всех вас сегодня видеть. Надеюсь, вы покажете достойные качества своего ума и плоды благородного воспитания». Возможно, так поприветствовал бы вас, молодое поколение, писатель Денис Иванович Фонвизин.

Сегодня эпиграф к уроку (учитель говорит)


Эпиграф урока:

«Кто не сделался прежде всего человеком,

тот плохой гражданин»

(В. Белинский)

Эта цитата находит своё подтверждение в комедии «Недоросль».

Следовательно, цели нашего урока - выявить особенности конфликта пьесы, важности истинного воспитания и образования, раскрытие образа главного героя, а также научиться видеть в произведении взгляд автора на исторические и общественные события.



Слушают учителя





Словесная оценка учителя





































Начнем с проверки домашнего задания.

Ответы на вопросы.

Учитель задает вопросы.

-Какой жанр произведения Д.И.Ивановича «Недоросль»?

(Пьеса)

А пьеса делится на комедию и трагедию. Данное произведение является комедией.

-Что такое комедия?

Комедия-это яркое и живое повествование с юмористическим сюжетом. И как правило, рассчитано на постановку в театре.

-Расскажите о том, как и при каких обстоятельствах было написано данное произведение?








Словесная оценка учителя






































Интерактивная доска





























Середина урока


5-6 мин



































4 мин









































4 мин








































4 мин







4 мин




5 мин
























































2 мин


























Конец урока

2 мин


Произведение «Недоросль» было написано в 18 столетии, после возвращения из Франции, где автор провёл около полутора лет, знакомясь с философией и социальной жизнью страны. Во Франции ему очень понравились театральные постановки, в особенности комедии. Вообще, надо сказать, что Фонвизин был влюблён в театр. Работа над пьесой заняла у писателя около трёх лет. Постановка комедии была запрещена сначала в Петербурге, затем в Москве. Всё из-за злободневности постановки: ведь Фонвизин обличал недостатки правления императрицы.  Когда комедия всё-таки вышла, она имела ошеломительный успех. Власти отнеслись к «Недорослю» отрицательно — сатира в то время не приветствовалась. История начинается в доме помещиков Простаковых. За пересказ домашнего задания ученики получают по 1 баллу.

А теперь перейдем к следующему этапу урока. Перед вами таблица характеристики героев пьесы а также портреты персонажей, пожалуйста, подставьте портреты героев к их именам.

А теперь о каждом из низ по подробнее.

Кто является главным героем, а кто второстепенным, кто отрицательный персонаж, а кто положительный, давайте разберемся.

На доске представлена таблица, на которой ученики должны заполнить пустые клетки карточками. О героях, которых нет в таблице расскажите устно с места.

Персонажи, которых нет в таблице:

Скотинин – брат госпожи Простаковой, пустой и глупый человек

Простаков-отец Митрофанушки, робкий, забитый человек.

Милон — один из положительных героев комедии. Милон влюблён в Софью, в которой видит смысл своей жизни. В пьесе Милон — пример истинного благородства, добродетели и гуманизма. Именно таким Фонвизин хотел видеть новое поколение дворянства. К остальным персонажам мы еще вернемся.

За каждый правильный ответ ученики получают по 1 баллу.



Комическое и трагическое в пьесе.

Переходим к следующему заданию. Оцениваться данное задание будет по 1 баллу за правильный ответ. Используют информацию из учебника.

Вопросы:

-Что высмеивает автор в пьесе? (Произвол дворян над крестьянами)

-Какое общество автор показывает в пьесе?

(Невежественное)

-Какие отношения автор описывает в семье Простаковых?

Пьеса «Недоросль» является комедией по жанру, в ней есть также и драматическая сторона. Как говорил М.Ю.Лермонтов: «Было бы смешно, если не было б так грустно», на самом деле  при детальном рассмотрении можно увидеть в произведении яркую трагедию.

Высмеивая дворянство, писатель не только показывает его пороки, как это делалось и до него, но вскрывает сами причины этих пороков. В первую очередь, он касается здесь вопроса просвещения, которому отводит немаловажную роль в развитии как отдельной личности, так и всего общества.

Общество, по мнению автора, создано для мыслящих, просвещенных людей, уважающих законы и помнящих о своем долге. Но многие дворяне в умственном и гражданском развитии стоят так низко, что их можно сравнить только с животными.

Так пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль» по жанру комедия, вызывает смех, но только очень часто - это «смех сквозь слезы». Жанр произведения Фонвизина можно назвать «полукомедией, полудрамой». Высмеивая пороки помещичьего класса, автор показывает глубоко трагическое крушение человеческих отношений, разрушение самого института семьи, где у детей отсутствуют какие-нибудь признаки уважения и любви к родителям. Показывая отношение Митрофана к матери, драматург стремится вызвать у зрителей даже некоторую жалость к жестокой и своенравной помещице Простаковой.

Примитивный и жестокий мир Простаковых.

Оцениваться данное задание будет по 1 баллу за правильный ответ. Ученики отвечают на вопросы. Используют информацию из учебника.

1.Каким образом Простакова наводила порядок в доме?

2.Какая тема вынесена на первое место ?

3.Что говорит Простакова о крестьянах?

4.Как Простакова относилась к крестьянам?

В «Недоросле» на первое место вынесена тема произвола помещиков, а главным критерием в оценке героев становится их отношение к крепостным крестьянам.

Действие пьесы происходит в имении Простаковых. Полноправной хозяйкой в нем является госпожа Простакова, пользующаяся неограниченной властью. Она действительно руководит в подвластном ей мире, командует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Её злой нрав в полной мере раскрывается в отношении к крепостным крестьянам и дворовым людям, на которых она смотрит как на существа низшей породы, и глубоко убеждена в своем праве оскорблять и унижать их.

Порядок в доме она наводит бранью и побоями. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем дом и держится». Слуги, превращенные Простаковой в рабов, утратили даже человеческие имена.

Нетрудно представить и понять, в каких условиях живут крепостные крестьяне этой помещицы. «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» - жалуется брату Простакова, чье благосостояние держится на ограблении своих крепостных.

«Случайное колесо».

За каждый правильный ответ ученик получает по 2 балла. А теперь обратите внимание на интерактивную доску, следующие задания – это будут викторины. Первая викторина называется «Случайное колесо», вам нужно ответить на вопросы. Ученики отвечают на вопросы.

«Викторина с вариантами ответов»

За каждый правильный ответ ученик получает по 2 балла. Продолжаем работать с интерактивной доской. Ответы учеников. Групповая работа с рабочими листами. Учитель раздает ученикам рабочие листы с заданиями по сюжету и героям.

Задания. Критерий оценивания

Дескриптор

Баллы

Найти соответствия

Определи пороки и добродетели героев

1

Кластер

Составить кластер по Скотинину

1

Таблица №1

Заполнить таблицу

1

Синквейн

Составить синквейн

1

Таблица №2

Заполнить таблицу цитатами

1

Таблица №3

Заполнить таблицу

1

Всего

6


Идея и тема произведения. Ученики называют тему и идею произведение, за данное задание получают по 1 баллу.


Главная тема произведения — воспитание и образование молодых людей. Одновременно с этим в пьесе поднимаются социально-политические проблемы, которые касались того, что необразованным дворянам запрещалась поступать на государственную службу и вступать в брак.


Идея произведения. Осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков. Воспевание идеалов просвещения и гуманизма: человек– высшее существо, поэтому он должен непрерывно развиваться, совершенствоваться и творить добро – это идеал, к которому должен стремиться каждый. 


Сюжетная линия.

Сюжетная линия произведения «Недоросль» Дениса Фонвизина кружится вокруг семьи помещиков, которая погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими на грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали.

Рефлексия

А теперь подведем итоги нашего урока. Сегодня мы разобрали и проанализировали произведение. Теперь я предлагаю, взять карточки рефлексии, заполнить их и ответить на следующие вопросы: Запишем домашнее задание на стр.155 ответить на вопросы.

- Чему учит нас пьеса «Недоросль»?

Ученикам раздают листочки в виде раскрытой книги, в которых

Нужно написать свое мнение о пьесе и чему она может научить.

Я хочу закончить урок цитатой из пьесы: «Вот злонравия достойные плоды».

Урок окончен, всем спасибо, до свидания!








Пересказ биографии

















Ученики отвечают на вопросы




Заполняют таблицу



























Зачитывают ответы









































Работа с теоретическим материалом из учебника

























Работают с интерактивной доской






















Знакомятся с текстом на рабочем листе.
















Работают с теоретическим материалом на рабочем листе
































Отвечают на обобщающие вопросы



Подводят итоги



Записывают д-з
























Словесная оценка учителя



























Словесная оценка учителя



























Словесная оценка учителя















Словесная оценка учителя



























































Словесная оценка учителя

























Словесная оценка учителя





















Словесная оценка учителя



























Суммирование общего количества баллов
























Презентация

Интерактивная доска





























Презентация

Интерактивная доска

















































































Презентация

Интерактивная доска












Рабочие листы 7 класс за 3 четверть




































Презентация

Интерактивная доска



































Произведение «Недоросль» было написано в 18 столетии, после возвращения из Франции, где автор провёл около полутора лет, знакомясь с философией и социальной жизнью страны. Во Франции ему очень понравились театральные постановки, в особенности комедии. Вообще, надо сказать, что Фонвизин был влюблён в театр. Работа над пьесой заняла у писателя около трёх лет. Постановка комедии была запрещена сначала в Петербурге, затем в Москве. Всё из-за злободневности постановки: ведь Фонвизин обличал недостатки правления императрицы.  Когда комедия всё-таки вышла, она имела ошеломительный успех. Власти отнеслись к «Недорослю» отрицательно — сатира в то время не приветствовалась. История начинается в доме помещиков Простаковых.


Простаков-отец Митрофанушки, робкий, забитый человек.



Милон — один из положительных героев комедии. Милон влюблён в Софью, в которой видит смысл своей жизни. В пьесе Милон — пример истинного благородства, добродетели и гуманизма. Именно таким Фонвизин хотел видеть новое поколение дворянства. 



Скотинин- брат Простаковой, дядя Недоросли, необразован и не блещет интеллектом. Персонаж сам признается, что «никогда не думает» и «отроду ничего не читывал». 



Комическое и трагическое в пьесе.

Слово учителя.

Высмеивая дворянство, писатель не только показывает его пороки, как это делалось и до него, но вскрывает сами причины этих пороков. В первую очередь, он касается здесь вопроса просвещения, которому отводит немаловажную роль в развитии как отдельной личности, так и всего общества.



Общество, по мнению автора, создано для мыслящих, просвещенных людей, уважающих законы и помнящих о своем долге. Но многие дворяне в умственном и гражданском развитии стоят так низко, что их можно сравнить только с животными. Так пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль» по жанру комедия, вызывает смех, но только очень часто - это «смех сквозь слезы».





Жанр произведения Фонвизина можно назвать «полукомедией, полудрамой». Высмеивая пороки помещичьего класса, автор показывает глубоко трагическое крушение человеческих отношений, разрушение самого института семьи, где у детей отсутствуют какие-нибудь признаки уважения и любви к родителям. Показывая отношение Митрофана к матери, драматург стремится вызвать у зрителей даже некоторую жалость к жестокой и своенравной помещице Простаковой.



Примитивный и жестокий мир Простаковых.

В «Недоросле» на первое место вынесена тема произвола помещиков, а главным критерием в оценке героев становится их отношение к крепостным крестьянам. Действие пьесы происходит в имении Простаковых. Полноправной хозяйкой в нем является госпожа Простакова, пользующаяся неограниченной властью.



Она действительно руководит в подвластном ей мире, командует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Её злой нрав в полной мере раскрывается в отношении к крепостным крестьянам и дворовым людям, на которых она смотрит как на существа низшей породы, и глубоко убеждена в своем праве оскорблять и унижать их.



Порядок в доме она наводит бранью и побоями. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем дом и держится». Слуги, превращенные Простаковой в рабов, утратили даже человеческие имена.



Нетрудно представить и понять, в каких условиях живут крепостные крестьяне этой помещицы. «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» - жалуется брату Простакова, чье благосостояние держится на ограблении своих крепостных.


Идея и тема произведения. Ученики называют тему и идею произведение, за данное задание получают по 1 баллу.



Главная тема произведения — воспитание и образование молодых людей. Одновременно с этим в пьесе поднимаются социально-политические проблемы, которые касались того, что необразованным дворянам запрещалась поступать на государственную службу и вступать в брак.


Идея произведения. Осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков. Воспевание идеалов просвещения и гуманизма: человек– высшее существо, поэтому он должен непрерывно развиваться, совершенствоваться и творить добро – это идеал, к которому должен стремиться каждый. 


Сюжетная линия.

Сюжетная линия произведения «Недоросль» Дениса Фонвизина кружится вокруг семьи помещиков, которая погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими на грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали.


Рефлексия

- Чему учит нас пьеса «Недоросль»?

(Учит тому, что истинное воспитание — это не просто получение формальных знаний, а воспитание нравственных качеств).

(Человек ценен не богатством и положением, а своими внутренними качествами).

(От воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим людям, его порядочность и честность).