Этап | Действия учителя | Действия учащихся | технологии | Формируемые УУД |
I. Оргмомент, мотивация учащихся к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «хочу» - «надо» - «могу», создание положительного эмоционального настроя. 1025 - 1027 | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Приветственное слово учителя: Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся. И чаще награждаемся подарками судьбы. Пусть этими подарками станут прочные знания. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. - Ребята, а что необходимо нам для успешной работы на уроке? - Откройте тетради и запишите число 20 октября. Классная работа. | Желают друг другу удачи. - внимание, -желание узнать новое, - активность. - внимательно слушать учителя и товарищей | | Регулятивные УУД: эмоционально-положительный настрой на урок, Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: мобилизация внимания, уважение к окружающим. |
II. Этап актуализации опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 1027 - 1030 1030 - 1034 | 1. Организует работу по повторению, подводит итог беседы. - Какой раздел науки о языке мы изучаем? - Предлагаю вспомнить то, что нам уже известно по этой теме: сыграем в игру «Верите ли вы, что…» 1)Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. 2)Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. 3) Подлежащее стоит в именительном падеже. 4)Подлежащее обозначает действие. 5)Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать? 6) Наступила осень - словосочетание. Оцените свою работу – поставьте на полях +, если все ответы у вас совпали с эталоном. 2. Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока. - Объясните, почему 4 и 6 утверждения неправильные? Слайд 2 - Чем является сочетание слов «Наступила осень»? - О чём пойдёт речь на уроке? - Сформулируйте тему урока. Слайд 3 «Главные члены предложения. Подлежащее». О подлежащем вы много говорили в начальной школе и много знаете. Предлагаю перечислить всё, что вы знаете о подлежащем. – Начертите в тетради таблицу и заполните 1-й столбик. Слайд 4 Работаем в парах. Проверка записей. (по очереди) Чем может быть выражено? (учитель задаёт вопрос, если дети не называют это свойство) Учитель предлагает проверить свои знания по учебнику. Оцените свою работу – +. | - синтаксис Обучающиеся выполняют задания в тетрадях, отвечая на вопросы с помощью знаков + и - (1 учащийся за доской) Проверяют по эталону (работе учащегося за доской). 1) + 2) + 3) + 4) - 5) + 6) - №4 – подлежащее обозначает предмет. №6 «Наступила осень» – это грамматическая основа. На слайде дети наблюдают изменения – исправления ошибок. Работа в парах. Заполняют 1 графу таблицы, Проверка: (дети перечисляют) → И.п. → Кто? Что? → обозначает предмет → подчеркивается _______ → выражено сущ. Или местоимением сверяют по учебнику п. 32 стр. 76 Делают вывод: всё знают, всё вспомнили. | С+. С+. | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала; умение планировать и оценивать свои действия; умение выявлять, что уже усвоено, а что подлежит усвоению. Познавательные УУД : умение анализировать языковой материал; поиск и выделение необходимой информации. |
III. Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем? 1034 - 1038 | Использует приемы создания проблемной ситуации. Исследование (разбор предложений) Если мы всё знаем, то попробуем выполнить следующее задание. Слайд 5 - Спишите предложения, записанные на доске, подчеркните грамматические основы. 1ряд. Три часа у проруби три вороны пробыли. 2 ряд. Десять делится на два. 3 ряд. Учиться всегда пригодится. Проверка. - Почему у нас разные ответы, почему возникли вопросы, затруднения? - Что же мы хотим узнать нового о подлежащем? Запишем во 2 графу: чем выражается подлежащее? Слайд 6 | Предлагают варианты ответов. (три вороны, вороны, вопрос: А подлежащее может быть выражено глаголом?) Предполагают задачи урока: - каким может быть подлежащее, чем может быть выражено, из скольких слов может состоять подлежащее? | | Познавательные УУД : извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению). |
IV.Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. 1038 – 1046 | Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнения детей: - Где можно найти необходимый материал? Самостоятельное изучение учащимися материала разными методами Класс: метод наблюдения и языкового анализа 2 учащихся - учебник Индивидуально: (1 ученик) - Интернет Организует проверку Дети зачитывают выводы Вывод 1.Чем может быть выражено подлежащее? Подлежащее может быть выражено словосочетанием, числительным, н.ф. глагола. Вывод 2.- Что мы можем сказать о месте подлежащего в предложении? Положение подлежащего в предложении свободно. Оно может стоять в начале, в середине, в конце предложения. Слайд 7 –Заполните третью графу таблицы Оцените работу +. Ребята, вернемся к нашим предложениям. Слайд 8 1ряд. Три часа у проруби три вороны пробыли. 2 ряд. Десять делится на два. 3 ряд. Учиться всегда пригодится. - Сможете теперь правильно найти подлежащее? Назовите его, укажите, чем выражено, где находится в предложении? Оцените работу + те, у кого было все правильно. | Выбирают пути решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план выхода из затруднения: - проанализировать языковой материал; - разобраться при помощи объяснения учителя; - обратиться к учебнику. - интернет. Самостоятельная работа учащихся: -ищут ответ в § 32 стр.76 учебника. -анализируют задания на карточке - ищут информацию в интернете - делают выводы Ответы учащихся На 1) вопрос сначала отвечает тот, кто изучал учебник, затем дополняют остальные На 2) вопрос в любом порядке. -Заполняют третью графу таблицы анализируют, объясняют 1ряд: П – Три вороны, выражено словосочетанием, находится в середине предложения. 2 ряд: П – десять, выражено числительным, находится в начале предложения. 3 ряд: П – учиться, выражено глаголом, находится в начале предложения. | С+. С+. | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД: коррекция (внесение необходимых корректив в план и способ действия). Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, построение логического рассуждения. Регулятивные УУД: контроль; оценка; коррекция. Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли. |
Физкультминутка 1046 – 1047 | Молодцы! Хорошо поработали! Давайте отдохнём. Физкультминутка | Дети показывают движения. | | |
V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия. 1047 – 1051 | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках, организует самоконтроль: - предлагает выполнить упр. 160, проговаривая вслух вопросы к подлежащему и сказуемому, указывая, чем выражено подлежащее. | Выполняют упражнение «по цепочке». | | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли |
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 1051 – 1101 | Организует деятельность по применению новых знаний. Работа с предложениями с последующей проверкой по эталону. (1- за доской - ученик) (раздаточный материал) - Выпишите грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее. 1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 2. Люблю я пышное природы увяданье. 3. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных. 4. На печке два мальчика сладко посапывали. 5. Пять – моя любимая цифра. 6. Жить – Родине служить. 7. Тринадцать – несчастливое число. 8. Около забора росла красная смородина. 9. Прошло несколько дней. Оцените работу +. | Индивидуальная работа. Выполняют задания в тетради. Проверка по образцу на доске (выполняет ученик). 1. луна (сущ. в им.п) пробирается 2. я (мест. в им.п.) люблю 3. тридцать витязей (слов-е) выходят 4. два мальчика (слов-е) посапывали 5. пять(числ.) цифра 6. жить (инф) служить 7. тринадцать (числ) число 8. красная смородина (слов-е) росла 9. несколько дней(слов-е) прошло | С+. | Познавательные: Выполнение действий по алгоритму; Самостоятельное решение задачи. Регулятивные УУД: умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном. |
VII.Этап включения нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 1101 – 1104 1104 – 1106 | 1) Собери предложение Обращает внимание детей на цветы, просит выполнить задание. (Соберите предложения в соответствии с заданием.) 1ряд Жизнь прожить – не поле перейти. 2ряд Два воробья с удивлением заглядывают в беседку. 3 ряд Семь – мое самое любимое число. Оцените работу +. 2) Работа с предложениями. Слайд 9 Спишите, найдите грамм. основу, укажите, чем выражено подлежащее. Клён намочил дождь. Солнце закрыло облако. - Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого. Оцените работу +. | Дети работают парами, собранное предложение записывают в тетрадь. 1ряд Жизнь прожить – не поле перейти. 2ряд Два воробья с удивлением заглядывают в беседку. 3 ряд Семь – мое самое любимое число. Проверка: дети зачитывают предложение, указывают, чем выражено подлежащее. Клён намочил дождь. Солнце закрыло облако. | С+. С+. | Регулятивные УУД: умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном; коррекция; Личностные УУД: самоопределение |
VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися своей учебнй деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 1106– 1108 1108 – 1110 | Организует рефлексию. Вернуться к таблице. Слайд 10 Организует самооценку учебной деятельности. Задаёт домашнее задание: слайд 11 - П. 32 (правило), № 162 или найти и записать 5 пословиц (поговорок) об учебе и труде. Подчеркнуть подлежащее. Определить способ выражения. | Отвечают на вопросы: Что знали? Какая задача стояла перед нами? Сегодня мы узнали о … Теперь я могу… оценивают свою работу на уроке (считают кол-во +) 6-7 + Молодцы! 4-5 + вы старались, но у вас не все получилось, Меньше 4 – придется повторить - Записывают домашнее задание в дневники. | | Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения знаний; Личностные УУД: оценка и рефлексия собственной деятельности Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. |