СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные члены предложения. Подлежащее. 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  по теме "Подлежащее"

Просмотр содержимого документа
«Главные члены предложения. Подлежащее. 5 класс»

Предмет русский язык Класс 5

Автор УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова

Тема урока Главные члены предложения. Подлежащее.

Тип урока Урок открытия нового знания

Планируемый результат

Предметные умения

- повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;

- усвоить алгоритм нахождения подлежащего, выраженного разными способами;

- научиться находить грамматическую основу предложения.


Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные


- формирование навыков организации и анализа своей деятельности

- формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.


Регулятивные


-проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные


-объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных членов предложения.

Коммуникативные


-устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Основные понятия

грамматическая основа предложения; способы выражения подлежащего

Организация пространства



Межпредметные связи


Формы работы

Ресурсы


















Технологическая карта урока


Этап

Действия учителя

Действия учащихся

технологии

Формируемые УУД

I. Оргмомент, мотивация учащихся к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «хочу» - «надо» - «могу», создание положительного эмоционального настроя.

1025 - 1027

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветственное слово учителя:

Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут прочные знания.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

- Ребята, а что необходимо нам для успешной работы на уроке?



- Откройте тетради и запишите число 20 октября. Классная работа.











Желают друг другу удачи.


- внимание,

-желание узнать новое,

- активность.

- внимательно слушать учителя и товарищей


Регулятивные УУД:

эмоционально-положительный настрой на урок,

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

мобилизация внимания, уважение к окружающим.

II. Этап актуализации опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1027 - 1030

















1030 - 1034


1. Организует работу по повторению, подводит итог беседы.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Предлагаю вспомнить то, что нам уже известно по этой теме: сыграем в игру «Верите ли вы, что…»

1)Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

2)Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

3) Подлежащее стоит в именительном падеже.

4)Подлежащее обозначает действие.

5)Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать?

6) Наступила осень - словосочетание.

Оцените свою работу – поставьте на полях +, если все ответы у вас совпали с эталоном.

2. Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.

- Объясните, почему 4 и 6 утверждения неправильные? Слайд 2

- Чем является сочетание слов «Наступила осень»?

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока. Слайд 3

«Главные члены предложения. Подлежащее».

О подлежащем вы много говорили в начальной школе и много знаете. Предлагаю перечислить всё, что вы знаете о подлежащем.

– Начертите в тетради таблицу и заполните 1-й столбик. Слайд 4

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Работаем в парах.

Проверка записей. (по очереди)


Чем может быть выражено? (учитель задаёт вопрос, если дети не называют это свойство)


Учитель предлагает проверить свои знания по учебнику.

Оцените свою работу – +.



- синтаксис




Обучающиеся выполняют задания в тетрадях, отвечая на вопросы с помощью знаков + и - (1 учащийся за доской)

Проверяют по эталону (работе учащегося за доской).


1) + 2) + 3) + 4) - 5) + 6) -



№4 – подлежащее обозначает предмет.

№6 «Наступила осень» – это грамматическая основа.





На слайде дети наблюдают изменения – исправления ошибок.








Работа в парах.

Заполняют 1 графу таблицы,

Проверка: (дети перечисляют)

→ И.п.

→ Кто? Что?

→ обозначает предмет

→ подчеркивается _______

→ выражено сущ. Или местоимением



сверяют по учебнику п. 32 стр. 76

Делают вывод: всё знают, всё вспомнили.















С+.

































С+.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;

умение планировать и оценивать свои действия;

умение выявлять, что уже усвоено, а что подлежит усвоению.

Познавательные УУД :

умение анализировать языковой материал;

поиск и выделение необходимой информации.

III. Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

1034 - 1038


Использует приемы создания проблемной ситуации.

Исследование (разбор предложений)

Если мы всё знаем, то попробуем выполнить следующее задание. Слайд 5

- Спишите предложения, записанные на доске, подчеркните грамматические основы.

1ряд. Три часа у проруби три вороны пробыли.

2 ряд. Десять делится на два.

3 ряд.  Учиться всегда пригодится.


Проверка.




- Почему у нас разные ответы, почему возникли вопросы, затруднения?

- Что же мы хотим узнать нового о подлежащем?


Запишем во 2 графу: чем выражается подлежащее? Слайд 6












Предлагают варианты ответов.

(три вороны, вороны, вопрос: А подлежащее может быть выражено глаголом?)


Предполагают задачи урока: - каким может быть подлежащее, чем может быть выражено, из скольких слов может состоять подлежащее?











Познавательные УУД :

извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные:

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).

IV.Этап построения проекта выхода из затруднения



Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

1038 – 1046


Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнения детей:

- Где можно найти необходимый материал?







Самостоятельное изучение учащимися материала разными методами

Класс: метод наблюдения и языкового анализа

2 учащихся - учебник

Индивидуально: (1 ученик) - Интернет


Организует проверку

Дети зачитывают выводы


Вывод 1.Чем может быть выражено подлежащее? Подлежащее может быть выражено словосочетанием, числительным, н.ф. глагола.

Вывод 2.- Что мы можем сказать о месте подлежащего в предложении?

Положение подлежащего в предложении свободно. Оно может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

Слайд 7 –Заполните третью графу таблицы

Оцените работу +.

Ребята, вернемся к нашим предложениям. Слайд 8

1ряд. Три часа у проруби три вороны пробыли.

2 ряд. Десять делится на два.

3 ряд.  Учиться всегда пригодится.


- Сможете теперь правильно найти подлежащее? Назовите его, укажите, чем выражено, где находится в предложении?

Оцените работу + те, у кого было все правильно.

Выбирают пути решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план выхода из затруднения:

- проанализировать языковой материал;

- разобраться при помощи объяснения учителя;

- обратиться к учебнику.

- интернет.

Самостоятельная работа учащихся:

-ищут ответ в § 32 стр.76 учебника.

-анализируют задания на карточке

- ищут информацию в интернете

- делают выводы


Ответы учащихся


На 1) вопрос сначала отвечает тот, кто изучал учебник, затем дополняют остальные

На 2) вопрос в любом порядке.




-Заполняют третью графу таблицы


анализируют, объясняют

1ряд: П – Три вороны, выражено словосочетанием, находится в середине предложения.

2 ряд: П – десять, выражено числительным, находится в начале предложения.

3 ряд: П – учиться, выражено глаголом, находится в начале предложения.































С+.









С+.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД:

коррекция (внесение необходимых корректив в план и способ действия).

Познавательные:

анализ с целью выделения общих признаков,

построение логического рассуждения.

Регулятивные УУД:

контроль;

оценка;

коррекция.

Познавательные УУД :

поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли.

Физкультминутка

1046 – 1047

Молодцы! Хорошо поработали!

Давайте отдохнём. Физкультминутка

Дети показывают движения.



V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель:

усвоение учащимися нового способа действия.

1047 – 1051

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках, организует самоконтроль:

- предлагает выполнить упр. 160, проговаривая вслух вопросы к подлежащему и сказуемому, указывая, чем выражено подлежащее.






Выполняют упражнение «по цепочке».



Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли


VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.


Цель:

каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.


1051 – 1101


Организует деятельность по применению новых знаний.

Работа с предложениями с последующей проверкой по эталону. (1- за доской - ученик) (раздаточный материал)

- Выпишите грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее.

1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

2. Люблю я пышное природы увяданье.

3. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

4. На печке два мальчика сладко посапывали.

5. Пять – моя любимая цифра.

6. Жить – Родине служить.

7. Тринадцать – несчастливое число.

8. Около забора росла красная смородина.

9. Прошло несколько дней.

Оцените работу +.

Индивидуальная работа.

Выполняют задания в тетради.

Проверка по образцу на доске

(выполняет ученик).



1. луна (сущ. в им.п) пробирается

2. я (мест. в им.п.) люблю

3. тридцать витязей (слов-е) выходят

4. два мальчика (слов-е) посапывали

5. пять(числ.) цифра

6. жить (инф) служить

7. тринадцать (числ) число

8. красная смородина (слов-е) росла

9. несколько дней(слов-е) прошло



















С+.

Познавательные:

Выполнение действий по алгоритму;

Самостоятельное решение задачи.

Регулятивные УУД:

умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном.



VII.Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.

Цель:

включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

1101 – 1104



1104 – 1106


1) Собери предложение

Обращает внимание детей на цветы, просит выполнить задание. (Соберите предложения в соответствии с заданием.)

1ряд Жизнь прожить – не поле перейти.

2ряд Два воробья с удивлением заглядывают в беседку.

3 ряд Семь – мое самое любимое число.


Оцените работу +.




2) Работа с предложениями. Слайд 9

Спишите, найдите грамм. основу, укажите, чем выражено подлежащее.

Клён намочил дождь.

Солнце закрыло облако.


- Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поста­вить вопрос от сказуемого.

Оцените работу +.

Дети работают парами, собранное предложение записывают в тетрадь.

1ряд Жизнь прожить – не поле перейти.

2ряд Два воробья с удивлением заглядывают в беседку.

3 ряд Семь – мое самое любимое число.

Проверка: дети зачитывают предложение, указывают, чем выражено подлежащее.


Клён намочил дождь.


Солнце закрыло облако.











С+.













С+.

Регулятивные УУД:

умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном;

коррекция;

Личностные УУД:

самоопределение

VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися своей учебнй деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

1106– 1108



1108 – 1110


Организует рефлексию. Вернуться к таблице.

Слайд 10





Организует самооценку учебной деятельности.







Задаёт домашнее задание: слайд 11

- П. 32 (правило),

№ 162 или найти  и записать 5 пословиц (поговорок) об учебе и труде. Подчеркнуть подлежащее. Определить способ выражения.

Отвечают на вопросы:

  1. Что знали?

  2. Какая задача стояла перед нами?

  3. Сегодня мы узнали о …

  4. Теперь я могу…

оценивают свою работу на уроке (считают кол-во +)

6-7 + Молодцы!

4-5 + вы старались, но у вас не все получилось,

Меньше 4 – придется повторить


- Записывают домашнее задание в дневники.



Регулятивные УУД:

осознание качества и уровня усвоения знаний;

Личностные УУД:

оценка и рефлексия собственной деятельности

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!