СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГЛЕБОВА Н. А. Урок "А. И. Куприн. "Тапёр". Но без труда талант не впрок!", 2019-9

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока ГЛЕБОВОЙ Н. А. "А. И. Куприн. "Тапёр". Но без труда талант не впрок!"

Просмотр содержимого документа
«ГЛЕБОВА Н. А. Урок "А. И. Куприн. "Тапёр". Но без труда талант не впрок!", 2019-9»

Н.А.Глебова, ГУО «СШ № 8 г. Волковыска» Гродненской области

Тема. «Но без труда талант не впрок!» (по рассказу А. Куприна «Тапёр»)

Цель урока: создать условия для воспри­ятия и осмысления рассказа А. И. Куприна «Тапёр».

Задачи:

  • образовательная: организовать де­ятельность учащихся, направленную на раскрытие характеров детей и взрослых, изображённых в рассказе, понятий «талант» и «труд» на примере героев произведения; содействовать закреплению понятия «ли­тературный портрет», выявлению жанро­вых особенностей рождественского рассказа А. И. Куприна «Тапёр»;

  • развивающая: способствовать развитию у учащихся устной речи, навыков работы со словарями, обогащению словарного запаса школьников, представления о литературе и музыке как взаимосвязанных видах искус­ства, значимых для человека;

  • воспитательная: содействовать фор­мированию у учащихся понимания основ гуманного отношения к людям, интереса к классической музыке, расширению культу­рологического кругозора.

Домашнее задание к уроку: прочитать рассказ; индивидуальные задания: подгото­вить биографические справки об А. И. Ку­прине, Ф. Листе и А. Г. Рубинштейне; пере­сказ притчи о талантах; задания для групп.

Эпиграфы:

Искусство всегда служит добру... Н. В. Гоголь

Человек есть тайна... Ф. М. Достоевский


Ход урока

  1. Организационный этап.

Звучит живая музыка (играет учащий­ся).

Учитель читает стихотворение:

Слова и звуки... Звуки и слова,

В них жизни, полной жизни выраженье,

Всё, что вмещает сердце, голова

И человека грудь, — все проявленья.

Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся... Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду — всё облекаем в них.

В них мудрости и красоты венец,

В словах и звуках вечный ключ сердец!


  1. Вступительное слово учителя.

— Встреча с музыкой, поэзией, красо­той — это всегда праздник. Как вы думаете, почему люди пишут стихи, книги, картины? (Ответы учащихся.)

Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и, когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он ста­рается передать красоту мира словами, или красками, или звуками. Люди, которые слу­шают его музыку или стихи, или смотрят картины, тоже начинают видеть и чувство­вать эту красоту, и тогда они сами становят­ся добрее, красивее, лучше. Как вы думаете, каждый ли человек способен создать произ­ведение искусства? Что для этого нужно? (Талант, вдохновение, трудолюбие.) Тема нашего сегодняшнего урока — «Но без тру­да талант не впрок!». Слово талант имеет библейское происхождение. Об этом вам рас­скажет...

Сообщение учащегося.

Притча о талантах была рассказана Ии­сусом Христом своим ученикам. По сюже­ту, некий богатый господин отправляется в дальнюю страну и оставляет своих рабов справляться без него. Перед отъездом го­сподин раздаёт рабам монеты — таланты, причём делит их не поровну. Так, одному рабу досталось целых пять талантов, дру­гому — два, а третьему — всего один. Раз­дав дары, господин велел рабам непременно пустить их в ход и приумножить. Затем он уехал, а рабы остались с деньгами. Про­шло много времени, и господин вернулся из далёкой страны. Первым делом он созвал всех троих рабов и потребовал строгий от­чёт: как и на что они употребили данное им состояние? Первый раб, у которого было пять талантов, приумножил их вдвое — их стало десять. Господин похвалил его. Вто­рой, которому было дано два таланта, тоже распорядился ими мудро — теперь у него стало их в два раза больше. Этот раб тоже удостоился похвалы от господина. Пришёл черёд третьего держать ответ. И принёс он с собой только один талант — тот, что хозяин дал ему перед отъездом. Раб объяснил это так: «Господин, я испугался твоего гнева и решил вовсе ничего не делать. Вместо этого зарыл свой талант в землю, где он проле­жал долгие годы, и только сейчас я достал его». Библейская притча о талантах стала источником крылатого выражения «зары­вать свой талант в землю», появившегося столетия назад и активно использующегося до сих пор.

  • В словаре Ожегова даётся такое опре­деление этого слова: выдающиеся врождён­ные качества, особые природные способно­сти.


  1. Изучение нового материала.

  1. Постановка проблемного вопроса.

  • Какие ассоциации вызывает у вас сло­во талант?

Учащиеся составляют кластер на доске.

М ногогранность Творчество Виртуозность


Феноменальность Триумф

Одарённость Талант Успех


  • Как выдумаете, какого человека мож­но назвать талантливым? Почему?

  • О герое какого художественного про­изведения, прочитанного вами, мы можем сказать: «Он талантливый человек»? (Юрий Азагаровгерой рассказа А. И. Куприна «Тапёр».)

2. Целеполагание.

  • Ребята, какова наша цель на уроке? (Доказать, что Юрий Азагаровдействи­тельно талантливый человек, выяснить, что помогло юному пианисту раскрыть свой талант.)

  • Прежде чем начать разговор о глав­ном герое, обратимся к личности автора рас­сказа — талантливого писателя Александра Ивановича Куприна.


Сообщение учащегося

Александр Иванович Куприн — выда­ющийся русский писатель конца XIX — начала XX века — родился в небольшом городке Пензенской губернии. Рано лишив­шись отца и оставшись на попечении мате­ри, Куприн вынужден был воспитываться в сиротской гимназии. Писатель испробовал много разных профессий, даже летал на воздушном шаре и спускался на морское дно, был спортсменом-атлетом, продавцом в магазине.

Это был благородный человек, всегда за­щищавший слабых. Первое увлечение лите­ратурой пришло к писателю, когда он учил­ся в кадетском корпусе, и осталось с ним на всю жизнь. Он написал много удивительных произведений о детях, в которых восхища­ется их талантом, трудолюбием, увлечён­ностью делом. Несмотря на то что Куприн 14 лет посвятил военному делу, литература стала делом всей его жизни. Недаром Мак­сим Горький так сказал о Куприне: «Ку­прин — талант яркий, здоровый». Самые известные произведения для детей и о де­тях: «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Слон», «Храбрые беглецы» и др.

  • К этому списку можно прибавить рас­сказ «Тапёр». Это не обычный рассказ, так как его жанр определяется как «рожде­ственский» или «святочный» рассказ. У вас на партах лежат карточки, содержащие краткий теоретический материал. Давайте ознакомимся с основными признаками этого жанра. (Учащиеся зачитывают вслух.)


Особенности жанра «рождественский рассказ».

Действие происходит накануне Рожде­ства.

В рассказе происходят чудесные события.

В финале побеждает добро.

Давным-давно в России начали устра­ивать музыкальные танцевальные вечера для детей из знатных семей. Здесь учились танцевать, постигали бальный этикет и об­щались. В рассказе Александра Куприна та­кое событие происходит в дворянской семье Рудневых в конце XIX века. Для музыкаль­ного сопровождения вечера отыскали моло­дого человека. Что это за человек и какое чудо с ним произошло, мы сможем узнать, поработав в группах.

Работа в группах (задания для групп лежат на партах).

1-я группа «Лингвисты»: найти незна­комые слова (тапёр, хлебосольный, безала­берный, репутация), объяснить их значение с помощью словаря, оформить «Словарик эпохи» и рассказать об атмосфере, царившей в доме Рудневых.

Тапёр — музыкант, играющий в неболь­ших ресторанах, на танцевальных вечерах за плату.

Хлебосольный — отличающийся хлебо­сольством, гостеприимный.

Безалаберный — бестолковый и беспоря­дочный.

Репутация — создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках у кого-нибудь.

2-я группа «Повествователи»: дать ха­рактеристику членам семьи Рудневых.

Аркадий Николаевич


Ирина Алексеевна


Их дети

Лидия Татьяна Тиночка Катя

старшая средняя младшая маленькая (внесценический образ)

Примерный ответ

Аркадий Николаевич — глава семьи, известный всей Москве гурман, игрок и щедрый покровитель балетного искусства. Сердцеед, внешне обаятельный, он умел очень «красиво» проматывать полученные в наследство деньги и приданое жены. Ар­кадий Николаевич любил, чтобы в доме было шумно и оживлённо. Ирина Алексеев­на — тип аристократки, согласившейся на неравный брак. Мужа своего не уставала тайно и мучительно ревновать. Она почти никогда не выходила из своих собствен­ных комнат, кроме официальных случаев. Урождённая Озлобишина, последний от­прыск знатного рода, она раз и навсегда ре­шила, что общество её мужа и детей слиш­ком «брютально», поэтому равнодушно игнорировала его.

Лидия Аркадьевна — старшая сестра. Она не выносила никакого шума и относи­лась к «мелюзге» с холодным и вежливым презрением. Она говорила о Марксе и об аграрной системе и стремилась на высшие женские курсы, отличалась странным бессер­дечием по отношению ко всему загнанному, подвластному и принуждённому.

Татьяна Аркадьевна — полная, весёлая блондинка, которую вся прислуга обожала за её ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы, чут­кая, наблюдательная.

Двенадцатилетняя Тиночка впервые была допущена к устройству ёлки, поэтому вол­новалась больше всех, хлопотала и бегала за десятерых, попадалась ежеминутно кому-нибудь под ноги и только усиливала общую суету, пылкая, дружелюбно относилась к мальчику.


- Какие отношения сложились между хозяевами и слугами? (Доброжелательные, доверительные.)

- Почему Аркадий Николаевич не при­гласил к себе в дом на Рождество оркестр Рябова? (Поздно спохватился, его уже при­гласили.)

- Кто в дом приводит тапёра? (Дуняша.)


3-я группа «Художники-портретисты»:

подготовить словесное рисование внешности Юрия Азагарова и рассказ о чертах его ха­рактера.

Каким деталям лица автор уделяет особое внимание?

Что в портрете мальчика позволило Ли­дии думать о нём как о «загнанном, под­властном, приниженном»?

Какое первое музыкальное произведение играет Юрий Азагаров?

Что меняется в лице мальчика, когда он играет рапсодию?

Примерный ответ

« Бледный », « худощавый », « подержанный мундирчик», «не решаясь подойти ближе», «голос сиплый от робости» — это говорит о застенчивости, бедности, боязливости маль­чика. Автор уделяет особое внимание глазам маленького музыканта. «Большие серые гла­за — слишком большие — смотрели умно, твёрдо, не по-детски серьёзно». Читатели по­нимают, что перед ними глубокий, умный, решительный, волевой человек, много испы­тавший, с богатым внутренним миром.

«Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, пол­ные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуот­крылись, а глаза ещё больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияю­щими».

  • Давайте мысленно перенесёмся в дом Рудневых, немного отдохнём и послушаем эту музыку.

Звучит «Венгерская рапсодия» Ф. Ли­ста.

  • В начале урока мы познакомились с понятием «рождественский» рассказ и ска­зали, что с героем такого рассказа обяза­тельно происходит чудо. А какое чудо про­изошло с героем этого рассказа? (Ответы учащихся.)


4-я группа «Литературоведы»:

рассмо­треть портрет А. Г. Рубинштейна работы И. Репина и сравнить его с описанием ком­позитора в рассказе Куприна; объяснить по­нятие «литературный портрет» (с. 348 учеб­ника).

Примерный ответ

«Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полн. Держался он с такой изящной, неуловимой, небрежной и в то же время величавой про­стотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу видно было, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов».

«Всего замечательнее было его лицо — одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборож­дён суровыми, почти гневными морщина­ми; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с по­висшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергичны и креп­ко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обри­сованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту ха­рактерную, гордую голову похожей на льви­ную...»

Сообщение учащегося

Антон Григорьевич Рубинштейн — гени­альный русский пианист. Музыкальные спо­собности его проявились очень рано. Первой учительницей была его мать, дававшая ему уроки игры на фортепиано. Музыке учился в Берлине. В будущем именно по его иници­ативе в Петербурге и Москве были открыты первые консерватории.

Игра Рубинштейна покоряла зрителей своим размахом и мощью. Выступления Ан­тона Григорьевича в России и за рубежом проходили с огромным успехом, не случайно во всём мире за ним прочно укрепилась сла­ва «царя пианистов».

Нельзя также не сказать о том, что Ан­тон Рубинштейн был знаком с Ференцем Листом, у них даже была совместная по­становка оперы. Поэтому исполненная рап­содия приобретала для него личностное зву­чание.


IV. Закрепление изученного материала.

Работа в парах.

На карточках заранее заготовлены цитаты из текста, учащимся необходимо распре делить их в две колонки.

Внешность мальчика:

  • «Маленькая фигурка, разматывавши: жёлтый башлык, окутывавший её голову».

  • «Маленькая фигурка оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища».

  • «Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами».

Черты характера:

  • «Он в неловкой выжидательной по держался в своём углу, не решаясь подойти ближе».

  • «Этот мальчика застенчив, беден и самолюбив».

  • «Мальчик вдруг густо покраснел, ответил сдержанным тоном».

  • «Мальчик бережно положил руки клавиши».

  • «Мальчик встал раскрасневшийся, взволнованный».

  • «Мне случалось играть по целым вече­рам, почти не переставая».


Сообщение учащегося

Ференц Лист — венгерский пианист-вир­туоз, дирижёр, выступал на концертах уже с 9 лет. Он с величайшим триумфом путе­шествовал по Европе и владел мастерством игры на пианино в совершенстве.

Лист написал 19 венгерских рапсодий с множеством вариаций, которые невероятно сложны для исполнения, немногим музыкан­там удавалось их сыграть.

У Листа была очень большая рука с силь­ными пальцами, что имеет огромное значе­ние для игры на фортепиано.

Словарная работа

Рапсодия — музыкальное произведение на темы народных песен, сказаний.

- Подумайте, почему именно это му­зыкальное произведение играет мальчик. (Юрию Азагарову необходимо было дока­зать, что он хорошо справится со своим званием тапёра. А это произведение от­личается особой сложностью, поэтому для его исполнения требуется настоящий та­лант.)

«Венгерская рапсодия» — технически сложная вещь для исполнения с множеством вариаций и сменой темпа. Трудно предста­вить, сколько времени мальчик проводил за инструментом, чтобы достичь такого уровня мастерства. Почему Аркадий Руднев гово­рит, что безбожно заставлять его играть тан­цы? (Он слышит мастерство мальчика и понимает его талант, а танцы играются «под ноги»это Примитивная, монотон­ная работа.)

- Какое исполнение рапсодии Юрием было лучшим? Подтвердите ответ цитатой. Почему?

- Чего уже удалось достичь в жизни в свои 11—12 лет Юрию Азагарову? (Музы­кант сам зарабатывал себе на жизнь.)

- А вам, ребята, что-то удалось уже сде­лать к своим 11—12 годам? Чем вы можете гордиться? (Ответы, учащихся.)

- Обратите внимание на экран. Готовясь к уроку, я подобрала высказывания извест­ных людей о труде и таланте.

  • Труд — это источник всех радостей, всего лучшего в мире (М. Горький).

  • Работа — это главное в жизни (Э. Хе­мингуэй).

  • Труд отец счастья (Б. Франклин).

  • Если действовать не будешь, ни к чему ума палата (Ш. Руставели).

  • Лёгким трудом счастья не добудешь (К. Федин).

- Какая мысль объединяет эти выска­зывания? (Нужно очень много трудить­ся, чтобы достичь желаемых результатов в жизни. Трудолюбие, воля, скромность, чувство собственного достоинства помо­гут человеку найти своё место в жизни. Нужно развивать данные тебе от приро­ды способности, не зарывать свой талант в землю, а радовать своим даром других людей. Любой талант требует усилий от человека.)

- Как вы думаете, существуют ли люди, у которых нет никаких талантов?

- В начале урока мы слушали притчу. Каков её смысл? (Важно не то, что человек имеет (таланты, знания, навыки, ресур­сы), а то, как он этим пользуется. Можно обладать огромными возможностями, но никак их не применять, и тогда они про­падут.)

- Давайте вернёмся к кластеру, кото­рый мы составили в начале урока. Какого слова не хватает рядом со словом талант? (Труд.)

- Близкое вам высказывание запишите себе в тетрадь.


V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Закончите предложения:

Сегодня я узнал...

Было интересно...

Было трудно...

Я почувствовал, что...

Я приобрёл...

Я научился...

У меня получилось...

Я смог...

Я попробую...

Меня удивило...

Выставление отметок.


VI. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос «Что ска­зал великий пианист юному музыканту?». (3—5 предложений.)