Обществознание 11, профильный уровень
Урок 96
Глобализация и её последствия
Д.З: § 37, ?? (с.406), задания (с.406-407),
источник (с.408)
© А.И. Колмаков
- формировать представления о процессе глобализации и его противоречивости, роли НТР и ИКТ в данном процессе;
- развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
- воспитывать сознательное отношение к процессам глобализации, ответственность з а процессы, происходящие в мире.
Универсальные учебные действия
- Знать понятия: глобализация, антиглобализация.
- Овладение умениями получения и осмысления социальной информации.
- глобализация;
- антиглобализация;
- маргинализация;
- геоэкономика;
- ВВП;
- ВТО;
- МВФ; евроцентризм;
- ТНК;
- унификация;
- интеграция;
- мировая валюта
Изучение нового материала
- Процессы глобализации и становление единого человечества
1.1. Что такое глобализация .
1.2. Глобализация экономики .
1.3. Многоаспектность процессов глобализации .
1.4. Противоречия процесса глобализации .
Вспомните. Что означает термин «глобализация»? Что вам известно о глобализации экономики? Что такое «цифровой разрыв»? Что означает термин «европоцентризм» современного мира и почему это выражение устарело?
1
2
3
4
5
6
7
8
Глобализация явилась зримым проявлением и показателем тенденций к трансформации структуры международных отношений и характера политических и экономических процессов в современном мире.
Какие изменения произошли на рубеже ХХ и ХХ I веков?
Так, американский социолог И. Валлерстайн понимал под глобализацией стартовавший в XV — XVI вв. процесс становления мировой капиталистической системы, охватывающей связи центра (Западной Европы) с периферией (колониальные и зависимые страны). А британский ученый Э. Гидденс относил начало глобализации по крайней мере к периоду промышленного переворота и колониальной экспансии XVIII в. При этом ещё в 80-е гг. XX в. слово «глобализация» практически не встречалось в научной литературе.
- Глобализация – взаимовлияние и взаимосвязь народов и государств во всех сферах общественной (экономической, социальной, политической, духовной, культурной)
- Глобализация – это общепланетарные процессы (глобальная ситуация, глобальное развитие), охватывающие всю природу, науку, человечество, отражающие взаимосвязь стран, народов и не зависящих от человека вечных явлений природы.
- Глобализация - резко возросшее взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств, распространяющиеся на все сферы общественной жизни (экономическую, социальную, политическую, духовную, культурную).
Причины:
1. Глобализация мира.
2. Активная преобразующая деятельность человека.
3. Природные.
Последствия глобализации
Позитивные:
Сближение государств
Негативные:
Глобализация продукции
Стимулирующее влияние на экономику
Единый стандарт потребления
Диктат промышленно развитых стран
Ослабление национальных культур
Глобализация в экономике. ТНК
Унификация образа жизни
Размывание экономических границ между странами
Разделение труда в общепланетарном масштабе
ТНК – крупные
компании национальные по формированию капитала, интернациональные по деятельности
Взаимовлияние национальных экономик друг на друга
Интеграция в мировой экономике
Усиливается роль финансовых рынков. Мировая валюта
Проблемы глобальной политики решаются «Большой восьмёркой» и «Большой двадцаткой»
Сокращение суверенитета национальных государств
Проблемы глобальной политики решаются «Большой восьмёркой» и «Большой двадцаткой»
Сокращение суверенитета национальных государств
НО!
Американизация – усиление влияния США в мире
Американизация – усиление влияния США в мире
Усиление роли м/н организаций: ООН, ВТО, ЕС, НАТО, МВФ, МБРР
Усиление роли м/н организаций: ООН, ВТО, ЕС, НАТО, МВФ, МБРР
Открытость границ
Новые коммуникации. Сети, власть сетей - нетократия
Мировые Т V
НТП
Интернет
СМИ
Формирование общих ценностей и интересов
Некое единое человеческое сообщество
Интернационализация культуры
Global society = Глобальное сообщество
Многоаспектность процессов глобализации
Противоречия глобализации
Противоречия глобализации
++
--
- стимулирующее влияние на международную экономику;
- международное разделение труда;
- пользование благами НТП, благодаря сближению стран;
- объединение усилий для решения глобальных проблем;
- доступность к пользованию достижений человечества
- препятствия для развития национальных экономик, обнищание развивающихся стран и народов;
- стандартизация жизни;
- унификация культуры;
- обострение глобальных проблем;
- рост насилия, терроризма, угрозы войн;
- хищническое отношение к природе;
- разрушительные выступления антиглобалистов;
Контрольные вопросы
- Как бы вы определили процесс глобализации?
- Каковы проявления глобализации в экономической сфере?
- Что представляет собой глобализация в сфере культуры?
- В чём состоят основные противоречия процесса глобализации?
- Охарактеризуйте роль НТР и информационно- коммуникационных технологий в процессе глобализации.
- Как бы вы охарактеризовали современное положение беднейших стран Юга?
- Какие признаки глобализации вы можете наблюдать в своём родном городе (области, республике)?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Выполни задание
«
« Понятие «----------------( А )» получило распространение с конца 1960-х гг. Так принято называть проблемы, носящие -------------( Б ) характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека, их решение возможно только совместными усилиями всех людей. От того, в каком направлении будет осуществляться их решение, зависит---------------( В ) человечества как биологического вида. В этих проблемах также проявляется -----------------( Г ) социальных и природных основ жизни общества и отдельного человека.
Одна группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение ---------------------( Д ) экономического развития, сохранение мира – это одновременно и решение проблем здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка --------------(Е) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе»
1) выживание 2) общественный
3) глобальные проблемы 4) гонка вооружений
5) неравномерность 6) глобализация
7) общечеловеческий 8) динамичность
9) неразрывность
Запишите ответ в таблицу. Полученный вариант цифр впишите в качестве ответа.
Проанализируй возможные ошибки
«
« Понятие «глобальные проблемы (А)» (3) получило распространение с конца 1960-х гг. Так принято называть проблемы, носящие общечеловеческий (Б) (7) характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека, их решение возможно только совместными усилиями всех людей. От того, в каком направлении будет осуществляться их решение, зависит выживание (В) (1) человечества как биологического вида. В этих проблемах также проявляется неразрывность (Г) (9) социальных и природных основ жизни общества и отдельного человека.
Одна группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение неравномерности (Д) (5) экономического развития, сохранение мира – это одновременно и решение проблем здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка гонки вооружений (Е) (4) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе»
А
Б
3
В
7
1
Г
Д
9
Е
5
4
Источники
1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .— 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3
2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
4. Авторская программа «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова), Издательство «Просвещение», 2011
5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013
6. Рудакова Т. И., учитель истории, МКОУ «Ленинская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов»