СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обществознанию в 10-м классе. 

Просмотр содержимого документа
«Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство.»

Обществознание 10 класс.

Тема: Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство.

Цели и задачи: охарактеризовать процессы глобализации в современном мире; определить структуру информационной системы; рассмотреть процессы глобализации в экономической сфере жизнедеятельности общества; проанализировать социально-политическое измерение информационного общества.

Планируемые результаты.

Предметные: обучающиеся определяют причины возникновения потребности в глобальной информационной сети; характеризуют черты информационного общества; рассказывают о людях, внёсших вклад в развитие информационных технологий.

Метапредметные: знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; - понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.

Личностные: понимание побудительной роли мотивов в информационной деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности.

Тип урока: открытие нового знания.


Ход урока. I. Организационный момент.

Объявление темы и определение целей урока совместно с обучающимися.

На прошлом уроке мы исследовали такие ключевые понятия современного мира как, свобода и ответственность. Основания свободного выбора. Что такое свободное общество.

Свобода в современном понимании тесно связана с такими понятиями, как глобализация и современное информационное пространство.

Эти моменты мы рассмотрим на сегодняшнем уроке.

Мы рассмотрим такие направления глобализации, как создание единого мирового информационного пространства и формирование глобальной информационной политики.

II. Актуализация темы. Проблемный вопрос. * «Кто владеет информацией, тот владеет миром». У. Черчилль.

Выскажите свою точку зрения по поводу этого высказывания: согласны или не согласны с высказыванием автора, аргументируйте, приводя примеры и выстраивая причинно-следственные связи, делая вывод. (Высказывание, демонстрируется на экране. Учащиеся, обращаются к нему вновь, в конце урока).

III. Изучение нового материала.

План.

1.Глобализация как явление современности.

2.Современное информационное пространство.


1.Глобализация как явление современности.

Глобализация – это процесс всемирной интеграции и унификации жизнедеятельности национальных государств в области политики, экономики и идеологии, обусловленный зависимостью современных национальных экономик от распределения планетарных ресурсов и международной системой разделения труда.

(Выписать определение с.89 учебник, найти определение глобализации в интернете и тоже выписать, сравнить)

Постиндустриальное (информационное) общество – современный этап общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики, в которой определяющую роль играют информационные технологии, и развитым гражданским обществом, открытым для глобальных процессов.

Работа по вопросам на стр. 81

  • СЛАЙД 17

2. Современное информационное пространство.

Мы живём в едином информационном пространстве.

Структура информационной сферы. ЗАПОЛНИТЬ НА СТР. 82

  1. Информация – фактор производства в современной экономике, неисчерпаемый ресурс при условии новизны и быстрой передачи.

  2. Инфраструктура совокупность различных каналов связи, которые могут быть названы средствами информационного воздействия.

  3. Субъекты – участники сбора, формирования, распространения и использования информации.

  4. Система регулирования. (цензура)

ЗАДАНИЕ: прочитать самостоятельно «Биография» Интернета. Что запомнили из прочитанного?

1991 – англичанин Тимоти Бернс-Ли создал всемирную паутину.

(Работа с документом с.90)


Рефлексия.

СТР.91 Вопросы для самопроверки.

Проблемный вопрос. * «Кто владеет информацией, тот владеет миром». У. Черчилль. Выскажите свою точку зрения по поводу этого высказывания: согласны или не согласны с высказыванием автора, аргументируйте, приводя примеры и выстраивая причинно-следственные связи, делая вывод.


Д/З Параграф 8, стр. 80-84, знать "биографию" Интернета


































3.Глобальная информационная экономика.

Субъектами глобальной экономики и лидерами мирового рынка выступают транснациональные корпорации (ТНК) – фирмы, которые имеют дочерние предприятия или филиалы во многих странах и реализуют на международном рынке свою продукцию. ТНК создают около 25% мирового ВВП, но при этом контролируют примерно 80% всех существующих в мире патентов, лицензий и секретов производства (ноу-хау).

ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления, использования или применения), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства. (записать определение)

Развивается регионализация – процесс взаимодействия экономик отдельных регионов: Европейский союз, Евразийское экономическое сообщество и др.


Инновационная государственная экономическая политика.

1.Наименьшее вмешательство государства в экономические и социальные процессы. (США).

2.Ведущая роль принадлежит государству, экономика развивается в рамках авторитаризма.

(Китай, Северная Корея, Иран)

3.Государство активно финансирует исследовательские программы и информационные технологии, стремится максимально повысить качество жизни граждан.

Информационная экономика также приобретает сетевую структуру, которая подразумевает минимальные затраты на коммуникацию. Субъектами сетевой экономики становятся центры знаний и инноваций (Силиконовая долина в США, научный центр Сколково в Москве).

Информационная экономика предъявляет новые требования к работнику: квалифицированный сотрудник со значительным творческим потенциалом, который производит информацию и знания в сфере информационных технологий. Интеллектуальный капитал, интеллектуальный ресурс – знания, которыми обладает рабочая сила и которые обеспечивают конкурентоспособность фирмы или страны в целом.

4.Социально-политическое измерение информационного общества.

Мануэ́ль Касте́льс (исп. Manuel Castells; род. 1942 г.) — испанский социолог-постмарксист, один из основателей теории новой социологии города. Министр высшего образования Испании (с января 2020). Считается одним из ведущих социологов современности, специализирующимся в области теории информационального (постинформационного) общества. В начале научной карьеры изучал проблемы урбанистики.

Информационные технологии усилили, увеличили все процессы, протекающие в экономической, политической и культурной сферах. Создаётся виртуальный мир без границ. Новые реалии способствуют развитию гражданского общества, электронной демократии. Сетевые сообщества предполагают анонимность участников, но не исключают возможность контроля за каждым пользователем.

2000 – Доктрина информационной безопасности РФ. (объяснительное чтение с. 88, 4абз. )

Рефлексия. С.91 Вопросы для самопроверки. Проблемный вопрос. * «Кто владеет информацией, тот владеет миром». У. Черчилль. Выскажите свою точку зрения по поводу этого высказывания: согласны или не согласны с высказыванием автора, аргументируйте, приводя примеры и выстраивая причинно-следственные связи, делая вывод.

Д/З § 8 – прочитать, уметь отвечать на вопросы к параграфу, знать определения терминов темы урока.

*Задания № 1, 2, - устно; №3 - письменно; с.92-93.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс