СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект урока по обществознанию в 10-м классе.
Обществознание 10 класс.
Тема: Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство.
Цели и задачи: охарактеризовать процессы глобализации в современном мире; определить структуру информационной системы; рассмотреть процессы глобализации в экономической сфере жизнедеятельности общества; проанализировать социально-политическое измерение информационного общества.
Планируемые результаты.
Предметные: обучающиеся определяют причины возникновения потребности в глобальной информационной сети; характеризуют черты информационного общества; рассказывают о людях, внёсших вклад в развитие информационных технологий.
Метапредметные: знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; - понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.
Личностные: понимание побудительной роли мотивов в информационной деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока. I. Организационный момент.
Объявление темы и определение целей урока совместно с обучающимися.
На прошлом уроке мы исследовали такие ключевые понятия современного мира как, свобода и ответственность. Основания свободного выбора. Что такое свободное общество.
Свобода в современном понимании тесно связана с такими понятиями, как глобализация и современное информационное пространство.
Эти моменты мы рассмотрим на сегодняшнем уроке.
Мы рассмотрим такие направления глобализации, как создание единого мирового информационного пространства и формирование глобальной информационной политики.
II. Актуализация темы. Проблемный вопрос. * «Кто владеет информацией, тот владеет миром». У. Черчилль.
Выскажите свою точку зрения по поводу этого высказывания: согласны или не согласны с высказыванием автора, аргументируйте, приводя примеры и выстраивая причинно-следственные связи, делая вывод. (Высказывание, демонстрируется на экране. Учащиеся, обращаются к нему вновь, в конце урока).
III. Изучение нового материала.
План.
1.Глобализация как явление современности.
2.Современное информационное пространство.
1.Глобализация как явление современности.
Глобализация – это процесс всемирной интеграции и унификации жизнедеятельности национальных государств в области политики, экономики и идеологии, обусловленный зависимостью современных национальных экономик от распределения планетарных ресурсов и международной системой разделения труда.
(Выписать определение с.89 учебник, найти определение глобализации в интернете и тоже выписать, сравнить)
Постиндустриальное (информационное) общество – современный этап общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики, в которой определяющую роль играют информационные технологии, и развитым гражданским обществом, открытым для глобальных процессов.
Работа по вопросам на стр. 81
СЛАЙД 17
2. Современное информационное пространство.
Мы живём в едином информационном пространстве.
Структура информационной сферы. ЗАПОЛНИТЬ НА СТР. 82
Информация – фактор производства в современной экономике, неисчерпаемый ресурс при условии новизны и быстрой передачи.
Инфраструктура совокупность различных каналов связи, которые могут быть названы средствами информационного воздействия.
Субъекты – участники сбора, формирования, распространения и использования информации.
Система регулирования. (цензура)
ЗАДАНИЕ: прочитать самостоятельно «Биография» Интернета. Что запомнили из прочитанного?
1991 – англичанин Тимоти Бернс-Ли создал всемирную паутину.
(Работа с документом с.90)
Рефлексия.
СТР.91 Вопросы для самопроверки.
Проблемный вопрос. * «Кто владеет информацией, тот владеет миром». У. Черчилль. Выскажите свою точку зрения по поводу этого высказывания: согласны или не согласны с высказыванием автора, аргументируйте, приводя примеры и выстраивая причинно-следственные связи, делая вывод.
Д/З Параграф 8, стр. 80-84, знать "биографию" Интернета
3.Глобальная информационная экономика.
Субъектами глобальной экономики и лидерами мирового рынка выступают транснациональные корпорации (ТНК) – фирмы, которые имеют дочерние предприятия или филиалы во многих странах и реализуют на международном рынке свою продукцию. ТНК создают около 25% мирового ВВП, но при этом контролируют примерно 80% всех существующих в мире патентов, лицензий и секретов производства (ноу-хау).
ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления, использования или применения), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства. (записать определение)
Развивается регионализация – процесс взаимодействия экономик отдельных регионов: Европейский союз, Евразийское экономическое сообщество и др.
Инновационная государственная экономическая политика.
1.Наименьшее вмешательство государства в экономические и социальные процессы. (США).
2.Ведущая роль принадлежит государству, экономика развивается в рамках авторитаризма.
(Китай, Северная Корея, Иран)
3.Государство активно финансирует исследовательские программы и информационные технологии, стремится максимально повысить качество жизни граждан.
Информационная экономика также приобретает сетевую структуру, которая подразумевает минимальные затраты на коммуникацию. Субъектами сетевой экономики становятся центры знаний и инноваций (Силиконовая долина в США, научный центр Сколково в Москве).
Информационная экономика предъявляет новые требования к работнику: квалифицированный сотрудник со значительным творческим потенциалом, который производит информацию и знания в сфере информационных технологий. Интеллектуальный капитал, интеллектуальный ресурс – знания, которыми обладает рабочая сила и которые обеспечивают конкурентоспособность фирмы или страны в целом.
4.Социально-политическое измерение информационного общества.
Мануэ́ль Касте́льс (исп. Manuel Castells; род. 1942 г.) — испанский социолог-постмарксист, один из основателей теории новой социологии города. Министр высшего образования Испании (с января 2020). Считается одним из ведущих социологов современности, специализирующимся в области теории информационального (постинформационного) общества. В начале научной карьеры изучал проблемы урбанистики.
Информационные технологии усилили, увеличили все процессы, протекающие в экономической, политической и культурной сферах. Создаётся виртуальный мир без границ. Новые реалии способствуют развитию гражданского общества, электронной демократии. Сетевые сообщества предполагают анонимность участников, но не исключают возможность контроля за каждым пользователем.
2000 – Доктрина информационной безопасности РФ. (объяснительное чтение с. 88, 4абз. )
Рефлексия. С.91 Вопросы для самопроверки. Проблемный вопрос. * «Кто владеет информацией, тот владеет миром». У. Черчилль. Выскажите свою точку зрения по поводу этого высказывания: согласны или не согласны с высказыванием автора, аргументируйте, приводя примеры и выстраивая причинно-следственные связи, делая вывод.
Д/З § 8 – прочитать, уметь отвечать на вопросы к параграфу, знать определения терминов темы урока.
*Задания № 1, 2, - устно; №3 - письменно; с.92-93.
4
© 2022, Уразалеев Руслан Фаритович 1782 36