Глобальное чтение как метод работы с неговорящими детьми
Каретникова Светлана Михайловна,
учитель-логопед МБОУ «Школа №19 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Глобальное чтение
- Авторами метода «Глобальное чтение» можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. Особенно эффективно глобальное чтение для детей с РАС . Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана).
- По данной методике детям показывают карточки с подписями, выполненными ярким цветом и крупным шрифтом. Демонстрацию карточек нужно проводить в быстром темпе, меняя их одну за другой. При этом ребенок будет усваивать информацию на подсознательном уровне.
- Сам процесс демонстрации не должен утомить ребенка либо наскучить ему. Поэтому в течение одного занятия достаточно показать 10 карточек одного тематического характера. Тематические наборы картинок нужно демонстрировать, озвучивая название объектов на них, по три раза в день на протяжении 10 дней. Затем можно вводить новые элементы, углублять и расширять тематику картинок.
- Сильной стороной детей с особенностями развития является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.
- Несмотря на неустойчивость внимания, дети с синдромом Дауна и аутизмом с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.
- Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Т.е. таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст .
Методические материалы
«Чтение с пеленок» Андрей Маниченко
10 законов обучения с пелёнок Закон раннего старта. Закон похвалы. Закон уважения. Закон игры. Закон хорошего настроения. Закон сохранения познавательного голода. Закон скорости. Закон новой темы. Закон режима. Закон счастливой семьи.
Подготовка к обучению
До обучения глобальному чтению необходимо, чтобы ребенок выполнял 2 вещи:
1. Умел находить и сличать парные картинки, путем подбора (утка к утке, машина к машине и т.п.)
2. Мог запоминать 3-4 картинки зрительно и удерживать их в памяти.
Этапы обучения
- Рассматриваем вместе с ребёнком картинку и называем её. (Это утка.)
- Прочитываем с ребёнком слово, подписанное под картинкой, проводя по нему пальцем. (Читай! Утка.)
- Ищем карточку с таким словом и подкладываем под картинку на слово. (Ищи, где написано, утка. Положи под картинку.)
Закрепляем
- Ещё раз прочитываем слово, желательно, чтобы ребёнок назвал слово сам.
- Через какое-то время ребенок по вашей просьбе начинает выбирать произнесенное вами слово из 2-х карточек, потом из 3-х, 4-х и накладывать их на слово самостоятельно.
- В итоге ребенок должен из 4-х табличек со словами найти по вашей просьбе нужное слово и подложить под нужную картинку.
Альбом для чтения: 1 страница
МАМА
ПАПА
Я
Альбом для чтения:
РЫБА ВЕДРО ЛОДКА
Глаголы:
ЕСТ СПИТ СИДИТ МОЕТ