Организационный момент Цель: приветствие учащегося, создание в классе обстановки, соответствующей содержанию и восприятию темы. Вводное слово учителя истории Егоровой С.А. Уже в середине XIX века стало очевидно, что в развитии общества возникли проблемы, которые, если не будут решены при участии всех стран, грозят гибелью цивилизации на Земле. Тема нашего урока – «Глобальные проблемы современности». (цель, задачи и предполагаемые результаты урока появляются на интерактивной доске) Учитель обращает внимание на основные пункты плана, проговаривает цель, задачи урока. Учитель формулирует задание, с которым учащиеся будут работать в течение урока. Задание: Раскрыть основные пункты плана, сформулировать подпункты плана. На интерактивной доске появляется форма плана-задания и основные понятия урока. План-задание: Понятие «глобальные проблемы современности» и их основные виды: 1.1. 1.2. 1.3. 2. Причины возникновения глобальных проблем: 2.1. 2.2. 2.3. 3. Характерные особенности глобальных проблем 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 4. Приоритетные глобальные проблемы 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. 5. Основные направления разрешения глобальных проблем 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 3. Объяснение нового материала Учитель обращает внимание на основные понятия, характеризующие современный мир – «глобализация», «глобальный мир». Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности Глобальные проблемы современности – (от лат. земной шар) совокупность проблем человечества, от решения которых зависит существование цивилизации. Учитель формулирует задание Задание: Назовите синонимы слова «глобальный». Учитель корректирует, обобщает. Учитель продолжает объяснение темы. За последние 200 лет наука и технология прошли больший путь, чем за предшествующие 2 тысячелетия. В результате произошло усложнение жизни человеческого общества, возникли проблемы, которые являются угрозой и вызовом всему человечеству. Учитель объясняет понятие «угроза», «вызов». Учитель обращает внимание на интерактивную доску, где показаны определения. Угроза - это опасность, которая при определенных условиях может реализоваться и нанести стране существенный ущерб, вплоть до катастрофического. Учитель дополняет: в случае своевременного принятия нейтрализующих ее операций угроза может быть существенно ослаблена или полностью устранена. Вызов – это критическая проблемная ситуация, в которую попадает страна или цивилизация. Ее будущее и существование зависит от того, как она ответит на этот вызов. Учитель проверяет, насколько усвоены эти понятия учащимися, просит сформулировать определения, дополняет и корректирует ответы учащихся. Учитель продолжает объяснение нового материала. Понятие «вызов» впервые ввел в научный оборот знаменитый английский теоретик XX века Арнольд Тойнби. Исследуя историю человеческих цивилизаций, он пришел к выводу, что выживание или гибель каждой из них становится результатом того, как цивилизация отреагировала на новую для себя проблемную ситуацию. Такая проблемная ситуация может быть связана с чем угодно: с резким ухудшением состояния окружающей среды, с исчерпанием природных ресурсов, с рождением новой религии. Важна не суть вызова, а то, как цивилизация отвечает на него. Это, в свою очередь, является решительным стимулом для качественного развития и скачка или, напротив, падения и краха цивилизации. Учитель обращает внимание учащихся на причины возникновения глобальных проблем и задает вопросы для более глубокого понимания изложенного материала. Вопросы: Приведите примеры превращения локальных проблем в общемировые. Приведите примеры активно-преобразующей деятельности человека Как вы понимаете выражение «экологическое сознание»? Учитель корректирует ответы учащихся и формулирует основные причины возникновения глобальных проблем. К основным причинам появления глобальных проблем мы может отнести: Усиление активно-преобразующей деятельности человека Рост экономических, политических, культурных связей в мире – глобализационный процесс Низкий уровень человеческого сознания Учитель продолжает объяснение нового материала и обращает внимание учащихся на слайд презентации, где изложены основные виды глобальных проблем и их характерные особенности. Выделяют 3 класса глобальных проблем: интерсоциальные проблемы, проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы, проблемы, возникающие в системе отношений человека и общества. Характерными особенностями всех глобальных проблем являются следующие черты (учитель обращает внимание учащихся на интерактивную доску, где представлены особенности глобальных проблем). Учитель называет приоритетные глобальные проблемы и формулирует задание. Задание. Какие еще глобальные проблемы современности вы можете назвать? Учитель корректирует ответы учащихся. Остановимся более подробно на 2 глобальных проблемах. К рассмотрению экологической проблемы приступает учитель биологии Соболева Т.Г. Учитель обращает внимание учащихся на ряд высказываний, зафиксированных на слайдах презентации (интерактивная доска). «Чтобы повелевать природой, необходимо повиноваться ей» (Ф.Бэкон) «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (И.С. Тургенев) «В природе нет ни воздаяний, ни наказаний, а только последствия» (Р. Ингерсолл) Учитель формулирует задание. Задание: Какие мысли о взаимодействии человека с природой отражены в высказываниях? Какие последствия человеческой деятельности отражаются сегодня на природе? Учитель корректирует ответы учащихся, обобщает. Экологический кризис – результат возросшей деятельности человека, направленной на преобразование природы. Современный экологический кризис не имеет аналогов в истории. Во-первых, потому, что он имеет техногенный характер; во-вторых, потому, что под угрозой гибели может оказаться вся биосфера. В ХХ в. обострилась проблема антропогенных изменений на планете. За последние 100 лет численность населения земли увеличилась в 4 раза, совокупный продукт, вырабатываемый человечеством, вырос в 17,6 раз, суммарное потребление минерального сырья – в 29 раз, потребление энергоресурсов – в 10 раз. С начала 40-х гг. возникает проблема радиоактивного загрязнения, связанная с разработкой и испытанием ядерного оружия, строительством атомных электростанций. Таким образом, сегодня почти все сферы человеческой деятельности носят природоопасный характер Экологический кризис имеет несколько аспектов. Один из них – парниковый эффект. Учитель формулирует задание и акцентирует внимание учащихся на видеоролике, представленном на слайде презентации – «Парниковый эффект». Задание: В чем заключается проблема парникового эффекта? Каковы пути решения данной проблемы. Учитель корректирует и обобщает ответы учащихся. По данным экспертов ООН, выбросы парниковых газов в атмосферу с 70-х гг. ХХ века увеличились на 70 %, а если темпы роста не снизятся, то к 2030 г. они вырастут еще на 25 % по сравнению с уровнем 2000 г. Чтобы избежать наихудших последствий изменения климата, общемировой объем выбросов к 2020 г. должен быть сокращен на 20–40 % от уровня 1990 г. А теперь обратим внимание на 2 группы словосочетаний (интерактивная доска). 1 группа: экологическое мышление, экологическое сознание, экологическая нравственность 2 группа: экологическое право, экологическая политика, экологическая ответственность. Учитель формулирует задание. Задание: Как вы понимаете эти словосочетания? Учитель корректирует, обобщает ответы учащихся и формулирует вывод: таким образом, решение экологической проблемы зависит от человека и от государства. Известный ученый-энциклопедист В.И.Вернадский (1863-1945 гг.) впервые высказал идею о том, что развитие живого вещества в пределах биосферы Земли приводит к изменению качественного состояния самой биосферы к переходу ее в ноосферу. Под ноосферой понимают сферу взаимодействия природы и общества, в котором разумная деятельность людей становится главной определяющим фактором развития. Название «ноосфера» происходит от греч. «ноос» - разум и обозначает таким образом сферу разума. В 1927 г. Вернадский впервые обосновал единство человека и биосферы и подчеркнул, что учение о биосфере требует усвоения экологической морали, формирования экологического сознания. И на вопрос «Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа?» можно ответить словами В.И. Вернадского. Учитель обращает внимание учащихся на интерактивную доску, где представлено высказывание Вернадского. Учитель истории Егорова С.А. акцентирует внимание учащихся на следующий видеоролик. («11 сентября 2001 года») После просмотра учитель формулирует задание. Задание: Охарактеризуйте проблему, которая затронута в видеоролике. Учитель корректирует и обобщает ответы учащихся. В данном ролике затронута проблема международного терроризма. Задание: Сформулируйте определение «терроризма» Терроризм в широком смысле слова это социальное явление, основанное на использовании насилия в виде террористического акта для нарастания атмосферы страха и безысходности в обществе, во имя достижения целей субъектов террористической деятельности. События 11 сентября 2001 г. заставили говорить о транснациональном терроризме, о новой роли транснациональных террористических организаций в системе международных отношений, произвели переворот в умах политиков и экспертов, общественном сознании мира в целом. Современный терроризм влечет за собой значительные политические, экономические и моральные потери, оказывает сильное психологическое воздействие на общество, уносит все больше жизней ни в чем не повинных людей. К особенностям современного терроризма относят: Использование террористических методов исключительно для достижения определенной политической цели (целей) Рассмотрение гражданского населения или символов государственности как объектов воздействия Адресация террористических акций в конечном счете властям той или иной страны или стране в целом Сейчас в распоряжении мощных террористических группировок имеются достаточные финансовые средства. Согласно опубликованным оценкам, совокупный бюджет в сфере террористической активности колеблется ежегодно от 5 до 20 млрд. долларов. Противодействие современному терроризму возможно только на основе более тесной, чем ныне, координации действий правительств, органов внутренних дел и служб безопасности различных стран мира. Одним из наиболее эффективных методов борьбы с терроризмом является лишение его финансовой базы. Кроме того, борьба с терроризмом невозможна и без скоординированной информационной политики в различных странах мира и активизации межгосударственного сотрудничества. 4. Заключительное слово учителя. Итак, мы рассмотрели 2 глобальные проблемы или 2 угрозы современному миру: экологическую проблему и проблему международного терроризма. Учитель формулирует задание. Задание: Подумайте, какие направления решения глобальных проблем мы можем выделить? Учитель корректирует и обобщает ответы учащихся. Возможные варианты решения глобальных проблем вы можете увидеть на слайде. В общем случае существуют 2 основных направления. Одно из них связано с деятельностью (политикой) государства, другое – с деятельностью самого человека, с изменением его отношения к природе и личностным самосовершенствованием. 5. Рефлексия Учитель обращает внимание учащихся на план, представленный на интерактивной доске, подводит итоги урока и обращает внимание на домашнее задание, записанное на учебной доске. |