СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобальные проблемы человечества

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

География. В.П. Максаковский. 11 класс. Презентация. Заполнение таблицы "Характеристика глобальных проблем человечества". Дискуссия. Вопросы зачёта по теме. 2 урока.

Просмотр содержимого документа
«Глобальные проблемы человечества»

Глобальные проблемы человечества

Глобальные

проблемы

человечества

Да, можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания. Ж.-Б. Ламарк По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы. Но всё же это была далекая предыстория современных глобальных проблем. В полной мере они проявились во второй половине ХХ века и перешли в ХХI.

Да, можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.

Ж.-Б. Ламарк

  • По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы.
  • Но всё же это была далекая предыстория современных глобальных проблем.
  • В полной мере они проявились во второй половине ХХ века и перешли в ХХI.
Глобальные проблемы человечества:  1.  Касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев 2.  Приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации 3.  Могут быть решены лишь при сотрудничестве в общепланетарном масштабе, совместных действиях всех стран и народов

Глобальные проблемы человечества:

1. Касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев

2. Приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации

3. Могут быть решены лишь при сотрудничестве

в общепланетарном масштабе, совместных действиях всех стран и народов

Существуют различные классификации глобальных проблем. Но обычно среди них выделяют:  проблемы наиболее «универсального» характера, проблемы природно-экономического характера, проблемы социального характера, проблемы смешанного характера. Выделяют также более «старые» и более «новые» глобальные проблемы. Степень их приоритетности со временем может меняться.

Существуют различные классификации глобальных проблем.

Но обычно среди них выделяют:

  • проблемы наиболее «универсального» характера,
  • проблемы природно-экономического характера,
  • проблемы социального характера,
  • проблемы смешанного характера.

Выделяют также более «старые» и более «новые» глобальные проблемы.

Степень их приоритетности со временем может меняться.

Характеристика глобальных проблем человечества План характеристики: 1. Сущность проблемы; 2. Причины возникновения проблемы; 3. Пути решения проблемы © Работа выполняется на развёрнутом двойном листе, или на заготовке А-4

Характеристика глобальных проблем человечества

План характеристики:

1. Сущность проблемы;

2. Причины возникновения проблемы;

3. Пути решения проблемы

© Работа выполняется на развёрнутом двойном листе,

или на заготовке А-4

Мира и разоружения 1. Реальная возможность уничтожения стран и континентов.  2. Создание ядерного, химического и бактериологического оружия в сочетании с ракетной техникой. Гонка вооружения.  3. Взаимопонимание и доверие между странами, разоружение

Мира и разоружения

1. Реальная возможность уничтожения стран и континентов.

2. Создание ядерного, химического и бактериологического оружия в сочетании с ракетной техникой. Гонка вооружения.

3. Взаимопонимание и доверие между странами, разоружение

Экологическая 1. Ухудшение состояния окружающей среды  2. Хозяйственная деятельность людей  3. Организация человеческой деятельности с учётом экологического фактора, экологическое воспитание, (необходимо преодолеть психологию временщиков в сознании людей)

Экологическая

1. Ухудшение состояния окружающей среды

2. Хозяйственная деятельность людей

3. Организация человеческой деятельности с учётом экологического фактора, экологическое воспитание, (необходимо преодолеть психологию временщиков в сознании людей)

Демографическая 1. Перенаселение развивающихся стран и сокращение естественного прироста в развитых странах  2. «Демографический взрыв» в развивающихся странах. «Демографический кризис» в развитых странах  3. Программы планирования семьи, экономический и социальный прогресс

Демографическая

1. Перенаселение развивающихся стран и сокращение естественного прироста в развитых странах

2. «Демографический взрыв» в развивающихся странах. «Демографический кризис» в развитых странах

3. Программы планирования семьи, экономический и социальный прогресс

Энергетическая и сырьевая 1. Возникновение сырьевого и энергетического кризисов.  2. Растущие масштабы потребления природных ресурсов в производстве. Нерациональное использование ресурсов  3. Рациональное использование имеющихся ресурсов, использование новых видов ресурсов, в том числе нетрадиционных, освоение новых районов

Энергетическая и сырьевая

1. Возникновение сырьевого и энергетического кризисов.

2. Растущие масштабы потребления природных ресурсов в производстве. Нерациональное использование ресурсов

3. Рациональное использование имеющихся ресурсов, использование новых видов ресурсов, в том числе нетрадиционных, освоение новых районов

Продовольственная 1. Обеспечение продовольствием быстро растущее население  2. Нехватка продовольствия  3. Полнее использовать сельскохозяйственные ресурсы, новые и новейшие технологии в производстве, достижения науки в растениеводстве и животноводстве

Продовольственная

1. Обеспечение продовольствием быстро растущее население

2. Нехватка продовольствия

3. Полнее использовать сельскохозяйственные ресурсы, новые и новейшие технологии в производстве, достижения науки в растениеводстве и животноводстве

Преодоления отставания развивающихся стран 1. Высокая смертность, безработица, низкий уровень жизни и образования  2. Наследие колониального и полуколониального прошлого, действие монополий  3. Коренные социально- экономические преобразования во всех сферах жизни и деятельности

Преодоления отставания развивающихся стран

1. Высокая смертность, безработица, низкий

уровень жизни и образования

2. Наследие колониального и полуколониального прошлого, действие монополий

3. Коренные социально- экономические преобразования во всех сферах жизни и деятельности

Масштабы отсталости развивающихся стран на начало XXI в. Виды отсталости Население (млн. человек) Живущие в условиях крайнего обнищания более 1200  Голодающие более 800  Не получающие достаточного питания 3000  Лишенные медицинского обслуживания  Неграмотные среди взрослого населения 1500 более 900  Не имеющие надежных источников водоснабжения 1200  Использующие для отопления дрова 1800

Масштабы отсталости развивающихся стран

на начало XXI в.

Виды отсталости

Население (млн. человек)

Живущие в условиях крайнего обнищания

более 1200

Голодающие

более 800

Не получающие достаточного питания

3000

Лишенные медицинского обслуживания

Неграмотные среди взрослого населения

1500

более 900

Не имеющие надежных источников водоснабжения

1200

Использующие для отопления дрова

1800

Использование Мирового океана 1. Загрязнение, неравномерное освоение, использование в военных целях  2. Всё большее вовлечение в хозяйственное использование  3. Рациональное природопользование. Контроль со стороны международных организаций

Использование Мирового океана

1. Загрязнение, неравномерное освоение, использование в военных целях

2. Всё большее вовлечение в хозяйственное использование

3. Рациональное природопользование. Контроль со стороны международных

организаций

Мирное освоение Космоса 1. Перспективы развития, создающиеся техникой, наукой, производством  2. Индустриализация космоса. Применение космических технологий  3. Предотвращение «звёздных войн», решение всех вопросов открыто за столом переговоров

Мирное освоение Космоса

1. Перспективы развития, создающиеся техникой, наукой, производством

2. Индустриализация космоса. Применение космических технологий

3. Предотвращение «звёздных войн»,

решение всех вопросов открыто за столом переговоров

Как вы видели, каждая из глобальных проблем человечества имеет свое конкретное содержание. Но все они тесно взаимосвязаны: энергетическая и сырьевая с экологической, экологическая с демографической, демографическая с продовольственной и т. д.  Проблема мира и разоружения непосредственно затрагивает и все остальные проблемы.

Как вы видели, каждая из глобальных проблем человечества имеет свое конкретное содержание.

Но все они тесно взаимосвязаны:

  • энергетическая и сырьевая с экологической,
  • экологическая с демографической,
  • демографическая с продовольственной и т. д.

Проблема мира и разоружения непосредственно затрагивает и все остальные проблемы.

Дискуссия (Групповая работа) Американский ученый Лестер Туроу географически образно и ярко сформулировал, что нужно для решения глобальных экологических проблем, для предотвращения экологической катастрофы:  «Если все население Земли будет обладать производительностью труда Швейцарии, стандартами потребления Китая, социальным выравниванием Швеции и дисциплиной Японии, то планета сможет выдержать во много раз большее население, чем сегодня».

Дискуссия

(Групповая работа)

Американский ученый Лестер Туроу географически образно и ярко сформулировал, что нужно для решения глобальных экологических проблем,

для предотвращения экологической катастрофы:

«Если все население Земли будет обладать

производительностью труда Швейцарии,

стандартами потребления Китая,

социальным выравниванием Швеции

и дисциплиной Японии,

то планета сможет выдержать во много раз большее население, чем сегодня».

Вопросы для зачёта (Групповая работа) 1. Что такое глобальные проблемы? 2. Каковы особенности глобальных проблем? 3. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития? 4. Перечислите основные глобальные проблемы современного мира. 5. В чём состоят главные особенности географического подхода к анализу глобальных проблем? 6. Почему проблема терроризма стала глобальной? 7. Почему проблема разоружения стала глобальной? 8. Почему экологические проблемы стали наиболее актуальны? 9. Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными? Почему?

Вопросы для зачёта

(Групповая работа)

1. Что такое глобальные проблемы?

2. Каковы особенности глобальных проблем?

3. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?

4. Перечислите основные глобальные проблемы современного мира.

5. В чём состоят главные особенности географического подхода к анализу глобальных проблем?

6. Почему проблема терроризма стала глобальной?

7. Почему проблема разоружения стала глобальной?

8. Почему экологические проблемы стали наиболее актуальны?

9. Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными? Почему?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя