СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глоссарий по дисциплине "Организация торговли"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глоссарий: краткий перечень терминов по дисциплине Организация торговли (экономика)

Просмотр содержимого документа
«Глоссарий по дисциплине "Организация торговли"»

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

А

Автомагазин — передвижной торговый объект, осуществляющий развозную торговлю.

Автомат торговый -— стационарный некапитальный торговый объект, представляющий собой автоматическое устройство, предназначенное для продажи штучных товаров без участия продавца.

Акт коммерческий — документ, который составляется при обнаружении в пункте назначения недостачи, повреждения или порчи груза и служит основанием для предъявления получателем груза претензии о возмещении убытков.

Акт о приемке товаров — документ, применяемый для оформления приемки товаров по количеству, качеству и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора; составляется членами комиссии, уполномоченными на это руководителем организации.

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

Ассортимент услуг торговли— набор различных услуг торговли, объединенных или сочетающихся по определенным признакам.

Ассортиментный перечень товаров — часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже.

Б

Безопасность товара — состояние товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, при котором риск вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем.

Безопасность услуги торговли — комплекс свойств услуги, проявление которых при обычных условиях ее оказания не подвергает недопустимому риску жизнь, здоровье и имущество потребителя.

В

Вид предприятия розничной торговли— предприятие розничной торговли, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров (например: универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров).

Вид товаров — совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением.

Внутренняя торговля — оптовая и розничная торговля внутри страны.

Г

Грузооборот склада — объем товарной массы в натуральном исчислении, проходящий через склад за определенный календарный период.

Группа товаров — совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей (верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и т. п.).

Д

Документ нормативный — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей.

Е

Единица товарная — обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, внешнего вида, цены и др.

Емкость товарного склада — характеристика помещений основного производственного назначения склада, выражающая их вместимость при выбранном способе хранения товаров.

Естественная убыль — товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение количества товара за счет усушки, утечки, распыла и т. д.

3

Запасы товарные —- см.: Товарные запасы.

Звенность товародвижения — количество складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него.

И

Идентификация — признание тождественности. См.: Штриховое кодирование товаров.

Издержки обращения — денежная оценка затрат, произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за определенный период времени.

К

Каталог— составленный в определенном порядке перечень чего-либо (товаров, услуг и т. д.).

Качество товара — совокупность потребительских свойств товара.

Качество торгового обслуживания— совокупность характеристик процесса и условий торгового обслуживания покупателей.

Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

Классификация — распределение товаров, услуг и т. д. по классам в зависимости от общих признаков.

Класс товаров — совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение.

Конкурентоспособность товара — способность товара обеспечивать коммерческий успех в условиях конкуренции.

Конкуренция — состязательность на рынке.

Конъюнктура рынка — состояние рынка, характеризуемое соотношением спроса и предложения на товары и услуги, динамикой цен и др.

Культура торгового обслуживания — совокупность характеристик и условий процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала. К характеристикам культуры торгового обслуживания относятся вежливость, чуткость, компетентность, доступность персонала для покупателей, уровень мастерства работников, комфорт, эстетика предоставления услуги и т. п.

Л

Лицензирование — мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий.

Лицензия— разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лоток— передвижной торговый объект, осуществляющий разносную торговлю, не имеющий торгового зала и помещений для хранения товаров, представляющий собой легко возводимую сборно-разборную конструкцию, оснащенную прилавком, рассчитанную на одно рабочее место продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день.

М

Магазин — специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми и техническими помещениями, а также помещениями для хранения товаров и подготовки их к продаже.

Маркировка — текст, условные обозначения, рисунок, нанесенные на упаковку или товар, предназначенные для идентификации товара и доведения информации о нем до потребителей.

Материально ответственное лицо — работник, который несет материальную ответственность за сохранность товарноматериальных ценностей или денежных средств.

Мелкорозничная торговая сеть — торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли (торговые автоматы, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления).

Методы продажи товаров — совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс продажи товаров.

Мода — господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов; образцы предметов, одежды, отвечающие таким вкусам.

н

Научно-технический прогресс — совершенствование производственного и технологического процессов, организации производства.

Недопоставка — поставка неполного количества товара по сравнению с предусмотренным в договоре.

Нетто — чистая масса товара без упаковки.

Нормы естественной убыли — предельный размер товарных потерь, устанавливаемый нормативными документами по конкретному виду товара.

О

Обеспеченность населения торговой площадью — показатель, характеризующий фактическое наличие торговой площади в расчете на 1000 жителей.

Обслуживающий персонал - работники торгового предприятия, непосредственно участвующие в торговом обслуживании граждан.

Операция торгово-технологического процесса — отдельная законченная однородная часть торгово-технологического процесса.

п

Павильон — оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Пакетные перевозки — транспортировка грузов, сформированных в группы (пакеты) и уложенных на поддоны.

Палатка —- легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Пешеходная доступность магазина — установленное расстояние от магазина до центра жилой застройки, обеспечивающее рациональное размещение розничной торговой сети.

Планировка — устройство, расположение в соответствии с определенным планом.

Покупатель — юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги.

Помещение — пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями.

Потребительское свойство товара — свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.

Предприятие оптовой торговли — торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров.

Предприятие розничной торговли— торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.

Продавец — организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли-продажи.

Процесс торгового обслуживания — последовательность операций, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания в конкретном типе торговых предприятий.

Процесс торгово-технологический — см.: Торгово-технологический процесс.

Р

Разновидность товаров — совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков (марок, моделей, артикулов, сортов).

Розничная торговая сеть — торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.

Рынок— 1) сфера товарного обращения, где формируется спрос, предложение и цена на товары и услуги; 2) организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи.

С

Сертификация—процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификат соответствия — документ, подтверждающий соответствие товара установленным требованиям.

Система торгового обслуживания — целостное единство взаимосвязанных элементов, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания.

Склад товарный— 1) организация, обеспечивающая или осуществляющая хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров оптовым покупателям; 2) структурное подразделение предприятия оптовой торговли.

Скорость торгового обслуживания— среднее время, затрачиваемое на обслуживание одного покупателя.

Стандарт— 1) образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними подобных объектов; 2) нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации.

Стандартизация — установление в государственном масштабе, а также в рамках международных организаций единых норм и требований, предъявляемых к сырью, материалам, производственным процессам, изделиям и т. д.

т

Тележка — передвижной торговый объект, осуществляющий разносную торговлю, оснащенный колесным механизмом для перемещения товаров и используемый для продажи штучных товаров.

Технология— совокупность знаний о способах и средствах проведения процессов (торговых и др.), а также сами процессы (технологические процессы), при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта.

Технология торговли — совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов.

Товар — любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Товарное обращение — процесс обращения объектов собственности (продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество) посредством возмездных договоров.

Товарные запасы— количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся на торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату (в зависимости от назначения подразделяются на запасы текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза).

Товарные потери— потери товаров при их перевозке, хранении и реализации.

Товародвижение — процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления.

Товарооборот — объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.

Торговая надбавка — элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли.

Торговая реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о торговом предприятии, товарах и услугах, предназначенная для неопределенного круга лиц и способствующая реализации товаров.

Торговая скидка — скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи с условиями сделки и в зависимости от текущей конъюнктуры рынка.

Торговля— вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

Торговля оптовая— вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Торговля розничная— вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Торговля развозная— розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.

Торговля разносная — розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице.

Торговля посылочная— розничная торговля, осуществляемая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений.

Торговля комиссионная— розничная торговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами — комитентами, по договорам комиссии.

Торговое обслуживание — деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара или услуги.

Торгово-технологический процесс — последовательность операций, обеспечивающая процесс купли-продажи товаров и товародвижения.

Торговый автомат— см.: Автомат торговый.

Торговый комплекс— совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности (инженерное обеспечение, ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборку мусора, охрану торговых объектов, организацию питания служащих и т. п.).

Торговый центр — совокупность торговых предприятий и предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

У

Убытки— выраженный в денежной форме ущерб, причиненный одному лицу противоправными действиями другого лица.

Убыль естественная— см.: Естественная убыль.

Услуги — результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. По функциональному назначению подразделяются на материальные (услуги торговли, общественного питания, транспорта и др.) и социально-культурные (медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и др.).

Услуга торговли— результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.

ф

Форма продажи товаров — организационный прием доведения товаров до покупателей. Различают магазинные и внема- газинные формы продажи товаров.

Форма товародвижения— организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.

Форма торгового обслуживания — организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания покупателей (салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок, индивидуальное обслуживание продавцом-консультантом в магазинах самообслуживания).

X

Хранение товаров — процесс размещения товара в складском помещении, содержание и уход за ним в целях обеспечения его качества и количества.

ц

Цена — денежное выражение стоимости товара.

ш

Штриховое кодирование товаров — кодирование потребительских свойств товара, принадлежности к определенной товарной группе с помощью штриховых меток.

Я

Ярмарка — самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.