СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа воспитания Глубокинской школы,Смоленской области, Краснинского района.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа воспитания»

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Глубокинскаяшколарасположена на территории Малеевского сельского поселения Краснинского района Смоленской области в деревне Двуполяны. МБОУ Глубокинская школа имеет два структурных подразделения: Викторовскийфилиал (д. Викторово) и Марковский филиал (д. Марково). Обучениев школе ведется с 1 по 11 класс по трем уровням образования.

Контингент обучающихся школы разнообразный: дети из полных и неполных семей, опекаемые, дети-инвалиды. В школе учатся дети из 10 близлежащих деревень, а также из пгт Красный. Состав обучающихся школы неоднороден и различается по учебным возможностям и по социальному статусу, который зависит от общего благополучия семьи или уровня воспитательного ресурса отдельных родителей.

Образовательная организация находится в20 км от районного центра (пгт Красный), что затрудняет широко использовать в образовательной деятельности и воспитательной работе объекты культуры и спорта районного центра. Но, тем не менее, у школы выстроены соструднические отношения со следующими социальными партнерами:

 муниципальное бюджетное учреждение культуры «Краснинская районная централизованная библиотечная система» муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области;

 муниципальное бюджетное учреждение культуры «Краснинский краеведческий музей имени супругов Ерашовых» муниципального образования «Краснинский район»Смоленской области.

 муниципальное бюджетное учреждение культуры «Краснинская централизованная библиотечная система»муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области;

 Краснинская районная общественная организация Смоленской областной организации общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана»(на здании школы установлена памятная доска в честь выпускника Глубокинской школы, воина-афганца Агафонова Геннадия Дмитриевича);

 Краснинская районная общественная организация Смоленской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов;

 общественно-политическая газета «Краснинский край» Краснинского

3



района Смоленской области.


Организовано взаимодействие с военным комиссариатом Краснинского района Смоленской области, которое осуществляется на основе Закона РФ от 14 января 1993г. №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

Ведется совместная деятельность с Администрацией Малеевского сельского поселения.

Традиционно сильнымы в школе являются патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, развитие творческих способностей обучающихся.В школе финкционируют волонтерский отряд «От сердца к сердцу», поисковый отряд «Русич». С 2019 года МБОУ Глубокинская школа реализует проект по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках внеурочной деятельности «А память нам покоя не дает…», на базе Викторовского филиала имеется историко-краеведческий музей «Живые родники», обучающиеся школы принимают активное участие в районных и областных конкурсах. В организации свободного времени обучающихся участвуют многочисленные кружки и секции различной направленности, действующие на базе школы.

Педагогический коллектив, выстраивая стратегию воспитательного процесса, учитывает особенности контингента и семей обучающихся, а также потенциал общеобразовательной организации. Анализ воспитательной работы школы показал, что сложившаяся система ключевых общешкольных дел принята как педагогами, так иобучающимися и родителями. Она легла в основу педагогического творческого замысла данной рабочей программы воспитания.

Замысел программы предполагает, что каждый обучающийся школы получит возможность осознать свои способности и свой творческий потенциал, получит возможность их реализации и развития.

Процесс воспитания в МБОУ Глубокинской школе основывается на следующих принципах:

неукоснительноесоблюдение законности прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

ориентирна создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

реализацияпроцесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и

4



педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

организацияосновных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместнойзаботы и взрослых, и детей;

системность, целесообразностьи нешаблонность воспитания как условияего эффективности.


Основными традициями воспитания в МБОУ Глубокинской школе являются следующие:

стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;

педагоги школы ориентированы на формирование коллективов врамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.


2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий 5


ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясьна базовых для нашего общества ценностях (таких как семья,труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек)формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний).

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений).

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитиюю. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Рабочая программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:

гражданское воспитание–формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

патриотическое воспитание–воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

духовно-нравственное воспитание–воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,

6



справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

эстетическое воспитание–формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

физическое воспитание,формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия–развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

трудовое воспитание–воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

экологическое воспитание–формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

ценности научного познания–воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.


Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые ориентиры, соответствующие трем уровням общего образования.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования

Гражданско-патриотическое воспитание

Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине – России, её территории, расположении.

Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. 7


Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины – России, Российского государства.

Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.

Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.

Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.

Духовно-нравственное воспитание

Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.

Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.

Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.

Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.

Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

Эстетическое воспитание

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.

Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.

Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. 8


Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.

Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.

Трудовоевоспитание

Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.

Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.

Проявляющий интерес к разным профессиям.

Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.

Экологическоевоспитание

Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.

Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.

Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.

Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования

Гражданское воспитание

Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.

Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе 9


исторического просвещения, российского национального исторического сознания.

Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.

Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей.

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.

Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.

Патриотическое воспитание

Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру.

Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.

Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России.

Знающий и уважающий достижения нашей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.

Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.

Духовно-нравственное воспитание

Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).

Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.

Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.

Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. 10


Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.

Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.

Эстетическое воспитание

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.

Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей.

Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.

Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).

Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья.

Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.

Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.

Трудовое воспитание

Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.

Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. 11


Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.

Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.

Экологическое воспитание

Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.

Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.

Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.

Ориентированный в деятельности на научныезнания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.

Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).

Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования

Гражданское воспитание

Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.

Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским 12


государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания.

Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду.

Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан.

Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.

Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах).

Патриотическое воспитание

Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.

Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.

Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России.

Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности.

Духовно-нравственное воспитание

Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения.

Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям.

Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. 13


Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности.

Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры.

Эстетическое воспитание

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия.

Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние.

Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей.

Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде.

Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярнуюфизическуюактивность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. 14


Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья.

Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).

Трудовоевоспитание

Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа.

Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.

Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства.

Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.

Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.

Экологическоевоспитание

Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.

Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе. 15


Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.

Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.

Ценности научного познания

Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений.

Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии России.

Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений.

Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление на уровне школы;

6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

7) организовывать профориентационную работу со школьниками; 16


8) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

9) организовать работу с обучающимися и их родителями (законными представителями) по вопросам профилактики и безопасности;

10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВШКОЛЫ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляетсяв рамкахнаправлений воспитательной работы школы. Каждое из них представленов соответствующем модуле.

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела –это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.

Для этого в МБОУ Глубокинской школеиспользуются следующие формы работы.

На внешкольном уровне:

 социальные проекты –ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума:

17



– патриотические акции: «Это Наша Победа»,«Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Окна Победы», «Сирень Победы», «Доброхоты», «Солдатская каша», «Свеча Памяти»и др.;

– экологические акции:«Зеленые игры», «Чистый берег»;

– социокультурные проекты и акции, ежегодноразрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами, ориентированные на преобразование окружающего школу социума: социальный проект «Доброта на первом месте», «Связьпоколений», реализация долгосрочного социального проекта духовно-нравственной направленности «А память нам покоя не дает…», благотворительная акция «Пасхальные дни милосердия»;

 дискуссионные площадкидля обучающихся, педагогов, родителей, в рамках которых обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни школыи сельского поселения;

 мероприятия (праздники, концерты), организуемые совместно с социальными партнерами и семьями обучающихся, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.


На школьном уровне:

 традиционные общешкольные праздникии коллективные творческие дела –ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами по школьному календарю событий и в которых участвуют все классы школы:«День Знаний», «День учителя»,«День матери», «Новый год»,«День Защитника Отечества», «8 Марта»,«Великая Победа», «Последний звонок», «Выпускной»;

 еженедельная организационная линейка. Церемониал поднятия (спуска), установки (выноса)Государственного флага РФ, исполнение Гимна РФ.

 Уроки Мужества, посвященные Днямвоинской славы;

 экологические акции: «Кормушка», «Сделаем планету чище»;

 конкурсы интеллектуальной ихудожественной направленности, способствующиеразвитию познавательной и творческой активностиобучающихся, расширению их кругозора;

 спортивные мероприятия: соревнования, состязания, веселые старты, День здоровья, спортивные игры на местности, Президентские состязанияи др.;

18



 Неделя знаний;

 Церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, за участие в конкурсах различного уровня и спортивных соревнованиях, олимпиадах, что способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличнсотных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу;

 экскурсии, организуемые классными руководителямии родителями школьников.


На уровне классов:

 цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном»;

 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

 участие обучающихся всех классов в реализации общешкольных ключевых дел;

 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела;

 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми.


На индивидуальном уровне:

 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые делашколы;

 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

 наблюдение за поведениеми отношением ребенка в подготовке и реализации ключевых дел;

 коррекция поведения ребенка (при необходимости) через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка и др.


3.2. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; 19


работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом:

 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие содной стороны, –вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, –установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительногоотношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.

 проведение еженедельных информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности«Разговоры о важном»: обсуждение событий, происходящих в школе, в районе, в регионе, в стране;

 формирование представлений о государственной символике РФ: изучение истории герба, флага и гимна РФ; изучение правил применения государственных символов; формирование ответственного отношения к государственным символам, в том числе знакомство с мерами ответственности за нарушение использования или порчу государственных символов и т. п.

 сплочение коллектива класса через: игры на сплочение и командообразование; экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученикамипоздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;

20



 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

 проведение инструктажей с ученикамипо безопасному поведению в школе, дома, в социуме по охране жизни и технике безопасности при различных видах деятельности.


Индивидуальная работа с обучающимися:

 изучение особенностей личностного развития обучающихся класса черезнаблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями.

 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями,успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется класснымруководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараютсярешить.

 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная назаполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходеиндивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года –вместе анализируют свои успехи и неудачи.

 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.


Работа с учителями, преподающими в классе:

 регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, с социальным педагогом, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

21



 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.


Работа с родителями обучющихся или их законными представителями:

 регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

 помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.


Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности преимущественно осуществляется через:

 вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

 проведение еженедельных информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности«Разговоры о важном»: обсуждение событий, происходящих в школе, в городе, в регионе, в стране;

 формирование в кружках, секциях, клубах и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

22



 поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций.


Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности:

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности направлены на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности создают благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направлены на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.

Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности направлены на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.

Туристско-краеведческая деятельность.Курсы внеурочной деятельности направлены на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности направлены на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности направлены на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.23


3.4. Модуль «Школьный урок»

Образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств обучающихся, позволяющих им учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. И отсюда высвечивается роль урока как элемента воспитательной системы.

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

 установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательнойдеятельности;

 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизациичерез знакомство и в последующем соблюдение «правил внутреннего распорядка обучающихся»;

 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

 применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных

24



межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

 организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников, реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрестинавык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

 еженедельное (понедельник, 1-й урок) совместное прослушивание обучающимися и учителем Государственного гимна РФ, способствующее формированию признания обучающимися ценности государственных символов РФ и уважения к ним(с соблюдением требований, установленных Федеральным Конституционным законом о Государственном гимне РФ);

 обязательное включение темы государственной символики РФ в содержание уроков.


Отбор воспитывающего содержания урока:

 включение вурок воспитывающей информации, организация работы сней, побуждение кобсуждению, высказыванию мнений, формулировке собственного отношения кней;

 привлечение внимания учеников кнравственным проблемам, связанным сматериалом урока;

 привлечение внимания учеников кпроблемам общества;

 еженедельное исполнение Гимна РФ (перед началом первого урока) в соотвествии с требованиями законодательства.


3.5. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам –предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, чтоготовит их к взрослой жизни. 25


Поскольку обучающимся не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, то классные руководители должны осуществлять педагогическое сопровождение.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:

На уровне школы:

 через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.);

 через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;

 через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой социальным педагогом группыпо урегулированию конфликтных ситуаций в школе.


На уровне классов:

 через организацию временных и постоянных классных творческих групп, ответственных за подготовку различных классных и общешкольных мероприятий.


На индивидуальном уровне:

 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующуюроль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.


3.6. Модуль «Детские общественные объединения»

Детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. С 2011 года в МБОУ Глубокинской школе действует детское общественное объединение – поисковый отряд «Русич», созданный по инициативе детей и взрослых для реализации цели по увековечиванию памяти защитников Отечества. Правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5). Поисковый отряд «Русич» входит в Смоленскую областную общественную организацию «Поисковое объединение «Долг». 26


В школе на уровне основной и старшей школы создан и действует добровольческий отряд «От сердца к сердцу» с целью формирования социальной ответственности и активности подростков. Также МБОУ Глубокинская школа с 2019 года реализует некоторые направления деятельности ООГДЮО «Российское движение школьников». Большое внимание уделяется Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Программа «Орлята России» разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, семья, природа, дружба, труд, милосердие.

Детская общественная организация «Русич» и отряд являются не только участниками, но и организаторами коллективных творческих дел, мероприятий и акций для обучающихся школы всех уровней. Также в школе действует школьный знаменный отряд.

Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

 последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур отбора в кандидаты членов поискового отряда с 9 до 17 лет в ходе вовлечения обучающихся в работу кружка «Поиск», осуществляющего свою деятельность на школьном уровне и дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;

 утверждение и последовательную реализацию в детском общественном


объединении демократических процедур отбора членов поискового отряда (с 18 лет), кандидатов в члены поискового отряда, имеющих право на участие в поисковых экспедициях и «Вахтах Памяти» от муниципального до Международного уровня, начиная с 14 лет, дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданско-патриотического поведения;

 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;

27



 встречи членов поискового объединения для обсуждения вопросов деятельности объединения, планирования дел на территории школы, сельского поселения, района, совместного празднования знаменательных для членов объединения событий «День Музея» (18 мая), «День смоленского поисковика (18 февраля), «День поискового отряда «Русич» (14 января);

 ежегодные профильно-патриотические велосборы «Служу Отечеству» (1 июня) детского объединения «Русич», школьников, педагогов, родителей, служащего и рабочего персонала школы, представителей Малеевской сельской администрации, администрации МО «Красниснкий район» на базе площадки –памятного места гибели лечтчика французского полка «Нормандия-Неман» Лео Барбье (Краснинский район, урочище Ивановка);

 рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею


популяризации деятельности поискового общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, экскурсии в общественный музей школы, показа фильмов, отработки практических поисковых навыков на местности, конкурса рисунков на военную тематику, мастер-класса старших товарищей-поисковиков);

 поддержку и развитие в детском объединении «Русич» его традиций,


формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувствопричастности к тому, что происходит в объединении;

 участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом;

 организацию и проведение с участием кандидатов в члены, членов общественного объединения «Русич» в поисковых разведывательных однодневных экспедициях,в «Вахтах Памяти» по местам боев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. для поиска и захоронения останков погибших советских воинов;

 участие кандидатов в члены, членов поискового отряда «Русич» в Международной учебно-тренировочной «Вахте Памяти», организацию и участие кандидатов в члены, членов поискового отряда «Русич» в акции передачи останков погибших воинам родственникам для погребения на родине;

 участие кандидатов в члены, членов поискового отряда «Русич» в торжественном захоронении останков воинов на Поле Памяти на Нулевой версте Краснинского района Смоленской области, на

28



гражданских кладбищах Краснинского района, в перезахоранивании останков воинов на территории муниципалитетов Смоленской области;

 участие кандидатов в члены, членов поискового отряда «Русич» в проведении экскурсий по местам боевой славы Краснинского района, по экспозициям, связанным с тематикой Великой Отечественной Войны в общественном историко-краеведческом музее «Живые родники»;

 проведение научно-исследовательской работы, связанной с тематикой Великой Отечесвтенной войны 1941-1945 гг.


Направления и формы организации деятельности:

1. «Поиск»


Цель: формирование у обучающихся осознанного понимания причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему, формирование патриотизма, чувства долга перед своей Родиной.

Формы: уроки мужества, акции, тематические встречи, праздники, устные журналы, конференции, презентация краеведческих материалов, переписка, встречи с земляками, с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, сбор краеведческих материалов по военной истории страны, проектная деятельность, организация деятельности поискового отряда «Русич».

Направление «Поиск» включает в себя:

 Поисковые разведывательные экспедиции поискового отряда «Русич»

 «Вахта Памяти»

 Захоронение поисковым отрядом «Русич» воинов РККА на Поле Памяти Краснинского района

 Всероссийская акция «Судьба солдата»

 Акция «Поиск. Судьба солдата»

 Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования

 Архивная работа в Центральном архиве Министерства обороны г. Подольска

 Военная летопись родного края. Сбор архивных материалов в Красниснком краеведческом музее имени супругов Ерашовых, в Государственном архиве Смоленской оюласти, в Смоленском Государственном архиве новейшей истории и других

 Музейная работа по пополнению поисковыми находками общественного историко-краеведческого музея «Живые родники»

 Проект «Карта Памяти»

29



 Работа над созданием сборников «Судьба солдата», стихотворного сборника «Взывая к Памяти», книги в рамках проекта «Связь поколений»

 Передача останков родственникам в рамках проекта Всероссийского проекта «Дорога домой»

2. «Доброхоты»


Цель: благоустройство памятных мест, воинских захоронений. Формы:акции, походыс целью изучения памятных мест и захоронений, обследование открытых памятников для выбора объекта ремонта, ведение полевого дневника, составление карт, схем; создание творческих работ.

3. «Школьный музей» (реализуется через проект «Живые родники»)


Цель: сохранение и преумножение исторического, культурного наследия, исторической памяти народа.

Формы: экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, с жителями края, музейные уроки, уроки мужества, проектная деятельность, праздники, связанныес юбилейными и памятными датами, оформление музейных экспозиций.

4. «Забота»


Цель: оказание посильной помощи нуждающимся категориям граждан.

Формы: акции, волонтерство, концерты, праздники.

Школьный знаменный отряд

Школьный знаменный отряд – это детское общественное объединение, члены которого отвечают за хранение, вынос, поднятие и спуск Государственного флага РФ во время проведения торжественных, организационных, воспитательных событий, конкурсов и их финалов, церемоний награждений.

Право входить в состав школьного знаменного отряда почетно. Школьник, который может войти в состав отряда, должен иметь выдающиеся учебные, спортивные, творческие и общественно значимые достижения.

Состав знаменного отряда утверждается приказом директора школы после рассмотрения кандидатур из обучающихся 8-10-х классов школы по итогам учебного года на заседании майского педагогического совета, с учетом мнения обучающихся, на следующий учебный год.

Командир знаменного отряда выбирается полным собранием его состава и утверждается школьным активом. В составе школьного знаменного отряда формируются две знаменные группы, в каждую из них входят знаменосец и два ассистента. Знаменосец назначается командиром знаменного отряда. 30


Знаменная группа вносит Государственный флаг РФ на торжественные мероприятия, а также осуществляет поднятие (установку) Государственного флага в понедельник в начале организационной линейки и его спуск (вынос) еженедельно в последний учебный день недели после последнего урока по расписанию.

Знаменная группа несет ответственность:

- за сохранность вверенного Государственного флага РФ;

- уважительное и бережное отношение к вверенному Государственному флагу РФ;

- соблюдение правил ритуалов подъема, установки, спуска, выноса Государственного флага РФ;

- соблюдение установленной парадной формы одежды во время проведения ритуалов подъема, установки, спуска, выноса Государственного флага РФ.

Торжественная передача Государственного флага РФ новому знаменному отряду школы происходит в День последнего звонка.

3.7. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка –подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.

Эта работа осуществляется через:

 участие во Всероссийских профориентационных проектах, созданных в сети Интернет: мероприятия движения WorldSkillsРоссии, проект «Билет в будущее» для обучающихся 6-11 классов в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», открытые онлайн-уроки, реализуемые с учетом опыта цикла открытых уроков «ПроеКТОриЯ», «Открытые уроки РФ», направленные на раннюю профориентацию, Всероссийский проект «Урок Цифры», который развивает интерес школьников к программированию и др.;

31



 циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьникак осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

 профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

 тематические уроки в рамках предметов технология, изобразительное искусство, окружающий мир;

 взаимодействие с учреждениямипрофессионального образования, учреждениями культуры, Центром занятости;

 экскурсии на предприятия Краснинского района, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии, в том числе в рамках всероссийской акции «Школа без турникетов»;

 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;

 индивидуальные консультации для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

 работу детских объединений, пропагандирующих различные профессии: «Юный финансист», «Основы правовых знаний»и др.


3.8. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.

Главными задачами модуля являются оказание помощи семье в воспитании детей, педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи.

Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями обучающихся являются:

1) изучение семей и условий семейного воспитания;

2) пропаганда педагогических знаний;

3) активизация и коррекция семейного воспитания через работу с

32



родительским активом;

4) дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;

5) обощение и распространение опыта успешного семейного воспитания.


Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

 совет родителей;

 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острыхпроблем обучения и воспитания школьников;

 родительский всеобуч;

 просветительская деятельность через информацию на школьном сайте (вкладка «Информация для родителей»);

 классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

 общение с родителями (законными представителями) через мессенджеры WhatsApp, Viber и социальные сети, позволяющие оперативно обмениваться информацией.


На индивидуальном уровне:

 посещение родителями школьныхучебных и внеурочных занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;

 работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

 осуществление обратной связи посредством виртуальной приемной на школьном интернет-сайте;

 участие родителей в реализации проекта «Разговоры о важном».

33


3.9. Модуль «Профилактика и безопасность»

Основной целью формирования у обучающихся здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры является формирование у обучающихся ценностного отношения к собственному здоровью и собственной безопасности, основанного на знании прав и обязанностей, своих потребностей, особенностей развития, и выработанного в процессе занятий, индивидуального способа здорового образа жизни.

Модуль «Профилактика и безопасность» (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний, профилактика правонарушений и безнадзорности) реализуется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы.

На внешнем уровне:

 встречи со специалистами различных служб и ведомств по вопросам профилактики;

 привлечение возможностей других учреждений организаций –спортивных клубов, лечебных учреждений. Занятия в спортивных школах, клубах и секциях.


На школьном уровне:

 «Уроки доброты», классные часы, направленные на формирование толерантного отношения друг к другу, умения дружить, ценить дружбу;

 проведение спортивных соревнований: «Веселые старты», Дни здоровья, легкоатлетический кросс, соревнования, эстафеты, спортивные конкурсы;

 мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;

 мероприятия по профилактике ПБ, ПДД, ТБ и т.д.;

 мероприятия по формированию правовых знаний;

 психологические тренинги;

 использование информационных ресурсов сети Интернет, организация

 виртуальных экскурсий, бесед, лекций, диспутов и круглых столов;

 реализация программы «Здоровое поколение», направленной на позитивное отношение к ЗОЖ;

 реализация программ дополнительного образования направленных на формирование ценностного отношения к своему здоровью, расширение представления обучающихся о здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении правил здорового образа жизни, в здоровом питании.

34


На индивидуальном уровне:

 индивидуальная работа с детьми и подростками;

 профилактические акции;

 привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам;

 социально-психологический мониторинг с целью раннего выявления проблем.


3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

 оформление внешнего вида здания школы, коридора при входегосударственной символикой Российской Федерации, символикой Смоленской области;

 оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;

 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);

 озеленение пришкольной территории;

 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;

 событийный дизайн –оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);

35



 акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

 Создание предметно-пространственной среды как максимально доступной для обучающихся с особыми образовательными потребностями.


4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбраннымшколой направлениями проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно педагогами школы, задействованными в сфере воспитания МБОУ Глубокинской школы с привлечением (при необходимости и по решению администрации МБОУ Глубокинской школы) внешних экспертов.

Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательного процесса в школе, являются:

принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных –таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;

принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержанияих совместной с детьми деятельности;

принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников –это результат как социального

36



воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.


Основные направления самоанализа воспитательной деятельности:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета школы.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».

Диагностика воспитательной деятельности представляет собой оценочную процедуру, направленную на выявление уровня воспитанности оучащегося и развития детского коллектива. Методы диагностики позволяют прогнозировать пути и средства оптимального построения процесса воспитания. Для изучения, анализа и оценки перечисленных результатов разработан диагностико-аналитический инструментарий. Он включает в себя представленные в таблице критерии и методики оценочно-аналитической деятельности: Результаты реализации

Рабочей программы воспитания

Критерии анализа и оценки

Показатели анализа и оценки

Методики изучения и анализа

Продуктивность деятельности

1. Уровень развития ребенка

Ценностные

ориентации ребенка

Степень развития социальных качеств

Методика изучения уровня воспитанности учащихся (авторразработчик Капустин Н.П.)

Методика по выявлению сплоченности классного коллектива (разработана Р.С. Немовым)

2. Уровень развития коллектива

Отношения между

обучающимися

Уровень развития самоуправления

Определение психологического климата группы в начальном, среднем и старшем звене (Л.Н. Лутошкин)

Методика определения уровня развития ученического самоуправления М.И. Рожкова