Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Глухие и звонкие согласные звуки, парные глухие и звонкие согласные».
(слайд 1)
Мы научимся отличать глухой согласный звук от звонкого согласного звука.
1. Помогут нам в этом два приятеля–согласных. (слайд 2)
Кстати, они часто ходят к нам на уроки парой. Они очень похожи друг на друга: одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит – его слышно, а другого очень трудно услышать, даже, когда он старается говорить громко. Что же это за согласные? Мы можем их узнать?
— Отгадайте загадки.
1.Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок. (слайд 3-3а)
А он сорвался с поводка
И улетел под облака.
-Отгадали? Это шар.
2. Два рога, а не бык,
Шесть ног без копыт. (слайд 4-4-а)
Летит — так воет,
Сядет — землю роет.
-Ну, конечно же – это жук!
- Давайте произнесём слова-отгадки – [ШАР, ЖУК]
(слайд 5)
- Прислушайтесь к звучанию согласных звуков в этих словах.
Одни звуки произносятся с шумом [Ш, К ] – это глухие согласные,
(слайд 6)
а при произнесении других слышен голос [Р, Ж] – это звонкие согласные звуки.
(слайд 7)
Какие же буквы обозначают звонкие согласные? А какие буквы обозначают глухие согласные?
- Посмотрите на таблицу. (слайд 8)
В учебнике вы найдете эту таблицу в упр.2 на стр.92.
- Произнесите согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами нижнего ряда. [П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ ].
Что вы слышите, произнося эти звуки: шум? или голос и шум?
- Конечно же, шум! Это глухие согласные звуки.
- Произнесите согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами верхнего ряда. [Н, М, Л, Р, Й, Б, В, Г, Д, Ж, З ].
Что вы слышите: шум? Голос? Или голос и шум?
- Конечно, голос и шум! Это звонкие согласные звуки.
Итак, согласные звуки бывают звонкие и глухие.
Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом,
глухие – с шумом. (слайд 9)
2. Попробуем определить, в каком слове все согласные звуки звонкие.
Точка, дом, шина.
- Ну, конечно, ДОМ. В этом слове все согласные звонкие [Д, М].
(слайд 10)
- Определите, в каком слове все согласные звуки глухие.
Флаг, шишка, книга.
- В слове ШИШКА все согласные звуки глухие [Ш, Ш, К].
(слайд 11)
3. Некоторые глухие и звонкие согласные звуки объединяются в пары. Как вы думаете, почему? (слайд 12)
- Произнесите звук [Ж] всё громче и громче: «ж-Ж!». Какой он: звонкий или глухой?
-Это звонкий согласный – он произносится с участием голоса!
-А теперь произнесите звук [Ж] всё тише и тише, почти шепотом: «Ж-ж-ш!» Слышите, голос исчез, остался шум! Мы уже произносим глухой согласный звук [Ш].
Такие согласные называются парными по глухости-звонкости.
Вот, наши два приятеля-согласных решили поискать себе новых друзей. (слайд 13-14)
Ходили они по царствам-государствам и забрели в страну Фонетику. А там таких приятелей оказалось немало! Некоторые согласные были очень дружными и все время держались парами (они умели петь громко и тихо, были с мягким характером и очень стойкие, а другие никак не могли себе найти друга – ну, такой уж у них был характер).
- Посмотрите на паровозик. Пассажиры в нем согласные звуки. (слайд 15)
-Назовите парные согласные по звонкости-глухости!
[ б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с, ]
(слайд 16)
4. Есть согласные, у которых нет пары. (слайд 17)
Это звонкие согласные [Й,Л, М, Н, Р,] – их ещё называют сонорными.
И глухие согласные [Х, Ц, Ч, Щ] их ещё называют шипящими.
5. Закрепим изученный материал в упражнении.
-Посмотрите на экран.
(слайд 18)
На место пропусков букв поставьте буквы парные тем, которые стоят в соседних словах:
кора – гора;
жить – шить;
почка – бочка;
дом – том.
6. Итак, мы познакомились с группами согласных звуков.
(слайд 19)
Согласные бывают звонкими (они произносятся с помощью голоса и шума)
и глухими (произносятся только с помощью шума).
Согласные могут быть парными [б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с]
и непарными (звонкие непарные – [й, л, м, н, р,];
глухие непарные звуки – [х, ц, ч, щ]).
На этом мы закончим урок. Спасибо за работу!
Всего Вам доброго!
6