СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Год семьи. Три поколения женщин Лакии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Год семьи. Три поколения женщин Лакии"»

Тема:



«Мать - вечная тема поэзии»





Цели: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей, отношения человечества к материнству средствами литературы и искусства; вовлечение обучающихся в мыслительную и познавательную активность в подготовке и проведении вечера.

Задачи:

1. Рассмотреть, как литература, музыка, живопись и кинематография разными путями идут к созданию образа матери.

2. Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства в мировой культуре.

3. Воспитывать осознанное чувство уважения к матери; прививать чувство любви, почитания матери, женщины;

4. Формировать познавательный интерес к культурному наследию, к изучению дагестанской поэзии.

5. Развивать умение подбирать нужный материал, четко формулировать и излагать свои мысли;

6. Развивать творческие способности



Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации, слайд-шоу, аудио и видео- сопровождение. Цветы, свеча, выставка книг.

Аудио, видеозаписи: народные мелодии, картины природы Дагестана

Тип урока: урок обобщение





Ход урока.



I.Оргмомент.

Добрый день. Очень рада вас видеть. Подарите улыбку друг другу и садитесь.

II.Релаксация.

Видео горы Дагестана. Музыка (дудук).




III. Тема цели занятия.

Учитель:

Агь буси вила махъ, ттул ххира нину,

Мукъурттийну бусан шайсса бухьурча.

Ниттихъул зул махъгу – ях1ирал шинну.

Зул щала балайгу – ябувсса улча!



Арамтал лавгукун,хъис къалавх1уну,

Зуяхха дургьусса оьрмулул кайму:

Мюрщисса оьрч1ругу мукьав бавх1уну,

Зуяхха бувгьусса хъурссул к1амайму.





Хъуру дугьлай, ттих1лай, цулуй, ххарт1а т1ий,

Рух1 кьац1ул дургьуну бунугу занай,

Зуяхха бишайсса «ххуйну буру» т1ий,

Оьрч1ахь чичин бувсса кут1а чагъарданий.



-Почему наше занятие я начала с данных строк? Кто нибудь узнал автора этих строк? О чём будем сегодня говорить? Чему будем учиться?


Учитель:

- С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или в крове. По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку.

-Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Созданная великим итальянским художником Рафаэлем «Сикстинская мадонна» - одна из самых прекрасных картин на земле. Рафаэль воспевает красоту, женственность, нежность, бескорыстие матери. Прекрасные глаза матери печальны. Взгляд Марии трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, есть ощущение тревоги. Она словно предвидит трагическую участь ее сына и одновременно готова принести его в жертву. Мария— идеал материнства!

IV. Выступление исследовательской группы «Биографы».

Эта тема звучит и в поэзии Сулеймана Стальского . Ему очень не хватало материнской ласки и тепла. Мать умерла рано, и до 7 лет мальчик рос на руках сердобольной соседки. Когда ему пошёл одиннадцатый год, умер отец. Рано осиротев, с тринадцати лет работал по найму. Поэтическую деятельность Сулейман Стальский начал со стихов на азербайджанском языке. Стихи он начал слагать в зрелом возрасте. Сулейман хорошо узнал жизнь и стал известен как ашуг. И вот он выразил свою любовь к матери и как она ему не хватала….

Матери

Как школа наша хороша,
Как по ней я скучаю, мать!
Стремиться к знанию душа,
Я слезы источаю, мать!

Там утром учат детвору,
Там взрослых учат вечеру,
Там девушек -невест, не вру,-
Немало насчитаю, мать!

Там я найду своих подруг,
Там девочек веселый круг,
Подумай, сжалься! Без наук
Я света не узнаю, мать!

Учиться ты меня отдашь-
Увижу мир великий наш,
Держать сумею карандаш,-
Об этом мечтаю, мать!

Коль темной быть судил мне рок,
Мне молоко твоё не впрок!
Не завершив ученья срок,
Я замуж не желаю, мать!

Сталь-Сулейман! Стихи пропой
Старухе глупой и слепой.
Ей дочери не жаль родной,
Скажи ей: ты плохая мать!



8 сентября 1923 года в ауле Цада Хунзахского района Дагестана, в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадаса, родился третий сын. Назвали его Расулом. В 11 лет, лежа на шкуре быка, он написал свое первое стихотворение. Летело время. Юноша окончил школу, потом педагогическое училище.

Менялись профессии: учитель, помощник режиссера аварского

театра, журналист.

В 1942 году вышел первый сборник стихов

«Пламенная любовь и жгучая ненависть. У Расула Гамзатова на русском и аварском языках опубликовано двадцать пять книг.

В сборниках "Наши горы" (1947), "Земля моя" (1948), "Родина горца" (1950), "Слово о старшем брате" (1952), "Дагестанская весна" (1955), "В горах мое сердце" (1959), в поэме "Горянка" (1958) Гамзатов изображает жизнь социалистического Дагестана, перемены в психологии горцев, нерушимую дружбу народов, показывает сопротивление молодежи старым обычаям, ее борьбу за право на любовь, за женское равноправие.



Земля моя



На груди материнской

Ребёнок заснул безмятежно.

Так и я среди гор

Засыпаю в долине родной.



И, от зноя укрыв,

Чередою плывут белоснежной

Облака, облака

Над аулом моим, надо мной.



И, как ласковый дед,

Что склонился над люлькою внука,

Над моим изголовьем

Склонился раскидистый дуб.



И уже я забыл,

Что на свете бывает разлука

И что свет этот белый

Порою на радости скуп.

Абдул Мирзаев 31.03.1925, сел. Кули, Кулинского р-на — лакский сов. поэт. Род. в семье железнодорожника. Был учителем. В 1960 окончил Лит. ин-т им. М. Горького. В 1954 вышел сб. стихов М. «Весенние цветы» («Интнил тІутІив»), затем сб-ки стихов и очерков: «Звуки сердца» («ДакІнил чІурду», 1959), «Звезды» («ЦІуртти», 1962), «Хорошие люди» («Хъинсса инсантал», 1963), «Дети нашего аула» («Жул шяраватусса оьрчІру», 1965). В стихах М. воплощены думы и чувства сов. человека, изображены героич. будни труженика-горца, его любовь к Родине и народу. Развивая лучшие поэтич. традиции страны гор. поэт стремится сказать новое слово о своем современнике, о его духовном мире. Стихи М. переводились на языки народов СССР.




Ниттиха.



Ина ттун янна дара,

На бякъин къабитара.

На ккашил хьусса ч1умал,

Дукра дурну дулара.



Ина ттухь ххирай чара,

На кьаттуппай буцара.

Ттухь къата баши куну

Ина тач1ав къачара.



Ттуша шай ц1ши буклан,

Бюхъанссар янна шюшлан,

Ччай бур вин кумаг бвуллан

Даву ххирасса душ хьун.




Юсуп Хаппалаев родился в 1916 году в лакском селении Хурукра в семье крестьянина. Он рано лишился отца и встал на ноги благодаря стараниям матери. В 1933 году Юсуп окончил Кумухское педагогическое училище, работал учителем и директором сельской школы, в редакции районной газеты "Новый путь", в Дагестанском государственном издательстве. Юсуп Хаппалаев написал не мало стихов для деток.

Ниттиха.

Къия ялун дирний –

- Дадай! – леххаву,

Къюву ялун дирний –

- Дадай! – леххаву,




Х1асрат ялун дирний –

- Дадай! – леххаву,

Дада сагъну дуний

Гьарнан тирхханну!




Буссаксса луртаннал

Бувц1у амбарду,

Ччинан хъама битай

Ккашил баларду.




Буссаксса щаращал

Щинал аьтартту,

Хъис дак1нин къабагьай

Мякьлил къиярду.




V. Работа по теме занятия.


1) Выступление группы «Критики».



Мать - вечная тема поэзии.

Невозможно даже представить, сколько прекрасных слов сказано об этом.

Р.Гамзатов нашел новые, необыкновенные слова. Он не побоялся в выборе темы повторяться. И оказалось, что его гимн матери зазвучал в общем резонансе мировой лирики.

(музыка фоном «О матери » Р. Османов)




- Стихи Гамзатова посвященные матери звучат так проникновенно и лирично, что многие из них стали популярными песнями. Одна из них в исполнении Вахтанга Кикабидзе прозвучала в начале нашего мероприятия.





Слова «мама, мать» - одни из самых древних на земле. Ученые заметили, что эти слова звучат более или менее сходно едва не на 6 тысячах современных языках. Это своеобразный рекорд среди всех родственных слов. Именно так и получается, потому что слово «мама» - главное во всех языках.



По-русски «мама»,

по-грузински «нана»,

А по-аварски ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого особая судьба.




Особое место в творчестве поэта занимает тема любви: к матери, женщине, любимой. Эта лирика близка своим теплом, благородством, чистотой. Она трогает лучшие струны сердца.

Мама – начало всех начал, неиссякаемый источник нежности, добра, все понимания и всепрощения.

Без матери потухает очаг, рушится дом.

Мама - это самое красивое слово, произнесенное человеком.

Мать — это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей.

Все самое прекрасное в человеке — от лучей солнца и от молока Матери.
Рука, качающая колыбель, правит миром.

Мама — такой человек, который заменит всех. Но никто не заменит её.





Учитель:

VI. Притча «Ответ мудреца».

Три женщины брали воду в колодце. К ним подошли сыновья. Один поцеловал свою мать и побежал, напевая дальше. Второй спросил: «Ты не устала?» - и стал догонять товарища. Третий молча взял ведра у своей матери и понес их в дом. Мимо проходил седобородый аксакал.

- Скажите, мудрец, - спросили матери, - чей сын самый красивый и умный?

- О, женщины, здесь был только один сын, - ответил мудрец.

Учитель: Почему же мудрец сказал, что он видел только одного сына?....

Народы Дагестана никогда не ссорились между собой и никогда не давали себя в обиду. Добрый друг находил в Дагестане мир и добро. Враг получал отпор дружных народов Дагестана

VII. Рефлексия.

Какой образ матери в поэзии Р.Гамзатова?

Какие слова мы скажем нашим мамам?

Понравилось ли наше занятие?




VIII. Подведение итогов занятия.

Что нового узнали? Чему научились?