1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
Страта; мораль; собственность, производство; религия.
Запишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого из них. Ответ запишите в бланке ответов №2, указав номер задания.
2. Семён работает учителем. Он честный, порядочный человек. В свободное время он играет в футбольной команде и посещает спортивный клуб. Всё это характеризует Семёна как
1) друга 2) индивида 3) личность 4) гения
3. В современном мире остро стоит проблема изменения климата: землетрясения, заморозки, и засухи происходят всё чаще. В этом проявляется (-ются)
1) проблема неравномерности уровней развития регионов
2) демографическая проблема
3) глобальные проблемы истощения ресурсов
4) глобальные экологические проблемы
4. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Любая познавательная деятельность невозможна без специальной подготовки.
Б. В практической деятельности исключена любая возможность получения истинного знания.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Рассмотрите фотографию.
Что такое деньги? Какую роль играют деньги в экономике? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, назовите две функции денег и кратко поясните каждую из функций.
6. Ивану на 14-летие бабушка подарила 10000 рублей. Он решил через 3 года, после окончания школы сделать ля себя и бабушки подарок. Для этого ему необходимо увеличить подаренные бабушкой деньги.
Какой путь для увеличения своих финансов можно предложить Ивану?
Какие риски могут ожидать Ивана в подобном виде деятельности?
Ответ запишите в бланке ответов №2, указав номер задания.
7. Для традиционной экономической системы характерно
1) развитие фабричного производства
2) государственное ценообразование
3) производство тех товаров, которые потребляются на основе обычаев
4) преобладание акционерной собственности на средства производства
8. Выберите перечень, который включает только факторы производства.
1) рабочая сила, предпринимательские способности, природные ресурсы
2) информация, природа, предприимчивость
3) труд, капитал, частная собственность
4) деньги, продукты труда, полезные ископаемые
9. Верны ли следующие суждения о предприятиях?
Предприятия всех форм собственности должны
А. Ежегодно выплачивать дивиденды по своим ценным бумагам
Б. Уплачивать налоги в государственный бюджет.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Для семьи как малой группы характерно (-ы)
1) общие увлечения и хобби членов семьи 2) постоянные личные контакты
3) наличие кровно-родственных связей 4) совместное ведение хозяйства
11. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Социальные конфликты возможны в любом обществе.
Б. Социальные конфликты возникают из-за разных интересов социальных групп.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. В стране Z в 2006, 2009 и 2014 гг. были проведены опросы общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросах был задан вопрос о пользе/вреде от предстоящего выведения игорных заведений в отдельные зоны: «В целом, на Ваш взгляд, выведение игорных заведений за пределы городов и посёлков в четыре специально созданные зоны принесло больше пользы или вреда? »
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Ответ запишите в бланке ответов №2, указав номер задания.
13. В государстве N регулярно проводятся альтернативные выборы. Лидер победившей на выборах партии становится главой правительства. Парламент избирает президента, который выполняет представительские функции. Какая форма правления сложилась в данном государстве?
1) президентская республика 2) парламентская монархия
3) парламентская республика 4) абсолютная монархия
14. Верны ли следующие суждения о политическом участии граждан?
А. Основные формы политического участия – выборы и референдум.
Б. Граждане участвуют в политической жизни путём обращений в органы государственной власти.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
15. Установите соответствие между правами человека и группами прав: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Права человека | Группы прав |
А) право на свободу и личную неприкосновенность | 1) гражданские (личные |
Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь | 2) политические |
В) право участвовать в управлении делами государства | |
Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций | |
Д) право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
16. Правонарушением является
1) увольнение работника, многократно нарушавшего трудовую дисциплину
2) нарушение сроков поставки товаров в магазин
3) коллекционирование почтовых марок
4) нарушение обещания, данного родителям
17. Какая из перечисленных норм является нормой трудового права?
1) Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
2) При приёме на работу на срок до двух месяцев испытание работникам не устанавливается.
3) Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
4) Лицо, осуществляющее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности.
18. Верны ли следующие суждения об особенностях трудоустройства несовершеннолетних?
А. При трудоустройстве несовершеннолетнего работника может быть установлен испытательный срок.
Б. Несовершеннолетние работники могут привлекаться к сверхурочным работам.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Сравните выборы и референдум.
Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.
1) тайное голосование граждан
2) граждане выражают своё мнение о важной для страны проблеме
3) голосование за кандидатов на государственные должности
4) правом голоса обладают только граждане государства
черты сходства | черты отличия |
| | | |
20. Заполните пропуск в таблице.
Тип общества | Основа хозяйства |
……………….. | земля и ручной труд |
индустриальное | промышленное производство |
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Основные преимущества "свободной", т. е. минимально связанной государственными ограничениями, международной торговли проистекают из упрощения выхода национальных производителей на мировые рынки товаров, услуг и капиталов. В результате экономика каждой отдельной страны с одной стороны получает определенные выгоды от участия в мировой системе разделения труда, а с другой - попадает в условия более напряженной конкуренции, господствующей на мировых рынках. Участие в мировом разделении труда позволяет национальным производителям специализироваться в тех отраслях, для развития которых в стране имеются наиболее благоприятные условия, а усиленная конкуренция со стороны иностранных производителей заставляет их стремиться к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Все это в конечном счете ведет к повышению эффективности экономики стран, приверженных политике свободной торговли, а потребители в этих странах получают доступ к более широкому ассортименту товаров и услуг как внутреннего производства, так и импортных по относительно более низким ценам.
Страны, активно участвующие в международной торговле, выигрывают от так называемого перелива новейших технологий из экономики их торговых партнеров, например путем приобщения к новым знаниям, воплощенным в импортированных машинах и оборудовании. Такой перелив технологий особенно важен для развивающихся стран, получающих в результате потенциальную возможность преодолеть свое технологическое отставание от наиболее развитых стран мира.
Однако ускоренная интеграция с мировыми рынками чревата и некоторыми опасностями, связанными, прежде всего, с попаданием национальных производителей в условия непривычно интенсивной конкуренции. В результате наименее конкурентоспособные и наименее "гибкие" производители или даже целые отрасли национального производства рискуют не выдержать конкуренции и обанкротиться.
Правительства развивающихся стран зачастую считают, что сравнительно недавно возникшие отрасли национального производства нуждаются во временной защите от иностранной конкуренции, чтобы иметь возможность развиваться и стать конкурентоспособными. Для этого правительства запрещают или ограничивают ввоз конкурирующей продукции иностранного производства с помощью импортных квот или же делают импортные товары более дорогими и менее конкурентоспособными с помощью импортных тарифов. Такая протекционистская политика может привести к застою в развитии национальной экономики, в случае если ограждённые от иностранной конкуренции производители будут производить относительно низкокачественную и дорогую продукцию.
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. Какие последствия упрощения выхода национальных производителей на мировые рынки товаров, услуг и капиталов называет автор? Назовите не менее двух последствий.
23. Назовите не менее двух опасностей, связанных с попаданием национальных производителей в условия непривычно интенсивной конкуренции, упомянутых в тексте. Приведите свой пример, иллюстрирующий опасности для национального производителя от интенсивной конкуренции.
24. Какие меры протекционистской политики названы в тексте? Какие иные подходы к внешнеторговой политике (кроме протекционизма) вы знаете?
Ответы
Задания с выбором ответа.
За полное и правильное выполнение заданий – 1 балл.
№ задания | правильный ответ | № задания | правильный ответ |
2 | 3 | 13 | 3 |
3 | 4 | 14 | 3 |
4 | 4 | 15 | 11221(2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущено две и более ошибки) |
7 | 3 | 16 | 2 |
8 | 1 | 17 | 2 |
9 | 2 | 18 | 4 |
10 | 3 | 19 | 1423 |
11 | 3 | 20 | аграрное/традиционное |
Критерии заданий с развернутым ответом.
За полное и правильное выполнение заданий 1, 6, 21, 22 и 24 выставляется 2 балла, при неполном ответе – 1 балл.
За полное и правильное выполнение каждого из заданий 5 и 23 выставляется 3 балла. При неполном выполнении, в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа, – 2 или 1 балл.
1. В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) понятия: мораль; религия.
2) смысл понятия: мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений, а также совокупность правил, регулирующих поведение человека. (2-0 балла)
5.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Ответ на вопрос: деньги – эквивалент, служащий мерой стоимости товаров и услуг, способный на них обмениваться. Деньги одновременно являются измерителем ценности благ и средством осуществления расчетов при обмене благами. Объяснение смысла слова может быть дано в иных, близких по смыслу формулировках. 2) Две функции с пояснениями: - мера стоимости: разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены; - средство платежа: деньги используются для выплат без прямого обмена на товары: уплата налогов, внесение арендной платы и т. д. - средство накопления (сбережения) — изъятые из обращения полноценные реальные деньги превращаются в различные ценности — сокровища: золото, ценные бумаги, недвижимость, валюту и т. д. или сберегаются для будущих покупок товаров и услуг. | |
Дан правильный ответ на вопрос, сформулированы и пояснены две функции (всего пять элементов) | 3 |
Дан правильный ответ на вопрос, приведены только 2-3 элемента | 2 |
Дан правильный ответ на вопрос, приведены только 1 элемент | 1 |
Дан только правильный ответ на вопрос. ИЛИ дан не правильный ответ на вопрос (ответ на вопрос отсутствует) независимо от наличия других ответов. ИЛИ приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
6. (2-0 балла) 1) Ответ на первый вопрос: Ивану уже 14лет, он имеет право открыть в банке депозит и получать проценты по вкладу в течение 3-х лет.
2) Ответ на второй вопрос: например, инфляция; обман со стороны банка, непрозрачные условия размещения и обслуживания вклада, скрытые платежи и комиссии.
12. (4-0 балла) В правильном ответе должны быть следующие элементы:
а) о сходстве: все годы граждане считали полезным выведение игорных заведений за пределы городов (т.к. это могло облегчить криминогенную ситуацию в городах);
б) о различии: в 2014 году меньше граждан отмечали вред игорных заведений (т.к. появились электронные игры).
21. Составьте план текста. (2 балла). Основные смысловые фрагменты текста:
1) Международное разделение труда и специализация стран.
2) Преимущества участия стран в международной торговле.
3) Опасности участия стран в международной торговле.
4) Правительственная политика по регулированию внешней торговли.
22.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие три последствия упрощения выхода национальных производителей на мировые рынки товаров, услуг и капиталов, названные автором: 1) «страна попадает в условия более напряжённой конкуренции, господствующей на мировых рынках»; 2) «страны выигрывают от «перелива» новейших технологий из экономики их торговых партнёров, например, путём приобщения к новым знаниям, воплощённым в импортированных машинах и оборудовании»; 3) «попадание национальных производителей в условия непривычно интенсивной конкуренции». | |
Правильно даны ответы на два вопроса | 2 |
Правильно дан ответ только на один любой вопрос | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
23.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | баллы |
Могут быть указаны следующие опасности: 1) «Наименее конкурентоспособные и наименее «гибкие» производители или целые отрасли национального производства рискуют не выдержать конкуренции и обанкротиться»; 2) «государство не всегда может себе позволить полагаться на импорт товаров, имеющих стратегическое значение». - Назван свой пример: фирма может израсходовать все свои финансовые и управленческие ресурсы лишь на то, чтобы перехватывать покупателей у других фирм, а не нацеливать свои силы на то, чтобы улучшать свои товары или услуги. | |
Правильно указаны два авторских мнения об опасностях, связанных с попаданием национальных производителей в условия непривычно интенсивной конкуренции и приведён свой пример. | 3 |
Правильно указаны два авторских мнения ИЛИ приведен свой пример. | 2 |
Правильно указано одно авторское мнение ИЛИ приведен свой пример. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
24.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) -запрет или ограничение ввоза конкурирующей продукции иностранного производства с помощью импортных квот; -введение импортных тарифов, чтобы сделать импортные товары более дорогими и менее конкурентоспособными; 2) Названы иные подходы к внешнеторговой политике государства: -фритредерство; -уверенная торговая политика. | |
Названы две меры правительства и названы два подхода | 2 |
Названа одна мера правительства и один подход ИЛИ Названа одна мера правительства ИЛИ один подход | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Перевод баллов в оценку.
балл | оценка |
0-14 | 2 |
15-23 | 3 |
24-31 | 4 |
32-37 | 5 |