СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Годовая контрольная работа по русскому языку 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Годовая контрольная работа по русскому языку 10 класс (фонетика, орфоэпия, орфография, лексика)

Просмотр содержимого документа
«Годовая контрольная работа по русскому языку 10 класс»

Годовая контрольная работа по русскому языку, 10 класс

(фонетика, лексика, орфография, морфология)

I. Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 

(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3) и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но основным занятием этих народов на протяжении веков оставалось земледелие.

) Русь славилась искусными ремесленниками и мастерами, превосходными охотниками и отважными рыбаками, гениальными зодчими, иконописцами, музыкантами; воинами, мудрыми государственными деятелями, но основным занятием славян было земледелие, потому и древнерусская культура отражала мировоззрение земледельца.

3)На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и

отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов.

4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца, так как основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие.
5) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых людей – земледельцев и ремесленников.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1)  Наоборот, 2) Например, 3)  Однако 4)  Именно 5)Поэтому 
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУ́РА, культуры, жен. (лат. cultura) (книжн.).
1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.
2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура.
3. только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.
4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.
5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина и др.).
6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.). Культура холеры.
7. перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).


II. Прочитайте текст и выполните задания 4-6. 

(1 )Все мор­ские жи­вот­ные прямо или кос­вен­но за­ви­сят от рас­ти­тель­но­го планк­то­на, ле­жа­ще­го в ос­но­ве пи­ще­вой цепи, а рас­ти­тель­ный планк­тон может су­ще­ство­вать лишь там, где в толщу воды про­ни­ка­ет до­ста­точ­ное для фо­то­син­те­за ко­ли­че­ство сол­неч­но­го света. (2)Ниже этого слоя жизнь быст­ро ску­де­ет, так как глу­бо­ко­вод­ные ор­га­низ­мы все­це­ло за­ви­сят от по­сту­па­ю­щих свер­ху остан­ков рас­те­ний и жи­вот­ных. (3) до­ста­точ­но за­гряз­нить толь­ко малую часть верх­не­го слоя, чтобы по­гиб­ла вся жизнь в оке­а­не.

4. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

  1) По­сколь­ку рас­ти­тель­ный планк­тон — ос­но­ва пи­ще­вой цепи мор­ских жи­вот­ных и глу­бо­ко­вод­ных ор­га­низ­мов — су­ще­ству­ет в верх­нем слое воды, то до­ста­точ­но за­гряз­нить лишь часть верх­не­го слоя, чтобы вся жизнь в оке­а­не по­гиб­ла.

2) Жизнь мор­ских жи­вот­ных и глу­бо­ко­вод­ных ор­га­низ­мов в оке­а­не во мно­гом за­ви­сит от рас­ти­тель­но­го планк­то­на, ко­то­рый на­хо­дит­ся в верх­нем слое воды.

3) За­гряз­не­ние толь­ко части глу­бин­но­го слоя оке­а­на не может при­ве­сти к ги­бе­ли всей жизни в оке­а­не.

4) За­гряз­не­ние лишь части верх­не­го слоя воды влечёт ги­бель всей жизни в оке­а­не, так как имен­но в верх­нем слое воды су­ще­ству­ет ос­но­ва пи­ще­вой цепи мор­ских жи­вот­ных и глу­бо­ко­вод­ных ор­га­низ­мов — рас­ти­тель­ный планк­тон.

5) По­сколь­ку глу­бо­ко­вод­ные ор­га­низ­мы за­ви­сят от жи­вот­ных, жи­ву­щих на по­верх­но­сти оке­а­на, жизнь со­сре­до­то­че­на толь­ко в верх­них его слоях.


5. Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово (со­че­та­ние слов).

Не­смот­ря на это

По­это­му

Во­пре­ки этому

Может быть

На­о­бо­рот

6. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ЖИЗНЬ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ЖИЗНЬ, -и, ж.

1. Со­во­куп­ность яв­ле­ний, про­ис­хо­дя­щих в ор­га­низ­мах, осо­бая форма су­ще­ство­ва­ния ма­те­рии. Воз­ник­но­ве­ние жизни на Земле. Ж. Все­лен­ной. За­ко­ны жизни.

2. Фи­зио­ло­ги­че­ское су­ще­ство­ва­ние че­ло­ве­ка, жи­вот­но­го, всего жи­во­го. Ж. рас­те­ния, Рис­ко­вать жиз­нью. Спа­сти кому-н. ж.

3. Время та­ко­го су­ще­ство­ва­ния от его воз­ник­но­ве­ния до конца, а также в какой-н. его пе­ри­од. Ко­рот­кая, дол­гая ж. В на­ча­ле, в конце жизни.

4. Де­я­тель­ность об­ще­ства и че­ло­ве­ка в тех или иных её про­яв­ле­ни­ях. Об­ще­ствен­ная ж. Се­мей­ная ж. Ду­хов­ная ж. Ки­пу­чая ж.

7. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

 клАла взялА Экс­перт бралА квар­тАл


8. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

дО­вер­ху дефИс ал­фа­вИт ща­вЕль хо­зя­е­вА

9. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

 Раз­лич­ные ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НЫЕ ис­точ­ни­ки пред­ла­га­ли весь­ма про­ти­во­ре­чи­вые све­де­ния.

В новом кол­лек­ти­ве я ощу­щал себя до­ста­точ­но КОМ­ФОРТ­НО.

До глу­бо­кой ста­ро­сти он оста­вал­ся таким же сло­во­охот­ли­вым, ПА­МЯТ­НЫМ и энер­гич­ным.

Экс­пер­ты ра­бо­та­ли с УДВО­ЕН­НОЙ энер­ги­ей, чтобы успеть к сроку.

Участ­ни­кам со­рев­но­ва­ния были вру­че­ны ПА­МЯТ­НЫЕ знач­ки.


10.В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

По­па­дая в ЗА­ТРУД­НИ­ТЕЛЬ­НОЕ по­ло­же­ние, каж­дый из нас дей­ству­ет обыч­но в со­от­вет­ствии со своим ха­рак­те­ром.

Ин­те­рье­ры с ди­зай­ном в го­ти­че­ском стиле ВЕ­ЛИ­ЧЕ­СТВЕН­НЫ и изящ­ны.

ЭФ­ФЕК­ТИВ­НЫЙ метод ле­че­ния за­бо­ле­ва­ний верх­них ды­ха­тель­ных путей – ин­га­ля­ция.

Ро­зо­вый, баг­ря­ный и кир­пич­ный цвета яв­ля­ют­ся от­тен­ка­ми крас­но­го, но их ЦВЕТ­НОЙ тон раз­ли­ча­ет­ся по на­сы­щен­но­сти и освещённо­сти.


11. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

ПО­ВЕ­СЕ­ЛЕЕ

ряд КРИ­ТЕ­РИ­ЕВ

не ПРО­РО­НЯЯ слов

ОБОИХ сту­ден­тов

ИХ труды


12. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

в ДВЕ ТЫ­СЯ­ЧИ де­вя­том году

ИХ часы

по­са­ди­ли два­дцать ЯБ­ЛО­НЕЙ

воз­дер­жать­ся от КОМ­МЕН­ТА­РИ­ЕВ

наи­бо­лее ЯРКО


13.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

 

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

А) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Б) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

В) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Д) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом.

 

1) 18 марта 1930-го года пи­са­тель соб­ствен­ны­ми ру­ка­ми бро­сил в печь чер­но­вик ро­ма­на; к этому по­ступ­ку Бул­га­ко­ва по­бу­ди­ло из­ве­стие о том, что его пьеса под на­зва­ни­ем «Ка­ба­ла свя­тош» была за­пре­ще­на к по­ста­нов­ке.

2) Про­во­жая взгля­дом осен­ний ка­ра­ван жу­рав­лей, деду Семёну все­гда ста­но­ви­лось груст­но.

3) Ради экра­ни­за­ции «Ма­сте­ра и Мар­га­ри­ты» был со­здан на­сто­я­щий ар­хи­тек­тур­ный ан­самбль, де­таль­но вос­про­из­во­див­ший ин­те­рье­ры двор­ца Ирода в Ер­ша­ла­и­ме.

4) Пе­чаль­но про­сла­ви­ли про­из­ве­де­ние «Ма­стер и Мар­га­ри­та» умер­шие ак­те­ры – пол­ный спи­сок за­га­доч­но ушед­ших из жизни ис­пол­ни­те­лей вклю­ча­ет в себя 17 имён.

5)До­сто­ев­ский не толь­ко уна­сле­до­вал от Го­голя бы­то­пи­са­тель­ское на­ча­ло, но и осо­бое ду­хов­но-ми­сти­че­ское «из­ме­ре­ние» об­ра­за Пе­тер­бур­га

6) Ген­рих Манн по праву счи­та­ет­ся одним из ве­ли­чай­ших про­за­и­ков-ре­а­ли­стов, жив­шими в два­дца­том веке.

7) Па­ро­дия при­над­ле­жит к ти­пич­ным для М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на приёмам; объ­ек­том па­ро­дии может стать, на­при­мер, рус­ская ис­то­рио­гра­фия, как в сказ­ке «Ис­то­рии од­но­го го­ро­да».

8) По воз­вра­ще­нию из Стам­бу­ла Ни­ко­лай с осо­бен­ным вдох­но­ве­ни­ем взял­ся за ра­бо­ту.

9) В пер­вой ру­ко­пи­си, ко­то­рую Бул­га­ков сжёг, при­ме­там дья­во­ла по­свя­ще­но целых пят­на­дцать ру­ко­пис­ных стра­ниц

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

 

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

А) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Б) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

В) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

Г) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

Д) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии имени чис­ли­тель­но­го

 

1) Пре­по­да­ва­те­ли вы­слу­ша­ли сту­ден­та и по­ра­до­ва­лись его ака­де­ми­че­ским зна­ни­ям.

2) Трое под­рост­ков, среди ко­то­рых были двое де­ву­шек, о чём-то шумно спо­ри­ли на крыль­це "Дома тор­гов­ли".

3) Че­ло­век, за­дер­ган­ный бес­че­ло­веч­ным рит­мом со­вре­мен­ной жизни, огром­ным по­то­ком ин­фор­ма­ции, от­уча­ет­ся от об­ще­ния с миром при­ро­ды.

4) Те, кто меч­та­ет стать ин­же­не­ром, ис­сле­до­ва­те­лем, лётчи­ком, кос­мо­нав­том, дол­жен раз­ви­вать свою зри­тель­ную па­мять.

5) Пик­то­грам­ма пред­став­ля­ет собой ри­су­нок, ко­то­рый не­по­сред­ствен­но изоб­ра­жа­ет не толь­ко вещи, а со­бы­тия и яв­ле­ния.

6) Людей, за­ни­ма­ю­щих­ся опас­ны­ми ви­да­ми спор­та, на­зы­ва­ют экс­тре­ма­ла­ми.

7) А.С. Пуш­кин писал, что "Я горе с ним делю, он ра­до­сти со мною".

8) Доб­рый по­сту­пок со­зда­ет и на­кап­ли­ва­ет добро, сде­ла­ет жизнь лучше, раз­ви­ва­ет гу­ман­ность.

9) Я с не­воль­ным вос­хи­ще­ни­ем на­блю­даю за тан­цу­ю­щи­ми и за­ви­дую гра­ци­оз­но­сти их дви­же­ний.

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


15. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная непро­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

ст..лить эн­цик­лоп..дист ст..лист зап..рать п..рла­мутр


16.Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная че­ре­ду­ю­ща­я­ся глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

 осн..щённый инц..дент ан..малия з..рница ук..риз­нен­ный


17. Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

 нен..гляд­ный, с..зву­чие;

пр..морье, непр..ми­ри­мый;

в..бу­до­ра­жить, не..жатый;

небез..нте­рес­ный, сверх..зыс­кан­ный;

по..бро­сить, о..дать.


18. Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

пр..страст­ный, пр..вы­ше­ние (ско­ро­сти);

бе..гра­мот­ный, чре..мер­ный;

расп..ло­жив­ший­ся, пон..слыш­ке;

с..ехид­ни­чать, уст..е;

неп..ладки, н..вью­чить.


19. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.

толщ..на одол..вать кра..шек мин­дал..вый алю­ми­ни..вый


20. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

за­бывч..вый под­прыг..ва­ю­щий рул..вой рас­кашл..лся закле..л


21. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Я.

про­вер..т внемл..щий ка..тся стел..щийся та..щий


22. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Ю.

 завис..щий жал..щая не кле..тся (они) трепл..т (они) люб..щий


23. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

 То, что он го­во­рил, была ложь, ни на чем (не)ос­но­ван­ная.

Эти места почти (не)ис­сле­до­ва­ны.

Эта по­весть ещё (не)на­пи­са­на ав­то­ром, но сюжет её уже мно­гим из­ве­стен.

Давно (не)ко­шен­ная трава за­по­ло­ни­ла сад.

Нам (не)от­ку­да было по­зво­нить в город.


24. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

Это была вовсе (не)труд­ная за­да­ча.

До­ро­га была (не)осве­ще­на.

Партнёры пред­ло­жи­ли новый кон­тракт на край­не (не)вы­год­ных усло­ви­ях.

(Не)про­смот­рев до конца.

Япон­ские карты этого по­бе­ре­жья были (не)по­хо­жи на карты ев­ро­пей­ских на­ви­га­то­ров.


25. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

 

(НА)КОНЕЦ дело было пе­ре­да­но в рай­он­ный суд, после чего наши оп­по­нен­ты пошли (НА)ПО­ПЯТ­НУЮ.

(В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ года вы­пуск про­дук­ции на пред­при­я­тии уве­ли­чил­ся (В)ДВОЕ.

Если ты и (В)ПРАВ­ДУ живёшь меч­той, важно про­дол­жать ве­рить в неё, ЧТО(БЫ) ни го­во­ри­ли тебе окру­жа­ю­щие.

(ПО)ЭТОМУ мосту, пред­став­ляв­ше­му собой два на­тя­ну­тых ка­на­та с бам­бу­ко­вы­ми пе­ре­кла­ди­на­ми, идти (В)ДВОЁМ было опас­но.

(ПО)НА­ЧА­ЛУ Гоша ТО(ЖЕ) по­ба­и­вал­ся су­ро­во­го егеря, но вско­ре был со­вер­шен­но пленён его уме­ни­ем об­ра­щать­ся с ло­ша­дь­ми и со­ба­ка­ми.


26.Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

(В)ПРО­ДОЛ­ЖЕ­НИЕ дня отец не­сколь­ко раз вспо­ми­нал про­шлую свою жизнь, но, ЧТО(БЫ) он ни рас­ска­зы­вал, всё было ин­те­рес­но.

(ЗА)ТЕМ хол­мом стоит моя де­рев­ня, и мне груст­но (ОТ)ТОГО, что давно я там не был.

(И)ТАК, начнём с того, что я (НА)КОНЕЦ при­был в род­ной город.

Хоть в шёлк одень (НЕ)РЯХУ, всё гля­деть (НЕ)(НА)ЧТО.

(В)ТЕ­ЧЕ­НИИ реки был рез­кий по­во­рот, (ПО)ЭТОМУ нам при­ш­лось пе­ре­но­сить лодки по­су­ху.


27. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся одна буква Н.

 Гра­фи­ня взяла зла­то­т­ка(1)ую по­душ­ку и медле(2)о опу­сти­лась в глу­бо­кое ла­ки­ро­ва(3)ое крес­ло, ко­то­рое было ин­кру­сти­ро­ва(4)о кожей.


28. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

В лавке было не­ма­ло ин­те­рес­ных вещей: стари(1)ые ко­фей­ни­ки, ма­лень­кие се­реб­ря(2)ые ложки, фар­фо­ро­вые та­рел­ки, укра­ше(3)ые раз­но­цвет­ны­ми узо­ра­ми.


Критерии оценивания

Задания 1,4 по 2 балла; 2,3,5,6,7,8,9,10,11,12,15-28 – по 1 баллу;

13,14 по 5 баллов – всего 38 баллов

Менее 19 б. – «2»

19-25 б. – «3»

26-31 б. – «4»

32-38 б. – «5»


III. Прочитайте текст, выполните задания*

(1)Не знаю, кто из ве­ли­ких ска­зал, что более всего сле­ду­ет пре­зи­рать сла­бость. (2)А может, никто этого не го­во­рил, по­то­му что ис­ти­на эта слиш­ком оче­вид­на, чтобы её от­ли­вать в какой-то ажур­ный афо­ризм. (З)Ведь и в самом деле мно­же­ство людей под­ли­ча­ют, об­ма­ны­ва­ют, ведут бес­чест­ную игру вовсе не для того, чтобы до­бить­ся какой-то лич­ной вы­го­ды. (4)Нет, чаще всего под­ле­ца­ми нас де­ла­ет сла­бость: вроде бы не хотел че­ло­век ни­че­го пло­хо­го де­лать, даже на­про­тив, хотел по­мочь, желал про­явить своё бла­го­род­ство и бес­ко­ры­стие, а не по­лу­чи­лось, не хва­ти­ло сил. (5)Вот и вышло, что он не помог, об­ма­нул, бро­сил, пре­дал...

  (6)Мне всё вспо­ми­на­ют­ся мно­го­чис­лен­ные ска­за­ния про ры­ца­рей, ко­то­рые спа­са­ли не­счаст­ных ца­ре­вен от чу­до­вищ. (7)В ре­аль­но­сти чаще бы­ва­ет по-дру­го­му. (8)По­обе­ща­ет иной бла­го­род­ный ры­царь бед­ной де­вуш­ке, что не даст её в обиду, а когда уви­дит ог­не­ды­ша­ще­го дра­ко­на, когда услы­шит его хрип­лый рёв, вся книж­ная ге­ро­и­ка мигом вы­ле­тит из его тря­су­щей­ся ду­шон­ки — и толь­ко и ви­де­ли вы этого горе-змее­бор­ца.

  (9)Я спе­шил на лек­ции. (10)На оста­нов­ке уви­дел ху­день­кую де­вуш­ку, ко­то­рая несла боль­шую хо­зяй­ствен­ную сумку.

  (11)— Де­вуш­ка, вам по­мочь? — спро­сил я. (12)Де­вуш­ка оста­но­ви­лась, чтобы пе­ре­хва­тить сумку дру­гой рукой, и сде­ла­ла какое-то уста­лое дви­же­ние го­ло­вой, ко­то­рое можно было при­нять и за не­ре­ши­тель­ный отказ, и за роб­кое со­гла­сие. (13)Без лиш­них слов я вы­хва­тил у неё сумку и, под­бро­сив её, бодро спро­сил:

  (14)—Куда вам?

(15)- Седь­мая Ра­ди­аль­ная! (16)Там у меня ба­буш­ка живёт!

  (17)С цен­траль­ной улицы мы свер­ну­ли в про­улок, где на­чи­нал­ся част­ный сек­тор. (18)Од­но­этаж­ные ла­чуж­ки бес­по­ря­доч­но рас­сы­па­лись ка­ки­ми-то за­мыс­ло­ва­ты­ми кон­цен­три­че­ски­ми кру­га­ми, и по­пав­ше­му сюда че­ло­ве­ку вы­брать­ся было труд­нее, чем из Крит­ско­го ла­би­рин­та. (19)Один дом рас­по­ла­гал­ся на Де­вя­той Ра­ди­аль­ной, а дру­гой, рядом с ним, по­че­му-то счи­тал­ся на Две­на­дца­той. (20)Про­хо­жие, когда мы их спра­ши­ва­ли, по­сы­ла­ли нас то в одну сто­ро­ну, то в дру­гую. (21)Кто-то качал го­ло­вой, по­сме­и­ва­ясь над не­ле­по­стью нашей прось­бы — найти нуж­ный адрес в этом бес­фор­мен­ном на­гро­мож­де­нии жилья. (22)Сумка между тем до­воль­но ощу­ти­мо тя­ну­ла книзу. (23)Я то и дело менял руки.

  (24)— Де­вуш­ка, там у вас кир­пи­чи?

(25)— Нет, там кар­тош­ка. (26)Я ба­буш­ке при­вез­ла из де­рев­ни...

  (27)Гос­по­ди, эти де­ре­вен­ские чу­да­ки... (28)Кар­тош­ку в сумке во­зить... (29)Она на рынке пять руб­лей стоит... (30)Меня по­сте­пен­но стала раз­дра­жать её ку­коль­ная ми­ло­вид­ность, её вздёрну­тый носик и какая-то дет­ская без­за­щит­ность. (31)Кто же это чадо в чужой город от­пра­вил, к тому же с сум­кой раз­ме­ром с ба­гаж­но-поч­то­вый вагон?

  (32)Мы хо­ди­ли уже почти час, мои руки по­вис­ли, ощу­ти­мо бо­ле­ли ноги, но нуж­но­го ад­ре­са всё не было. (ЗЗ)Про­сто так бро­сить дев­чон­ку было стыд­но, но и рыс­кать по этому тру­щоб­но­му хаосу я тоже боль­ше не мог. (34)Де­вуш­ка тоже тя­го­ти­лась тем, что ввя­за­ла меня в эти бес­ко­неч­ные стран­ствия. (35)Она робко про­си­ла: «Да­вай­те я по­не­су сама. (36)Вы идите!» (37)Этот ис­пу­ган­но-тре­вож­ный голос вы­во­дил меня из себя.

  (38)Когда мы ока­за­лись на какой-то Че­тыр­на­дца­той Ра­ди­аль­ной, я не вы­дер­жал:

(39)— Да что это за город иди­о­тов?! (40)Кто эти улицы пла­ни­ро­вал? (41)В тайге ско­рее игол­ку найдёшь, чем здесь нуж­ный адрес...

  (42)Я по­ста­вил сумку и, уже не скры­вая уста­лой зло­сти, не­при­яз­нен­но по­смот­рел на де­вуш­ку. (43)Она, как бы со­гла­ша­ясь со мной, кив­ну­ла и потёрла лоб белой ла­до­шкой.

  (44)- По­стой здесь! (45)Я спро­шу у кого-ни­будь! — ска­зал я и на­пра­вил­ся через до­ро­гу к жен­щи­не, ко­то­рая во­зи­лась с цве­та­ми в па­ли­сад­ни­ке. (46)Ни­че­го не узнав от неё, я пошёл даль­ше. (47)Но во дво­рах ни­ко­го не было, я пересёк улицу, потом ещё один про­улок... (48)А потом пошёл в уни­вер­си­тет.

  (49)Я схо­дил на лек­ции, по­си­дел в биб­лио­те­ке, толь­ко ве­че­ром вспом­нил о за­бы­той мною где-то в ла­би­рин­те домов де­вуш­ке. (50)Мне вдруг по­чу­ди­лось, что она, при­ко­ван­ная к тяжёлой сумке, до сих пор стоит и с на­деж­дой вы­смат­ри­ва­ет меня. (51)А может, она по­ня­ла, что я уже не вер­нусь, но, па­ра­ли­зо­ван­ная стра­хом, не может дви­нуть­ся с места. (52)И всё-таки моя пла­чу­щая со­весть ру­га­ла меня не за то, что я бро­сил де­вуш­ку, а за то, что там, на оста­нов­ке, не прошёл мимо неё, впу­тал­ся в это не­по­силь­ное для себя дело.

(По М. Ху­дя­ко­ву*)

* Ми­ха­ил Ге­ор­ги­е­вич Ху­дя­ков (род. в 1936 г.) — со­вре­мен­ный пуб­ли­цист.


1.Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) Пред­ло­же­ния 33—34 со­дер­жат опи­са­ние.

2) Пред­ло­же­ние 8 рас­кры­ва­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 7.

3) Пред­ло­же­ния 9−14 вклю­ча­ют по­вест­во­ва­ние.

4) В пред­ло­же­ни­ях 24−29 со­дер­жит­ся опи­са­ние.

5) В пред­ло­же­ни­ях 4−5 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.


2.Ука­жи­те номер пред­ло­же­ния, в ко­то­ром упо­треб­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм.

 1 8 21 45


3. .Среди пред­ло­же­ний 1-5 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи противительного союза и указательного местоимения. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


4.Среди пред­ло­же­ний 44−48 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


5. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«Автор, изоб­ра­жая внут­рен­нее со­сто­я­ние героя, ис­поль­зу­ет син­так­си­че­ское сред­ство — (А)_____ (на­при­мер, пред­ло­же­ние 31). Лек­си­че­ское сред­ство — (Б)_____ («ду­шон­ка», «горе-змее­бо­рец») — поз­во­ля­ет вы­ра­зить от­но­ше­ние пер­со­на­жа-рас­сказ­чи­ка к под­ня­тым про­бле­мам. В пред­ло­же­нии 5 ис­поль­зу­ет­ся син­так­си­че­ское сред­ство — (В)_____, с по­мо­щью ко­то­ро­го вы­де­ля­ют­ся слова, име­ю­щие боль­шое зна­че­ние в раз­ви­тии глав­ной мысли. Троп — (Г)_____ в пред­ло­же­нии 52 по­мо­га­ет по­ка­зать кон­фликт в душе героя-рас­сказ­чи­ка».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) во­про­си­тель­ное пред­ло­же­ние

2) диа­лек­тизм

3) оли­це­тво­ре­ние

4) тер­ми­ны

5) ряд од­но­род­ных чле­нов

6) срав­ни­тель­ный обо­рот

7) эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ные слова

8) син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм

9) ги­пер­бо­ла

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 

Критерии оценивания части III:

Задания 1-4 по 1 баллу, 5- 4 балла, всего 8 баллов

4 балла – «3»

5-6 баллов –«4»

7-8 баллов «5»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!