Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 2033
105425 г. Москва, Щелковское шоссе, дом 26А тел. 8(495)652-02-30, e-mail: 2033@edu.mos.ru
Согласовано Утверждаю
Старший методист Директор ГБОУ Школа № 2033 дошкольного образования _Ефимова О.С. ________________
ГБОУ Школа №2033
Шевченко Т.В._________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Занимательная математика»
Составитель :
Педагог дополнительного образования Мельникова И. В.
Г.Москва , 2021г.
І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
1.1. Обоснование необходимости разработки Программы | 3 |
1.2. Цель и задачи программы | 6 |
1.3. Целевые ориентиры и способы определения их результативности | 8 |
ІІ. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | 12 |
Учебно-тематический план для старшей группы | 12 |
Учебно-тематический план подготовительной к школе группы | 14 |
ІІІ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 17 |
ІV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ | 19 |
V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ | 20 |
ЛИТЕРАТУРА | 20 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости разработки Программы
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Разработанная программа «Занимательная математика» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в познавательном (в частности математическом) развитии детей.
Направленность Программы
Образовательная программа по дополнительному образованию «Занимательная математика» имеет познавательную направленность.
Место и роль Программы в образовании детей
Разработка программы «Занимательная математика» (далее Программа) объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математического содержания в познавательном развитии дошкольников.
Новизна
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»:
– предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
– содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Актуальность программы
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.
Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «В стране занимательной математики» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Основная идея Программы: дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению.
1.2. Цель и задачи программы
Цель Программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи Программы:
– отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
– воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
Отличительные особенности Программы
Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. Во время занятий широко используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать
Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления
Программа позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения.
Учебный материал организован по следующим разделам
Количество и счет
Геометрические фигуры
Определение величины
Ориентирование во времени
Логические задачи
1.Количество и счет
На занятиях по этой теме у детей следует развивать общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов .Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 10.
Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на1. Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе.
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.
Поставленные цели реализую через следующие игры
«Назови следующее, предыдущее число»
«Назови соседей числа»
«Назови меньше на 1, больше на 1»
«Вверх вниз по числовой лестнице»
«Составь и реши задачу»
Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
2. Геометрические фигуры.
Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, конус, шар. Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов. Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).
Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник. Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол. Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.
Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела
«Назови предметы заданной формы»
«Что общего и чем различаются фигуры»
«Найди предмет такой же формы»
«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»
«Найди лишнюю фигуру»
«Конструктор»
«Почини одеяло»
«Танграм»
Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.
3. Определение величины
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
В работе по данному разделу используются игры–эксперименты
«В каком сосуде больше воды?»
«Что легче, что тяжелее?»
«Что тонет, что плавает?»
«Подбери шарфик для кукол»
«Короче – длиннее»
«Подбери мебель для трех медведей»
В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность
4. Ориентировка во времени
Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться в речи словами -понятиями: сначала ,потом, до, после, раньше, позже. Учить различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Учить определять время по часам с точностью до часа.
В работе используются следующие дидактические игры
«Вчера, сегодня, завтра
«Дни недели
«Мой режим дня по часам
«Определи время по часам
«Когда это бывает?»
«Что перепутал художник?»
Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам
5.Логические задачи и арифметические задачи
Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей
Используемые пособия (блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребусы, головоломки, кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.
В основу работы по программе положены следующими принципами:
– принцип проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
– принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
– психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;
– творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы
Программа ориентирована на детей 5 - 6 лет.
Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий
Формы обучения: групповая.
Режим занятий: 2 раз в неделю по 30 минут, всего 63 занятия за учебный год. Рекомендуемый состав группы 10-12 человек. Большую часть Программы составляют практические занятия.
1.3 Целевые ориентиры и способы определения их результативности
Целевые ориентиры
К концу обучения у детей должны быть развиты:
арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
желание заниматься математической деятельностью.
К концу учебного года дети должны уметь:
составлять (моделировать) заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов;
определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
составлять различные формы из палочек по образцу;
сравнивать предметы по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);
выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания.
осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;
«читать» план, осуществлять нахождение предмета по плану;
создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения.
Способы определения результативности
Объектами контроля являются:
– математические умения;
– степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
ІІ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план для старшей группы
Сроки проведения | Кол-во часов | Тема занятий | Задачи |
октябрь | 1-1 | «Число и цифра 1» | - закрепить знания о числе и цифре 1; - учить писать цифру 1; - закреплять умение устанавливать соответствия между количеством предметов и цифрой; - познакомить с пословицами, в которых упоминается число1 |
1-2 | «Свойства предметов» | - закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине, употреблять эти понятия в речи; - закреплять умение выделять признаки сходных разных предметов и объединять их по этому признаку; - познакомить с названием первого и второго месяца осени – сентябрь, октябрь; - формировать навыки самоконтроля и самооценки |
1-3 | «Число и цифра 2» | - закрепить знания о числе и цифре 2 - закрепить умение писать цифру 1; -учить писать цифру 2; - состав числа 2; - знакомить с пословицами, в которых упоминается число два; - учить отгадывать математические загадки |
1-4 | «Волшебные знаки» | - учить отгадывать математические загадки; - познакомить со знаками +, =, учить писать эти знаки; - учить записывать решение загадки цифрами и математическими знаками |
1-5 | «Геометрические фигуры» | - закреплять умение соотносить форму предмета с геометрической - фигурой; - учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур; - формировать навыки самоконтроля и самооценки |
1-6 | «Число и цифра 3» | - закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; - учить писать цифру 3 - состав числа 3; - знакомить с пословицами, в которых упоминается число 3; - учить решать логическую задачу на установление закономерностей |
1-7 | «Волшебный квадрат» | - учить выкладывать квадрат из счетных палочек ; - познакомить с тетрадью в клетку; -учить рисовать квадрат в тетради в клетку; - формировать навыки самоконтроля и самооценки |
1-8 | «Число и цифра 4» | - учить отгадывать математическую загадку, записывать решение задачи с помощью знаков и цифр; - закреплять умение писать цифры 2, 3; -учить писать цифру 4 - состав числа 4; - познакомить с понятием «месяц» ( состоит из четырёх недель, один месяц следует за другим) |
1-9 | «Количество и счет» | - учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; продолжать знакомить с тетрадью в клетку; - учить рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку; - формировать навык самоконтроля и самооценки |
ноябрь | 1-1 | «Число и цифра 5» | - учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; - закреплять умение писать цифры 1, 2, 3, 4; - учить писать цифру 5 - состав числа 5; - познакомить с крылатыми выражениями, в которых упоминается число пять |
1-2 | «Количество и счет» | - познакомить с названием текущего месяца — ноябрь; - закреплять умение понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов; - знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел; -учить решать логическую задачу на установление несоответствия; - формировать навык самоконтроля и самооценки |
1-3 | «Число и цифра 6» | - познакомить с цифрой 6; - учить писать цифру 6; - состав числа 6; - учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько, на котором по счету месте? - знакомить с составом числа 6 из двух меньших |
1-4 | «Задача» | - учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков ; - учить решать логическую задачу на установление закономерностей; - учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - формировать навык самоконтроля и самооценки |
1-5 | «Путешествие в Простоквашино» | - учить отгадывать математические загадки; - закреплять умение писать цифры 3, 4, 5, 6; - учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - познакомить со знаками |
1-6 | «Геометрические фигуры» | - учить выкладывать из счетных палочек треугольник, домик; - учить рисовать треугольники в тетради в клетку; - учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно - формировать навык самоконтроля и самооценки |
1-7 | «Задачки» | - продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов; - знакомить с загадками, в которых присутствуют числа; - учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; -учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно |
1-8 | «Минус, и цифра 0» | - учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр; - познакомить со знаком «минус»; -познакомить с цифрой 0; - учить писать цифру 0 - закрепить знания об осенних месяцах; |
декабрь | 1-1 | «На, над, под. » | - познакомить с названием месяца — декабрь; - учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; - учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов; - учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы |
1-2 | «Арифметика» | - продолжать в игровой форме учить решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков; - продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - познакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число ноль |
1-3 | Знаки , = . Квадрат, треугольник | - учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними; - учить пользоваться знаками ; - закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе; - учить находить различие в двух похожих рисунках; - учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - формировать навык самоконтроля и самооценки |
1-4 | Число и цифра «Великолепная 7» | - учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков ; - познакомить с цифрой 7; - состав числа 7; - учить писать цифру 7 |
1-5 | Счет до 7 и обратно. | - учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету месте? ; - учить выкладывать из счетных палочек прямоугольник; - учить рисовать прямоугольники в тетради в клетку |
1-6 | Часть и целое | - учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания ; - учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; - учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - формировать навык самоконтроля и самооценки |
1-7 | Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7. | - продолжать знакомить с цифрой 7; - знакомить с составом числа 7 из двух меньших чисел; - закреплять умение писать цифры от 1 до 7; - познакомить с пословицами, в которых упоминается число 7 |
1-8 | Состав числа 7. Временные представления. | - познакомить с днями недели; - - учить порядковому и числительному счету; - закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь» ; - развивать мелкую моторику |
январь | 1-1 | Назови соседей. | - познакомить с месяцем Январь; - учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; - познакомить с цифрой 8; - состав числа 8; - учить писать цифру 8 |
1-2 | Четвертый лишний. | - учить правильно использовать и писать знаки + и –; - учить решать логическую задачу; - учить выбирать предметы по заданному признаку -формировать навык самоконтроля и самооценки |
1-3 | Состав числа 8. | - упражнять в различении порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько-?, на котором по счету месте?; - учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале |
1-4 | Деление предмета на 4 части | - учить делить предмет на две, четыре части ,понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; - сравнение предметов по величине; - формировать навык самоконтроля и самооценки |
1-5 | Сколько вместе?. | - продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; - учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; - учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги |
1-6 | Веселый овал. | - учить рисовать овалы в тетради в клетку; - учить решать логическую задачу; -записывать решение с помощью цифр и математических знаков - формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы |
февраль | 1-1 | Геометрия. | - учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях; - упражнять в различении количественного и порядкового счета; правильно отвечать на вопросы сколько?, который?, на каком по счету месте?; - формировать навык самоконтроля и самооценки |
1-2 | Вот так загадка в феврале. | - познакомить с названием месяца — февраль; учить отгадывать математическую загадку; способствовать развитию глазомера; -использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький» - записывать решение с помощью цифр и математических знаков; |
1-3 | Числа и цифры 1-9. Высокий, низкий. | - познакомить с цифрой 9; - учить писать цифру 9; - состав числа 9; - закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «пониже», «еще пониже», «самая низкая»; «низкая», «повыше», «еще повыше»; |
1-4 | Считай не ошибись. | - продолжать знакомить с названиями дней недели; - учить записывать дни недели условными обозначениями (один кружок — понедельник, два — вторник и т.д.);; - учить решать логическую задачу на установление закономерностей |
1-5 | Собери под зонтик. | - учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы сколько?, какой по счету?, на котором по счету месте?; - учить соотносить количество предметов с цифрой; - учить сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними |
1-6 | Сравнение смежных чисел. Уголки! | - учить складывать квадрат на 2, 4, 8 треугольников, разрезать по линиям сгиба; - учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; - учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации |
1-7 | Веселая 10! | - познакомить с числом 10; - учить писать число 10; - состав числа 10; - продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; - формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы |
1-8 | Трапеция. | - познакомить с геометрической фигурой — трапецией; - учить выкладывать из счетных палочек трапецию; - учить рисовать трапецию в тетради в клетку; - учить находить различия в двух похожих рисунках; - закрепить знания о зимних месяцах (декабрь, январь, февраль) ; |
март | 1-1 | Сказка «Пятая история о проволочке», | - познакомить с названием месяца — март; - закрепить умение писать цифры от 1 до 10; - учить понимать отношения между числами; - учить составлять число десять из двух меньших чисел |
1-2 | Веселые фигуры. | - учить решать логическую задачу на установление закономерностей; - закрепить знания о геометрических фигурах: трапеции, круге, квадрате, треугольнике; - формировать навык самоконтроля и самооценки |
1-3 | Числовой ряд. | - продолжать учить отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру; - учить пользоваться знаками +, -; - учить писать графический диктант; - формировать навыки самоконтроля и самооценки |
1-4 | Сказка «Пятая история о проволочке», | - упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?; - учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елку, лодку) |
1-5 | Считай и рисуй. | - продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; - учить составлять числа 7, 8, 9, 10 из двух меньших чисел; - учить различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад»; - способствовать развитию графических навыков |
1-6 | Чья неделька быстрей собереться? | - учить решать задачи, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись; - продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов; - учить пользоваться знаками ; закреплять знания о днях недели -учить решать логическую задачу на анализ и синтез |
1-7 | Что сначала что потом? | - продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание, записывать и читать запись; - учить решать логическую задачу на установление закономерностей; - формировать навык самоконтроля и самооценки |
1-8 | Сколько, какой? | - учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь); - учить рисовать символическое изображение кошки из треугольников в тетради в клетку |
\ апрель | 1-1 | Назови соседей. | - учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; -учить читать запись задачи - развивать мышление - познакомите с названием месяца — апрель |
1-2 | Вместе интересней. | - закреплять умение составлять число 10 из двух меньших - закреплять понятия «левый верхний, нижний угол», «правый верхний, нижний угол», «середина»; - закрепить знания о геометрических фигурах: круг, овал, треугольник |
1-3 | Считай не ошибись. | - закреплять умение ориентироваться относительно себя, другого лица; - закреплять навыки порядкового и количественного счета; - закреплять умение правильно отвечать на вопросы сколько?, на каком по счету месте? |
1-4 | Выложи сам | - продолжать учить составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать результаты составления; - продолжать учить выкладывать из счетных палочек символические изображения предметов (дом, елка, лодка) |
1-5 | Наведи порядок. | - учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки; - закреплять навыки порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько?, какой по счету?; |
1-6 | Путаница. | - закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция; - упражнять в различении количественного и порядкового счета; - учить отвечать на вопросы сколько?, на каком по счету месте? |
1-7 | Где чей домик? | - закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; - закреплять умение ориентироваться относительно себя, другого лица; - развивать логическое мышление, воображение |
1-8 | Рыбка. | - учить видеть геометрические фигуры в символическом изображении рыбки; - продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание, записывать и читать запись; - развитие внимания |
1-9 | Ах, вот ты какой? | - учить располагать предметы в заданной последовательности; - упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам, закрепить названия дней недели. |
| 1-1 | Чудесный мешочек. | - познакомить с названием месяца — май; - упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счётных палочек; - развивать воображение; - упражнять в прямом и обратном счете |
| 1-2 | Меры. | - упражнять в измерении с помощью условной мерки; - упражнять в счёте в пределах пяти; - развивать логическое мышление |
| 1-3 | Порядок в сундуке. | - называть дни недели по порядку; - учить сравнивать и уравнивать количество предметов различными способами; - формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов. |
| 1-4 | Палка, палка, палка. | - учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; - упражнять в счёте; - учить видоизменять фигуру путём добавления счётных палочек |
| 1-5 | Геометрия для тебя. | - учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов; - прописывать цифры от 0 до 3 - повторить состав чисел 2 и 3 |
| 1-6 | Веселый счет | - прописывать цифры от 3 до 6 - повторить состав чисел 4, 5, 6 -счет в пределах 6 - повторить дни недели, месяца |
| 1-7 | Состав числа. | - прописывать цифры от 6 до 9 - - повторить состав чисел 7, 8, 9 - счет в пределах 10 |
ІІІ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год (старшая группа)
Составление квадрата из разных геометрических фигур. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление изображения из разных элементов. Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Моделирование предметов из плоскостных элементов. Составление различных форм из палочек по образцу. Сравнение предметов по величине. Выкладывание предметов в порядке убывания, возрастания. Конструирование постройки из деталей разного размера. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу. Подбор предметов по цвету и форме. Определение цвета и его оттенков. «Чтение» плана, нахождение предмета по плану. Создание рисунка-схемы, используя простейшие изображения. Сравнение и уравнивание предметов разными способами.
Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.
Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую.
Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала.
Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания.
Объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество. Установление смысловых связей между предметами. Создание постройки по рисунку, чертежу. Деление предметов, фигур на несколько равных частей. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Подбор предметов по заданной длине. Подбор предметов по цвету и форме. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление сказки с использованием рисунка – схемы. Определение значений дорожных знаков, опираясь на рисунки – символы. Экспериментирование. Сравнение группы однородных и разнородных предметов по количеству. Раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10.
Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
Создание рисунка-схемы, на основе своего рассказа. Анализ предметов по отдельным признакам. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и наоборот. Расположение предметов в заданной последовательности. Сравнение рисунка со схемой, с чертежом предмета. Создание образа на основе рисунка – схемы.
Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.
Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных.
Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов.
Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур по заданным условиям.
ІV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дидактические материалы:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:
геометрические фигуры и тела;
палочки Кюизинера;
наборы разрезных картинок;
сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
полоски, ленты разной длины и ширины;
цифры от 1 до 9;
игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;
чудесный мешочек;
блоки Дьенеша;
пластмассовый и деревянный строительный материал;
геометрическая мозаика;
счётные палочки;
предметные картинки;
игры на составление плоскостных изображений предметов;
обучающие настольно-печатные игры по математике;
мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
геометрические мозаики и головоломки;
занимательные книги по математике;
задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
простые карандаши; наборы цветных карандашей;
линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
счетный материал;
наборы цифр;
конспекты.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.
V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.
Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей шкафах.
Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации математической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2002. – 385 с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 404 с.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003. – 312 с.
Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.
Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.
Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.
Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.
Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.
Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.
Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.
Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.
Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 2007. – 245с.
Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с
Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.
Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.
Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.
Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 2011 – 208с.
Интернет-ресурсы
1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike
2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820
3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303