Годовое календарно-тематическое планирование кружка «математика для увлеченных» для 7 класса

Категория: Математика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная развивающая программа рассчитана на 114 учебных часов и предназначена для учащихся 7 класса. Срок реализации программы: 1 год. Занятия проходят по два часа в неделю. Продолжительность занятий 3 часа. Программа построена с учётом возрастных особенностей школьников.

Развивающая программа «Математика для увлеченных» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Математика для увлеченных» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулировали бы учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех  или иных закономерностей. Эта программа основана на активной игровой деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации.

Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны всем учащимся.

Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;

- задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;

- система познавательных задач ведёт к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;

- освоение общелогических приемов, формирование и оперирование понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;

- развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;

- развитие способностей к рисованию и художественного мышления, развитие творческого потенциала.

Цели:

Через систему игр организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:

- развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти; формирование логического и абстрактного мышления

- создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;

-  развитие таких качеств личности как ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость.

Задачи:

- вооружить обучающихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить обучающихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент;

- при выполнении творческих работ формировать умение определять адекватные способы решения задачи на основе заданного алгоритма, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

      Формы занятий: игра, деловая игра, аукцион, исследование, практическая работа, творческая работа, творческая лаборатория, викторина, конкурс, беседа и др.

      Формы работы с обучающимися: сообщения учащихся, эвристическая беседа, экскурс в прошлое, изготовление моделей, опыты, соревнования, кроссворды, ребусы, творческие и практические работы, работа с дополнительной литературой; использование наглядности, дидактического и раздаточного материала.

       Методы, используемые в работе: наглядный, словестный, частично – поисковый, творческий.

  1. Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа «Математика для увлеченных» рассчитана на один год обучения, 114 учебных часов.

Принципы программы:

1. Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

2. Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

3. Системность

Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

4. Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

5. Обеспечение мотивации.Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

6. Реалистичность.

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – планируется усвоение за 114 часов.

7. Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики,  удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной  науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Просмотр содержимого документа
«Годовое календарно-тематическое планирование кружка «математика для увлеченных» для 7 класса»










ГОДОВОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка «МАТЕМАТИКА ДЛЯ УВЛЕЧЕННЫХ»

для 5 класса



































2017/2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная развивающая программа рассчитана на 114 учебных часов и предназначена для учащихся 7 класса. Срок реализации программы: 1 год. Занятия проходят по два часа в неделю. Продолжительность занятий 3 часа. Программа построена с учётом возрастных особенностей школьников.

Развивающая программа «Математика для увлеченных» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Математика для увлеченных» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулировали бы учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Эта программа основана на активной игровой деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации.

Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны всем учащимся.

Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;

- задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;

- система познавательных задач ведёт к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;

- освоение общелогических приемов, формирование и оперирование понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;

- развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;

- развитие способностей к рисованию и художественного мышления, развитие творческого потенциала.

Цели:

Через систему игр организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:

- развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти; формирование логического и абстрактного мышления

- создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;

- развитие таких качеств личности как ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость.

Задачи:

- вооружить обучающихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить обучающихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент;

- при выполнении творческих работ формировать умение определять адекватные способы решения задачи на основе заданного алгоритма, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Формы занятий: игра, деловая игра, аукцион, исследование, практическая работа, творческая работа, творческая лаборатория, викторина, конкурс, беседа и др.

Формы работы с обучающимися: сообщения учащихся, эвристическая беседа, экскурс в прошлое, изготовление моделей, опыты, соревнования, кроссворды, ребусы, творческие и практические работы, работа с дополнительной литературой; использование наглядности, дидактического и раздаточного материала.

Методы, используемые в работе: наглядный, словестный, частично – поисковый, творческий.

  1. Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа «Математика для увлеченных» рассчитана на один год обучения, 114 учебных часов.

Принципы программы:

1. Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

2. Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

3. Системность

Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

4. Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

5. Обеспечение мотивации.Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

6. Реалистичность.

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – планируется усвоение за 114 часов.

7. Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.









  1. Формы и режим занятий.

Занятия учебных групп проводятся:

3 занятия в неделю по 1 часу.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;

  • творческие мастерские;

  • тематические праздники, конкурсы, выставки;

  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;

-оформление математических газет;

-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

-проектная деятельность

-самостоятельная работа;

-работа в парах, в группах;

-творческие работы.

  1. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • опросники,

  • анкетирование

  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса в 7-м классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов

  • программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение

учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы,

  • викторины, составление кроссвордов и др.),

  • собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников,

  • тестирования,

  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

  1. Формы подведения итогов реализации программы.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.




  1. Планируемые результаты.

Требования к результатам обучения направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.

Учащиеся должны приобрести умения:

- распознавать простейшие геометрические фигуры и пространственные тела;

- формулировать проблему и цели своей работы, определять способы и методы решения поставленной задачи;

- прогнозировать ожидаемый результат;

- научаться представлять результат индивидуальной и групповой деятельности в форме творческого проекта и рецензии.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

- познакомиться с простейшими геометрическими фигурами и понятиями;

- получить практические навыки изучения свойств фигур;

- применять полученные знания при решении различных практических задач;

- развить пространственные представления и изобразительные умения, познакомиться с некоторыми пространственными телами;

- развить логическое мышление.


6. Учебно-тематический план.


п/п


Наименование тем

Часы учебного времени

1

Введение.

1

2

Из истории математики.

2

3

Решение задач.

3

4

История развития числа.

1

5

Знакомство с Пифагором.

2

6

Геометрические головоломки.

8

7

Пространственные головоломки.

5

8

Оригами.

4

9

Конкурс презентаций по теме: «Математика вокруг нас»

3

10

Как возникла алгебра.

1

11

Решение старинных задач на уравнение.

3

12

Графы и их применение в решении задач.

6

13

Шифры.

4

14

В стране удивительных чисел.

3

15

Модуль числа.

4

16

Логические задачи.

6

17

Решение олимпиадных задач.

6

18

Решение задач на движение.

3

19

Занимательные задачи на построение.

2

20

Симметрия.

4

21

Топологические опыты.

3

22

Математические ребусы.

4

23

Задачи, решаемые с конца.

3

24

Старинные русские задачи.

4

25

Ваш помощник – микрокалькулятор.

2

26

Числа – слова и микрокалькулятор.

2

27

Математические кросворды

2

28

Задачи с параметрами.

4

29

Пять Платоновых тел.

2

30

Задачи с изменением вопроса.

2

31

Проектная деятельность «Газета любознательных».

2

32

Математика и музыка.

3

33

Игра «Математический поезд»

1

34

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

3

35

Математические фокусы.

2

36

Математический КВН.

2

37

Круглый стол «Подведем тоги».

2

ИТОГО:

114













  1. Содержание развивающего курса «Математика для увлеченных»


  1. Введение. – 1 час

Ознакомление учащихся с планом работы кружка.

  1. Из истории математики. – 2 час

История математики: Древний Восток (Египет, Вавилон, Китай). Древняя Греция, Индия, страны Ислама.

  1. Решение задач. – 3 часа

Задачи Древнего Востока. Пёстрые картинки из разных стран. Лабиринты. Античные этюды. Математический КВН.

  1. История развтия числа. – 1 час

Числа – карлики, числа – великаны. Запись цифр и действия у других народов.

  1. Знакомство с Пифагором. – 2 часа

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор,

- открытия Пифагора,

- вклад в науку.

Игра «Буриме» с использованием чисел.

  1. Геометрические головоломки. – 8 часов

Геометрические головоломки: танграм, монгольская игра, вьетнамская игра, колумбово яйцо, листик, волшебный круг, волшебный квадрат, игра Пифагора.

К таким играм относят: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Стомахион», «Сфинкс» и др. Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата.

Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.

Разнообразие геометрических конструкторов, разная степень их сложности позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Рекомендуются прежде всего детям, которых привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Способ деления целого на части дается в описании игры и показан на рисунке.

Способ действия в играх прост, однако требует умственной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора (геометрических фигур).

Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей, форме. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт, составленный играющим, интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.

Каждая игра имеет свой комплект элементов, отличающихся от элементов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Опыт игровой деятельности, самостоятельные поиски решения, творческое воображение помогут ребятам не только определить оптимальные возможности и особенности той или иной игры, но и значительно расширить эти возможности за счёт создания новых разнообразных силуэтных изображений предметов, форм, фигур.

В играх представлены разнообразные виды образцов. Самыми простыми являются расчлененные образцы с прорисованными составными частями, более сложными считаются нерасчлененные образцы (их еще называют силуэтными или контурными). И наконец, в качестве образцов используются реальные рисунки тех предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной игры.

У некоторых, ребят возникают затруднения при составлении силуэта по нерасчлененному образцу, при реализации своего замысла, а это вызывает угасание интереса к играм. Поэтому, полезно, вначале организовать увлекательные упражнения с геометрическими фигурами. Цель подобных упражнений – способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь называть их, вычленять стороны, их пропорциональное соотношение; уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, предвидеть видоизменение фигур в связи с изменением расположения составляющих частей; развивать воображение, пространственные представления, сообразительность, инициативу).

Важно, чтобы дети усвоили и хорошо запомнили основные правила игры: при составлении силуэтных изображений используется целиком весь комплект, детали геометрического конструктора при этом плотно присоединяются друг к другу.

Содержательной, интересной, но достаточно сложной деятельностью является составление силуэта или сюжетной композиции из двух одинаковых наборов игры.

  1. Пространственные головоломки. – 5 часов

Кубик Рубика, змейка Рубика, «Генсатрион», «Абрис», «Т-образная»

  1. Оригами. – 4 часа

Историческая справка об оригами. Значение оригами в жизни человека. Математика и оригами в нашем современном мире. Виды оригами. Азбука оригами. Конкурс «Оригами – это математика».

  1. Конкурс презентаций по теме: «Математика вокруг нас». – 3 часа

Математический КВН.

  1. Как возникла алгебра. – 1 час

История возникновения алгебры как науки.

  1. Решение старинных задач на уравнения. – 3 часа

Задачи на движение, совместную работу, различные задачи.

  1. Графы и их применение в решении задач. – 6 часов

Понятие графа, определения четной вершины, нечетной вершины. Свойства графа. Решение задач с использованием графов. Знакомство с биографией Леонарда Эйлера, А.Кэли, А Мёбиуса, К. Ферма. Высказывания о математике. Решение задач с использованием графов

  1. Шифры. – 4 часа

Кодирование, декодирование Тайны шифра (чтение и составление ребусов). Знакомство с простейшими шифрами. Зашифрованная переписка (способ решётки).

  1. В стране удивительных чисел. – 3 часа

Умножение двузначных чисел на 11. Решение логических задач с помощью таблиц. Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающих на 25. Конкурс «Ты + я = 7я».

  1. Модуль числа. – 4 часа

Решение уравнений, содержащих модули. Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля.

  1. Логические задачи. – 6 часов

Логические задачи. Понятие высказывания как предложения, о котором можно сказать – истинно оно или ложно. Построение отрицательных высказываний, особенно со словами «каждый», «любой», «хотя бы один» и т. д. Методы решения логических задач с помощью применения таблиц и с помощью рассуждения. Объяснение данных методов на примере решения задач. Решение логических задач. Конкурс «А ну-ка, математики!»

  1. Решение олимпиадных задач. – 6 часов

Решение задач методом перебора. Решение олимпиадных задач методом «Оценка + Пример». Олимпиада для кружковцев. Решение задач конкурса «Кенгуру».

  1. Решение задач на движение. – 3 часа

Скорость, расстояние, время и таинственные отношения между ними. Викторина «Ох, эта математика!».

  1. Занимательные задачи на построение. – 2 часа

Различные занимательные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

  1. Симметрия. – 4 часа

Симметрия фигур. Зеркальное отражение. Симметричное вырезание. Линейные орнаменты (бордюры). Плоские орнаменты (паркеты).

  1. Топологические опыты. – 3 часа

Понятие топология. Опыты связанные с топологией. Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. Математическая викторина.

  1. Математические ребусы. – 4 часа

Математическими ребусами называют задания на восстановление записей вычислений. Записи восстанавливают на основании логических рассуждений. Разбор основных приемов решения математических ребусов. Самостоятельное решение задач, обсуждение решений.

  1. Задачи, решаемые с конца. – 3 часа

Введение понятия текстовой задачи, сюжетной задачи. Самостоятельное решение задач, обсуждение решений. Разбор различных способов решения: по действиям, с помощью таблицы.

  1. Старинные русские задачи. – 4 часа

Решение старинных русских математических задач.

  1. Ваш помощник – микрокалькулятор. – 2 часа

Об использовании микрокалькулятора в учебном процессе.

Формирование умений применять микрокалькулятор в вычислениях.

Приемы применения микрокалькулятора.

  1. Числа – слова и микрокалькулятор. – 2 часа

Микрокалькулятор знакомить с числами.

  1. Математический кроссворд. – 2 часа

Заседание кружка «Любители кроссвордов». Кросснамберы.

  1. Задачи с параметрами. – 4 часа

Квадратичная функция в задачах с параметром. Теорема Виета.

Методы поиска необходимых условий.

  1. Пять Платоновых тел. – 2 часа

Тетраэдр, октаэдр, икосаэдр, гексаэдр и додекаэдр.

  1. Задачи с изменением вопроса. – 2 часа

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

  1. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

  1. Математика и музыка. – 3 часа

Пифагор и пифагорейское учение о числе. Пифагорова гамма. «Космическая музыка»: от Платона до Кеплера. Математический строй музыки.

  1. Игра «Математический поезд». – 1 час

  2. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 3 часа

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

  1. Математические фокусы. – 2 часа

  2. Математический КВН. – 2 часа

Систематизация знаний по изученным разделам.

  1. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа

Подведение итогов работы кружка. Блицконкурсы на знание проблемного материала, сообразительность, быстроту счета. Награждение самых умных, способных, активных.


















  1. Календарно - тематический план.


п/п

Сроки проведения

Наименование темы

Виды деятельности

Введение.

1 час

1


Ознакомление учащихся с планом работы кружка.


Определение интересов, склонностей учащихся.

Из истории математики.

2 часа

2


История математики: Древний Восток (Египет, Вавилон, Китай).

Работа в группах

3


Древняя Греция, Индия, страны Ислама.



Решение задач.

3 часа

4


Задачи Древнего Востока. Пёстрые картинки из разных стран.

Алгоритмы решения

5



Лабиринты. Античные этюды.

Алгоритмы решения

6



Математический КВН.


История развтия числа.

1 час

7


Числа – карлики, числа – великаны. Запись цифр и действия у других народов.


Опорный конспект

Знакомство с Пифагором.

2 часа

8


Исторические сведения:

- кто такой Пифагор,

- открытия Пифагора,

- вклад в науку.

Опорный конспект

9



Игра «Буриме» с использованием чисел.

Результаты конкурса

Геометрические головоломки.

8 часов

10


«Танграм»,

Составления презентаций, сообщений и т.д.

11


«Волшебный круг»

Составления презентаций, сообщений и т.д.

12


«Головоломка Пифагора»

Самостоятельная работа

13



«Колумбово яйцо»

Работа в группах

14


«Сфинкс»

Составления презентаций, сообщений и т.д.

15


«Стомахион»

Составления презентаций, сообщений и т.д.

16


«Пентамино», «Вьетнамская игра»

Самостоятельная работа

17


«Монгольская игра», «Листик»

Самостоятельная работа

Пространственные головоломки.

5 часов

18


Кубик Рубика

Индивидуальная

работа

19


змейка Рубика

Индивидуальная

работа

20


«Абрис»

Индивидуальная

работа

21



«Т-образная»

Работа в группах

22


«Генсатрион»

Индивидуальная

работа

Оригами.

4 часа

23


Историческая справка об оригами. Значение оригами в жизни человека.

Опорный конспект

24


Математика и оригами в нашем современном мире.

Опорный конспект

25


Виды оригами. Азбука оригами.

Индивидуальная

работа

26


Конкурс «Оригами – это математика».


Результаты конкурса

Конкурс презентаций по теме: «Математика вокруг нас».

3 часа

27


Конкурс презентаций по теме: «Математика вокруг нас».


28



Математически КВН.

Результаты конкурса

29



Математически КВН.


Как возникла алгебра.

1 час

30


История возникновения алгебры как науки.

Опорный конспект

Решение старинных задач на уравнения.

3 часа

31


Задачи на движение, совместную работу, различные задачи.


Составление алгоритма решения задач

32


Задачи на движение, совместную работу, различные задачи.

Работа в группах

33


Задачи на движение, совместную работу, различные задачи.

Самостоятельная работа

Графы и их применение в решении задач.

6 часов

34


Понятие графа, определения четной вершины, нечетной вершины. Свойства графа.

Опорный конспект

35


Решение задач с использованием графов.


Составление алгоритма решения задач

36


Знакомство с биографией Леонарда Эйлера, А.Кэли, А Мёбиуса, К. Ферма.

Опорный конспект

37



Высказывания о математике.


38


Решение задач с использованием графов.

Составление алгоритма решения задач

39


Решение задач с использованием графов.

Самостоятельная работа

Шифры.

4 часа

40


Кодирование, декодирование Тайны шифра (чтение и составление ребусов).

Опорный конспект

41



Знакомство с простейшими шифрами.

Опорный конспект

42


Зашифрованная переписка (способ решётки).

Составление алгоритма решения задач

43


Зашифрованная переписка (способ решётки).

Самостоятельная работа

В стране удивительных чисел.

3 часа

44


Умножение двузначных чисел на 11. Решение логических задач с помощью таблиц.

Составление алгоритма решения задач

45


Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающих на 25.


46


Конкурс «Ты + я = 7я».


Результаты конкурса

Модуль числа.

4 часа

47


Решение уравнений, содержащих модули.

Составление алгоритма решения задач

48


Решение уравнений, содержащих модули.

Самостоятельная работа

49


Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля.

Составление алгоритма решения задач

50


Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля.

Работа в группах

Логические задачи.

6 часов

51


Логические задачи. Понятие высказывания как предложения, о котором можно сказать – истинно оно или ложно.


Составление алгоритма решения задач

52


Построение отрицательных высказываний, особенно со словами «каждый», «любой», «хотя бы один» и т. д.

Составление алгоритма решения задач

53


Построение отрицательных высказываний, особенно со словами «каждый», «любой», «хотя бы один» и т. д.

Работа в группах

54


Методы решения логических задач с помощью применения таблиц и с помощью рассуждения.

Самостоятельная работа

55


Объяснение данных методов на примере решения задач. Решение логических задач.


56



Конкурс «А ну-ка, математики!»

Подведения конкурса

Решение олимпиадных задач.

6 часов

57


Решение задач методом перебора.

Составление алгоритма решения задач

58


Решение олимпиадных задач методом «Оценка + Пример».

Составление алгоритма решения задач

59


Решение олимпиадных задач методом «Оценка + Пример».

Работа в группах

60



Олимпиада для кружковцев.


61


Решение задач конкурса «Кенгуру».

Составление алгоритма решения задач

62


Решение задач конкурса «Кенгуру».

Самостоятельная работа

Решение задач на движение.

3 часа

63


Скорость, расстояние, время и таинственные отношения между ними.

Составление алгоритма решения задач

64


Скорость, расстояние, время и таинственные отношения между ними.

Работа в группах

65



Викторина «Ох, эта математика!».

Подведение конкурса

Занимательные задачи на построение.

2 часа

66


Различные занимательные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Составление алгоритма решения задач

67


Различные занимательные задачи на построение с помощью циркуля и линейки

Работа в группах

Симметрия.

4 часа

68


Симметрия фигур. Зеркальное отражение.

Составление алгоритма решения задач

69



Симметричное вырезание.

Работа в группах

70



Линейные орнаменты (бордюры).


71



Плоские орнаменты (паркеты).

Индивидуальная работа

Топологические опыты.

3 часа

72


Понятие топология. Опыты связанные с топологией.

Опорный конспект

73


Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса.


74



Математическая викторина.

Подведение викторины

Математические ребусы. 

4 часа

75


Математическими ребусами называют задания на восстановление записей вычислений.

Составление алгоритма решения задач

76


Записи восстанавливают на основании логических рассуждений.


77


Разбор основных приемов решения математических ребусов.

Составление алгоритма решения задач

78


Самостоятельное решение задач, обсуждение решений.


Задачи, решаемые с конца. 

3 часа

79


Введение понятия текстовой задачи, сюжетной задачи.

Составление алгоритма решения задач

80


Самостоятельное решение задач, обсуждение решений.


81


Разбор различных способов решения: по действиям, с помощью таблицы.

Работа в группах

Старинные русские задачи.

4 часа

82


Решение старинных русских математических задач.

Составление алгоритма решения задач

83


Решение старинных русских математических задач.

Работа в гуппах

84


Решение старинных русских математических задач.

Индивидуальная работа

85


Решение старинных русских математических задач.


Ваш помощник – микрокалькулятор.

2 часа

86


Об использовании микрокалькулятора в учебном процессе. Формирование умений применять микрокалькулятор в вычислениях.

Опорный конспект

87


Приемы применения микрокалькулятора.


Числа – слова и микрокалькулятор.

2 часа

88


Микрокалькулятор знакомить с числами.

Опорный конспект

89


Микрокалькулятор знакомить с числами.


Математический кроссворд.

2 часа

90


Заседание кружка «Любители кроссвордов».


91


Кросснамберы.

Подведение результатов

Задачи с параметрами.

4 часа

92


Квадратичная функция в задачах с параметром.

Составление алгоритма решения задач

93


Квадратичная функция в задачах с параметром.

Работа в группах

94


Теорема Виета.

Составление алгоритма решения задач

95


Методы поиска необходимых условий.

Индивидуальная работа

Пять Платоновых тел.

2 часа

96



Тетраэдр, октаэдр

Работа в группах

97



Икосаэдр, гексаэдр и додекаэдр.


Задачи с изменением вопроса.

2 часа

98


Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

Составление алгоритма решения задач

99


Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.


Проектная деятельность «Газета любознательных».

2 часа

100



Создание проектов.


101


Самостоятельный поиск информации для газеты.

Индивидуальная работа

Математика и музыка.

3 часа

102


Пифагор и пифагорейское учение о числе. Пифагорова гамма.

Опорный конспект

103


«Космическая музыка»: от Платона до Кеплера.


104


Математический строй музыки.


Игра «Математический поезд».

1 час

105


Игра «Математический поезд».

Подведение результатов

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

3 часа

106


Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

Составление алгоритма решения задач

107


Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов


108


Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

Самостоятельная работа

Математические фокусы.

2 часа

109


Математические фокусы.


110


Математические фокусы.

Подведение итогов

Математический КВН.

2 часа

111


Математический КВН.

Подведение итогов

112


Математический КВН.


Круглый стол «Подведем итоги».

2 часа

113


Подведение итогов работы кружка. Блицконкурсы на знание проблемного материала, сообразительность, быстроту счета.


114



Награждение самых умных, способных, активных.


  1. Методическое обеспечение.

Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях: 

• наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания; 

• с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными математическими теориями;

• усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. 

Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей. Примерами таких методов служат принцип Дирихле, круги Эйлера, графы и др. 

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии. 

Что касается технологий обучения, т.е. определённым образом организованной серии ( системы) приёмов, то наиболее адекватными являются проблемно-развивающее обучение;

  • адаптированное обучение;

  • индивидуализация и дифференциация обучения;

  • информационные технологии.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:

- эвристическая беседа;

- практикум;

- интеллектуальная игра;

- дискуссия;

- творческая работа.

Поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем. 

Формы контроля:

Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
- сообщения и доклады (мини);

- тестирование с использованием заданий математического конкурса «Кенгуру»

- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

- различные упражнения в устной и письменной форме.

Также возможно проведение рефлексии самими учащимися. 

Результат реализации программы «Математика и логика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

Оборудование: столы; стулья, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.


  1. Учебно – методическое обеспечение.

  1. Знаменитые геометрические головоломки. 4 книги. М.: Попурри. 2009 г.

  2. Интернет ресурсы

  3. Оборудование и приборы: геометрические головоломки, конструкторы, кубик Рубика (аналоги), картон, бумага, фломастеры, счетные палочки; ноутбук.

  4. Наглядные пособия.


Литература

  1. Математика. Внеурочные занятия. 5- 6 классы. Т.Б.Анфимова. М.: Илекса, 2012.

  2. Математические досуги. М.Гарднер. М.: Оникс, 1995

  3. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. Рослова Л.О. М.: Издательский дом “Первое сентября”. Еженедельная газета “Математика”, №19-24, 2009.

  4. Наглядная геометрия 5-6 классы. Ходот Т.Г. М.: Издательство ООО “Школьная пресса”. Журнал “Математика в школе”, №7, 2006.

  5. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5 – 6 класс. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н, М.: Дрофа, 2000 г



  1. Режим работы кружка.


День недели

Время

Понедельник


Вторник

11.00 – 12.00

Среда


Четверг


Пятница

11.00 – 13.00

Суббота










Список учащихся 7 – ___ класса



ФИО учащегося

Класс











































Руководитель кружка: Л.В. Апостолова
















26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей