Отчёт
о проделанной работе
воспитателя подготовительной группы (6-7 лет) Тихоновой О.Н
за 2017–2018 учебный год
Общая характеристика группы
Подготовительная группа (6 - 7 лет) «Колокольчики»
Состав группы: 9 человек
Мальчиков: 2 человек
Девочек: 7 человек
Воспитатель: Тихонова О.Н. педагог 1 кв. категории.
Младший воспитатель: Филимонова А.А
2.Цели и задачи поставленные на год:
Работа велась по организационной образовательной программе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» с.Добровольское.
Цели: Создание оптимальных условий для полноценного проживания детства дошкольниками, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечить эмоциональное благополучие.
Обеспечить равные возможности полноценного развития каждого ребенка независимо от места, пола, нации, социального статуса, психофизиологических особенностей.
Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Формировать общую культуру личности воспитанников, способствовать развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
Обеспечить вариативность и разнообразие содержания образовательной работы в группе за счет формирования образовательных программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников.
Формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
3. Анализ образовательной среды в группе.
В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.
С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное.
В течение года регулярно организовывалась поисково-исследовательская деятельность детей: экспериментирование с различными материалами, веществами, предметами; наблюдения за погодой, объектами живой и неживой природы.
Образовательный процесс, в основном, строился по тематическим неделям, благодаря которым жизнь детей в детском саду становилась более интересной, разнообразной, занимательной.
В учебном году с детьми проводились различные праздники, досуги, развлечения:
месяц | 1неделя | 2 неделя | 3неделя | 4неделя | 5 неделя |
сентябрь | 1.09.Муз.развл. Квест «В поисках Дерева Знаний»
| Физкультурный досуг: «Как здорово что все мы здесь сегодня собрались». | КВН «Правила дорожные всем детям знать положено» | Спортивный праздник «Путешествие в страну здоровья» | Поздравление коллектива с днём дошкольного работника |
октябрь | | Музыкальный праздник Осенью наш край прекрасен | Спортивное развлечение: «Осенние забавы» | Ярмарка «Золотые руки наших мам». | |
ноябрь | Праздник ко дню Народного Единства. (конкурс чтецов) | Информационно-спортивное развлечение «На паруснике по островам здоровья» | Игра викторина « Что мы знаем о России» | Муз праздник «Мамина книга» | |
декабрь | Театрализация сказки «Три медведя» | Физкультурный досуг Квест –игра : « Тропинками здоровья» | Развлечение «Новогодние традиции в разных странах | Праздник Новый год «Цирк зажигает огни» | |
январь | | «Рождественские посиделки»-Колядки | Спортивное развлечение " Клад Деда Мороза " | Зимнее развлечение Игры посиделки | |
февраль | День здоровья «Военная игра в детском саду» | Военно- спортивная игра «Зарница» | Масленица (Проводы зимы) | Праздник 23 февраля — день защитника Отечества. | |
март | Познавательное развлечение Праздник забытых игр | Праздник 8 Марта. | «День Воды-22 марта» Путешествие с Капелькой | Путешествие в страну сказок Театрализованное представление | |
апрель | День здоровья «Спорт - альтернатива пагубным привычкам». | Развлечение «Космическое путешествие» | День Земли познавательное развлечение Что? Где? Кагда? | Спортивное развлечение Закаляйся, если хочешь быть здоров | |
май | Спортивное развлечение «Юные спасатели» | Концерт посвященный Дню Победы «Был месяц май» | Спортивный праздник «День детства» | Сценарий развлечения «Вопрос на засыпку» | Праздник «Первоклассные стиляги» |
В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ.
К началу учебного года подготовлена развивающая среда, которая играет особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, что позволило детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
Для обучения подготовительной группы в МДОУ предусмотрен учебный класс, где находятся столы, стулья, магнитная доска, плакаты для обучения грамоте, счёту, ориентировки во времени.
Оборудованы: зона экспериментирования, с необходимыми материалами и приборами, зона художественно – эстетического развития для занятий рисованием, лепкой, аппликацией, уголок уединения (с мягкими подушечками, ковриком) для снятия эмоционального напряжения. В группе созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья.
В основной игровой группе все игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Сюжетно-ролевые игры разложены в отдельные контейнера, что позволяет ребенку организовать свою игру в любом удобном для него месте групповой комнаты. Имеется уголок с\р игр "Парикмахерская, "Магазин", "Поликлиника", уголок для девочек для игры «Дочки – матери» с посудкой, кроватками, куклами, сундучком для кукольных вещей (одежды), стирольной машиной, кухонной зоной, утюгом , уголок для мальчиков для игры «Автопарк», «Многоуровневая парковка», «Мастерская для машин» с инструментами слесаря.
В группе также создана обстановка для развития творческих способностей. Дети могут свободно подойти в художественную зону («Юный художник») и выбрать любой материал (коробки с принадлежностями для рисования, аппликации, лепки) для творчества (коробки с природными и другими материалами для аппликации, альбомы «Учимся рисовать», «Учимся лепить», «Образцы для аппликации», проявляя самостоятельность и инициативу для изготовления поделок в подарок родителям или своим друзьям. Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день. Много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально. Отдельно оформлены игры по речевому и познавательному развитию, обучению грамоте. Обновили уголок книги по возрасту, пополнили уголок краеведения дидактическим материалом, пополнили методическую литературу по физкультуре, сенсорике, по пожарной безопасности, развитию речи, по ознакомлению с миром природы, уголок театрализованной деятельности масками для инсценировок.
К 6 годам игра осталась основной формой организации жизнедеятельности детей.
Более широкое использование речи как средства общения сформировало расширение кругозора детей, открытию ими новых граней окружающего мира. Теперь ребят интересует не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Дети подросли и стали более выносливы физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снизилась утомляемость (по сравнению с прошедшим годом), фон настроения стал более стабильным, менее подверженным перепадам.
Теперь ребята стали более значимыми и интересными друг для друга. Они стремятся к партнёрству в играх. Больше сформировались гендерные предпочтения.
Заметно повысилась потребность в новых знаниях, впечатлениях, ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребят. Сейчас с помощью словесного описания они могут представить то, что никогда не видели. Большим шагом в развитии стала способность выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.
В образовательном процессе я стараюсь использовать современные педагогические технологии, которые открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников такие как ТРИЗ (решение изобретательных задач, решение проблемных ситуаций, разгадывание ребусов). При проведении организованной образовательной деятельности использовала как традиционные, так и нетрадиционные методы работы: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, сказкотерапия, элементы психогимнастики и дыхательной гимнастики, мнемотехника способствующие межполушарному взаимодействию.
Кроме здоровьесберегающих и информационных технологий, продолжаю практиковать метод проектов, который даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
В течении года нашей группой были реализованы следующие проекты:
Проект «Неделя здоровья»
Проект «Рождество»
Проект «Космические дали»
Проект «Моя сказка о космосе»
Таким образом, в группе была создана благоприятная обстановка для детей в целях проявления двигательной, игровой и интеллектуальной активности и удовлетворения интереса к разнообразным видам деятельности, что позволило сформировать у детей желание перейти от игровой к ученической деятельности .
4. Анализ результатов педагогической диагностики.
Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых целевых ориентиров освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в МДОУ «Детский сад» с. Добровольское.
Мониторинг качества освоения детьми основной общеобразовательной программы за 2017-2018 учебный год показал следующие результаты:
Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 6-7 лет
На начала года диагностику прошли 10 детей, на май диагностику прошли 9 детей.
Образовательная область | Сентябрь | май |
низкий | средний | достаточный | низкий | средний | достаточный |
Социально- коммуникативное развитие | 1 | 3 | 6 | - | - | 9 100% |
Познавательное развитие | 1 | 8 | 1 | - | 4 44% | 5 56% |
Речевое развитие | 1 | 9 | | - | 5 56% | 4 44% |
Художественно- эстетическое развитие | | 8 | 2 | - | 1 11% | 8 89% |
Физическое развитие | | 10 | | - | | 9 100% |
Итого | 1 10% | 7 70% | 2 20% | - | 4 22% | 5 78% |
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывает позитивную динамику по всем направлениям развития. Так что можно
с уверенностью сказать, что знания, навыки и умения детей соответствуют целевым ориентирам на этапе завершения программы для детей 6-7 лет
|
1. | У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями; может контролировать свои движения и управлять ими; может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены |
2. | Ребенок проявляет любознательность; задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать |
3. | Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру; к разным видам труда, другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства. |
4. | Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью; может выражать свои мысли и желания; может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Старается разрешить конфликты. |
5. | Ребенок умеет подчинять разным правилам и социальным нормам. |
6. | Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. |
7. | Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. |
8. | Ребенок способен к волевым усилиям. |
9. | Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – в игре, в общении, в познавательно – исследовательской деятельности. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуацию. |
5. Анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду мной реализовывалась дополнительная программа «Почемучки» для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Ведущая идея программы заключалась в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Так совместная высадка семян и взращивание их принесло удовольствие детям, а так же положительные результаты: мы вырастили хорошую рассаду цветов Астры; у детей сформировался ещё больший интерес и наблюдательность в области экологического воспитания.
Достигнутые результаты: дети научились сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, у детей сформированы первоначальные исследовательские умения, устойчивые естественнонаучные знания и представления, а также самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
В этом году продолжила с детьми дополнительную работу по нетрадиционному рисованию «Радуга» начатую в средней группе.
Достигнутые результаты:
К концу учебного года дети освоили различные техники рисования: рисование тычком, граттаж, фротаж, монотипия, рисование восковыми мелками + акварель, рисование в технике набрызг, рисование свечой, рисование по сырому листу бумаги. Дети определяют жанры живописи: портрет, натюрморт, пейзаж. У детей развито чувство вкуса, цвета, они уметь сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
Дети с удовольствием участвовали в различных конкурсах разного уровня муниципального, районного, всероссийских (дистанционных).
Диплом 3 место в районном конкурсе детского рисунка "Единственной маме на свете!".
Диплом 1 место в к муниципальном конкурсе детского творчества "Космические дали".
Диплом 1 место в всероссийском конкурсе Детского творчества "Тайны звёздного неба".
6. Анализ взаимодействия с родителями воспитанников.
В течении года в соответствии с составленным перспективным планом велась работа с родителями. Проводилось регулярное информирование родителей о ходе образовательного процесса:
индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток и брошюр, переписка по электронной почте и социальные сети.
Образование родителей: размещение консультаций и рекомендаций на сайте ДОУ и моём персональном сайте https://nsportal.ru/olga-nikolaevna-tikhonova .
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Родители принимали активное участие жизни группы.
В начале года было проведено анкетирование «Скоро в школу», данные анкет были изучены, проанализированы и на их основании родителям были даны индивидуальные рекомендации.
На родительских собраниях были детально изучены следующие актуальные темы:
-«Возрастные особенности 6-7 лет» Цель: Ознакомить родителей с психологическими и возрастными особенностями детей;
-«На пути к школе». Цель: выработать совместно с родителям конструктивные способы и средства взаимодействия дошкольников с окружающими людьми в соответствии с их потребностями. Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения.
Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к школе»
Подготовлен доклад на родительский всеобуч на тему: «Компьютерная зависимость как фактор агрессивного поведения детей дошкольного возраста».
Цель: познакомить родителей с особенностями влияния компьютерных игр на проявления агрессивного поведения старших дошкольников.
15 мая в международный день семьи проведено итоговое мероприятие «Дружная семейка», в форме семейного досуга совместно с детьми.
Проводились консультации:
- «Здоровье сберегающее пространство детского сада и дома», « Как не болеть в детском саду», «Профилактика простудных заболеваний», «Безопасность», «Дошкольник готовится стать школьником», «Игра, как важнейшее средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и семье»;
На протяжении всего учебного года родители принимали активное участие в таких мероприятиях как: конкурс поделок «Наш хлебный край», конкурс поделок "Современная новогодняя игрушка", Конкурс поделок "Космические дали", детско - родительский проект «Моя сказка о космосе», утренник «А ну- ка бабушки!», утренник «Конфетное дерево для мамы», выпускной бал «Первоклассные стиляги».
Итоги Конкурсов:
" Наш хлебный край"
I место – семья Байковой Ангелина.
II место – семья Маньшиной Кати.
III место - семья Сироткина Кирилла.
Лучшими в номинации «Поделки из теста»
Семья Григорьевой Яны.
"Современная новогодняя игрушка"
I место- семья Байковой Ангелины
II место – семья Филимоновой Роксаны
Грамота за участие - семья Сироткина Кирилла.
«Космические дали»
I место- семья Маньшиной Кати (номинация «Изучаем космос)
I место – семья Филимоновой Роксаны (номинация «Ракета»
I место – семья Сироткина Кирилла(номинация «Аппликация Космос»)
II место – семья Юрусова Юрия (номинация «Изучаем космос)
Районный конкурс детского рисунка "Единственной маме на свете!"
3 место – Маньшина Катя, Педагог: Тихонова О.Н.
Всероссийский конкурс детского творчества "Подарок любимому воспитателю"
Диплом 1 место – ребята подготовительной группы «Колокольчик».
Всероссийский конкурс Детского творчества "Тайны звёздного неба"
Диплом 1 место – ребята подготовительной группы «Колокольчик».
Всероссийский конкурс " Мой успех" "Спасибо за Победу!"
Диплом 2 место- Юрусов Юра
Диплом 1 место – ребята подготовительной группы «Колокольчик».
7.Анализ результатов профессионального развития воспитателя.
В сентябре 2017 года прошла обучение в ФГБОУ высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» по дополнительной профессиональной программе: "Дошкольное образование в условиях разновозрастной группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО".
В течение года повышала и распространяла свой педагогический опыт: постоянно ведется работа по самообразованию, обмен опытом (педсоветы, посещение НОД других воспитателей), которая направлена на формирование профессиональных качеств, к восприятию и реализации инновационных идей, новой информации.
Освоила изготовление и изготовила лепбук «Что показывают стрелочки», «Удивительная математика».
Освоила съёмку и монтаж видеороликов, создала мини фильм «Один день из жизни ДОУ» для общего родительского собрания и «Поздравление для мамочки» ко дню Матери.
В рамках методического дня в ДОУ провела открытое занятие по ФЭМП с детьми подготовительной группы
« Космическое путешествие» (с использованием ИКТ);
Провела открытое мероприятие с участием родителей «Дружная семейка» ( с использованием ИКТ).
Работа по самообразованию «Обучение дошкольников грамоте»:
Изучена литература:
Обучение дошкольников грамоте (3-7лет) Н.С. Варенцова
Обучение грамоте детей дошкольного возраста (парциальная программа)
Нищева Н.В. «Детство – Пресс» 2015 год.
Посещение мастер-классов и семинаров в дошкольных образовательных учреждениях района.
- Выступление на общем родительском собрании: «Компьютерная зависимость как фактор агрессивного поведения детей дошкольного возраста».
(с использованием ИКТ ).
Публикации педагогических разработок и проведённых мероприятий в интернете: на сайте ДОУ «Детский сад» . Добровольское
сhttp://mbdoudobrovolsk.ucoz.ru/index/glavnaja/0-174;
Ведётся своя страница на сайте Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/olga-nikolaevna-tikhonova;
Ведётся своя страничка на сайте Мультиурок
https://multiurok.ru/Tihonova1972/;
Создана своя страничка на сайте ИНФОУРОК
https://infourok.ru/user/tihonova-olga-nikolaevna3
Общие выводы и задачи на следующий период.
Таким образом, анализируя свою работу, можно сделать определенные выводы:
Успехи:
-Успешно внедрены в образовательную деятельность элементы современных технологий, в частности применение лепбуков и использование видеороликов;
-Дети свободно выражают свои потребности и желания посредством речи, владеют основными навыками двигательной культуры;
– Дети активно вовлекаются в самостоятельную экспериментальную деятельность, с удовольствием принимают участие в проектах.
- Дети эмоционально, психически, физически подготовлены к школе.
Трудности:
-анализируя и обобщая данные мониторинга, видим, что наименьший показатель достаточного уровня в области речевого развития. Это связанно с тем, что у 2 детей были проблемы с задержкой речевого развития, которое начало выправляться только к 6 годам, но ещё не достигло достаточного уровня, слабый словарный запас не позволяет в полной мере составлять сложные предложения.
С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2018-2019 учебный год:
1. Продолжить самообразование по развитию речи у детей дошкольного возраста. Разработать дополнительную программу для групповой и индивидуальной работы «Я чуюсь говорить» для детей 2-4 лет.
2. Собрать картотеку пальчиковых игр.
3. Продолжить совершенствование предметно-развивающей среды в младшей группе в соответствии с ФГОС. Пополнить дидактический и раздаточный материал для сенсорного развития; театральный уголок; книжный уголок литературой по возрасту.
4. Повышать уровень педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах.
5. Поиск новых интересных форм работы по взаимодействию с родителями при непосредственном вовлечении их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Также взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.
6. Изготовить лепбук для детей младшей группы «Я учусь говорить», «Что растёт на грядке».
В целом, я считаю свою работу плодотворной и соответствующей всем требованиям.