О Т Ч Е Т
о деятельности школьного методического объединения учителей географии, биологии и химии
за 2022/2023 учебный год
Достижения и результаты профессиональной деятельности педагогов
Исходя из анализа прошлого учебного года, перед методическим объединением были поставлены следующие задачи:
Повышение качества образования (совершенствование системы подготовки учащихся к итоговой аттестации, формирование внутренней оценки качества обученности учащихся, анализ контрольных работ, пробных работ ОГЭ и ЕГЭ).
Расширение сферы использования информационных технологий.
Совершенствование технологии и методики работы с одаренными детьми.
Повышение профессионального мастерства педагогов через самообразование, участие в творческих мастерских, использование современных информационных технологий.
Создавать условия для самоопределения, построения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов, тем самым формировать у учащихся выпускных классов базу знаний для успешного прохождения независимой экспертизы оценки знаний, сдачи ЕГЭ, ОГЭ и поступление в ВУЗы и ССУЗы в соответствии с ФГОС ООО.
Активизировать развитие творческих способностей, познавательной активности у учащихся, формирование навыков проектной и исследовательской деятельности на школьном, муниципальном и областном уровне.
Совершенствовать работу МО посредством создания новых дистанционных форм работы.
Для их достижения поставлена цель: создание оптимальных условий, способствующих развитию учительского потенциала, повышению уровня профессионального мастерства и профессиональной компетенции педагогов как фактора повышения качества образования в условиях реализации образовательных стандартов.
В результате были выработаны следующие направления деятельности МО
Аналитическая деятельность:
Мониторинг методических потребностей педагогов, создание базы данных о педагогических работниках;
Анализ результатов методической работы, выявление затруднений дидактического и методического характера;
Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.
Информационная деятельность:
Формирование банка педагогической информации;
Информирование о новинках педагогической, психологической, методической литературы;
Информирование об опыте инновационной деятельности, о новых направлениях в развитии образования.
Организационно – методическая деятельность:
Оказание помощи в подготовке к аттестации и в межкурсовой период, планирование повышения квалификации;
Разработка программ элективных курсов;
Организация методического сопровождения;
Организация педагогических чтений, семинаров, научно – практических конференций, конкурсов педагогического мастерства;
Организация взаимодействия различных методических структур.
Консультационная деятельность:
Организационная консультационной деятельности, популяризация результатов новейших педагогических и психологических исследований;
Консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей;
Повышение качества обучения;
Повышение качества преподавания;
Совершенствование педагогического мастерства учителей;
Совершенствование воспитательного процесса.
Участие педагогов в конкурсах, проектах.
Статус | Название конкурса, проекта | Ф.И.О. участника | Место |
Муниципальный | «Учитель года – 2023» | Гасантаева Патимат Насрутдиновна | Участие |
Федеральный | «ДНК – науки» 2023 | Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | Участие |
Федеральный | «Преподавание биологии в условиях обновленных ФГОС» 2023 | Салимсолтанова Галимат Бийсолтановна | 1 место |
Федеральный | «Преподавание химии в условиях обновленных ФГОС» 2023 | Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | 1 место |
Участие педагогов в мероприятиях (семинары, конференции, педчтения, образовательные проекты, вебинары и т.д.)
Статус | Ф.И.О. участника | Название мероприятия | Форма участия |
Муниципальный | Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | «Формирование метапредметных УУД. Как это работает на уроках биологии, химии и географии» | Очная |
Муниципальный | Салимсолтанова Галимат Бийсолтановна | «Инновационная деятельность учителя биологии как фактор повышения качества образования» | Очная |
Муниципальный | Гасантаева Патимат Насрутдиновна | «Инновационные образовательные технологии, направленные на использование деятельностного подхода в преподавании биологии, химии и географии» | Очная |
Федеральный | Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | ДЕМО ИКТ – грамотность | Онлайн |
Федеральный | Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | «Ценности гуманной педагогики» | Онлайн |
Федеральный | Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | «Диагности педагогических компетенций» | Онлайн |
Федеральный | Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | «Готовим к ВПР – 2023 по химии, физике, географии и биологии» | Онлайн |
Федеральный | Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | «Новые ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО: что надо знать учителю – предметнику? Часть 2» | Онлайн |
Федеральный | Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | «Новые ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО: что надо знать учителю – предметнику? Часть 3» | Онлайн |
Федеральный | Гасантаева Патимат Насрутдиновна | «Реализация федеральной образовательной программы в рамках обновленных ФГОС» | Онлайн |
Федеральный | Гасантаева Патимат Насрутдиновна | «Типичные ошибки учащихся на ОГЭ на географии: как их избежать» | Онлайн |
Федеральный | Каирбекова Джамина Насрутдиновна | «Методология школьного биологического эксперимента в контексте подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии» | Онлайн |
Федеральный | Каирбекова Джамина Насрутдиновна | «Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ» | Онлайн |
Федеральный | Каирбекова Джамина Насрутдиновна | «Биология. Генетика» | Онлайн |
Международный | Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы» | Онлайн |
Международный | Гасантаева Патимат Насрутдиновна | «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы» | Онлайн |
Мероприятия, организованные педагогами
Статус | Ф.И.О. организатора | Название мероприятия | Дата |
Школьный | Учителя методического объединения | «Золотая осень – 2022» | 10.10.2022 – 19.10.22 |
Школьный | Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | Онлайн – уроки по финансовой грамотности: 1. «Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами» 2. Личный финансовый план. Путь к достижению цели» 3. «Все о будущей пенсии: для учебы и жизни» 4. «Путешествие в историю страхования» 5. «Вклады: как сохранить и приумножить» 6. «С деньгами на «ТЫ» или зачем быть финансово грамотным?» 7. «Финансовые инструменты и стратегии инвестирования» 8. «Все про кредит или 4 правила, которые помогут» | 1. 7.12.2022 2. 8.12.2022 3. 8.12.2022 4. 8.12.2022 5. 9.12.2022 6. 9.12.2022 7. 13.12.2022 8. 17.02.2023 |
Школьный | Гасантаева Патимат Насрутдиновна | Онлайн – урок по финансовой грамотности: «Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами» | 7.12.2022 |
Школьный | Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | «Химическая интеллектуальная игра» | 3.02.2023 |
Школьный | Учителя методического объединения | «Самый зеленый класс» | 16.02.2023 |
Школьный | Зурхаева Умшанат Джамалдиновна | Открытый урок по биологии «Спинной мозг» | 9.03.2023 |
Школьный | Учителя методического объединения | Открытие декады естественных наук | 9.03.2023 |
Школьный | Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | Открытый урок по химии «Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений» | 10.03.2023 |
Школьный | Гасантаева Патимат Насрутдиновна | Открытый урок по географии «Движение воздуха» | 11.03.2023 |
Школьный | Исмаилова Диана Мукаиловна | Открытый урок по биологии «Класс насекомые» | 13.03.2023 |
Школьный | Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | Экскурсия в кабинет науки – «Химический калейдоскоп» | 15.03.2023 |
Школьный | Абдуллабейков Рабадан Алиевич | Открытый урок по географии «Европейский юг» | 15.03.2023 |
Школьный | Исмаилова Диана Мукаиловна, Салимсолтанова Галимат Бийсолтановна | Брейн – ринг «Удивительный мир биологии» | 16.03.2023 |
Школьный | Салимсолтанова Галимат Бийсолтановна | Открытый урок по биологии «Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни» | 16.03.2023 |
Школьный | Гасантаева Патимат Насрутдиновна, Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | Викторина «Знаешь ли ты землю Дагестана» | 17.03.2023 |
Школьный | Гасантаева Патимат Насрутдиновна, Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | «День Земли» | 18.03.2023 |
Школьный | Гасантаева Патимат Насрутдиновна, Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | Викторина «Знатоки природы» | 18.03.2023 |
Школьный | Учителя методического объединения | Закрытие декады естественных наук | 18.03.2023 |
Школьный | Каирбекова Джамина Насрутдиновна | Внеклассное мероприятие «Махачкала – город будущего» | 22.03.2023 |
Школьный | Учителя методического объединения | «День птиц – 2023» | 3.04.2023 – 5.04.2023 |
Разработка методических материалов и их публикация
Ф.И.О. учителя | Название методического продукта | Цель | Сроки |
Салимсолтанова Л.Б. | Внеурочное мероприятие «Химический калейдоскоп» | Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогов | 23.03.2023 |
Салимсолтанова Л.Б. | Презентация «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» | Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества | 24.03.2023 |
Салимсолтанова Л.Б. | Практическая работа: разработка технологической карты учителя | Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогов | 24.04.2023 |
Салимсолтанова Л.Б. | Презентация «Химическая интеллектуальная игра» | Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогов | 20.02.2023 |
Салимсолтанова Л.Б. | Технологическая карта урока «Вода» | Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества | 16.01.2023 |
Гасантаева П.Н. | Технологическая карта урока: Географическое положение и история исследования Африки» | Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогов | 13.01.2023 |
Публикации педагогов, членов МО, отражающие опыт работы школы
Ф.И.О. автора | Название статьи, брошюры | Издательство | Дата |
| | | |
Награждение педагогов, членов МО грамотами и званиями в текущем году
Статус | Ф.И.О. награжденного | Название награды. |
Школьный | Абдуллабейков Рабадан Алиевич | «Сверхчеловеческое терпение», «За вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения» |
Федеральный | Салимсолтанова Лейла Бийсолтановна | Благодарность за вклад в методическое обеспечение учебного процесса по преподаваемой дисциплине |
Обобщение педагогического опыта (ОО, город, республика, Россия)
Ф.И.О. учителя (название творческой группы) | Название предмета МО, кафедры | Тема, по которой обобщался опыт, методика работы, и др. | Формы трансляции передового опыта |
Абдуллабейков Р.А. | География | Эффективные формы и методы подготовки к ГИА (ОО) | Очная |
Салимсолтанова Л.Б. | Химия | Организация повышения мотивации у обучающихся на уроке химии (ОО) | Очная |
Исмаилова Д.М. | Биология | Организация повышения мотивации у обучающихся на уроке биологии (ОО) | Очная |
Повышение квалификации и аттестации за учебный год (с получением удостоверения)
| Администрация (ФИО, количество) | Учителя (ФИО, количество по предметам) | Прочие (ФИО, количество) |
| Курсы | Аттестация | Курсы | Аттестация | Курсы | Аттестация | |
Москва и др.регионы | | | «Основы обеспечения информационной безопасности детей» (Салимсолтанова Л.Б.) «Реализация системы наставничества педагогических работников в ОО» (Салимсолтанова Л.Б., Гасантаева П.Н., Каирбекова Д.Н., Исмаилова Д.М.) «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя» (Салимсолтанова Л.Б., Салимсолтанова Г.Б., Исмаилова Д.М., Саликова А.А.) «Подготовка организаторов ППЭ» (Гасантаева П.Н.) «Подготовка экспертов – организаторов к ОГЭ по химии» (Салимсолтанова Л.Б.) | | | | |
Динамика достижений обучающихся
Главная цель педагогической концепции методического объединения – развитие познавательной активности, критического мышления и творческого потенциала каждого ученика с помощью современных образовательных технологий. Учителя методического объединения осуществляют обучение и воспитание учащихся с применением методик, учитывающих специфику преподавания географии, биологии и химии в среднем и старшем звеньях, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Широкий спектр используемого педагогического инструментария, создания ситуации успеха на уроке обеспечивает высокий уровень качества знаний учащихся, учебной мотивации и познавательной активности; определяют развитие самоценной личности, готовой к эффективному взаимодействию в различных видах деятельности. За последние два года наблюдается положительная динамика учебных достижений обучающихся.
Уровень обученности и качества знаний по предметам
№ | Предмет | 2021/2022 | 2022/2023 |
Качество, % | Ср.балл | Качество, % | Ср.балл |
1 | География | 38 | 3,5 | | |
2 | Биология | 65 | 3,8 | | |
3 | Химия | 36 | 3,5 | | |
Итоги ГИА (за два года)
Предмет-классы | 2020/2021 учебный год | 2021/2022 учебный год |
Кол.уч-ся | Качество % | Ср. балл | Кол.уч – ся | Качество % | Ср. балл |
9 – География | - | - | - | 42 | 26 | 3,2 |
9 – Биология | - | - | - | 62 | 84 | 3,9 |
9 – Химия | - | - | - | 5 | 80 | 4 |
11 | - | - | - | - | - | - |
Работа с одарёнными детьми. Динамика участия за два года в городских, республиканских, всероссийских олимпиадах конкурсах, конференциях
Учебные годы | Количество | Победители по уровням |
Школьный (ФИО) | Городской (ФИО) | Республиканский (ФИО) | Зональный/Всероссийский (ФИО) |
Олимпиады |
2020/2021 | 28 | Гарунов А.З., Гасанова З.Ю., Рабаданов С.М., Магомедова А.А., Абдулманатова Ф.Б., Ахмедова З.О., Гасанбекова К.Г., Джалалов М.А., Казакбиев Г.М., Каирбекова М.У., Маджидов М.М., Салихбекова З.Р., Шахбанов М.Р., Багаутдинов А.А., Расулова Д.Г., Магомедова С.Ю., Гасилова А.Н., Бутаева | Гарунов А.З. | - | - |
2022/2023 | 23 | Шахмарданов Р.А., Махмудов М.М., Бабатова Д.Р., Мусаева М.Р., Расулова Д.Г., Гаджиева Д.А., Шахбанов М.Р., Балаева М.И., Халилов И.И., Абдуллаев М.М., Казиева А.Т., Абдулаева З.М., Айдабулова Д.А., Курбаналиева П.Г., Альбериева П.М., Хидриева Х.С., Меджидов Р.Т., Абдуллаева А.М., Балгуев А.И., Исмаилов С.Р., Гарунов А.З., Хаспулатов Х.Р., Абдуллатипов А.А. | Мусаева М.Р. | - | - |
Интеллектуальные конкурсы |
2021/2022 | 1 | Лукманов Р.А. | Лукманов Р.А. (участие «Шаг в будущее») | - | - |
2022/2023 | 1 | Гасанов М.А. | Гасанов М.А. (участие «Шаг в будущее») | - | - |
Творческие конкурсы |
2021/2022 | | «Золотая осень», «День птиц», «Самый зеленый класс», «Вторая жизнь бумаге» | «Золотая осень» ,«День птиц» | - | - |
2022/2023 | | «Золотая осень», «День птиц», «Самый зеленый класс» | «Золотая осень» ,«День птиц» | - | - |
Спортивные конкурсы |
| | | | | |
Достижения образовательного учреждения.
Работа по поддержке и развитию одаренных детей является одним из основных направлений образовательной работы МБОУ «СОШ №60 им. И.Д.Шугаибова». В образовательном учреждении создаются условия для развития и поддержки учеников, проявляющих способности. Воспитанники школы, посещающие кружки по дополнительному образованию принимают активное участие в мероприятиях по развитию детской одаренности (в том числе онлайн – конкурсы на дистанционной основе) разного уровня. Эффективность сложившейся системы работы в данном направлении подтверждается количественными показателями. За последние 3 года прослеживается положительная динамика результативности участия учеников в конкурсах. Результативностью работы по развитию кадрового потенциала является участие педагогов в мероприятиях и конкурсах по обобщению и распространению педагогического опыта разного уровня (городских, всероссийских), что является одним из показателей качества работы и образовательного учреждения. Достижения методического объединения:
за 2021/2022 учебный год: 2 место в муниципальном этапе городского конкурса «Золотая осень», 2 место в муниципальном этапе городского конкурса «День птиц», призовое место в муниципальном этапе олимпиады по биологии (Гарунов А.З.)
за 2022/2023 учебный год: 2 место в муниципальном этапе конкурса «День птиц», призовое место в муниципальном этапе олимпиады по экологии (Мусаева М.Р.), 1 место в олимпиаде «Преподавание химии в условиях обновленных ФГОС» (Салимсолтанова Л.Б.), 1 место в олимпиаде «Преподавание биологии в условиях обновленных ФГОС» (Салимсолтанова Г.Б.), благодарность сайта «Инфоурок» за вклад в методическое обеспечение учебного процесса по преподаваемой дисциплине, участие в международном химическом диктанте.
Работа со слабоуспевающими детьми.
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими обучающимися использовались новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение сроилось с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневая дифференциация на всех этапах урока. Была организована индивидуально – групповая работа, в которой применялись дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору. На уроках и дополнительных занятиях применялись «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовали игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. При опросе слабоуспевающим школьникам давали примерный план ответа, разрешали пользоваться планом, составленным дома, больше времени отводилось на повторение материала, делались предварительные записи, использовались наглядные пособия. Учащимся задавали наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивалась атмосфера доброжелательности. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрировалось на наиболее важных и сложных разделах учебного материала. При организации домашней работы для слабоуспеваюищх учащихся подбирались задания по осознанию и исправлению ошибок: проводился подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, давали задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывали так, чтобы не допустить перегрузки.
Работа с нормативно-правовыми документами
Основным ориентиром в определении содержания и форм учебного процесса по географии, биологии и химии остаются федеральные государственные образовательные стандарты, инструментом для реализации которых являются федеральные примерные рабочие программы, разработанные для ОУ РФ. Выбор учебников соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных министерством образования и науки РФ. В школе имеется кабинет географии, биологии и химии. Все кабинеты оснащены ноутбуками, проекторами и проекционными экранами. Кабинеты обеспечивают организацию и проведение всех видов деятельности обучающихся. Материально – техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, а также техническим и финансовым нормативам, установленным для обслуживания этих кабинетов. Учебное помещение рассчитано на использование проектора с потолочным креплением, имеет соответствующий экран и возможность затемнения. Материально – техническое оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
включения учащихся в проектную и учебно – исследовательскую деятельность. Имеется библиотечный фонд книг, учебно – методическая литература, учебная мебель, наглядные пособия, карты.
Паспортизация кабинетов по направлениям
В школе имеется кабинет географии, биологии и химии. Все кабинеты оснащены ноутбуками, проекторами и проекционными экранами. Кабинеты обеспечивают организацию и проведение всех видов деятельности обучающихся. Материально – техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, а также техническим и финансовым нормативам, установленным для обслуживания этих кабинетов. Кабинет биологии и химии паспортизирован. Заведующий учебным кабинетом совместно с администрацией школы проводит учет всего имеющегося учебного оборудования и технических средств, предназначенных для преподавания предмета, а также мебели и приспособлений, выделенных администрацией школы для оборудования кабинета. Результаты инвентаризации оформляются актом и заносятся в паспорт кабинета. Неисправное оборудование и технические средства списываются и уничтожаются, о чем составляется акт на списание. После того заведующий кабинетом разрабатывает перспективный план оснащения кабинета учебными и вспомогательными средствами.
Заведующий учебным кабинетом организует работу учащихся по изготовлению и приобретению пособий, осуществлению профилактики и ремонта учебного оборудования.
Ежегодно проводится инвентаризация всего имеющегося оборудования. Во время инвентаризации определяется фактическое наличие имущества, устанавливается перечень годного к использованию учебного оборудования и составляются документы на списание тех или иных предметов с учетом срока годности, степени износа. Списанию подлежит то, что невозможно отремонтировать. С учетом списанного фонда вносятся коррективы в картотеку учета учебного оборудования.
Под руководством заведующего кабинетом составляется перспективный план и план оборудования кабинета на год.
Участие в реализации федеральных проектах.
Выявленные проблемы, задачи и основные мероприятия по их реализации на следующий учебный год
Проанализировав состояние работы методического объединения учителей естественных наук за 2022/2023 учебный год, можно сделать следующие выводы:
работу учителей за 2022/2023 учебный год признать удовлетворительной;
постоянно проводится работа по повышению педагогического мастерства учителей методического объединения;
качество знаний учащихся находится на среднем уровне и требуют систематической работы и контроля;
на недостаточном уровне находится работа методического объединения по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта учителей предметников.
Задачи методического объединения на 2023/2024 учебный год:
подготовка учителей и учащихся к итоговой аттестации географии, биологии и химии в формате ЕГЭ и ОГЭ (9, 11 класс);
внедрение инновационных программ и технологий для повышения качества обучения;
повышение интереса к изучению предметов естественных наук;
продолжить систематизацию программного и научно – методического обеспечения учебных программ по предметам для обеспечения качества образования учащихся;
совершенствовать открытые уроки и внеклассные мероприятия;
проводить мониторинг педагогической деятельности учителей методического объединения с целью повышения качества и эффективности образовательного процесса;
работа с одаренными детьми, проведение олимпиад и конкурсов, руководство научно – исследовательской деятельностью школьников.