Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №8» г. Алейска Алтайского края
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ
Учителя –дефектолога
Шаповаловой Анны Геннадьевны
За 2022-2023 учебный год
АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ :
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ :
Работа на диагностическом пункте велась с сентября 2022 года по 31 мая 2023 года. В коррекционную группу т по решению ПМПк были зачислены 10 детей : 2 детей практически не посещали детский сад в течение учебного года ( журнал учета посещаемости детей учителя- дефектолога) , а с остальными детьми (8 чел.) велась ежедневная коррекционно- развивающая работа.
Из 10 человек посещающих коррекционную группу : 10 человек имеют заключение : ЗПР. Среди них : 1 ребенок ЗПР с НОДА, 1 ребенок ЗПР с РАС. Из 10 детей – 7 имеют официальное заключение « ребенок- инвалид».
Возраст детей: (ЗПР) 1 ребенок - подготовительного возраста; ЗПР 5 детей -старшего возраста; (ЗПР) 4 ребенка – среднего возраста , среди них ЗПР РАС и ЗПР с НОДА.
Целью работы являлось создание условий для развития и адаптации детей в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРО ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
Обследование познавательного развития детей.
Разработка плана коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми(индивидуальные и подгрупповые занятие ).
Консультирование родителей детей.
Консультирование воспитателей и специалистов ДОУ.
Самообразование.
Методическая работа.
КОРРЕКЦИОННОЕ :
Общее количество детей , зачисленных на занятия с учителем –дефектологом 10 детей.
Количество сформированных групп по ведущему нарушению : 3 группы : средняя, старшая , подготовительная.
Возраст детей : (ЗПР) 1 ребенок - подготовительного возраста; ЗПР 5 детей -старшего возраста; (ЗПР) 4 ребенка – среднего возраста , среди них ЗПР РАС и ЗПР с НОДА.
Количество человек, посещающих занятия индивидуально: 10 человек.
Коррекционно - развивающее обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка. Формы работы:
-фронтальные занятия ( утренний круг)
- подгрупповые занятия (ФЭМП И Ознакомление с окружающим миром);
- индивидуальная коррекционная работа.
Занятия организовывались таким образом, чтобы опираясь на игру , постоянно подводить детей к выполнению учебных заданий.
Ежедневно с детьми велась работа по следующим направлениям:
-формирование базовых предпосылок учебной деятельности( навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.п.)
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
-формирование пространственно- временных отношений;
-умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления).
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.
- развитие социально - бытовых навыков.
Программы и методические пособия, используемые в коррекционной работе с детьми ОВЗ:
2.1
Направления коррекционной работы | Используемые коррекционно-развивающие методики | Автор |
Коррекционная работа с детьми ОВЗ | «Ознакомление с окружающим миром. КТП,;Конспекты занятий» | И.А. Морозова, И.А.Пушкарева |
| «Формирование элементарных математических представлений . КТП , Конспекты занятий» | И.А. Морозова, И.А.Пушкарева |
Ранний детский аутизм | Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками | С.В. Исханова |
| | |
2.2
Раздел программы(направление коррекционной работы) | Уровень развития (кол-во чел . %) |
Ознакомление с окружающим миром Средняя группа | Начало года | Конец года |
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
100% | 0 | 0 | 50% | 50% | |
Развитие элементарных математических представлений Средняя группа | 100% | 0 | 0 | 50% | 50% | |
Ознакомление с окружающим миром Старшая группа | 100% | | | 60% | 40% | |
Развитие элементарных математических представлений Старшая группа | 100% | | | 60% | 40% | |
Ознакомление с окружающим миром Подготовительная группа | | 100% | | | 100% | |
Развитие элементарных математических представлений Подготовительная группа | | 100% | | | 100% | |
Диагностика детей РАС | Имеется незначительная динамика. |
2.3
Работа с родителями
Вид работы | | | |
Анкетирование | Сентябрь-ноябрь 2022 «Анкета по адаптации ребенка ОВЗ , при первичном поступлении в ДОУ Декабрь 2022 Интернет –анкета « Анкета учителя-дефектолога для родителей» Май 2023 « Нравится ли вам в коррекционной группе?» |
Выступления на родительских собраниях | 14.09.2022 Выступление на родительском собрании «Чем занимается дефектолог. Правила посещения коррекционной группы» 01.12.2023 Выступление на родительском собрании. «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи ребенка». 11.05.2023 Итоговое родительское собрание « Подведем итоги». |
Разработка методических рекомендаций, буклетов | Декабрь 2022 «Что нужно знать об аутизме», «Развитие мелкой моторики и речь» 20.12.2022 Буклет «Равный среди равных» |
Сетевые консультации | 17.10.22. Видеооткрытка «С Днем Отца»; 26.10.22 Консультация «Давайте ребенку ножницы»; 29.11.2022 Консультация «Развитие умения общения с детьми. Советы дефектолога» 28.12.22 Видеозапись занятия по ФЭМП. 03.02.23 Консультация «Речевые игры по дороге в садик» 24.03.23 Консультация «Как научить ребенка одеваться самостоятельно» Апрель 2023 –краткосрочный проект «Мини-музей « Насекомые – и их знакомые» Видеоролик «Кто такие насекомые?» |
АНАЛИТИЧЕСКОЕ
В аналитическом направлении в данном учебном году учитель-дефектолог составил основную документацию учителя-дефектолога: нормативную документацию, циклограмму, график работы, список групп дефектологическое представление и индивидуальные карты развития воспитанников с ОВЗ, принимал участие в составлении характеристик на воспитанников, направляемых на ПМПК.
КОНСУЛЬТАТИВНО- ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ
В 2022-2023 учебном году просветительская деятельность учителем –дефектологом велась с сентября 2022 года по май 2023 года с педагогами и родителями. Консультации для воспитателей по проблемам детей ОВЗ проводились еженедельно.
Также , в течение года поддерживалась связь с учителем- логопедом, педагогом- психологом.
Было проведено 4 заседания специалистов МБДОУ по вопросам обучения учащихся с ОВЗ.
В течение учебного года было проведено более 10 консультаций с педагогами и воспитателями на темы: преодоление трудностей в обучении, особенности формирования познавательной сферы при ЗПР, выбор дальнейшего образовательного маршрута, особенности поведения детей РАС и др.
5.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
Конкурсы | Конкурс Знаний «День рождения снеговика» | Минакова Ксения 1 место Щукин Вадим 1 место Благодарность Шаповаловой А.Г. Щукин Вадим Диплом 1 место Благодарность Шаповаловой А.Г. Диплом Шатохин М. 2 место Благодарность Шаповаловой А.Г Диплом Шаповаловой У. 2 место Благодарность Шаповаловой А.Г. Сертификат участника конкурса |
Публикации | «Мультиурок» | Анкета учителя-дефектолога для родителей |
Семинары, вебинары, конференции | Форум педагоги Росиии | Ноябрь 2022 Сертификат участника вебинара «Звуко-юуквенный анализ и чтение как основы формирования навыков чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста Сертификат участника форума «Формула успеха: преодоление трудностей в обучении у детей различных возрастных групп Сертификат участника «Цифровые компетенции педагога: ИКТ по ФГОС» |