Подготовила воспитатель КГКУ «Центр содействия семейному устройству пгт Преображение» первой категории
Мостовая Нина Анатольевна
Годовой отчет по дополнительному образованию
«Мой мир – Искусство»
(художественно – эстетическое воспитание)
(для воспитанников 6-13 лет)
Первый блок «Волшебная кисточка»
(срок реализации 1 год)
2016-2017г.
Для разработки программы мною выбран раздел «Художественно-эстетическое воспитание » (образовательная область «Первый блок художественное творчество – Волшебная кисточка»)
Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Цель моей работы: Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств детей, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.
Основные задачи:
• помочь овладеть приемами рисования красками, мелками, карандашами;
• донести до понимания детей, о чем может говорить искусство;
• научить воспринимать художественные образы и выражать цветом, линией передавать, настроение, состояние;
• познакомить детей с выдающимися художниками.
• познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.
Искусство - это не только комплекс отдельных дисциплин, но и художественная, творческая деятельность воспитанников в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика.
Учебная, воспитательная и художественно-эстетическая работа представляет собой единый, неразрывный процесс. Такое взаимодействие составляющих элементов работы базируется на убеждённости в огромной воспитательной роли искусства, в его благотворном влиянии на учебно-воспитательный процесс.
Основная направленность работы по художественно-эстетическому воспитанию - предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей ребёнка - формирование творческой личности.
В начале учебного года я обратила внимание, что воспитанники с неохотой рисуют, чаще переводят рисунки через стекло, также мало знают о художниках и о картинах.
В сентябре 2016 года была проведена диагностика воспитанников, целью которой являлось изучение и выявление уровня развития творческих способностей. Изучение художественно - эстетического опыта воспитанников осуществлялось через анкетирование каждого ребенка. В процессе, которого появилась возможность уточнить некоторые детали, получить дополнительные сведения о волнующих ребенка направлениях современного искусства.
Для анкетирования были составлены вопросы, которые касались художественно-эстетических вкусов детей и их эстетического опыта.
![]()
Таким образом, результат говорит о том, что у детей снижена сформированность эстетических качеств:
Низкий уровень – 30%
Средний уровень – 44%
Высокий уровень – 26% и говорит о том, что воспитанники с нарушением интеллекта нуждаются в формировании и развитии эстетической культуры личности.
Для развития художественно-эстетических качеств мною были разработаны занятия. На занятиях познакомила детей с художниками: И.К. Айвазовский, В. Г. Сутеев, В. М. Конашевич, И. Я. Билибин, В. А. Чижиков, Е. И. Чарушин, И. Е. Репин и т.д. С архитектурными памятниками: памятник Петру I, «Рабочий и Колхозница», «Родина Мать Зовет» и т.д. Дети узнали что такое скульптура, живопись, графика, предметное, сюжетное, декоративное рисование. Познакомила с нетрадиционной техникой рисования.
При первичной диагностики было установлено, что у детей снижена сформированность художественно - эстетических качеств. В связи с систематическими занятиями творчеством в конце учебного года проведена диагностика уровня эстетической воспитанности детей.
![]()
Результат показал, что высокий уровень поднялся и стал 40%
Средний уровень 55%
Низкий уровень 17 %
Таким образом, приведённые в диаграмме данные показывают об эффективности практической работы с детьми по формированию художественно - эстетических качеств. По результатам тестирования можно сделать вывод, что работа по формированию художественно - эстетического вкуса через внеурочную деятельность достигает поставленной цели. Наблюдается повышение интереса подростков к занятиям декоративно-прикладного творчества.