Годовой отчёт музыкального руководителя о проделанной работе за 2019-2020 учебный год.
Кашапова М. П.
Музыкальная деятельность проводиться согласно программе «Ладушки» И. А. Новоскольцевой, И. М. Каплуновой. В основе программы «Ладушки» - воспитание и развитие гармонической и творческой личности ребенка средствами музыкального искусства и музыкально-художественной деятельности. Отличительной особенностью данной программы является интегративный подход к организации музыкальных занятий с детьми, что соответствует ФГОС ДО. На музыкальных занятиях, вечерах досуга органично сочетаются музыка и движение, музыка и речь, музыка и изобразительная деятельность, музыка и игра. Используются следующие методики программы «Ладушки»:
• Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. И. Каплунова, И. ; Новоскольцева. Программа «Ладушки»;
• Топ – топ, каблучок. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Программа «Ладушки»
Система работы по овладению детьми разнообразными двигательными умениями и навыками, а также опытом пластической импровизации, строется в соответствии с парциальной программой «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, используется учебно–методическое обеспечение к ней. Прошли тематические, игровые, комплексные, интегрированные, типовые музыкальные занятия. Практически на всех занятиях использовались упражнения на развитие песенного, танцевального, игрового творчества, а также коллективные и индивидуальные методы обучения.
Работу строила в соответствии с рабочей программой и с перспективным планированием непосредственной музыкальной деятельности музыкального руководителя и детей, использовала ИКТ.
В соответствии с новыми ФГОС дошкольного образования круг задач музыкального воспитания и развития детей расширяется. Основное содержание образовательной области «Музыка», теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным искусством и литературой. Поэтому музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
В процессе ООД дети занимались по следующим разделам:
- Музыкально - ритмические движения.
- Развитие чувства ритма.
- Слушание музыкальных произведений.
- Пение и песенное творчество.
- Пальчиковая гимнастика.
- Ритмомузицирование
- Танцы.
- Игры и хороводы.
В ООД использовала следующие здоровье сберегающие технологии:
Дыхательная гимнастика
Ритмопластика
Фонопедические упражнения
Артикуляционная гимнастика
Психогимнастика
Пальчиковая гимнастика
Речь с движением
Поставленные музыкальные задачи, согласно программе музыкального воспитания дошкольников, для каждой возрастной группы были выполнены.
Благодаря поставленным задачам, добилась следующих результатов.
В 1 младшей группе дети эмоционально реагируют на музыку спокойного и
весёлого характера. Повторяют простейшие движения: хлопки в ладоши, топают ножками, кружатся, делают «фонарики», играют в догонялки, подпрыгивают на двух ногах, наклоняются в поклоне. Стараются подпевать за педагогом.
Во 2 младшей группе дети умеют петь негромко, уверенно и естественно, с помощью педагогов в
начале года, а в конце года самостоятельно ориентируются и перемещаются в
пространстве, овладев простыми танцевальными движениями.
Высказываются о характере музыки, способны менять движения в соответствии со сменой музыки. Данные параметры соответствуют критериям программы.
В средней группе дети владеют разнообразными видами ходьбы, бега, простыми танцевальными движениями, слышат и воспроизводят метрические акценты и равномерный ритм в игре на ударных инструментах. Определяют характер музыки, активно высказываются об эмоциональном настроении, имеют достаточный запас слов-настроений о характере музыки.
Хороший уровень музыкального развития.
Работая со старшей группой, хочется отметить значительные подвижки
развития в области музыкального воспитания. Дети сосредоточенно и с интересом слушают музыку, умеют высказываться о характере музыки, расширился словарь эмоционально-образными высказываниями о музыке, музыкальном образе. В разделе «Пение» большое внимание уделялось развитию голосового аппарата, вокально-хоровым навыкам, речи. В связи с этим в занятия вводились вокальные упражнения на развитие артикуляционного аппарата, дыхания, речевые игры, мелодекламации, пропевание звукоподражаний. Работа велась по расширению певческого диапазона, формированию легкости, подвижности, звонкости, полётности детского голоса. Речевые и пальчиковые игры способствовали развитию речи. Можно отметить, что проведённая работа показала положительный
результат в исполнительской деятельности детей. Также почти в полном объёме решены программные задачи по музыкально-ритмическому движению. Основной набор движений освоен, музыкально-ритмические навыки и навыки выразительности движений достаточноразвиты.
Дети подготовительной группы в результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей.
К концу года дети подготовительной группы достигли значительных успехов
в музыкальном развитии:
• эмоционально воспринимают музыку, правильно определяют ее
настроение, жанр, слышат средства музыкальной выразительности, динамику
развития музыкального образа, могут рассказать о возможном содержании
пьесы; определяют по тембру звучание музыкальных инструментов, дети
ознакомлены с музыкальной грамотой, знают названия нот.
• поют выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические
особенности, поют с музыкальным сопровождением и без него;
• ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки,
ее жанром, самостоятельно реагируют на смену частей и фраз, обладают
хорошей координацией, ориентируются в пространстве;
• выразительно исполняют знакомые движения в свободной пляске,
придумывают свои комбинации танцев (по одному, в парах).
Праздники, развлечения проходили согласно годовому плану. Разработаны новые сценарии ко Дню Суверенитета Башкортостана, к Осенним праздникам, Дню Матери, Новому году, 8 Марту. К сожалению, в связи со сложившейся ситуацией, полный объём годового плана не был исполнен. Уже пропустили такие мероприятия: развлечение ко дню смеха, развлечение ко Дню космонавтики, развлечение ко Дню земли, Весенний праздник….
Прошла курсы повышение квалификации музыкальных руководителей по теме: «Музыкальный руководитель ДОО в условиях реализации ФГОС»
Сотрудничали с РДК. Приняли участие в концерте ко Дню пожилых людей с воспитанниками старшей и подготовительной группы.
С педагогами участвовали на районном конкурсе смотра художественной самодеятельности посвященный Году театра, где все участники и в том числе я, получили грамоты.
Так же участвовали в Республиканском фестивале посвященный 75-летию ВОВ с театром рук «Вдохновение» (являюсь руководителем театра).
Работа с родителями. Оформлен музыкальный стенд с информацией об основных задачах музыкального воспитания и о правилах поведения на детских праздниках. В течение года давались индивидуальные консультации, выступала на всех родительских собраниях, где ознакомила родителей с задачами и планом на текущий год. По просьбе родителей я проводила индивидуальные консультации и отвечала на их вопросы. Родители так же получали мои рекомендации. Постоянно приглашаем родителей на наши праздники и развлечения, на которых родители выступают и присутствуют с радостью и охотой. Просим помощь родителей в организации выступлений в мероприятиях и конкурсах. Родители никогда нам не отказывают в просьбах принять участие в наших мероприятиях. Особенно большая работа велась с родителями по организации и проведению районного театрального конкурса и районного фестиваля детского творчества « Таланты земли Кигинской». Продолжаю дистанционные консультации и рекомендации для родителей.
Работа с педагогами. Участвовала во всех педсоветах, проводимых в ДОУ, обсуждали и утверждали с воспитателями предложенные сценарии к праздникам, давала индивидуальные консультации. Постоянно со всеми воспитателями обсуждали и утверждали предложенный сценарий, вели подготовку к утренникам и развлечениям, совместно с воспитателями проводили занятия. По просьбе воспитателей и специалистов я проводила консультации и давала разные рекомендации. Проводились репетиции с педагогами к различным мероприятием. Хотелось бы отметить активность специалистов и всех воспитателей, их помощь в организации и проведении праздничных мероприятий.
- Прошла курсы повышение квалификации музыкальных руководителей по теме: «Музыкальный руководитель ДОО в условиях реализации ФГОС»
- Продолжаю работу по самообразованию на тему: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей. Гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого»
- Участие в смотре-конкурсе в ДОУ «Лучшее оформление групп к Новому году» (в составе жюри).
- Являюсь руководителем творческой группы. Творческая группа делала оформление ко всем мероприятиям проходивших в ДОУ и мероприятиям районного масштаба.
- Являюсь руководителем РМО музыкальных руководителей. Провела 2 метод объединения на тему: 1. «Музыкальная игра как средство развития музыкальности детей дошкольного возраста» - прошло в нашем МБДОУ. 2. «Значение пальчиковых игр в развитии восприятия детей 3-4 лет в ходе музыкально-художественной деятельности» в МБДОУ д/с №4 «Колосок»
- Являюсь руководителем театра пластики рук «Вдохновение».
- В своей работе использовала последние новинки методической литературы. Пополнялась фонотека.
- Имею свою страничку в Контакте.
- Знакомлюсь с опытом работы других музыкальных руководителей.
- Сшила костюмы птиц и военные костюмы для девочек к районному фестивалю.
- Для занятий распечатала и за ламинировала цветные картинки к
сюжету песен и для слушания, а также для игрового распевания для каждой группы.
Участие детей на районных конкурсах.
- Театральный конкурс. «Муха Цокотуха» - музыкальная сказка (старшая группа) – 1 место.
Фестиваль детского творчества «Таланты земли Кигинской»:
- «Сказка о дружбе» - подготовительная группа – 1 место.
- «Варись каша» - песня, старшая группа – 1 место.
- Песня «Эх, Серёжка» - 1 место.
- Песня «Вредная» - 1 место.
- Танец «Мышки», средняя группа – 3 место.
- Танец «Катюша» - 2 место.
- Танец «Птицы белые» - 1 место.
- Инструментальный ансамбль ложкарей «Задоринки» - 1 место.
- Песня «Прадедушка» - 1 место.
Подводя итог работы музыкального руководителя за год, можно сделать вывод, что: благодаря полномерному и систематическому осуществлению деятельности по реализации поставленных, в начале года задач, уровень музыкальных способностей детей вырос, чему свидетельствует в первую очередь высокий уровень выступлений наших воспитанников на открытых показах и конкурсах, а также заметно увеличилось количество детей, желающих принимать участие в концертной деятельности и само презентации своих талантов. Я считаю, что с поставленной целью и задачами, как музыкальный руководитель, я справилась.
Исходя из проведенной работы , мною ставится следующая цель и задачи на 2020-2021 учебный год:
Больше внимания уделять сольному пению. Необходима более тщательная индивидуальная работа с детьми, имеющими затруднения в данной области. С этой целью предлагается усилить внимание к данной проблеме, а также по итогам ее работы в конце года провести вокальный конкурс «До-ми-соль-ка» среди всех возрастных групп.
Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой;
Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух;
Формировать грамматический строй речи через театрализованную деятельность дошкольников.
Уделять больше внимания оздоровлению детей на музыкальных занятиях : артикуляционной, дыхательной гимнастике, точечному массажу, вокально-двигательным разминкам.
Продолжать работу с одарёнными детьми, принимать участие в музыкальных конкурсах.
Привлечение родителей на утренниках – это обязательное, и очень важное требование новых стандартов ФГОС. Планирую продолжить выполнение этой задачи.