СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Годовой план коррекционно-развивающей работы учителя- логопеда 1-4 классы

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Годовой план коррекционно-развивающей работы учителя- логопеда 1-4 классы»

Приложение к Плану работы школы

на 2024-2025 учебный год

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Янегская основная общеобразовательная школа»


РАССМОТРЕН

на педагогическом совете

МКОУ «Янегская школа»

Протокол № 1 от 27.08.2024г.



УТВЕРЖДЕН

Приказом директора

МКОУ «Янегская школа»

от 30.08.2024г. № 83 -ОД









Годовой план коррекционно-развивающей работы

учителя- логопеда 1-4 классы











Составитель: Агентаева Наталья Геннадьевна

учитель-логопед











п. Янега, 2024 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа-России»).

Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе»/ Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:

1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16

5. Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утвержении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

8. Устав школы



Общая характеристика учебного курса

Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Целью работы школьного логопедического пункта является коррекция и профилактика нарушений развития устной и письменной речи обучающихся.

Задачи:

  1. Своевременное выявление нарушений развития письменной и устной речи обучающихся.

  2. Комплектование логопедических групп с учетом возраста и речевого дефекта. Организация коррекционного процесса, направленного на преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

  3. Оформление и ведение документации.

  4. Консультативно-методическая работа с учителями начальных классов, родителями.

  5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

  6. Оснащение кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом.

  7. Повышение уровня профессиональной квалификации.

Разделы:

  1. Диагностика-аналитика

  2. Организационная работа

  3. Коррекционно-развивающая работа

  4. Консультационно-просветительская работа

  5. Самообразование и методическая работа



Направление деятельности

Время проведения

Оформление результатов

Отметка о проведении

I

Диагностика-аналитика

1

Проведение обследования детей. Первичное обследование устной и письменной речи

с 02.09 по 18.09

Запись в «Журнал обследования устной и письменной речи обучающихся»


2

Динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения(анализ состояния письменной и устной речи учащихся логопедических групп)

в течение учебного года

Копии проверочных работ, пометки в индивидуальных картах.


3

Углубленное обследование устной и письменной речи учащихся логопедических групп. Постановка заключения.

Сентябрь

Оформление речевых карт


4

Обследование состояния письменной речи учащихся 2-3-х классов по тетрадям.

Во время школьных каникул

Запись в журнале «Журнал обследования состояния письма у учащихся начальных классов».



5

Проведение углубленного обследования письменной речи у выявленных детей, с нарушениями письма и чтения, постановка их на учет

В течение учебного года

Копии проверочных работ


6

Повторное обследование письма и чтения учащихся 1 класса

Декабрь, май

Протоколы обследования, запись в журнале, справка.


7

Углубленное обследование учащихся, представленных на ПМПК

В течение учебного года

Логопедическое представление учащегося


8

Диагностика речевых нарушений по запросам

В течение учебного года

Протокол обследования


9

Анализ логопедической работы за 2022-2023 учебный год

Май

Составление аналитического отчёта


II

Организационная работа

1

Планирование логопедической работы

До 10.09

Годовой план работы


2

Комплектование логопедических групп с учётом речевой патологии и возраста(класса)

До 01.10

Список учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, зачисленных на логопункт(«Общая речевая карта»)


3

Составление расписания логопедических занятий

До 01.10

Расписание логопедических занятий


4

Ведение и проверка индивидуальных тетрадей

В течение года

Детские тетради


5

Определение перспективного плана коррекционной работы с каждой группой учащихся

До 20.09

Тематический план работы по группам


6

Заполнение речевых карт учащихся

Октябрь

Речевые карты


7

Оценка результатов обследования, обработка данных

К октябрю

Написание аналитической справки по особенностям речевого развития первоклассников


III

Коррекционно-развивающая работа

1

Логопедические занятия по коррекции и развитию сторон речи

С 23.09 по 26.05

Записи в журнале «Журнал учёта посещаемости логопедических занятий»


2

Мониторинг усвоения пройденных тем и поправка в тематическом планировании по необходимости

Во время школьных каникул

Отметки в планах и программах, их обоснование


IV

Консультативно-просветительская работа

1

Посещение уроков русского языка и чтения в 1-2 классах

В течение учебного года

Запись в тетради посещений уроков


2

Оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям по запросам

В течение учебного года

Запись в тетради консультаций


Проведение консультаций, индивидуальных бесед с родителями и учителями по запросам






Декабрь

Изготовление памятки, логопедическая разминка на уроках и в начальных классах


Оказание помощи родителям в подборе речевого и наглядного материала для закрепления правильных произносительных навыков с детьми дома по запросам

Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письма и чтения


3

Доведение до родителей школьников результатов первичного, текущего и итогового обследования

В течение учебного года

Знакомство с речевыми картами, анкетирование


V

Самообразование и методическая работа

1

Участие в работе ШМО, педагогических советах

По плану ШМО



2

Изучение специальной литературы по вопросам оказания помощи детям, имеющих речевые нарушения

В течение года

Подписка журнала и сайта «Школьный логопед»


3

Оформление паспорта кабинета

В осенние каникулы

Паспорт кабинета


Приобретение, разработка, изготовление учебно-дидактических пособий по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи учащихся:

-пополнение раздаточного материала новыми пособиями;

-дальнейшее пополнение картотеки с заданиями для детей с недостатками, обогащению словарного запаса;




В течение учебного года

Внедрение в коррекционный процесс ИКТ


4

Изучение специальной литературы по теме самообразования: «Нарушения письменной речи у младших школьников и их преодоление»

В течение учебного года





Приложение

Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением общее недоразвитие речи - 1 класс I четверть

Неделя

Тема занятия

Цели

Профилактика дислексии и дисграфии

Сентябрь

I

Фронтальное обследование устной речи

II

III

1

Слово

Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы

Развитие психологической базы речи

 

2

Слова, обозначающие предметы

Закрепить у детей понятия о словах, обозначающих предметы. Учить детей графически изображать слова, обозначающие предметы

 

IV

3

Слова, обозначающие действие предмета

Учить детей различать слова, обозначающие действие предмета

 

 

4

Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие предмета

Закрепить у детей понятие понятия о словах, обозначающих предметы и действия. Учить детей выделять слова из простого нераспространенного предложения

Развитие психологической базы речи

Октябрь

I

5

Предложение. Дифференциация «слово» - «предложение»

Дать ученикам понятие о предложении. Дифференцировать понятия «слово» - «предложение». Учить составлять простое нераспространенное предложение из двух слов

Развитие психологической базы речи

 

6

Слова, обозначающие признак предмета

Познакомить учащихся со словами, обозначающими признак предмета. Учить правильно изменять слова, обозначающие предметы по родам

 

II

7

Предложение

Учить детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения

 

 

8

Предложение

Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие

Развитие психологической базы речи

III

9

Предложение. Распространение предложений

Учить детей составлять предложение из трех слов

 

 

10

Согласование глагола с именем существительным в роде и числе

Учить детей правильно согласовывать глагол с именем существительным в роде и числе

 

IV

11

Согласование имени прилагательного с име­нем существительным в роде и числе

Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе

 

 

12

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе

Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе






Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением общее недоразвитие речи - 1 класс II четверть

Неделя

Тема занятия

Цели

Профилактика дислексии и дисграфии

Ноябрь

I

Каникулы

II

19

Управление. Дательный падеж
Винительный падеж

Учить детей распространять предложение косвенным дополнением без предлогов

Развитие психологической базы речи

20

Управление. Творительный падеж

Учить детей распространять предложение косвенным дополнением без предлогов

 

21

Предлоги. Предлоги В, На

Практическое знакомство с предлогами. Уточнить значение предлога На, В, научить детей правильно пользоваться им в речи

 

III

22

Предлоги

Практическое знакомство с предлогами. Учить детей пользоваться ими в устной речи

 

23

Предлоги НА

Уточнить значение предлога НА, научить детей правильно пользоваться им в речи

 

24

Предлоги В

Уточнить значение предлога В, научить детей правильно пользоваться им в речи

 

IV

25

Дифференциация предлогов НА, В

Закрепить у детей умение правильно пользоваться предлогами В, НА в речи

 

26

Предлоги С (СО) Предлог ИЗ

Уточнить значение предлога С (СО), ИЗ научить детей правильно пользоваться им в речи

 

Декабрь

I

28

Дифференциация предлогов С, ИЗ

Закрепить у детей умение правильно пользоваться предлогами С, ИЗ в речи

Развитие психологической базы речи

29

Предлоги ПО, К

Закрепить у детей умение правильно пользоваться предлогами ПО, К в речи

 

30

Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА

Уточнить значение предлогов ЗА, ИЗ-ЗА, научить детей правильно пользоваться ими в речи

 

II 

31

Предлоги НАД, ПОД

Уточнить значение предлогов НАД, ПОД, научить детей правильно пользоваться ими в речи

 

32

Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД

Уточнить значение предлогов ПОД, ИЗ-ПОД научить детей правильно пользоваться ими в речи

 

33

Закрепление предлогов

Закрепить у детей умение пользоваться всеми предлогами в речи

 

III

34

Последовательный пересказ

Учить детей составлять пересказ с опорой на вопросы

 

35

Последовательный пересказ

Учить детей составлять пересказ с опорой на вопросы

 

36

Последовательный пересказ

Учить детей составлять пересказ по опорным словам

 

IV

37

Рассказ по серии картин

Учить детей составлять пересказ по серии картин

Развитие психологической базы речи

38

Рассказ по сюжетной картине

Учить детей составлять пересказ по сюжетной картине

 

39

Рассказ по сюжетной картине

Учить детей составлять пересказ по сюжетной картине

 




Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением общее недоразвитие речи - 1 класс III четверть

Неделя

Тема занятия

Цели

Профилактика дислексии и дисграфии

Январь

I

Каникулы

II

III

40

Рассказ-описание

Учить детей составлять описательный рассказ по предметной картинке, по опорным картинкам

Развитие психологической базы речи

41

Рассказ-описание

Учить детей составлять описательный рассказ по готовому плану

42

Рассказ-описание

Учить детей составлять план рассказа, использовать собственный план при пересказе

IV

 

43

Рассказ-описание

Тренировать учеников в составлении плана рассказа и рассказывании по плану

44

Краткий пересказ

Учить детей находить главную мысль рассказа. Формировать умение кратко пересказывать текст

45

Краткий пересказ

Учить детей краткому пересказу

Февраль

I

 

46

Выборочный пересказ

Учить детей составлять выборочный пересказ

 

47

Творческий пересказ

Учить детей составлять рассказ по началу, по концу

 

48

Устные сочинения

Учить детей составлять собственное мо­нологическое высказывание с опорой на вопросы

 

II

 

49

Устные сочинения

Учить детей составлять рассказ по представлению

Формирование навыков звукового анализа. Выделение в словах гласных звуков

50

Звук. Речевые - неречевые звуки

Познакомить учащихся со способом образования различных звуков

Выделение в словах гласных звуков

51

Звуки речи

Познакомить учеников со строением артикуляционного аппарата

Анализ слов и предложений

III

 

52

Гласные и согласные звуки

Познакомить учеников со способом образования гласных и согласных звуков. Учить детей различать гласные и согласные звуки

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [с]

53

Гласные звуки

Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ш]

54

Гласные звуки

Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда

Дифференциация [с] / [ш1

IV

55

Гласные звуки

Выделение гласных второго ряда в начале слова

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [з]

56

Слоговой состав слова

Учить детей делить на слоги двусложные слова

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ж]

57

Слоговой состав слова

Учить детей делить на слоги трехсложные слова

Дифференциация [з]/[ж]

Март

I

58

Слоговой состав слова

Дать ученикам понятие о слогообразующей роли гласного. Учить детей выделять гласные из слов

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ц]

59

Слоговой состав слова.

Закрепить у детей умение делить слова на слоги, выделять гласные из слов

Дифференциация [с]/ц

60

Слоговой состав слова

Учить детей определять порядок слогов в слове

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ч]

II


61

Ударение

Учить детей определять ритмический рисунок слова, соотносить его с самим словом

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [т']

62

Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение»

Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение»

Дифференциация [ч]/[т']

II

63

Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение»

Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение»

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [щ]

III

64

Согласные звонкие и глухие

Научить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные

Дифференциация [с]/[щ]

65

Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные

Научить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [р]

66

Мягкий согласный в середине слова

Учить детей выделять мягкий согласный из середины слова

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [л}

IV


67

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда

Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда

Дифференциация [р] / [л]

68

Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Я

Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда»

Дифференциация з/[с]

69

Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Ё

Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда»

Дифференциация [ж] / [ш]

Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением общее недоразвитие речи - 1 класс IV четверть

Неделя

Тема занятия

Цели

Профилактика дислексии и дисграфии

Апрель

I

Каникулы

II


70

Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Ю

Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда»

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [б]

71

Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Е

Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда»

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [п]

72

Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква И

Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда»

Дифференциация [б] / [п]

III

73

Контрольное занятие


Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [д]

74

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

Обозначение мягкости согласных с помощью Б

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [т]

75

Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи Ь».

Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи Б»

Дифференциация [Д]/[Т]

IV

76

Контрольное занятие

 

77

Звуко-буквенный анализ слов

Упражнять детей в выделении заданного звука

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [к]

78

Звуко-буквенный анализ слов

Упражнять детей в выделении заданного звука

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [г]

Май

I


79

Звуковой анализ слов

Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [х]

80

Звуковой анализ слов

Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове

Дифференциация [ г], к, х

81

Звуковой анализ слов

Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове

Упражнение в диф­ференциация всех звонких и глухих. Анализ слов и пред­ложений со всеми звонкими и глухими

II

82

Звуко-буквенный анализ слов

Закрепление материала по данной теме

 

83

Звуко-буквенный анализ слов

Закрепление материала по данной теме

 

84

Итоговое занятие

 

 

III Фронтальное обследование устной и письменной речи





Коррекция нарушения письма и чтения у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, 2-3 класс

Тема

Лексическая тема

Развитие псих, функций

1

Виды речи-устная и письменная. Понятие «Текст»

Назови
себя

Уточнения схемы
тела

2

Деление текста на предложения.

Назови свой
адрес

Выявление Ведущих функций. Уточнение и развитие старше, младше, позже, одновременно.

3

Слово. Деление предложений на слова. Деформированный текст.

Семья

4

Слова состоят из звуков. Выделение звуков в слове.

Семья

5

Определение количества звуков в словах простой структуры. Уточнение письменного шрифта.

Круглый год

Уточнение знаний о временах года.

6

Круглый год

7

Главный арт. Признак гласных звуков. Узнавание и выделение гласных в ударной позиции.

Приметы осени

Месяц

Сентябрь

Октябрь Ноябрь

8

Узнавание и выделение гласных в безударной позиции. Списывание с печатного текста.

 

 

9

Главный арт. Признак согласных звуков. Узнавание и выделение согласных звуков в слове.

Осень в лесу

Неделя

10

Дифференциация гласных и согласных. Выборочное списывание с доски.

Осень на полях

Дни недели

11

Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой анализ и синтез. Списывание с доски.

Животные осенью

Сутки
Час

12

13

Работа над слоговым ударным ритмом.

Режим дня

 

14

Письмо слогов и односложных слов под диктовку.

Завтрак, обед, ужин

 

15

Дифференциация звонких и глухих согласных. Оглушение и проверка согласных в середине и конце слова. Письмо слов под диктовку.

Досуг спорт

Уточнение представлений о часе, мин. секунде.

16

17

18

Дифференциация твердых и мягких согласных. Письмо под диктовку.

Приметы зимы

 

19

20

Дифференциация согласных по необходимости группы.

Одежда и обувь

 

21

22

Речь состоит из предложений,

Зимняя и летняя

 

 

предложения из слов. Списывание с печатного текста.

одежда

 

23

Слова - предметы.

Узнавание в предложении. Имя существительное, обозначающее явления природы, качества человека и чувства. Понимание и введение их в речь. Письмо под диктовку.

Погода

Радость

Веселье

Страх

Уточнение и развитие зрительного представления на неречевом материале.

24

25

26

Антонимы – имя существительные. Работа над пониманием и введением в речь.

Животные Домашние Дикие

 

27

Синонимы - существительные.

Цирк

 

28

Работа над пониманием и введением в речь.

 

 

29

Многозначные имена существительные.

Театр

 

30

Слова действия. Узнавание в предложении и тексте.

Кино

 

31

Работа над глагольным словарем. Кто как говорит, кто как двигается.

В гостях

 

32

33

Глагольные антонимы-понимание и введение в речь.

Мой дом

 

34

Глагольные синонимы. Понимание и введение в речь. Письмо под диктовку.

Посуда

 

35

36

Составление простых предложений. Подлежащее и сказуемое.

мебель

 

37

Согласование подлежащего и сказуемого в роде и числе. Слова признаки. Письмо под диктовку.

Мой город Адрес

Развитие словесно-образного мышления

38

39

Украшение предложений именами прилагательными. Антонимы – имена прилагательные. Понимание и введение в речь.

В магазине

40

41

Синонимы- прилагательные.

 

42

Понимание и введение в речь.

 

43

Согласование имен прилагательных с сущ. В роде и числе.

Транспорт

44

Составление предложений из 3- 4 слов. Понятие главные и второстепенные члены предложения.

Приметы весны

45

46

Составление предложений с неизменяемыми сущ.

Приметы лета

47

48

Составление и запись предложений под диктовку, по схеме, по картине.

Летний отдых
Поведение в лесу,






Коррекция нарушений письма и чтения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, 2-3 класс

Тема занятия

Задачи

Развитие психологической базы речи

1

Устная и письменная речь. Буквы. Артикуляционная гимнастика.

Развитие слогового анализа и синтеза.

Развитие пространственных представлений (ори­ентировка в окружающем пространстве

2

Деление текста на предложения. Артикуляционная гимнастика

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Уточнение знаний о схеме тела.

3

Предложение состоит из слов. Артикуляционная гимнастика.

Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове)

Развитие мелкой моторики.

4

Звуки речи. Артикуляционный признак гласных.

Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем). Дифференциация смешиваемых детьми фонем

 

5 6 7

Узнавание и выделение гласных ( а, о, у, и, э) из начала, середины и конца слова.

Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове)

Развитие мелкой моторики.

8 9

Главный артикуляционный признак согласных звуков -преграда. Дифференциация гласных и согласных.

Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове)

Уточнение и развитие ориентировки во времени.

10 11

Согласный звук, его выделение из начала, середины, конца слова.

Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

Уточнение и развитие ориентировки во времени

12

Гласные образуют слог.

Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

Уточнение и развитие зрительного восприятия на неречевом материале.

13 14 15

Упражнения в слоговом анализе и синтезе. Ударный слог. Слоговой ритм.

Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

Уточнение и развитие зрительного восприятия на неречевом материале

16

Позиция гласного в начале, середине и конце слова.

 

 

17

Звонкие согласные. Главный артикуляционный признак.

 

 

18

Дифференциация твердых и мягких согласных

Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

 

19

Дифференциация согласных по звонкости и глухости

Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

 

20

Дифференциация согласных П - Б

 

Развитие слухового внимания

21

Дифференциация согласных Т - Д

 

Развитие слухового внимания

22

Дифференциация согласных В - Ф

 

Развитие слухового внимания

23

Дифференциация согласных К - Г

 

Развитие слухового внимания

24

Дифференциация согласных С - З

 

Развитие слухового внимания

25

Дифференциация согласных Ш - Ж

 

Развитие слухового внимания

26

Дифференциация согласных Ш -С

 

Развитие слухового внимания


27 28 29

Дифференциация согласных. Различных по артикуляционному признаку. Диктант.

 

 

30 31 32

Дифференциация оптически сходных букв. Диктант.

 

Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания).

33 34 35

Проверка правописания оглушаемой согласной в середине и конце слова.

Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

 

36 37 38

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И

Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

 

39 40 41

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

 

42 43

Разделительный мягкий знак

Дать детям представление о разделительном мягком знаке

 

44 45

Дифференциация гласных второго ряда между собой.

 

Слогообразующая роль гласных.

46 47

Корень слова.

 

Воспитание языкового чутья, зрительного и слухового внимания к слову, умение чувствовать и понимать его лексическое значение.

48 49

Суффикс

 

 

50 51

Приставка

 

 

52 53

Дифференциация предлогов и приставок.
Диктант.

Дифференциация предлогов и приставок

 

54 55

Безударная гласная в корне слова

Практические приемы проверки безударной гласной в корне слова

 

56

Диктант

 

 



Список использованной литературы:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - Москва, Просвещение, 1991.

2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – Москва, Просвещение, 1991.

3. Козырева Л.М. Как образуются слова. – Ярославль, Академия развития, 2001.

4. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. – Ярославль, Академия развития, 2001.

5. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. – Ярославль, Академия развития, 2003.

6. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. – Ярославль, Академия развития, 2003.

7. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. – Ярославль, Академия развития, 2001.

8. Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. – Ярославль, Академия развития, 2003.

9. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. – Ярославль, Академия развития, 2001.

10. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

11. Перспективное планирование логопедической работы в классах коррекции. - Биробиджан, 2002

12. Рамзаева Т.Г. Общеобразовательная программа начальной школы (1-4) по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2001.

13. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

14. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Русский язык. Материалы для проведения контрольных и проверочных работ. 1-4 классы. - Москва, АСТ - АСТРЕЛЬ, 2001.