Приложение к Плану работы школы
на 2024-2025 учебный год
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Янегская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕН на педагогическом совете МКОУ «Янегская школа» Протокол № 1 от 27.08.2024г. | | | УТВЕРЖДЕН Приказом директора МКОУ «Янегская школа» от 30.08.2024г. № 83 -ОД |
Годовой план коррекционно-развивающей работы
учителя- логопеда 1-4 классы
Составитель: Агентаева Наталья Геннадьевна
учитель-логопед
п. Янега, 2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа-России»).
Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе»/ Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:
1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16
5. Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утвержении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
8. Устав школы
Общая характеристика учебного курса
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Целью работы школьного логопедического пункта является коррекция и профилактика нарушений развития устной и письменной речи обучающихся.
Задачи:
Своевременное выявление нарушений развития письменной и устной речи обучающихся.
Комплектование логопедических групп с учетом возраста и речевого дефекта. Организация коррекционного процесса, направленного на преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.
Оформление и ведение документации.
Консультативно-методическая работа с учителями начальных классов, родителями.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Оснащение кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом.
Повышение уровня профессиональной квалификации.
Разделы:
Диагностика-аналитика
Организационная работа
Коррекционно-развивающая работа
Консультационно-просветительская работа
Самообразование и методическая работа
№ | Направление деятельности | Время проведения | Оформление результатов | Отметка о проведении |
I | Диагностика-аналитика |
1 | Проведение обследования детей. Первичное обследование устной и письменной речи | с 02.09 по 18.09 | Запись в «Журнал обследования устной и письменной речи обучающихся» | |
2 | Динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения(анализ состояния письменной и устной речи учащихся логопедических групп) | в течение учебного года | Копии проверочных работ, пометки в индивидуальных картах. | |
3 | Углубленное обследование устной и письменной речи учащихся логопедических групп. Постановка заключения. | Сентябрь | Оформление речевых карт | |
4 | Обследование состояния письменной речи учащихся 2-3-х классов по тетрадям. | Во время школьных каникул | Запись в журнале «Журнал обследования состояния письма у учащихся начальных классов». | |
5 | Проведение углубленного обследования письменной речи у выявленных детей, с нарушениями письма и чтения, постановка их на учет | В течение учебного года | Копии проверочных работ | |
6 | Повторное обследование письма и чтения учащихся 1 класса | Декабрь, май | Протоколы обследования, запись в журнале, справка. | |
7 | Углубленное обследование учащихся, представленных на ПМПК | В течение учебного года | Логопедическое представление учащегося | |
8 | Диагностика речевых нарушений по запросам | В течение учебного года | Протокол обследования | |
9 | Анализ логопедической работы за 2022-2023 учебный год | Май | Составление аналитического отчёта | |
II | Организационная работа |
1 | Планирование логопедической работы | До 10.09 | Годовой план работы | |
2 | Комплектование логопедических групп с учётом речевой патологии и возраста(класса) | До 01.10 | Список учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, зачисленных на логопункт(«Общая речевая карта») | |
3 | Составление расписания логопедических занятий | До 01.10 | Расписание логопедических занятий | |
4 | Ведение и проверка индивидуальных тетрадей | В течение года | Детские тетради | |
5 | Определение перспективного плана коррекционной работы с каждой группой учащихся | До 20.09 | Тематический план работы по группам | |
6 | Заполнение речевых карт учащихся | Октябрь | Речевые карты | |
7 | Оценка результатов обследования, обработка данных | К октябрю | Написание аналитической справки по особенностям речевого развития первоклассников | |
III | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Логопедические занятия по коррекции и развитию сторон речи | С 23.09 по 26.05 | Записи в журнале «Журнал учёта посещаемости логопедических занятий» | |
2 | Мониторинг усвоения пройденных тем и поправка в тематическом планировании по необходимости | Во время школьных каникул | Отметки в планах и программах, их обоснование | |
IV | Консультативно-просветительская работа |
1 | Посещение уроков русского языка и чтения в 1-2 классах | В течение учебного года | Запись в тетради посещений уроков | |
2 | Оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям по запросам | В течение учебного года | Запись в тетради консультаций | |
Проведение консультаций, индивидуальных бесед с родителями и учителями по запросам | Декабрь | Изготовление памятки, логопедическая разминка на уроках и в начальных классах | |
Оказание помощи родителям в подборе речевого и наглядного материала для закрепления правильных произносительных навыков с детьми дома по запросам | Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письма и чтения | |
3 | Доведение до родителей школьников результатов первичного, текущего и итогового обследования | В течение учебного года | Знакомство с речевыми картами, анкетирование | |
V | Самообразование и методическая работа |
1 | Участие в работе ШМО, педагогических советах | По плану ШМО | | |
2 | Изучение специальной литературы по вопросам оказания помощи детям, имеющих речевые нарушения | В течение года | Подписка журнала и сайта «Школьный логопед» | |
3 | Оформление паспорта кабинета | В осенние каникулы | Паспорт кабинета | |
Приобретение, разработка, изготовление учебно-дидактических пособий по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи учащихся: -пополнение раздаточного материала новыми пособиями; -дальнейшее пополнение картотеки с заданиями для детей с недостатками, обогащению словарного запаса; | В течение учебного года | Внедрение в коррекционный процесс ИКТ | |
4 | Изучение специальной литературы по теме самообразования: «Нарушения письменной речи у младших школьников и их преодоление» | В течение учебного года | | |
Приложение
Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением общее недоразвитие речи - 1 класс I четверть
Неделя | № | Тема занятия | Цели | Профилактика дислексии и дисграфии |
Сентябрь |
I | Фронтальное обследование устной речи |
II |
III | 1 | Слово | Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы | Развитие психологической базы речи |
| 2 | Слова, обозначающие предметы | Закрепить у детей понятия о словах, обозначающих предметы. Учить детей графически изображать слова, обозначающие предметы | |
IV | 3 | Слова, обозначающие действие предмета | Учить детей различать слова, обозначающие действие предмета | |
| 4 | Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие предмета | Закрепить у детей понятие понятия о словах, обозначающих предметы и действия. Учить детей выделять слова из простого нераспространенного предложения | Развитие психологической базы речи |
Октябрь |
I | 5 | Предложение. Дифференциация «слово» - «предложение» | Дать ученикам понятие о предложении. Дифференцировать понятия «слово» - «предложение». Учить составлять простое нераспространенное предложение из двух слов | Развитие психологической базы речи |
| 6 | Слова, обозначающие признак предмета | Познакомить учащихся со словами, обозначающими признак предмета. Учить правильно изменять слова, обозначающие предметы по родам | |
II | 7 | Предложение | Учить детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения | |
| 8 | Предложение | Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие | Развитие психологической базы речи |
III | 9 | Предложение. Распространение предложений | Учить детей составлять предложение из трех слов | |
| 10 | Согласование глагола с именем существительным в роде и числе | Учить детей правильно согласовывать глагол с именем существительным в роде и числе | |
IV | 11 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе | Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе | |
| 12 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе | Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе | |
Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением общее недоразвитие речи - 1 класс II четверть
Неделя | № | Тема занятия | Цели | Профилактика дислексии и дисграфии |
Ноябрь |
I | Каникулы |
II | 19 | Управление. Дательный падеж Винительный падеж | Учить детей распространять предложение косвенным дополнением без предлогов | Развитие психологической базы речи |
20 | Управление. Творительный падеж | Учить детей распространять предложение косвенным дополнением без предлогов | |
21 | Предлоги. Предлоги В, На | Практическое знакомство с предлогами. Уточнить значение предлога На, В, научить детей правильно пользоваться им в речи | |
III | 22 | Предлоги | Практическое знакомство с предлогами. Учить детей пользоваться ими в устной речи | |
23 | Предлоги НА | Уточнить значение предлога НА, научить детей правильно пользоваться им в речи | |
24 | Предлоги В | Уточнить значение предлога В, научить детей правильно пользоваться им в речи | |
IV | 25 | Дифференциация предлогов НА, В | Закрепить у детей умение правильно пользоваться предлогами В, НА в речи | |
26 | Предлоги С (СО) Предлог ИЗ | Уточнить значение предлога С (СО), ИЗ научить детей правильно пользоваться им в речи | |
Декабрь |
I | 28 | Дифференциация предлогов С, ИЗ | Закрепить у детей умение правильно пользоваться предлогами С, ИЗ в речи | Развитие психологической базы речи |
29 | Предлоги ПО, К | Закрепить у детей умение правильно пользоваться предлогами ПО, К в речи | |
30 | Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА | Уточнить значение предлогов ЗА, ИЗ-ЗА, научить детей правильно пользоваться ими в речи | |
II | 31 | Предлоги НАД, ПОД | Уточнить значение предлогов НАД, ПОД, научить детей правильно пользоваться ими в речи | |
32 | Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД | Уточнить значение предлогов ПОД, ИЗ-ПОД научить детей правильно пользоваться ими в речи | |
33 | Закрепление предлогов | Закрепить у детей умение пользоваться всеми предлогами в речи | |
III | 34 | Последовательный пересказ | Учить детей составлять пересказ с опорой на вопросы | |
35 | Последовательный пересказ | Учить детей составлять пересказ с опорой на вопросы | |
36 | Последовательный пересказ | Учить детей составлять пересказ по опорным словам | |
IV | 37 | Рассказ по серии картин | Учить детей составлять пересказ по серии картин | Развитие психологической базы речи |
38 | Рассказ по сюжетной картине | Учить детей составлять пересказ по сюжетной картине | |
39 | Рассказ по сюжетной картине | Учить детей составлять пересказ по сюжетной картине | |
Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением общее недоразвитие речи - 1 класс III четверть
Неделя | № | Тема занятия | Цели | Профилактика дислексии и дисграфии |
Январь |
I | Каникулы |
II |
III | 40 | Рассказ-описание | Учить детей составлять описательный рассказ по предметной картинке, по опорным картинкам | Развитие психологической базы речи |
41 | Рассказ-описание | Учить детей составлять описательный рассказ по готовому плану |
42 | Рассказ-описание | Учить детей составлять план рассказа, использовать собственный план при пересказе |
IV | 43 | Рассказ-описание | Тренировать учеников в составлении плана рассказа и рассказывании по плану |
44 | Краткий пересказ | Учить детей находить главную мысль рассказа. Формировать умение кратко пересказывать текст |
45 | Краткий пересказ | Учить детей краткому пересказу |
Февраль |
I | 46 | Выборочный пересказ | Учить детей составлять выборочный пересказ | |
47 | Творческий пересказ | Учить детей составлять рассказ по началу, по концу | |
48 | Устные сочинения | Учить детей составлять собственное монологическое высказывание с опорой на вопросы | |
II | 49 | Устные сочинения | Учить детей составлять рассказ по представлению | Формирование навыков звукового анализа. Выделение в словах гласных звуков |
50 | Звук. Речевые - неречевые звуки | Познакомить учащихся со способом образования различных звуков | Выделение в словах гласных звуков |
51 | Звуки речи | Познакомить учеников со строением артикуляционного аппарата | Анализ слов и предложений |
III | 52 | Гласные и согласные звуки | Познакомить учеников со способом образования гласных и согласных звуков. Учить детей различать гласные и согласные звуки | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [с] |
53 | Гласные звуки | Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ш] |
54 | Гласные звуки | Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда | Дифференциация [с] / [ш1 |
IV | 55 | Гласные звуки | Выделение гласных второго ряда в начале слова | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [з] |
56 | Слоговой состав слова | Учить детей делить на слоги двусложные слова | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ж] |
57 | Слоговой состав слова | Учить детей делить на слоги трехсложные слова | Дифференциация [з]/[ж] |
Март |
I | 58 | Слоговой состав слова | Дать ученикам понятие о слогообразующей роли гласного. Учить детей выделять гласные из слов | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ц] |
59 | Слоговой состав слова. | Закрепить у детей умение делить слова на слоги, выделять гласные из слов | Дифференциация [с]/ц |
60 | Слоговой состав слова | Учить детей определять порядок слогов в слове | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ч] |
II | 61 | Ударение | Учить детей определять ритмический рисунок слова, соотносить его с самим словом | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [т'] |
62 | Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение» | Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение» | Дифференциация [ч]/[т'] |
II | 63 | Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение» | Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение» | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [щ] |
III | 64 | Согласные звонкие и глухие | Научить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные | Дифференциация [с]/[щ] |
65 | Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные | Научить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [р] |
66 | Мягкий согласный в середине слова | Учить детей выделять мягкий согласный из середины слова | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [л} |
IV | 67 | Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда | Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда | Дифференциация [р] / [л] |
68 | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Я | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда» | Дифференциация з/[с] |
69 | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Ё | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда» | Дифференциация [ж] / [ш] |
Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением общее недоразвитие речи - 1 класс IV четверть
Неделя | № | Тема занятия | Цели | Профилактика дислексии и дисграфии |
Апрель |
I | Каникулы |
II | 70 | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Ю | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда» | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [б] |
71 | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Е | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда» | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [п] |
72 | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква И | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда» | Дифференциация [б] / [п] |
III | 73 | Контрольное занятие | | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [д] |
74 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | Обозначение мягкости согласных с помощью Б | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [т] |
75 | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи Ь». | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи Б» | Дифференциация [Д]/[Т] |
IV | 76 | Контрольное занятие | |
77 | Звуко-буквенный анализ слов | Упражнять детей в выделении заданного звука | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [к] |
78 | Звуко-буквенный анализ слов | Упражнять детей в выделении заданного звука | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [г] |
Май |
I | 79 | Звуковой анализ слов | Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [х] |
80 | Звуковой анализ слов | Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове | Дифференциация [ г], к, х |
81 | Звуковой анализ слов | Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове | Упражнение в дифференциация всех звонких и глухих. Анализ слов и предложений со всеми звонкими и глухими |
II | 82 | Звуко-буквенный анализ слов | Закрепление материала по данной теме | |
83 | Звуко-буквенный анализ слов | Закрепление материала по данной теме | |
84 | Итоговое занятие | | |
III Фронтальное обследование устной и письменной речи |
Коррекция нарушения письма и чтения у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, 2-3 класс
№ | Тема | Лексическая тема | Развитие псих, функций |
1 | Виды речи-устная и письменная. Понятие «Текст» | Назови себя | Уточнения схемы тела |
2 | Деление текста на предложения. | Назови свой адрес | Выявление Ведущих функций. Уточнение и развитие старше, младше, позже, одновременно. |
3 | Слово. Деление предложений на слова. Деформированный текст. | Семья |
4 | Слова состоят из звуков. Выделение звуков в слове. | Семья |
5 | Определение количества звуков в словах простой структуры. Уточнение письменного шрифта. | Круглый год | Уточнение знаний о временах года. |
6 | Круглый год |
7 | Главный арт. Признак гласных звуков. Узнавание и выделение гласных в ударной позиции. | Приметы осени | Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь |
8 | Узнавание и выделение гласных в безударной позиции. Списывание с печатного текста. | | |
9 | Главный арт. Признак согласных звуков. Узнавание и выделение согласных звуков в слове. | Осень в лесу | Неделя |
10 | Дифференциация гласных и согласных. Выборочное списывание с доски. | Осень на полях | Дни недели |
11 | Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой анализ и синтез. Списывание с доски. | Животные осенью | Сутки Час |
12 |
13 | Работа над слоговым ударным ритмом. | Режим дня | |
14 | Письмо слогов и односложных слов под диктовку. | Завтрак, обед, ужин | |
15 | Дифференциация звонких и глухих согласных. Оглушение и проверка согласных в середине и конце слова. Письмо слов под диктовку. | Досуг спорт | Уточнение представлений о часе, мин. секунде. |
16 |
17 |
18 | Дифференциация твердых и мягких согласных. Письмо под диктовку. | Приметы зимы | |
19 |
20 | Дифференциация согласных по необходимости группы. | Одежда и обувь | |
21 |
22 | Речь состоит из предложений, | Зимняя и летняя | |
| предложения из слов. Списывание с печатного текста. | одежда | |
23 | Слова - предметы. Узнавание в предложении. Имя существительное, обозначающее явления природы, качества человека и чувства. Понимание и введение их в речь. Письмо под диктовку. | Погода Радость Веселье Страх | Уточнение и развитие зрительного представления на неречевом материале. |
24 |
25 |
26 | Антонимы – имя существительные. Работа над пониманием и введением в речь. | Животные Домашние Дикие | |
27 | Синонимы - существительные. | Цирк | |
28 | Работа над пониманием и введением в речь. | | |
29 | Многозначные имена существительные. | Театр | |
30 | Слова действия. Узнавание в предложении и тексте. | Кино | |
31 | Работа над глагольным словарем. Кто как говорит, кто как двигается. | В гостях | |
32 |
33 | Глагольные антонимы-понимание и введение в речь. | Мой дом | |
34 | Глагольные синонимы. Понимание и введение в речь. Письмо под диктовку. | Посуда | |
35 |
36 | Составление простых предложений. Подлежащее и сказуемое. | мебель | |
37 | Согласование подлежащего и сказуемого в роде и числе. Слова признаки. Письмо под диктовку. | Мой город Адрес | Развитие словесно-образного мышления |
38 |
39 | Украшение предложений именами прилагательными. Антонимы – имена прилагательные. Понимание и введение в речь. | В магазине |
40 |
41 | Синонимы- прилагательные. | |
42 | Понимание и введение в речь. | |
43 | Согласование имен прилагательных с сущ. В роде и числе. | Транспорт |
44 | Составление предложений из 3- 4 слов. Понятие главные и второстепенные члены предложения. | Приметы весны |
45 |
46 | Составление предложений с неизменяемыми сущ. | Приметы лета |
47 |
48 | Составление и запись предложений под диктовку, по схеме, по картине. | Летний отдых Поведение в лесу, |
|
Коррекция нарушений письма и чтения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, 2-3 класс
№ | Тема занятия | Задачи | Развитие психологической базы речи |
1 | Устная и письменная речь. Буквы. Артикуляционная гимнастика. | Развитие слогового анализа и синтеза. | Развитие пространственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве |
2 | Деление текста на предложения. Артикуляционная гимнастика | Развитие фонематического анализа и синтеза. | Уточнение знаний о схеме тела. |
3 | Предложение состоит из слов. Артикуляционная гимнастика. | Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове) | Развитие мелкой моторики. |
4 | Звуки речи. Артикуляционный признак гласных. | Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем). Дифференциация смешиваемых детьми фонем | |
5 6 7 | Узнавание и выделение гласных ( а, о, у, и, э) из начала, середины и конца слова. | Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове) | Развитие мелкой моторики. |
8 9 | Главный артикуляционный признак согласных звуков -преграда. Дифференциация гласных и согласных. | Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове) | Уточнение и развитие ориентировки во времени. |
10 11 | Согласный звук, его выделение из начала, середины, конца слова. | Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. | Уточнение и развитие ориентировки во времени |
12 | Гласные образуют слог. | Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. | Уточнение и развитие зрительного восприятия на неречевом материале. |
13 14 15 | Упражнения в слоговом анализе и синтезе. Ударный слог. Слоговой ритм. | Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. | Уточнение и развитие зрительного восприятия на неречевом материале |
16 | Позиция гласного в начале, середине и конце слова. | | |
17 | Звонкие согласные. Главный артикуляционный признак. | | |
18 | Дифференциация твердых и мягких согласных | Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем) | |
19 | Дифференциация согласных по звонкости и глухости | Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем) | |
20 | Дифференциация согласных П - Б | | Развитие слухового внимания |
21 | Дифференциация согласных Т - Д | | Развитие слухового внимания |
22 | Дифференциация согласных В - Ф | | Развитие слухового внимания |
23 | Дифференциация согласных К - Г | | Развитие слухового внимания |
24 | Дифференциация согласных С - З | | Развитие слухового внимания |
25 | Дифференциация согласных Ш - Ж | | Развитие слухового внимания |
26 | Дифференциация согласных Ш -С | | Развитие слухового внимания |
|
27 28 29 | Дифференциация согласных. Различных по артикуляционному признаку. Диктант. | | |
30 31 32 | Дифференциация оптически сходных букв. Диктант. | | Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания). |
33 34 35 | Проверка правописания оглушаемой согласной в середине и конце слова. | Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем) | |
36 37 38 | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И | Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем) | |
39 40 41 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем) | |
42 43 | Разделительный мягкий знак | Дать детям представление о разделительном мягком знаке | |
44 45 | Дифференциация гласных второго ряда между собой. | | Слогообразующая роль гласных. |
46 47 | Корень слова. | | Воспитание языкового чутья, зрительного и слухового внимания к слову, умение чувствовать и понимать его лексическое значение. |
48 49 | Суффикс | | |
50 51 | Приставка | | |
52 53 | Дифференциация предлогов и приставок. Диктант. | Дифференциация предлогов и приставок | |
54 55 | Безударная гласная в корне слова | Практические приемы проверки безударной гласной в корне слова | |
56 | Диктант | | |
Список использованной литературы:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - Москва, Просвещение, 1991.
2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – Москва, Просвещение, 1991.
3. Козырева Л.М. Как образуются слова. – Ярославль, Академия развития, 2001.
4. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. – Ярославль, Академия развития, 2001.
5. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. – Ярославль, Академия развития, 2003.
6. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. – Ярославль, Академия развития, 2003.
7. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. – Ярославль, Академия развития, 2001.
8. Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. – Ярославль, Академия развития, 2003.
9. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. – Ярославль, Академия развития, 2001.
10. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
11. Перспективное планирование логопедической работы в классах коррекции. - Биробиджан, 2002
12. Рамзаева Т.Г. Общеобразовательная программа начальной школы (1-4) по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2001.
13. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
14. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Русский язык. Материалы для проведения контрольных и проверочных работ. 1-4 классы. - Москва, АСТ - АСТРЕЛЬ, 2001.