Утвержден Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №1 «Улыбка» (протокол от 31.08.2020№1) |
План работы
педагога – психолога МБДОУ «Детский сад № 1 «Улыбка»
на 2020-2021 учебный год
Ибрагимовой Х.Р.
Пояснительная записка к годовому плану педагога-психолога
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначения дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Годовой план педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Улыбка» разработан в соответствии с:
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155 г Москвы «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.
Содержание годового плана учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении
Основные задачи ДОУ
- повышение уровня педагогической компетенции педагогов в целях освоения Федерального государственного стандарта дошкольного образования
- совершенствование познавательно - речевой активности детей при освоении образовательных областей через эмоциональное восприятие окружающего вида
- работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей через реализацию здоровьесберегающих технологий
Задачи педагога-психолога
- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию
- учет специфики возрастного психофизического развития воспитанников
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности
- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
- сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников
Основные направления деятельности:
Психологическая диагностика
- тесты и методики
- анкетирование
- наблюдение
Коррекционно-развивающая работа
- тренинги
- индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия.
Консультативная деятельность
- индивидуальное консультирование
- групповое консультирование
Экспертная работа
- участие на педагогических советах
- участие в ПМПк
Психологическое просвещение
- беседы, тематические выступления семинары
- лекции, круглые столы
- методические рекомендации
Организационно-методическая работа
- анализ
- планирование
- введение документации педагога-психолога
- посещение методических семинаров и курсов повышения квалификации
- разработка программ
- подготовка необходимых для работы материалов
- оформление кабинет
- изготовление наглядных средств, для занятий
- оформление папок
Диагностическая работа |
Форма проведения | Название метода | Сроки проведения | Контингент | Ответственный |
Наблюдение за адаптационным периодом всех вновь поступивших детей | Наблюдение в группах, беседа с воспитателями и родителями | Сентябрь и в течении года | Дети 2 младших групп, все вновь поступившие дети | Педагог-психолог |
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе | Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе | Октябрь | ГКП | Педагог-психолог |
Выявление детей с эмоциональными и поведенческими проблемами | Тест: «Дом, Дерево, Человек», «Лесенка» | Ноябрь и в течении года | Все дети | Педагог-психолог Воспитатель |
Диагностика эмоционального и психического состояния педагогических работников | Тест: «В порядке ли ваши нервы» | Декабрь | Воспитатели всех групп | Педагог-психолог |
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе (повторная) | Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе2 | Апрель | ГКП | Педагог-психолог |
Повторная диагностика детей с эмоциональными и поведенческими проблемами | Тест «Дом, Дерево, Человек» «Лесенка» | Май | Все дети от 4 до 7 лет | Педагог-психолог |
Индивидуальная и групповая диагностика по запросу и по мере необходимости | Тесты, опросники, анкеты | В течении года | Все участники образовательно -воспитательного процесса | Педагог - психолог |
Коррекционно - развивающая работа |
Формы проведения | Название метода | Сроки проведения | Контингент | Ответственный |
Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения в период адаптации | А.С Рожнина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации» | Сентябрь-октябрь (2 раза в неделю) | Дети 2 младших групп | Педагог-психолог Воспитатели |
Занятия с детьми по результатам психодиагностики готовности детей к школьному обучению | (групповая и индивидуальная работа) | Октябрь-Апрель | Старшие группы | Педагог-психолог Воспитатели |
Занятия по коррекции эмоциональных и поведенческих проблем у детей | Согласно индивидуального или группового маршрута сопровождения (групповая и индивидуальная работа) | Ноябрь и в течении года | Все нуждающиеся дети | Педагог-психолог |
Тренинг для педагогов | «Снятие эмоционального напряжения» (по результатам анкетирования) | Декабрь - Май | Все воспитатели и специалисты сада | Педагог-психолог |
Профилактическая работа |
Формы проведения | Название метода | Сроки проведения | Контингент | Ответственный |
Кто такой психолог в дошкольном учреждении | Выступление на родительских собраниях | Сентябрь | Родители детей всех группы | Педагог-психолог |
Возраст упрямства или кризис трех лет | Лекция для воспитателей | Ноябрь | Воспитатели младших групп | Педагог-психолог |
Неделя психологии | Оформление стендов, беседы с родителями, педагогами ДОУ, подготовка папок передвижек | Ноябрь | Все участники образовательно- воспитательного процесса | Педагог-психолог |
Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку | Выступление на родительских собраниях | Декабрь | Родители детей всех группы | Педагог-психолог |
Знания трехлетнего ребенка | Доклад | Январь | Воспитатели 2младших групп | |
Примерные ориентиры нормального развития ребенка | Лекция | Февраль | Воспитатели всех групп | |
Консультационная работа |
Формы проведения | Название метода | Сроки проведения | Контингент | Ответственный |
Консультация | Беседа | В течении года по запросу | Все участники образовательно -воспитательного процесса | Педагог-психолог |
Организационно - методическая работа |
Наименование работ | Сроки исполнения | Ответственный |
Заполнение отчетной документации Заполнение психологических карт на сопровождаемых детей Оформление договоров на психологическое сопровождение ребенка Оформление стендов Посещение районных и республиканских МО и.т.п. Обработка результатов тестирования Участие в родительских собраниях во всех возрастных группах | В течении года | Педагог - психолог |
Экспертная работа |
Наименование работ | Сроки исполнения | Ответственный |
Участие в работе ПМПк | По необходимости | Все участники консилиума |
Методическое обеспечение психологической работы |
Содержание работы | Используемый материал | Интеренет ресурсы |
Сопровождение периода адаптации | А.С Рожнина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации» | http://www.ourbaby.ru - «Наш ребенок»; http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»; http://testoteka.narod.ru - ТЕСТотека. |
Диагностика психологической готовности ребенка к обучению к школе | «Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе» Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Программа: Психологические игры и упражнения для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми | www.twirpx.com - информационный сайт. http://detvora74.ru - информационный портал |
Диагностика и коррекция эмоциональных и личностных проблем | Тест: «Дом, дерево, человек», «Лесенка» | www.twirpx.com - информационный сайт. http://5psy.ru - психологический портал; |
Диагностика эмоционального состояния педагогов | Тест «в порядке ли ваши нервы» | http://sites.google.com - «Логопед и психолог ОНЛАЙН»; |
Разработки по недели психологии | Стенды, тесты, тренинги | www.twirpx.com - информационный сайт; http://psy-diagnoz.com -информационный сайт; http://5psy.ru - психологический портал; http://www.psyoffice.ru - «Глубинная психология: учения и методики» |
Тренинговая работа с педагогическим коллективом | Тренинг профессионального выгорания педагогов | www.twirpx.com - информационный сайт; www.stud24.ru - «Информационный сайт для студентов»; www.psihologu.info - «Энциклопедия школьного психолога». |
| | |