ГОДОВОЙ ПЛАН ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Цель:
- психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса путем создания условий для психологического развития и повышения психологической компетентности членов школьного коллектива.
Задачи:
- психологический анализ социальной ситуации развития в учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- формирование позитивного отношения учащихся к своим возможностям, перспективам профессионального самоопределения, уверенности в себе, способности реализовать жизненные планы;
- помощь учащимся, педагогам и родителям в решении актуальных проблем развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы взаимоотношений с окружающими, нарушения эмоционально-волевой сферы;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в учреждении.
Проблема:
- развитие психологической компетенции членов школьного коллектива, как фактора формирования духовно-нравственной творческой личности в традициях национальной культуры.
СЕНТЯБРЬ
основное направление деятельности:
☻ планирование работы на новый учебный год;
☻ методическая работа с кл. рук. 1-х, 5-х классов;
☻ психологическое сопровождение процесса адаптации в 1-х, 5-х
классах;
☻ подготовка к комплексному исследованию познавательной
сферы детей 1-го и 2-го классов;
вид деят-ти | Содержание деятельности |
Д | 1. Планирование работы на новый учебный год. 2. Согласование плана с администрацией. 3. Помощь в формировании первого класса. 4. Корректировка картотеки микрорайона. 5. Диагностика уч-ся 1-х классов, не прошедших обследование на этапе приёма в школу. 6. Наблюдение за уч-ся 1 и 5-го классов во время и вне учебных занятий, оказание им необходимой организационной и психологической поддержки. 7. Проведение «Графического диктанта» в 1-2-х классах. |
КР | 1.Психологическое консультирование родителей первоклассников и пятиклассников 2. Консультации с родителями уч-ся 1-2-х классов по итогам «Графического диктанта». 3. Проведение групповых консультаций с родителями 1,2,3,4, классов. 4. Проведение групповых консультаций с родителями уч-ся 5-го класса по вопросам адаптации детей в среднем звене (выступление на родительском собрании) |
КП | 1.Проведение консультаций с педагогами первых классов по вопросам адаптации детей в 1-ом классе. 2. Индивидуальные консультации с педагогами 1-2-х классов по результатам «Графического диктанта». 3. Проведение индивидуальной консультации с учителем 1-го класса по результатам тестирования детей на этапе приёма в школу. 4. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами по вопросам адаптации уч-ся 5-го класса в среднем звене. |
ПР; Р | 1. Беседы с уч-ся на различные темы (по необходимости). |
ПК | 1. Консультации с психологами других школ. 2. Чтение психологической литературы. |
ПП | 1.Информирование родителей уч-ся 1класса о результатах диагностики; информирование о процессе адаптации детей к обучению в школе, рекомендации. |
А | 1. Завершение планирования. 2. Регистрация данных наблюдения за уч-ся 5-го класса и составление индивидуальных представлений на каждого ребёнка (построение профиля в психолого-педагогических картах). 3. Обработка результатов «Графического диктанта» |
ОКТЯБРЬ
основное направление деятельности:
☻ психологическое сопровождение процесса адаптации уч-ся
1,5-х классов;
☻ подготовка к комплексному исследованию познавательной
сферы детей 1-го и 2-го классов;
☻ диагностика уровня адаптации уч-ся 5-го класса
☻ выявление детей, составляющих категорию «трудных»;
вид деят-ти | Содержание деятельности |
Д | 1.Корректировка картотеки уч-ся группы риска (внутришкольный учёт). 2. Наблюдение за уч-ся 1,5-х классов во время уроков и вне учебных занятий. 3. Диагностика уровня адаптации уч-ся 5-го класса к обучению в средней школе. Изучение уровня тревожности (тест Филлипса) 4. Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) 5. Определение уровня агрессивности уч-ся 9-го класса (тест Басса-Дарки. 6. Изучение адаптационных возможностей учащихся 5 класса |
КР | 1. Консультации с родителями уч-ся 5-го класса по результатам диагностики. 2. Консультации с родителями уч-ся 9-го класса по результатам диагностики. 3. Индивидуальные консультации с родителями по различным проблемам. |
КП | 1. Индивидуальные консультации с педагогами 5-го класса по результатам определения уровня адаптации к обучению в средней звене. 2. Индивидуальные консультации с кл. рук-м 9-го класса по результатам диагностики. 3 Индивидуальные консультации учителей по личным и профессиональным проблемам. |
Р | 1. Индивидуальные консультации с учащимися по личным и учебным проблемам. |
ПР | 1. Беседы с учащимися 1-4 кл. совместно с соц. педагогом по различным темам (проведение «минуток» по безопасному поведению, профилактика педагогической запущенности, режим дня школьников и т.д.). |
ПП | 1. Выступления на родительских собраниях в 1,5-х классах |
ПК | 1. Обмен опытом с психологами других школ. 2. Чтение психологической литературы. |
А | 1. Обработка результатов диагностики определения уровня адаптации уч-ся 5- го класса. 2. Обработка результатов определения уровня агрессивности в 9-х кл. 3. Обработка результатов первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) 4. Занесение результатов наблюдения в психолого-педагогические карты и построение профилей уч-ся 5-го класса. 5. Создание автоматических индивидуальных карт на каждого учащегося. 6. Подготовка сообщения к родительским собраниям по результатам диагностик (по запросу). 7. Оформление психологической документации. |
НОЯБРЬ
основное направление деятельности:
☻ обследование детей, составляющих группу риска;
☻определение уровня мотивации в 4, 5, 9 классах;
☻ профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения;
☻ целевое посещение уроков;
☻ коррекционно-развивающая работа;
☻ экспертная деятельность;
☻ просветительская деятельность в педколлективе.
вид деят-ти | Содержание деятельности |
Д | 1. Обследование детей, составляющих группу риска совместно с соц. педагогом ( методика «ДАП-П» - определение девиантного поведения). 2. Определение уровня мотивации в 4, 5, 9 классах (1. 4-5 –ый классы – «тест Лускановой»; 2. 9 класс - «мотивация на знания или отметку»; учебная мотивация). 3. Изучение адаптационных возможностей учащихся 5 классов 4. Подбор материалов для просветительской деятельности. |
КР | 1. Беседы с родителями уч-ся группы риска по итогам обследования (выборочно). 2. Беседы с родителями уч-ся 1,2,5-х классов по результатам диагностик и наблюдений. |
КП | 1. Индивидуальные консультации учителей по результатам диагностик и наблюдений за уч-ся группы риска. |
ПР | 1. Индивидуальные беседы, групповые лекции с детьми девиантного поведения (совместно с соц.педагогом). 2. Индивидуальные беседы, групповые лекции по профилактике наркомании, правонарушений среди молодёжи: 9-11 классы (Наркотики. Мифы и факты) 3. Беседы с уч-ся с целью профилактики отклонений в развитии, поведении и деятельности (по запросу) |
Р | 1. Коррекционно-развивающая работа с уч-ся 1,2-х классов по результатам «Графического диктанта» (помощь педагогам в подборе программы развивающей работы). 2. Коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска (посещение кл. часов, беседы с целью профилактики отклонения в развитии и поведении детей, тревожности детей). 3. Индивидуальные консультации с уч-ся всех звеньев. |
ПП | 1.Доклад на МО кл. руководителей «………………………………..». 3. Сообщение на тему «Адаптация уч-ся 1-х классов» на МО учителей начальных классов. |
ПК | 1. Посещение мастер-класса «Профессионально-личностная компетенция педагогов-психологов в работе с одарёнными детьми и другими категориями учащихся» |
А | 1. Обработка результатов обследования и наблюдений детей группы риска. 2. Обработка результатов изучения мотивации уч-ся 4,5,9,11 кл. 3. Анализ результатов экспертной деятельности. 4. Заполнение психолого-педагогических карт и построение профилей учащихся; создание автоматических индивидуальных карт на каждого учащегося. 5. Подготовка материалов для бесед с уч-ся старших классов по антиалкогольной, антикурительной и антинаркоманийной пропаганде. 6. Работа с документацией. |
ДЕКАБРЬ
основное направление деятельности:
☻ психологическое сопровождение процесса адаптации уч-ся
1,5-х классов;
☻ диагностика способности к обучению уч-ся 5-9 классов;
☻ посещение родительских собраний и кл. часов с целью
пропаганды психологических знаний;
☻ посещение уроков.
вид деят-ти | Содержание деятельности |
Д | 1.Определение межличностных отношений уч-ся 5-х классов, выявление самооценки уч-ся 5 класса (Методика «Фотография Дереклеевой Н.И.») (социометрия). 2. Диагностика уровня состояния агрессии 5;7;10 -11ый классы 3. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися в режиме урока. 4. Тестирование юношей … г. р., подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (9-11 кл.) |
КР | 1.Оказание помощи детям и их родителям в учебной самоорганизации: планирование времени, подготовка дом. заданий, распределение сил и времени м/у предметами, освоение новых форм учебных заданий и т.д. (на кл. часах, родительских собраниях). |
КП | 2. Беседа с педагогами по результатам посещения уроков. 3. Консультирование педагогов по вопросам оказания помощи детям и их родителям в учебной самоорганизации. 4. Консультирование педагогов по результатам диагностики уч-ся 5-9-х классов. |
ПР | 1.Беседы и консультации с уч-ся по различным вопросам 2. Беседа с уч-ся 9-11 классов по профилактике суицидов. 3. Профилактические беседы с уч-ся 3-5 кл. по теме «Чистота вокруг нас» с показом экологической сказки. |
Р | 1. Консультации с уч-ся по личным и учебным проблемам. 2. Проведение коррекционно-развивающих мини-групп с уч-ся по итогам диагностик (по необходимости или запросам). |
ПП | 1.Посещение родительских собраний и кл.часов с целью пропаганды психологических знаний |
ПК | 1. Посещение районных и республиканских семинаров. 2. Чтение психологической литературы. 3. Обмен опытом с психологами других школ. |
А | 1. Анализ результатов диагностик в 5-9 –х классах. 2. Анализ посещённых уроков. 3. Подбор коррекционно-развивающих методик для работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении. 4. Занесение данных диагностики в автоматические индивидуальные карты учащихся. 5. Заполнение психологической документации. |
ЯНВАРЬ
основное направление деятельности:
☻ посещение уроков (МОРУ);
☻ исследование познавательных интересов учащихся 9-11
классов в связи с задачами профориентации;
☻ консультативная работа с уч-ся, педагогами, администрацией.
вид деят-ти | Содержание деятельности |
Д | 1.Исследование интеллектуального развития уч-ся 9-11 классов в связи с задачами профориентации (годовые оценки, Интеллектуальная лабильность). 2. Посещение уроков (МОРУ). |
КР | 1. Консультирование родителей по итогам диагностик (на родительских собраниях). 2. Консультирование родителей по личным и учебным проблемам детей. |
КП | 1.Индивидуальные консультации с педагогами по личным и профессиональным проблемам (по результатам посещённых уроков). 2. Консультации кл. руководителей по итогам исследования интеллектуального развития уч-ся 9-11 классов. |
ПР Р | 2. Консультации с уч-ся 9-11 классов по результатам обследования. 3. Выставка и беседа с уч-ся 9-11 классов «В мире профессий» (совместно с библиотекарем). |
ПП | 1. Пропаганда психологических знаний (индивидуально и в мини-группах). 2. Доклады на МО ……………………….. |
ПК | 1. Посещение практико-ориентированного семинара на тему «Реализация программ психологического сопровождения для детей группы риска» 2. Чтение психологической литературы. 3. Обмен опытом с психологами других школ. |
А | 1. Анализ посещённых уроков (МОРУ). 2. Обработка и анализ результатов интеллектуального развития в 9-11 классах. 3. Подготовка материалов для бесед с уч-ся старших классов по антиалкогольной, антикурительной и антинаркоманийной пропаганде. 4. Заполнение психологической документации. |
ФЕВРАЛЬ
основное направление деятельности:
☻ исследование личностного развития уч-ся 9,11 классов в
связи с задачами профориентации;
☻ консультативная работа с уч-ся, родителями, педагогами;
☻ посещение уроков (МОРУ).
вид деят-ти | Содержание деятельности |
Д | 1.Исследование профессиональных интересов учащихся IX-XI классов. «Карта интересов» Е.А. Климова. 2. Посещение уроков (МОРУ). 3. Определение коммуникативно-организаторских способностей уч-ся 9-11 классов. (Тест КОС) |
КР | 1. Консультации родителей уч-ся 9-11 классов по результатам тестирования. |
КП | 1. Консультации с педагогами по результатам диагностик 9-11-х классов и по результатам посещенных уроков. |
ПР Р | 1.Профилактические, коррекционно-развивающие и консультативные занятия с уч-ся по результатам диагностик. 2. Нравственные основы этики и психологии семейной жизни. Беседы для юношей и девушек (совместно с соц.педагогом). 3. Профилактика депрессий и помощь при депрессивном состоянии уч-ся (совместно с соц.педагогом). |
ПК | 1. Посещение мини-тренинга для подростков «Формирование толерантного отношения» 2. Обмен опытом с психологами других школ района. |
А | 1. Обработка и анализ результатов диагностики уч-ся 9-11 классов в связи с задачами профориентации. 2. Обработка результатов определения коммуникативно - организаторских способностей уч-ся 10 класса. 3. Анализ посещённых уроков (МОРУ). 4. Работа с документацией, методическими и инструктивными письмами. |
МАРТ
основное направление деятельности:
☻ определение уровня мотивации уч-ся 1,4-х классов.
☻ организационная и методическая подготовка к проведению
обследования детей, поступающих в первый класс;
☻ консультативная работа;
☻ профилактическая работа.
вид деят-ти | Содержание деятельности |
Д | 1. Определение уровня мотивации уч-ся 1,4-х классов (анкета Лускановой). 2. Обследование «проблемных» детей (по запросу). 3. Определение индивидуальных особенностей уч-ся 9-х классов (методика Айзенка). |
КР | 1. Индивидуальные консультации с родителями учащихся 1,4-х классов по результатам диагностики. 2. Индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностики в 9-х классах (по необходимости). |
КП | 1. Индивидуальные консультации педагогов 1,4-х классов по итогам диагностики. 2. Индивидуальные консультации педагогов по результатам диагностики в 9-х классах 3. Индивидуальные консультации по личным проблемам. |
КР Р | 1. Работа с учащимися по результатам диагностик. 2. Индивидуальные консультации с учащимися по личным проблемам. |
ПП | 1. Ознакомление с результатами диагностик на мини-педсоветах и МО. 2. Сообщение на МО учителей начальных классов «Адаптация уч-ся 1-го класса. Результаты на конец года». |
ПК | 1. Обмен опытом с психологами других школ, районов. 2. Посещение семинара Психологическая гостиная: «нетрадиционные методы работы по профилактике профессионального стресса». 3. Чтение психологической литературы. |
А | 1. Обработка и анализ результатов определения уровня мотивации в 1, 4-х классах. 2. Обработка и анализ результатов определения индивидуальных особенностей уч-ся 9-го класса по методике Айзенка. 2. Обработка результатов обследования «проблемных» детей. 3. Работа с документацией. |
АПРЕЛЬ
основное направление деятельности:
☻ организация и методическая подготовка к проведению
диагностики детей, поступающих в первый класс;
☻ посещение уроков (МОРУ);
☻ проведение индивидуальных консультаций родителей
будущих первоклассников по вопросам подготовки детей к
школьному обучению.
☻ определение профильно-ориентационной компетентности уч-ся
9 класса.
вид деят-ти | Содержание деятельности |
Д | 1.Диагностика психологической готовности детей, поступающих в 1ый класс. 2. Посещение уроков (МОРУ) по необходимости. 3. Определение профильно-ориентационной компетентности уч-ся 8-9 классов (методика ОПГ) |
КР | 1. Индивидуальные консультации с родителями шестилеток По вопросам подготовки детей к обучению в школе. |
КП | 1.Индивидуальные консультации с педагогами по результатам посещенных уроков (МОРУ). 2. Индивидуальные консультации с педагогами по личным и профессиональным вопросам. 3. Беседа с учителями будущих первоклассников по результатам обследования шестилеток на предмет готовности к школе. 4. 5. Беседы с учителями по результатам диагностики в 9 классе. |
ПР Р | 1.Профилактическая и развивающая работа с уч-ся (по необходимости или запросу). 2. Индивидуальные консультации с уч-ся. |
ПП | 1.Проведение методических семинаров с педагогами-предметниками 1-4, 5-8, 9-11 классов по итогам посещения уроков и наблюдения за детьми. |
ПК | 1. Посещение ТВ лабораторий, участие в семинарах, круглых столах, проводимых РУО и ИПК. |
А | 1. Анализ посещенных уроков. 2. Обработка и анализ результатов диагностики шестилеток. 3. Обработка и анализ результатов диагностики профильно- ориентационной компетентности уч-ся 9 класса. 4. Занесение результатов диагностик в индивидуальные карты учащихся. 5. Работа с документацией, с методическими и инструктивными материалами. |
МАЙ
основное направление деятельности:
☻ диагностика психологической готовности детей, поступающих в
1-ый класс
☻ диагностика уровня интеллектуального развития уч-ся 4-х классов
☻ диагностика психологической подготовка уч-ся 9,11 классов к ЕГЭ;
☻ посещение уроков (МОРУ)
☻определение самочувствия, активности, настроения уч-ся 9 класса перед
экзаменами.
☻коррекционно-развивающие занятия с уч-ся 9,11-го классов на этапе
подготовки к сдаче ЕГЭ.
вид деят-ти | Содержание деятельности |
А | 1. Диагностика психологической готовности детей, поступающих в 1-ый класс. 2. Посещение уроков (МОРУ) по необходимости. 3. Определение самочувствия, активности, настроения уч-ся 9,11 классов перед экзаменами (опросник САН) 4. Диагностика уровня интеллектуального развития уч-ся 4-х классов (методика ИРМШ). |
КР | 1. Индивидуальные консультации с родителями уч-ся 4-х классов по вопросам готовности детей к обучению в среднем звене. 2. Консультации с родителями выпускников по результатам диагностики е по подготовке детей к ЕГЭ и традиционным экзаменам. |
КП | 1. Консультации с педагогами по результатам определения готовности уч-ся 4-х классов к переходу в среднее звено. 2. Консультации с педагогами по психологической подготовке уч-ся 9,11классов к проведению ГИА, традиционного экзамена и ЕГЭ. 3. Консультации с педагогами по результатам диагностики интеллектуального развития уч-ся 4-х классов. |
ПР Р | 1. Развивающая, консультативная и коррекционная работа с уч-ся (по необходимости или запросу). 2. Коррекционно-развивающие занятия для уч-ся 9,11-го классов «Как психологически подготовиться к сдаче единого государственного экзамена» |
ПП | 1. Пропаганда психологических знаний индивидуально или в мини-группах. |
ПК | 1. Обмен опытом с психологами других школ, районов. |
А | 1. Обработка и анализ результатов диагностики шестилеток. 2. Обработка и анализ результатов диагностики уровня интеллектуального развития уч-ся 4-х классов. 3. Анализ посещенных уроков. 4. Подготовка блока рекомендаций по психологической подготовке к ГИА, традиционным экзаменам, ЕГЭ. 5. Работа с документацией. |
ИЮНЬ
основное направление деятельности:
☻ подготовка итоговой документации по деятельности школьной
психологической службы;
☻ проведение индивидуальных консультаций
вид деят-ти | содержание деятельности |
КР КП ПР Р ПК | 1.Проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами, родителями, учащимися. |
А | 1. Подготовка итоговой документации по деятельности школьной психологической службы в течение года. 2. Составление годового отчёта. |
13