Ачинск 2022 г.
Содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
содействовать формированию ценности здоровья и безопасного образа жизни;
содействовать сохранению психологического здоровья обучающихся;
содействовать формированию и развитию психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
проводить мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействовать индивидуализации образовательного маршрута;
содействовать педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формированию у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
осуществлять коррекционно-развивающие занятия с обучающимися согласно заключениям ПМПК;
оказать помощь учащимся в решении актуальных задач развития, обучения: при возникновении учебных трудностей, проблем с выбором профессионального маршрута, при нарушениях эмоционально-волевой сферы, появлении проблем в межличностных отношениях со сверстниками, педагогами, родителями;
осуществлять помощь в развитии психологической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;
содействовать педагогам и родителям в профилактике девиантного поведения и зависимостей.
№ | Направление работы | Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемые результаты |
1. | Диагностическая работа | Выявление уровня адаптации обучающихся во вновь сформированных классах, приступивших к обучению | Анкетирование учителя «Адаптация обучающихся» | Октябрь, апрель | Своевременная диагностика обучающихся с целью коррекции и координации работы всех служб школы, выявление детей с целью предупреждения школьной дезадаптации |
Письменный опрос родителей «Самочувствие моего ребёнка, его адаптация к школе» | Октябрь |
Диагностика учащихся по методикам: «Оценка школьной мотивации» | Сентябрь |
2. | Согласование психолого-педагогического маршрута | Участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ППк). | В течение года | Создание условий для эффективного развития, с учетом их индивидуальных особенностей |
3. | Изучение особенностей адаптации и включенности обучающихся в образовательный | Наблюдение, собеседования с родителями (законными представителями), педагогами, диагностика эмоциональной сферы обучающихся | Сентябрь-октябрь | Формирование групп развития и оказание помощи педагогам в организации дифференцированного подхода на уроке |
4. | Выявление "трудных" детей и формирование "группы риска" | 1. Методики: «Неоконченные предложения», «Домики» и др. 2. Социометрия | По запросу | Выявление девиантных форм поведения и личностных особенностей, формирование групп коррекции |
5. | Диагностика уровня познавательных процессов (памяти, внимания, мышления) | Диагностика эмоционально-волевой сферы и познавательных особенностей обучающихся | Сентябрь, май | Получение объективной информации о состоянии и динамики уровня сформированности УУД и эмоциональной сферы у учащихся |
6. | Изучение мотивационной сферы | Наблюдение | В течение года | Обеспечение успешности социализации личности, адаптированности к процессу обучения |
Собеседования с участниками образовательного процесса |
7. | Профилактика суицидального, агрессивного поведения, проявления экстремизма. Половое воспитание. | Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между обучающимися, педагогами, родителями посредством наблюдения, собеседования с участниками образовательного процесса, запросов, цветовой тест эмоционального состояния ребенка в школе | В течение года По запросу | Оказание психологической помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
8. | Промежуточная диагностика познавательных процессов. | 1. Наблюдение 2.Промежуточная диагностика учащихся по методикам 2. Беседа с участниками образовательного процесса | Декабрь | 1.Выявление уровня познавательных процессов. 2.Оказание психологической помощи. 3.Рекомендаци педагогам |
9. | Итоговая диагностика познавательных процессов. | 1. Наблюдение 2.Итоговая диагностика учащихся по методикам | Май | Выявление уровня познавательных процессов |
1. | Коррекционно-развивающая работа | Коррекция и развитие эмоциональной и познавательной сферы учащихся | Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с обучающимися | В течение года | Развитие познавательных способностей и эмоциональной сферы обучающихся. Овладение приемам саморегуляции |
2. | Организация эффективного процесса обучения | 1. Цикл мероприятий для обучающихся: - «Вместе весело шагать»; - «Дороги мира и согласия» - «Живительная сила дружбы» | Сентябрь Декабрь Апрель | Преодоление интеллектуальных и эмоциональных трудностей в обучении и общении |
3. | Сопровождение детей «группы риска» | Индивидуальные/ или групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися, попавшими в «группу риска» | В течение года | Коррекция психологического состояния. Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения |
4. | Коррекция психического состояния учителя | Семинар- тренинг «Давайте в жизни искать позитив» Арт-терапевтическое занятие «Мандалотерапия» Интерактивное мероприятие «Глубоко внутри меня» | Ноябрь Январь Март | Оказание психологической помощи по стабилизации психического состояния |
1. | Психологическое консультирование | Оказание помощи в проблемных ситуациях и профилактика школьной дезадаптации | Консультирование родителей, учителей, обучающихся по запросу (беседы, выработка рекомендаций) | В течение года | Повышение психологической компетентности в вопросах переживаемого детьми периода. Коррекция возникающих проблем |
2. | Сопровождение участников образовательного процесса | Совместная работа педагога-психолога и учителей по определению и корректировке индивидуальных образовательных траекторий с учетом диагностики уровня развития обучающихся | В течение года | Обеспечения индивидуально развития каждого ученика. Снижение уровня психологической тревожности |
3. | Оказание психологической поддержки и помощи детям «группы риска» | 1. Индивидуальная консультативная работа с учащимися, их родителями. 2. Консультации педагогов по результатам диагностики. | В течение года | Стабилизация эмоционального состояния. Разрешение проблемных ситуаций. Обеспечения индивидуального развития каждого ученика |
4. | Сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов | Консультации по запросам и обращениям | В течение года | Оказание помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов |
1. | Психологическое просвещение и профилактика | Профилактика агрессивных проявлений обучающимися, нормализация их эмоционального состояния | 1. Коррекционные занятия по снятию тревожности, нормализации эмоционального фона 2. Индивидуальная коррекция попавших в кризисную ситуацию. | В течение года | Снижение уровня тревожности, формирование уверенности в себе |
2. | Оказание психологической помощи родителя | 1. По итогам письменного опроса родителей «Самочувствие моего ребёнка, его адаптация к школе» подготовка рекомендаций 2. Семинар-тренинг «Тропинка к своему «Я» | Октябрь Февраль | Психологическое просвещение родителей Создание положительного эмоционального фона, снятие тревожности |
3. | Мероприятия, в рамках декады инвалидов | Арт-терапевтическое занятие для обучающихся «Дай сердца твоего коснуться сердцем» Тренинг для родителей «Прикоснись ко мне добротой…» | Ноябрь Декабрь | Создание положительного эмоционального фона |
4. | | Презентация итогов работы с обучающимися за учебный год | Статья - коллаж « Шкатулка памяти» на сайт школы | Май | Ознакомительная информация на сайт школы для родителей о проделанной работы за учебный год педагогов-психологов |
1. | Организационно-методическая деятельность | Координация деятельности пед. – психолога | Анализ и планирование деятельности педагога-психолога: годовой план, рабочие программы, программа самообразования, план развития кабинета, ведение прочей документации | В течение года | Организация работы педагога – психолога |
2. | Определение дальнейшего образовательного маршрута, профилактика школьной дезадаптации и неуспеваемости. | Подготовка и участие в работе ППк: -подготовка документов; -организационные вопросы; -работа с классными руководителями; -работа с родителями; -индивидуальная работа с учениками. | В течение года | Определение дальнейшего образовательного маршрута, профилактика школьной дезадаптации и неуспеваемости |
3. | Сопровождение детей «группы риска» | 1. Согласование с социальным педагогом детей, входящих в «группу риска» | Август | Определение дальнейшего образовательного маршрута |
4. | Профилактика школьной дезадаптации и неуспеваемости. | 1. Подготовка опросников, анкет, тестов, материалов для проведения групповых занятий. 2. Подготовка к собраниям, консультациям, коррекционно-развивающим занятиям. 2. Обработка диагностики. Анализ деятельности. | В течение года по запросу | Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий. Осмысление результатов проведённой работы |
5. | Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса | 1.Подготовка материалов и участие в работе педсоветов (подбор материала, литературы, методики диагностики, итоги проведенных исследований.) 2. Осуществление наблюдения в процессе посещения уроков, беседы с учителями, составление списка детей, вызывающих проблемы у учителей. 3. Обработка результатов диагностики, подготовка к проведению занятий, плановых мероприятий. | В течение года по запросу | Координация и коррекция работы пед. Коллектива. Реализация запланированных мероприятий по всем направлениям |