1. Социально-правовой статус
1.1 | Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: |
| государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 41». |
1.2 | Юридический адрес: |
| 344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 119 |
1.3 | Фактический адрес: |
| 344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 119 |
| Тел. факс: (863) 223-42-55 |
| е-mail: [email protected] сайт: 41school.ru |
1.4 | Банковские реквизиты: |
| ИНН 6166040873 КПП 616601001 ОГРН 1036166002949 УФК по Ростовской области (ГКОУ РО Ростовская школа-интернат № 41) л/с 03582003880 р/с 40201810800000000017 ОТДЕЛЕНИЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ г. Ростов-на-Дону БИК 046015001 |
1.5 | Сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя учреждения: учредителем и собственником имущества учреждения является Ростовская область; учреждение находится в ведении министерства общего и профессионального образования Ростовской области. |
1.6 | Устав зарегистрирован: |
| 09.11.2015 года приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области. |
1.7 | Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц | ГРН 2156196676546 от 20.11.2015 | |
1.8 | Лицензия: |
| Серия 61Л01 № 0003874 от 24.03.2016 г. выдана Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области регистрационный № 6291 24.03.2016 г Приказ Ростобрнадзора № 1131 от 24.03.2016 г. Срок окончания действующей лицензии: бессрочно |
2. Структура образовательного учреждения
Структура ГКОУ РО Ростовской школы-интерната № 41 в аспекте регулирования образовательного процесса включает в себя пять компонентов:
Учебно-воспитательный.
Научно-методический.
Воспитательный.
Административно-хозяйственный.
Лечебно-оздоровительный.
Первая составляющая образовательного процесса в школе-интернате – информационно-ресурсный блок – сориентирован на создание среды жизнедеятельности обучающихся. К таким средам в школе-интернате мы относим:
учебная среда;
методическая среда;
коррекционная среда;
воспитательная среда;
среда оздоровления;
информационная среда.
Учебная среда создаётся во взаимодействии субъектов образовательного процесса – учителями-предметниками, учителями начальных классов, учителями профессионального труда, учителями, ведущими обучения на дому.
Координатором выше указанного взаимодействия является заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Ядром усилий всех педагогов является ребёнок, осваивающий через организацию учебного процесса определённый объём содержания образования, жизненных компетенций.
Методическая среда предусматривает дифференцированный подбор педагогическим коллективом школы-интерната наиболее оптимальных, адекватных состоянию и уровню развития ребёнка, форм, методов, средств и приёмов организации образовательного процесса, обучение по основным адаптированным программам.
Коррекционная среда направлена на отработку механизма адаптации ребёнка, который функционально отражён в деятельности социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
Воспитательная среда – организация взаимодействия ребёнка с другими участниками социального общения – родителями, друзьями (товарищами), педагогами, общественными институтами – имеет своей целью, через деятельность заместителя директора по воспитательной работе, старшего воспитателя, воспитателей, педагогов дополнительного образования, спорт-инструкторов, педагогов-организаторов, классных руководителей – создать условия вхождения ребёнка в различные формы жизнедеятельности.
Среда оздоровления, которая представлена через и посредством деятельности медицинского персонала, фокусирует усилия всех субъектов образовательного процесса на необходимости оздоровления ребёнка, разработку таких методических приёмов деятельности, которые несут в себе здоровьесберегающий её характер.
Информационная среда, которая представлена интегрированными курсами по образовательным областям с включением информационных технологий, эффективным использованием мультимедийного и интерактивного оборудования, цифровых образовательных ресурсов в процесс обучения и коррекционную подготовку, что безусловно повышает социальные компетенции воспитанников – выпускников школы-интерната.
Схема информационно-ресурсного блока
образовательного процесса
Директор
школы-интерната
Заместитель директора
по УВР
Врач-педиатр
Врач-психиатр
Учебная
среда
развития ребёнка
Воспитательная
среда
развития ребёнка
Вторая составляющая обеспечения развития ребенка в системе организации образовательного процесса в школе-интернате № 41 – технико-ресурсный блок – состоит из трёх компонентов:
кадровая среда;
финансовая среда;
хозяйственная среда.
Кадровая среда представляет собой совокупность взаимодействия технического персонала, обеспечивающую функционирование на безопасном внешнем уровне деятельность педагогического коллектива, сотрудников, детей.
Финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения – есть сущность адекватной среды, создающей пространство предметно-развивающей и материальной компонент в изменениях ребёнка. Чем более ресурсно она обеспечена, тем больше имеется возможностей для придания процессу развития образовательного учреждения устойчивого характера развития.
Хозяйственная среда – обеспечивает посредством деятельности поваров, рабочих, кладовщика, кастелянши, операторов по стирке – удовлетворение естественных потребностей ребёнка (Постановление Правительства РО № 726).
Графически взаимодействие между компонентами технико-ресурсного обеспечения развития ребёнка в школе-интернате отражено как явление материального оснащения образовательного процесса.
Схема технико-ресурсного блока обеспечения образовательного процесса
3. Сведения о кадрах
Администрация ГКОУ РО Ростовской школы-интерната № 41
Директор ГКОУ РО Ростовской школы-интерната № 41
Козлова Елена Васильевна
Телефон: 8 (863) 2234255, email: [email protected]
Образование: высшее, окончила Ростовский государственный педагогический институт по специальности "Коррекционная педагогика и специальная психология",
Почетный работник общего образования Российской Федерации
В школе-интернате работает с 2018 г.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Данелян Виктория Эдвартовна
Телефон: 8 (863) 2234255, email: [email protected]
Образование: высшее, окончила ТГПИ по специальности "Социальная педагогика", МСГИ по специальности «Психология»
Почетный работник общего образования Российской Федерации
В школе-интернате работает с 2015г.
Заместитель директора по воспитательной работе
Саруханян Оганес Игитович
Телефон: 8 (863) 2234255, email: [email protected]
Образование: высшее, окончил Ленинаканский государственный педагогический институт им. Налбандяна по специальности "Математика".
В школе-интернате работает с 2014г.
Заместитель директора по административно-хозяйственной работе
Порядочная Людмила Владимировна
Телефон: 8 (863) 2234255, email: [email protected]
Образование: средне-специальное, Ростовский механический техникум
В школе-интернате работает с 2016 г.
Главный бухгалтер
Рыжков Андрей Вячеславович
Телефон: 8 (863) 2234255, email: [email protected]
Образование: высшее, Калмыцкий государственный университет, Межотраслевой региональный институт повышения квалификации и переподготовки кадров народного хозяйства при Калмыцком государственном университете по специальности «Бухгалтерский учёт и аудит»
В школе-интернате работает с 2015 г.
4. Сведения о контингенте обучающихся школы-интерната
Характеристика контингента обучающихся коррекционной школы по структуре дефекта (классификация, основывающаяся на клинико-патогенетических принципах, предложенная М. С. Певзнер), в соответствии с которой выделяют пять форм:
1. Неосложнённая форма – ребенок характеризуется уравновешенностью нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера изменена не резко. Ребенок способен к целенаправленной деятельности в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно.
2. Умственная отсталость, характеризующейся неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием возбуждения или торможения, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
3. Умственная отсталость с психопатоподобным поведением – у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.
4. Умственная отсталость, сочетающаяся с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Они дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
5. Умственная отсталость с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.
В отдельную группу нами выделены обучающиеся с расстройствами аутистичного спектра (РАС), т.к. аутизм предстаёт все более значимой социальной проблемой и достаточно распространенной проблемой детского возраста. РАС характеризуются нарушением развития средств коммуникации и социальных навыков. Для детей с РАС характерны аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
2018-2019 учебный год
класс | Общее количество детей | Распределение по группам с учётом структуры дефекта |
всего | Индивид. обучение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | РАС |
2 «А» | 14 | 3 | 1 | 2 | 1 | 7 | 0 | 3 |
2 «Б» | 12 | 1 | 2 | 2 | 3 | 4 | 0 | 1 |
3 «А» | 15 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 0 | 4 |
4 «А» | 13 | 0 | 2 | 3 | 3 | 3 | 0 | 2 |
4 «Б» | 14 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 0 |
5 «А» | 13 | 5 | 4 | 1 | 2 | 1 | 1 | 4 |
5 «Б» | 14 | 5 | 1 | 4 | 4 | 2 | 2 | 1 |
6 «А» | 16 | 5 | 2 | 3 | 1 | 6 | 2 | 2 |
6 «Б» | 15 | 7 | 4 | 3 | 1 | 4 | 2 | 1 |
7 «А» | 20 | 7 | 7 | 2 | 2 | 6 | 2 | 1 |
8 «А» | 16 | 6 | 2 | 5 | 3 | 4 | 1 | 1 |
8 «Б» | 13 | 5 | 1 | 3 | 2 | 4 | 2 | 1 |
9 «А» | 19 | 7 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 6 |
9 «Б» | 17 | 4 | 2 | 2 | 4 | 6 | 2 | 1 |
10 «А» | 8 | 0 | 1 | 1 | 0 | 5 | 0 | 1 |
11 «А» | 11 | 0 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Распределение обучающихся по группам обученности
(по В.В. Воронковой)
I группа – дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в условии программного материала.
II группа – характеризует более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.
III группа – обучающиеся отличается пассивностью, инертностью психических процессов. Нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам. Как правило эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам.
IV группа – характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих усвоение письма, простейшего счета, чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.
2018-2019 учебный год
класс | Общее количество детей | Распределение контингента обучающихся по уровням обученности |
всего | Индивид. | 1 уровень | 2уровень | 3 уровень | 4 уровень |
обучение |
2 «А» | 14 | 3 | 0 | 3 | 5 | 6 |
2 «Б» | 12 | 1 | 0 | 2 | 4 | 6 |
3 «А» | 15 | 3 | 3 | 4 | 3 | 5 |
4 «А» | 13 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 |
4 «Б» | 14 | 3 | 2 | 3 | 3 | 6 |
5 «А» | 13 | 5 | 6 | 1 | 1 | 5 |
5 «Б» | 14 | 5 | 3 | 3 | 3 | 5 |
6 «А» | 16 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 |
6 «Б» | 15 | 7 | 3 | 3 | 3 | 6 |
7 «А» | 20 | 7 | 4 | 6 | 4 | 6 |
8 «А» | 16 | 6 | 2 | 5 | 3 | 6 |
8 «Б» | 13 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 |
9 «А» | 19 | 7 | 3 | 3 | 5 | 8 |
9 «Б» | 17 | 4 | 2 | 5 | 3 | 7 |
10 «А» | 8 | 0 | 0 | 4 | 4 | 0 |
11 «А» | 11 | 0 | 3 | 3 | 5 | 0 |
Таким образом, 42% учащихся школы-интерната способны освоить базовый стандарт знаний, 24% – достаточный уровень, продвижение 34% учащихся может быть оценено лишь по результатам индивидуальных достижений.
При оценке итоговых знаний умственно отсталых обучающихся следует исходить от достигнутого им минимального уровня, т.е. из возможных оценок надо выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с интеллектуальным дефектом.
Сведения о контингенте обучающихся в разрезе территории
№ | Наименование районов, городов | 01.05.2016 | 01.05.2017 | 01.05.2018 |
| Азовский | 4 | 2 | 2 |
| Аксайский | 1 | 1 | 3 |
| Багаевский | 1 | 2 | 1 |
| Белокалитвенский | - | - | - |
| Боковский | 1 | - | - |
| Верхнедонской | - | - | - |
| Веселовский | 1 | 1 | 1 |
| Егорлыкский | 1 | 1 | 3 |
| Заветнинский | 1 | - | - |
| Зерноградский | 8 | 3 | 3 |
| Зимовниковский | - | - | - |
| Кагальницкий | 10 | 6 | 6 |
| Красносулинский | - | - | 1 |
| Мясниковский | 2 | 1 | 1 |
| Неклиновский | - | - | - |
| Песчанокопский | - | 1 | 1 |
| Пролетарский | 1 | 1 | - |
| Ремонтненский | 1 | 1 | 1 |
| Родионово-Несветайский | 2 | 2 | 3 |
| Усть-Донецкий | - | - | - |
| Целинский | 1 | - | 2 |
Итого по районам области: | 35 | 22 | 28 |
| Азов | 1 | - | - |
| Аксай | - | - | 1 |
| Батайск | 3 | 3 | 4 |
| Красный Сулин | - | - | - |
| Миллерово | - | - | - |
| Новочеркасск | - | - | 1 |
| Новошахтинск | 1 | - | - |
| Таганрог | - | - | - |
| Шахты | - | - | - |
| Зерноград | - | 4 | 4 |
| Зверево | - | 1 | 1 |
Итого по городам области: | 5 | 8 | 11 |
Итого по области: | 40 | 30 | 39 |
| Ростов-на-Дону | 229 | 215 | 217 |
| Ворошиловский | - | 48 | 55 |
| Пролетарский | - | 8 | 12 |
| Первомайский | - | 81 | 66 |
| Октябрьский | - | 23 | 28 |
| Железнодорожный | - | 21 | 12 |
| Советский | - | 23 | 20 |
| Ленинский | - | 11 | 14 |
| Кировский | - | - | 10 |
Итого по городам: | 234 | 223 | 228 |
Всего: | 269 | 253 | 256 |
Содержание образовательного процесса
1 . Нормативно-правовое обеспечение учебного плана
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Постановление правительства РФ № 228 от 12.03. 1997 года (с изменениями от 10.03.2000 г., 23.12.2002 г).
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1277 «Об утверждении примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима и специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии. СП №4076-86. Постановление Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03.1986г. (с изменениями от 29.06.2010г.).
2. Обоснование
Учебный план разработан в преемственности с планом 2014-2015 учебного года в соответствии с базисным учебным планом, разработанным для специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1277 «Об утверждении примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»).
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание педагогического процесса, регулирует обязательную и максимальную нагрузку обучающихся.
Учебный план обеспечивается программами специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, утвержденными министерством образования РФ и рекомендованными главным управлением школ министерства образования РФ программно-методическим обеспечением для X– XII классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
Содержанием учебного плана образовательная организация решает проблемы на уровне:
обучающегося, воспитанника - адаптации в социуме, профориентации и повышения уровня готовности выпускника к самостоятельной жизни с учетом современных требований общества; овладения разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
педагога – оптимизации и индивидуализации, дифференциации процесса обучения с учетом психофизических возможностей и индивидуальных особенностей обучающихся, воспитанников, использования различных форм организации образовательной деятельности, развития культуры образовательной среды, создания системы мониторинга и контроля качества образования;
родителя – демократизации системы образования и деятельности организации, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширения возможностей для социального партнерства, направленного на установление эффективного взаимодействия семьи и образовательной организации;
общества – выполнения социального заказа относительно воспитания социально-адаптированных членов современного общества, имеющих навыки трудовой деятельности рабочих, служащих на российском рынке труда; формирования основ гражданской идентичности обучающихся, воспитанников как основного направления развития гражданского общества.
Учебный план включает в себя следующие образовательные области: язык и литература (филология), математика, естествознание, обществознание, искусство, физическая культура, трудовая подготовка, коррекционные занятия, специально направленные на фронтальную и индивидуальную коррекцию сенсорного, интеллектуального развития детей (логопедия, ЛФК и занятия по развитию психических и сенсорных процессов).
В основу учебного плана положены компоненты федерального и регионального примерных учебных планов, учтены особенности обучающихся, воспитанников с нарушениями интеллекта, низким уровнем социальной адаптации, школьной зрелости, а также с неуточненным (сложным) диагнозом и множественными нарушениями развития.
Учебный план позволяет учесть возможности, особенности и потребности контингента, обучающихся школы – интерната: в настоящее время в образовательных учреждениях Ростовской области, как и по всей России, происходит постоянное увеличение детей, имеющих низкий уровень готовности к школьному обучению, испытывающих трудности в адаптации к школе и социальному окружению. В связи с этим учебный план обеспечивает возможность создания и функционирования (по мере комплектования) подготовительного класса для обучающихся с низким уровнем готовности к школьному обучению, выделения пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами.
Психолого-педагогические исследования подростков в учреждениях интернатного типа (И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Н.Н. Славина, Н.Н. Толстых и др.) свидетельствуют об отсутствии жизненных планов в средней и дальней перспективе, отсутствии интереса получать профессиональное образование, что зачастую приводит к неадекватности выбора профессиональной деятельности, несоответствии представлений о себе реальным возможностям и трудностям социализации, поэтому профессионально-трудовое обучение рассматривается как приоритетное в решении проблемы профессионального самоопределения, социальной адаптации и социализации выпускников, так как позволяет подготовить обучающихся к самостоятельной жизни в соответствии с требованиями современного общества, содействовать достижению ими социально желаемого уровня личностного развития. В этой связи по решению администрации школы и педагогического коллектива с учетом мнения родителей в учреждении функционируют классы 10-11 классы, в которых реализуются программы углубленной трудовой подготовки, разработанные на основе программ начального профессионального образования с учетом типологических и индивидуальных, психофизических особенностей обучающихся, воспитанников. В данных классах ведется углубленная трудовая подготовка по профилю труда, выбранному воспитанниками, обучающимися. В классы с углубленной трудовой подготовкой принимаются обучающиеся, воспитанники, окончившие 9 классов, которые в силу своих индивидуальных особенностей не смогут работать в условиях современного производства. Выпускникам 11 классов, прошедшим обучение по программам углубленного трудового обучения, выдается справка – квалификационная характеристика.
Учебный план наряду с традиционными, общеобразовательными предметами, содержание которых адаптировано к возможностям обучающихся с умственной отсталостью включает и специфические коррекционные – развитие устной речи, СБО, ритмика; индивидуальные и групповые коррекционные занятия по развитию высших психических функций.
Учебный план включает три компонента:
Федеральный и национально-региональный компоненты включают в себя ряд образовательных учебных предметов, в процессе усвоения которых при целенаправленной коррекционной работе, обучающиеся достигают определенного уровня знаний, необходимых для успешной социализации, овладевают прочными знаниями, навыками общения, учебного труда, культуры поведения, осваивают необходимые для включения в современное производство трудовые навыки и умения.
Национально-региональный компонент отражает специфику региона проживания – Ростовской области, ее самобытность, историю и культуру. Данный компонент учебного плана предполагает ознакомление обучающихся с историей Донского края, обычаями и традициями народов, проживающих на территории области, их культурным наследием с целью воспитания любви к малой родине, формирования личностных качеств гражданина, патриота, социально - трудовой адаптации в обществе.
На реализацию национально-регионального компонента отводится 25% времени от объема часов федерального компонента.
В образовательной области «Математика» предусмотрено до 10% времени на национально-региональный компонент, который реализуется через курс «Финансовая грамотность» в 8-11 классах и включение в состав обязательного минимума содержания образования дидактических единиц, содержащих в себе изучение экономических особенностей Ростовской области и освоение современных информационных технологий. В образовательных областях «Язык и литература (филология)», «Обществознание», «Трудовая подготовка» отводится до 15% времени для организации изучения обучающимися, воспитанниками содержания образования краеведческой направленности.
Национально-региональный компонент представлен интегрированным учебным курсом «Люблю тебя, мой край родной», автор Л.Л. Воронцова, 1993 (приложение№1), реализуется через предметы таких образовательных областей, как: «Язык и литература (филология)», «Естествознание», «Обществознание», «Искусство», «Физическая культура», «Трудовая подготовка» посредством подбора и составления текстов для чтения, для диктантов и изложений, выбора тематики сочинений, подбора музыкальных и художественных произведений о родном крае, изучения флоры и фауны Ростовской области, а также в ходе проведения экскурсий, нестандартных уроков с использованием ресурсов музейной педагогики, ресурсов библиотек города и области, при обучении трудовым умениям и навыкам, приобщении к профессиям, которые являются востребованными на региональном рынке труда. Образовательные области «Естествознание», «Физическая культура», «Искусство» содержат до 10% времени от общего количества часов, выделенных на реализацию национально-регионального компонента и представлены учебным предметом «Основы безопасности жизнедеятельности», который актуализирован социально-экономической ситуацией на современном этапе развития Ростовской области и интегрированным курсом «Здоровьесберегающие технологии», реализующимся как при изучении ОБЖ в условиях г. Ростова-на-Дону и Ростовской области, так и в дидактических единицах учебных предметов, включающих в себя усвоение навыков здорового жизненного стиля.
Компонент образовательного учреждения (школьный компонент) состоит из учебных курсов, направленных на реализацию приоритетных направлений школы-интерната и отражает его специфику. Содержание занятий и количество часов в неделю зависит от особенностей обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Данные учебные курсы являются обязательными для всех обучающихся, воспитанников и вносятся в сетку расписания.
Для формирования мыслительных операций, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики у детей с различным уровнем школьной зрелости, социальной адаптации и развития высших психических функций в соответствии со степенью выраженности умственной отсталости введены предметы – коррекционные уроки (1-4 класс), ритмика (1-4 класс).
Введение таких учебных предметов, как финансовая грамотность (8-11 классы), СБО (1-4 и 5-11 классы), этика и психология семейной жизни (9-11 классы), информационно-компьютерные технологии (как интегрированный курс) 3-9 классы – способствует формированию представлений о социальных компонентах окружающего мира; овладению разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.
Социальная адаптация осуществляется через привитие навыков осознанного, общественно-полезного и профессионального труда и реализуется в форме практической работы на базе школы-интерната (в рамках практических занятий по профессионально-трудовому обучению, дней трудовой практики и участия в проекте «Школьный дворик»), а также по договоренности на объектах города (городской парк Горького и др.).
Характеристика содержания образования
В структуре учебного плана выделены инвариантная и вариативная части, которые представлены основными видами учебных занятий: обязательные занятия, обязательные занятия по выбору образовательного учреждения и по выбору обучающихся. Вариативная часть служит для усиления базового ядра (инвариативной части). Ко всем учебным предметам в школе-интернате имеется программно-методический комплект (приложение № 2).
Письмо и развитие речи, как предмет, является ведущим, так как его усвоение во многом обеспечивает успешность всего школьного обучения.
Изучая математику, обучающиеся овладевают математическими знаниями и учатся применять их на практике.
Природоведение, биология, география направлены на формирование у обучающихся, воспитанников знаний о неживой и живой природе, правильного понимания явлений окружающей действительности, на воспитание ценностного, бережного отношения к природе.
Уроки истории и обществознания знакомят обучающихся, воспитанников с памятными, значительными событиями отечественной истории, с современной жизнью страны, с основами правового и нравственного воспитания.
На занятиях по изобразительному искусству, пению и музыке обучающиеся, воспитанники овладевают элементарными основами этих видов деятельности. Важное значение придается этим предметам в плане воспитания у детей художественного вкуса, развития эстетических чувств.
На уроках физического воспитания укрепляется здоровье школьников, формируется правильная осанка, совершенствуются и развиваются двигательные навыки, крупная моторика и координация движений, воспитывается физическая работоспособность, закладываются основы здорового образа жизни.
В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент содержания образования, гарантирующий овладение обучающимися, воспитанниками обязательным минимумом образования, обеспечивающим возможность освоения образовательных программ разных уровней и адаптацию в обществе:
трудовое обучение в 1-4 классах;
ритмика в 1-4 классах;
коррекционные уроки в 1-4 классах;
развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений действительности 1- 4 классах;
логопедия в 1-7 классах;
информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) с элементами математики – в 3-7 классах (обучающиеся делятся на подгруппы);
СБО в 5-11 классах (обучающиеся делятся на подгруппы).
На уроках развития речи у обучающихся, воспитанников формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении письму, чтению, математике, естествознанию, истории, труду в старших классах.
На занятиях СБО осуществляется практическая подготовка обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих повышению общего уровня развития.
Специфической формой организации учебных занятий в школе-интернате являются интегрированные занятия, а также индивидуальные и подгрупповые занятия для обучающихся с выраженными речевыми и двигательными нарушениями. Задача этих предметов заключается в создании условий обучающимся для овладения ими тем уровнем коммуникативных знаний, умений, навыков, которые необходимы для их успешной социальной адаптации, позволяющей каждому активно включаться в различные структурные элементы социальной сферы, т.е. посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами человеческого общежития. Целью и задачами трудового обучения в младших классах (1-3) является возможность овладения элементарными приемами труда, формирования у обучающихся, воспитанников общетрудовых умений и навыков, самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Трудовое обучение в 4 классе имеет общетехнический характер, проводится на базе учебных мастерских: швейных, картонажно-переплетной, строительной, гончарной, мастерской по декоративно-прикладному искусству и рассматривается как пропедевтическое для формирования некоторых новых организационных умений и навыков поведения, востребованных в профильной мастерской. В процессе обучения ведется наблюдение, целью которого является определение индивидуальных профессиональных возможностей обучающихся в овладении тем или иным видом профессионального труда.
Этика и психология семейной жизни является дисциплиной, которая призвана воспитать обучающегося, воспитанника, способного в будущем создать семью, вести здоровый образ жизни и обеспечить полноценную жизнь, а также вырастить и воспитать своих детей.
Курс информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) с элементами математики преследует несколько целей: общее знакомство обучающихся с устройством и функциями персонального компьютера (ПК), обучение детей и подростков азам пользовательской деятельности на ПК, интегрирование информационных технологий в различные школьные дисциплины с целью повышения познавательной активности обучающихся, интереса к предметам в начальной и основной школе; использование информационных технологий в воспитательной работе для профилактики вредных привычек, в краеведческой работе, профессиональной деятельности воспитателей и классных руководителей; использование специализированных компьютерных технологий для проведения диагностики (различной направленности) обучающихся, воспитанников.
Вариативная часть направлена на реализацию национально-регионального и школьного компонентов и представлена как отдельными предметами, так и интегрированием краеведческого материала в содержание учебных предметов:
ОБЖ в 5классах;
ИКТ в 8-9 классах (обучающиеся делятся на подгруппы);
СБО в 1-4 классах (обучающиеся делятся на подгруппы);
Этика и психология семейной жизни в 9 классе;
Финансовая грамотность в 8-11 классах;
Учебные пособия (приложение № 3) соответствуют федеральному перечню учебников и пособий на 2017-2018 учебный год.
Ведущей идеей курса «Финансовая грамотность» является подготовка обучающихся, воспитанников к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях. Содержание данного курса преимущественно касается экономики семьи и личного потребления с целью становления у старшеклассников специальной (коррекционной) школы-интерната практической экономической грамотности.
Целью профессионально-трудового обучения в 5-7 классах является подготовка к осознанному самостоятельному труду по получаемой специальности в условиях промышленных предприятий, в сфере обслуживания. В 8-9 классах профессионально-трудовое обучение завершается в соответствии с выбранной профессией, характерной для конкретного предприятия: швея, брошюровщик, переплетчик, столяр и др. По завершении обучения в 9 классе, при успешном прохождении итоговой аттестации по труду, выпускникам в установленном порядке выдается свидетельство государственного образца об окончании образовательного учреждения.
Обучение в 10-11 классах представляет собой период углубленной трудовой подготовки обучающихся, воспитанников. В период обучения в 10-11 классе образовательным учреждением создаются условия для включения обучающихся, воспитанников в процесс производства, близкий к допрофессиональному уровню.
Программа углубленной трудовой подготовки составлена учителями труда с учетом требований квалификационной характеристики к рабочим данной профессии. В течение производственного периода трудовой подготовки учителя осуществляют коррекцию трудовых действий обучающихся, воспитанников на рабочих местах, кроме того, перед ними стоит задача воспитать положительное отношение к будущей профессии, научить соблюдать правила техники безопасности, культуры труда, трудовой дисциплины и производственной санитарии.
При 6-ти дневной учебной неделе углубленное трудовое обучение организуется двумя модулями:
2 производственных дня в неделю по 6 академических часов в день обучающиеся, воспитанники работают в учебных мастерских школы-интерната;
В течение 4-х дней обучающиеся, воспитанники работают либо в школьных оборудованных мастерских, либо в производственных условиях на предприятиях города.
В условиях школы-интерната обучающиеся, воспитанники могут быть заняты общественно-полезными видами труда, осваивая специальности младшего обслуживающего персонала (уборщик помещений, дворник и т.д.).
4.Условия реализации учебных планов.
Режим работы школы-интерната согласуется с СанПин (санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима и специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии. СП №4076-86. Постановление Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03.1986г. (с изменениями от 29.06.2010г.).
Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели
II-XI классы – 34 учебные недели
Для обучающихся, воспитанников 1 класса предусмотрены февральские дополнительные каникулы (19 февраля – 25 февраля).
Школа-интернат работает в режиме пятидневной учебной недели.
Начало работы школы – 8.30.00 утра,
продолжительность урока для 1 классов – 35 минут;
продолжительность урока во 2-11 классах – 40 минут.
Занятия проводятся в одну смену.
Расписание звонков | 08.30 - 09.10 09.20 -10.00 10.10 - 10.50 11.00 - 11.40 12.00 - 12.40 13.00 - 13.40 13.50 – 14.30 |
Промежуточная аттестация | В течение года по графику 14-18 мая |
Государственная (итоговая) аттестация | 9,11 классы – 31 мая 2018 |
Каникулы | Осенние 03 ноября – 12 ноября в 1-11 классах Зимние 30 декабря – 9 января в 1-11 классах Весенние 24 марта – 01 апреля в 1-11 классах Летние 01 июня – 31 августа в 1-11 классах |
Дополнительные каникулы в 0-1 классах | 19 февраля – 25 февраля |
Дни Здоровья | 02 ноября 29 декабря 23 марта 27 апреля |
Учебный год делится на четверти:
Дата | |
Четверти | Начало четверти | Окончание четверти | Продолжительность (количество учебных недель) |
1 четверть | 01.09.2016 | 02.11.2017 | 9 недель |
2 четверть | 13.11.2017 | 29.12.2017 | 7 недель |
3 четверть | 10.01.2018 | 23.03.2018 | 10 недель |
4 четверть | 02.04.2018 | 30.05.2018 | 8 недель |
Продолжительность каникул в течение учебного года:
Каникулы | Дата начала каникул | Дата окончания каникул | Продолжительность в днях |
Осенние | 03.11.2017 | 12.11.2017 | 10 дней |
Зимние | 30.12.2017 | 09.01.2018 | 11 дней |
Весенние | 24.03.2018 | 01.04.2018 | 9 дней |
Дополнительные каникулы для 1 класса | 19.02.2018 | 25.02.2018 | дней |
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Восстановление и поддержание здоровья детей, повышение функциональных резервов и адаптационного потенциала организма, улучшение качества жизни и работоспособности ребенка является актуальной задачей учебно-воспитательного процесса школы-интерната. В связи с этим, сохранение и укрепление здоровья детей можно назвать приоритетным направлением, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Поэтому в современной школе-интернате должны быть созданы определенные условия, которые помогут осуществлять обучение, воспитание и развитие личности оптимально. Одним из таких условий является применение в школьной практике здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии на наш взгляд, применяемые в учебно-воспитательном процессе, разделены на три основные группы:
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами, воспитателями, психологами (например, система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни).
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
В начальной школе в каждом классе за счет уроков ритмики, физической культуры и других предметов учебного плана увеличено время на двигательную активность ребенка (уроки физической культуры организованы в соответствии с приказом министерства образования и науки РФ от 10.04.2002 года №29\2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»). Для этого выделяется 3 часа, 2– это уроки физической культуры, 1 – в начальной школе ЛФК, а в старших классах (5-11) – спортивные секции, которыми охвачено около 90% воспитанников, не имеющих медицинских противопоказаний. Учет состояния здоровья детей, наличие таких гибких технологий в арсенале учителя не допустит «выпадения» ребенка из учебного процесса по состоянию здоровья.
Психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами, воспитателями, психологами (например, система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни).
В школе-интернате проводятся ежеурочные физкультурные паузы, внеклассные и внешкольные спортивно-массовые мероприятия (спортивные праздники, соревнования, туристические походы, экскурсии и т.д.). Один раз в четверть согласно годовому календарному учебному графику проводятся Дни здоровья. Обязательной является трудовая практика 5-11 классов, которая проводится на базе школы-интерната. Для учащихся 5-7 классов – 10 дней, 8-10 классов – 20дней,11 классов – 30 дней.
Организация трудового обучения
№ п/п | Профиль трудового обучения | Виды труда | Количество занятых обучающихся |
1 | Швейное дело | Пошив изделий, ручная работа с тканью, работа со швейной машиной (ручной и электрической), элементарные навыки раскроя | 30 |
2 | Строительное дело | Покраска деревянных и металлических поверхностей, основы малярно-штукатурного дела | 15 |
3 | Картонажно-переплётное дело | Работа с бумагой, картоном, переплёт, резка бумаги | 12 |
4 | Столярное дело | Обработка древесины | 10 |
5 | Декоративно – прикладное искусство | Обработка бумаги и картона, бисероплетение, макетирование из спичек, вязание | 18 |
7 | Гончарное дело | Изготовление и декорирование изделий из глины и солёного теста. | 4 |
8 | Младший обслуживающий персонал | Уборка помещений, уборка двора. | 59 |
9 | Сельско-хозяйственный труд | Уход за растениями в условиях города | 14 |
ИТОГО: | 162 |
Дополнительное образование
№ п.п. | Наименование дополнительных образовательных программ | Основные направления работы | Количество обучающихся по дополнительным образовательным программам |
Основные кружки: |
1. | Ансамбль шумовых и народных инструментов «Весёлые ребята» | Освоение навыков игры на народных инструментах | 19 |
2. | Спортивная секция | Общая физическая подготовка, футбол, настольный теннис, плавание (на основе договора с бассейном «Коралл») | 50 |
3. | Танцевальный кружок «Фристайл» | Постановка танцев, отработка танцевальных движений | 32 |
Кружки в рамках внеклассной работы: |
1. | Студия театральных постановок «Сказка» | Работа по театрализации известных сказок. | 15 |
2. | Литературно-краеведческий клуб «Дончане» | Литературно-краеведческая экскурсионная работа по изучению истории, традиций Донского края. | 12 |
3. | Занятия в автогородке | Закрепление знаний по ПДД на практических занятиях в автогородке. | 52 |