СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Годовые тесты по русскому языку для 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Переводной экзамен по русскому языку в 7 классе проводится с целью проверки  знаний, умений, навыков, которыми должны владеть воспитанники 7 класса на конец учебного года.

  Личностными результатами освоения воспитанниками 3-го уровня обучения программы по русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.  

Просмотр содержимого документа
«Годовые тесты по русскому языку для 7 класса»



Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области

«Каменск-Шахтинская школа-интернат»





Утверждаю


Директор ГБОУ РО

«Каменск-Шахтинская школа-интернат»

Пискунова Г.А. ____________________


«______» _________________ 2016 г.







Экзаменационный материал по русскому языку
для переводного экзамена

за курс 7 класса

2015-2016 учебный год




Учитель: Кудинова Н.В.





Рекомендовано


Руководитель МО учителей-словесников

ГБОУ РО «Каменская-Шахтинская школа-интернат»


Диченскова В.А.


Протокол №____ от «____» _________ 2016 г.





г. Каменск-Шахтинский

2016 год






Переводной экзамен по русскому языку в 7 классе проводится с целью проверки знаний, умений, навыков, которыми должны владеть воспитанники 7 класса на конец учебного года.

Личностными результатами освоения воспитанниками 3-го уровня обучения программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
•адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; 
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-







побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения воспитанниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,





словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к 
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 

Основные умения и навыки

К концу 7 класса по русскому языку учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в V-VI классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Основные умения по разделу «Речь»

Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте списание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояния и пр.

Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и достояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету, рекламные аннотации.

Совершенствование текста. С учетом стиля речи могут совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного, публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.



Критерии оценивания

Оценка тестов

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала

Оценка

Степень выполнения заданий

2

Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

3

Выполнено не менее 70 % предложенных заданий

4

Выполнено не менее 80 % предложенных заданий      

5

Выполнено не менее 90 % предложенных заданий


Тестовые работы оцениваются в зависимости от конкретных тестовых заданий и от количества запрограммированных правильных ответов. Промежуток между баллами составляет 10 процентов от максимального балла. Отметка"3" выставляется за 60 процентов выполненных заданий.

В 7 классе воспитанникам могут быть предложены творческие работы(сочинения).

Оценка сочинений и изложений

С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы провер­ки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 7 классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 7 классе – 200-250.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение рас­крывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по ли­тературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитыва­ется: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое един­ство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки кон­трольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нор­мативам:

Оценка

Основные критерии оценки


Содержание и речь

Грамотность

1

2

3




«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Содержание работы излагается последовательно.

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребле­ния слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются: •

2 орфографические +

2 пунктуационные +

3 грамматические ошибки;

• 1 орфографическая +

3 пунктуационные +

3 грамматические ошибки;

• 0 орфографических +

4 пунктуационные +

3 грамматические ошибки.

В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»

«3»

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается


единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: •

0 орфографических +

5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);

• 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 4


орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки

1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.

4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

«1»

Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок










































Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.

При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригиналь­ность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. На­личие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повы­сить оценку на 1 балл.

Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного на­писания на верное) оценка снижается на 1 балл.

Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для




отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Итоговый контрольный тест по русскому языку для 7 класса













































I вариант

  1. Раздел науки о языке, в котором изучаются состав слова и способы образования слов, называется:

1) морфологией

2) фразеологией

3) словообразованием

4) орфографией

2. Выберите предложение с лексической ошибкой.

    1. Хозяин решил подарить своему гостю старые часы.

    2. В сочинении ученика было много ошибок.

    3. Столяр строгал что-нибудь, пилил или читал вслух газету.

    4. Глубина тёмного леса пугала детей, которые в темно­те потеряли дорогу.

3.Укажите, в каком ряду на месте выделенных букв произносится один и тот же звук.

1) воды, водяной, водный

2) дело, деловой, сделать

  1. тереть, растирать, вытер

  2. пить, пей, поилка

4. Отметьте слово с двумя суффиксами.

  1. карманный

  2. столичный

  3. услышанный

  4. комариный

5. Определите, каким способом образовано слово подо­конник.

    1. приставочным

    2. суффиксальным

3) приставочно-суффиксальным

4) сложением основ

6. В каком ряду во всех словах пропущена непроизно­симая согласная корня?

      1. вкус…ный, доблес…ный

      2. уча...ствовать, громоз…кий

      3. ярос…ный, ровес...ник

      4. горес...ный, сверс…ник

7. Определите вид орфограммы в корнях следующих слов:

(встреча с) избирателями, блистательный (успех), зарастать (травой).

        1. чередующаяся гласная корня

        2. безударная проверяемая гласная корня

        3. безударная непроверяемая гласная корня

4) написание необходимо запомнить

8. На месте каких цифр в предложении пишется при­ставка ПРИ-?

Туристы пр(1) кратили пр(2)глупый спор и, пр(3)возмогая усталость, пр(4) ступили к поискам пр(5)станища.

    1. 2,5

    2. 3,4

    3. 4,5

    4. 3,5

9. Укажите непостоянные признаки выделенного име­ни существительного в предложении Вдруг подул ветер, вырвал у меня из рук удочку и бросил её вниз.

    1. нариц., неодуш., мн. ч.

    2. нариц., мн. ч., род. п.

    3. мн. ч., вин. п.

    4. мн. ч., род. п.

10. Определите синтаксическую функцию имени прила­гательного в предложении В этом году зима более снежная, чем в прошлом.

      1. подлежащее

      2. сказуемое

      3. дополнение

4)обстоятельство

11. Укажите постоянные признаки выделенного имени числительного в предложении Девятого в полдень третья бригада досеяла оставшиеся восемь гекта­ров (М. Шолохов ).

        1. порядковое, простое



        1. количественное, простое

        2. порядковое, ж. р.

        3. порядковое, мн. ч., ж. р.

12. Отметьте грамматические признаки выделенного местоимения в предложении Некоторое беспокойство сквозило в её глазах, движениях, походке. (М.Шолохов)

  1. неопределенное, ср. р., ед. ч., вин. п.

  2. определительное, ср. р., ед. ч., им. п.

  3. неопределённое, ср. р., ед. ч., им. п.

  4. вопросительное, ср. р., ед. ч., им. п.

13. Выберите верный вариант грамматической характе­ристики глагола как части речи.

1) может иметь степени сравнения

2) изменяется по числам и падежам

3)не изменяется

4) изменяется по лицам и числам

14. Определите переходность, вид и наклонение глаголов в предложении Скорей! Пошёл, пошёл, Андрюшка! (А. С. Пушкин)

1) перех., сов. вид, изъявит, наклон.

2) неперех., сов. вид, изъявит, наклон, в значении пове­лительного

3) неперех., сов. вид, изъявит, наклон, в значении сосла­гательного

4) неперех., несов. вид, сослагат. наклон.

15. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пи­шется буква Ь?

  1. весело улыбают...ся, ёж колюч...

  2. обжеч...ся кипятком, закон...чить доклад

  3. гряда туч..., мощ...ный двигатель

  4. перестань кривлят...ся, поджариш... котлеты

16. Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно.

1) (земле)владение, (двадцати)трёхлетний

  1. (место)жительства, (ни)(у)кого

  2. (купля)продажа, (пол)тора

  3. (ума)лишённый, (какой)либо

17. Укажите непостоянные признаки причастия в пред­ложении У ворот кончилась дорога, вымощенная жёлтым кирпичом, которая много дней вела их к заветной цели. (А. Волков).

    1. страдательное, ед. ч., м. р.

    2. им. п., ед. ч., ж. р.

    3. прош. вр., вин. п., ед. ч.

    4. несов. вид, им. п., ед. ч., ж. р.

18. Отметьте ряд, в котором употреблены действитель­ные причастия.

      1. скачущая лошадь, добываемый уголь

      2. трепещущая рыбка, значащиеся по списку предметы

      3. грохочущий водопад, нагружённая шлюпка

      4. восстановленный документ, цветущая вишня

19. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква Е?

        1. посе...вший рожь крестьянин, ре...щие знамёна

        2. пристрел…нное ружьё, слыш...нная мною история

        3. увенч...нная короной голова, подстриж…нная трава

        4. ненавид...вший опоздания учитель, застро...нные уча­стки земли

  1. В каком ряду во всех словах пишется одна буква Н?

          1. выкраше...ые лавки, поляна освеще...а

          2. оловя...ый солдатик, зелё...ый лес

          3. тка...ый узор, румя...ые лица

          4. жжё...ый сахар, стра...ый случай

  1. Отметьте ряд, в котором все деепричастия несовершенного вида.

1) сокращая, поднимая

2)опустив, занимая

3)предупредив, наняв

4)зарывшись, увидев

22. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.

1) Прячась в высоких зарослях камыша и осоки, тихо струится живой лесной ручеёк.

2) Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и двинулся мне навстречу.

3) Даже заметив человека, заяц не спешит уходить.

4) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.

23. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Калиныч провёл нас в избушку, увешенную пучками сухих душистых трав (И. Тургенев).

2) Из сеней он попал в комнату, чуть-чуть озарённую светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу. (по Н. Гоголю).

3)Порфирий вышел, как-то согнувшись, и как бы избе­гая глядеть на Раскольникова. (Ф. Достоевский).

4)По широкой улице уже шагал, постукивая палкой, сгорбленный старик в чёрной пелерине и, кряхтя, на­гибался, когда остриё палки выбивало окурок. (В. На­боков).

24. Определите разряд и степень сравнения выделенно­го наречия в предложении И лес шумит дружней, когда деревьев много.

1) наречие меры, простая превосходная степень

  1. наречие места, составная сравнительная степень

  2. наречие образа действия, простая сравнительная сте­пень

  3. наречие цели, простая превосходная степень

25. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква О.

    1. дочерн..., начист...

    2. ещ..., дотл...

    3. свеж..., задолг...

    4. горяч..., снов...

26. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно.

      1. говорить (без)умолку, ступать (по)медвежьи

      2. поймать (на)лету, одеться (по)зимнему

      3. сделать (на)совесть, поднять (по)выше

      4. сделать (во)время, тратить время (по)пусту

27. Отметьте предложение с ошибкой в образовании фор­мы числительного.

        1. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.

        2. Трое юношей и три девушки исполнили красивый та­нец.

        3. Город находится в полутора километрах от областно­го центра.

        4. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать три учащихся.

28. Укажите служебные части речи.

          1. наречие, предлог, союз

          2. предлог, союз, частица

          3. причастие, деепричастие, наречие

          4. наречие, числительное, местоимение

  1. В состав какого члена предложения входит предлог в предложении?


Вследствие недостатка сухих дров мы снова зябли ночью (В.Арсеньев).

  1. определение

  2. дополнение

  3. обстоятельство

4) не является членом предложения

30. В каком предложении есть предлог в с существитель­ным течение?

1) студент отсутствовал на занятиях (в)течени... недели.

2) Мы наблюдали изменения (в)течени... реки.

3) В )течени... всей дороги Касьян сохранял упорное молчание (И. Тургенев).

4) В)течени... этого часа он не произнёс ни одного слова ( И. Тургенев).

31. Определите разряд следующих союзов: если, пока, чтобы, едва.

1) сочинительные противительные

2)подчинительные разделительные

3) подчинительные изъяснительные

4) подчинительные условные

32. Укажите предложение, где выделенное слово пишет­ся слитно.

  1. Было совсем летнее утро, и только (по)тому спокойствию, которое царило в воздухе, чувствовалось, что это спокойствие последних дней осени (И. Бунин).

  2. ( По)тому, как он внезапно останавливался и огляды­вался на товарищей, видно, что ему хочется сказать что-то важное.

  3. Смерть отца, которого он любил мало, потрясла Мар­тына именно (по)тому, что он не любил его как сле­дует (В. Набоков).

  4. Петру Михайловичу показалось нелепым, что тётка вмешивается в чужие дела и свой отъезд ставит в за­висимость (от)того, что ушла Зина (А. Чехов).



33. Выберите верный вариант грамматической характе­ристики частицы как части речи.

    1. может иметь краткую и полную формы

    2. изменяется по падежам и числам

    3. изменяется по падежам, числам и родам

    4. не изменяется

34. Укажите предложение, в котором выделенные час­тицы пишутся через дефис.

1) Где(то) из какого(то) дома из чьей(то) трубы вы­ходил дымок (М. Пришвин).

2) Буланину достался очень широкий пиджак, достигав­ший ему чутъ(ли) не до колен (А. Куприн).

3) Давыдов часто просыпался, то(ли) оттого, что греме­ла крыша, то(ли) от полуночного холода (М. Шоло­хов).

4) Пелагеи Николавны всё тот(же) друг мосье Финмуш и тот(же) шпиц, и тот(же) муж (А. Пушкин).

35. В каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно?

        1. к дружбе (не)способен, (не)стерпимая боль

        2. (не)для кого стараться, бегут (не)спеша

        3. (не)кого послать, (не)зная ответа

        4. приятный (не)знакомец; совсем (не)далеко, почти рядом

  1. На месте каких цифр в предложении пишется части­ца НЕ?


И н(1) один дымок н(2) всплывал над забором: как будто там н(3) топили кухонной плиты, н(4) раздували самовара, н(5) жгли сухой листвы и хвороста (Ю. Нагибин)

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. На семинаре он начал доказывать о своей правоте.

  2. Во время летних каникул мальчик соскучился по сво­ему дяде.

  3. По окончании университета он уехал работать в дерев­ню.

  4. Движение было прервано в связи со снежными зано­сами.


Прочитайте текст и выполните задания 38-42.

(Знаки препинания расставлены не полностью.)


(1)Дюны не такая уж редкость на нашей планете. (2)Их можно встретить в Сахаре и донских степях, на берегах Арала и в дельте реки Лены, в пустыне Атакама и в окрестностях Байкала. (З)Там, где встречаются песок и ветер, появляются дюны. (4)Правда, в России дюнами принято считать только те песчаные насыпи, что образуются на берегах морей, рек и озёр, а в пустынях их называют барханами. (5) Начинается дюна с небольшого песчаного бугорка, образовавшегося возле камня или растения, там, где ветер, несущий миллионы песчинок, замедляя бег, расстаётся со своей ношей. (6)У такого препятствия постепенно возникает небольшой песчаный холм, который сам становится прегра­дой для ветра. (7)Если направление ветра сохраняется дос­таточно долго, то холм растёт, его наветренный склон дела­ется пологим и вогнутым, а подветренный () более крутым, выпуклым. (8)Так возникает дюна.

(Журнал «Вокруг света» )

  1. Определите тему текста.

  1. Отличие барханов от песчаных дюн.

  2. Дюны на нашей планете.

  3. Образование песчаных дюн.

4) Дюны в России.

39. Определите стиль речи.

    1. разговорный

    2. научно-популярный

    3. художественный

    4. деловой


          1. Определите тип речи.

      1. повествование

      2. описание с элементами рассуждения

      3. рассуждение

      4. повествование и рассуждение


          1. Укажите номер сложноподчинённого предложения с условным союзом.


1)3 2)5 3)6 4)7



42. Объясните целесообразность постановки знака пре­пинания между подлежащим и сказуемым на месте пропуска в предложении 7.

  1. ставим запятую, т. к. подлежащее и сказуемое долж­ны отделяться друг от друга запятыми.

  2. ставим двоеточие, т. к. подлежащее и сказуемое вы­ражены именем существительным в именительном падеже

  3. ставим тире, т. к. предложение неполное знаки препинания не нужны































































Вариант 2

  1. Синонимы, антонимы, омонимы, неологизмы, про­фессиональные слова изучает

  1. орфоэпия

  2. фразеология

  3. морфология

  4. лексикология

  1. Выберите ряд, в котором все слова являются синони­мами.

    1. думать, мыслить, соображать

    2. горевать, грустить, размышлять

    3. аккуратный, опрятный, трудолюбивый

    4. броситься, ринуться, ограждать

  1. Укажите ряд, в котором во всех словах буква Ю обо­значает два звука.

      1. юный, тюрьма, флюгер

      2. стою, юбилей, юноша

      3. люблю, люк, юг

      4. шлю, мою, тюльпан

  1. Определите состав слова старинный.

          1. Корень, окончание

          2. Корень, суффикс, окончание

          3. Корень, суффикс, суффикс, окончание

          4. Корень, суффикс, суффикс, суффикс, окончание

  1. Определите, каким способом образовано слово море­ходный.

1) приставочным

2) суффиксальным

3) приставочно-суффиксальным

4) сложением основ

6. В каком ряду во всех словах пишутся удвоенные со­гласные?

1) водный ба...ейн, огромная те...итория

2) ал...юминиевая посуда, стойкий и...унитет

3) криста...ьная форма, стойкий э...ект

4)хороший а...етит, воздушный де...ант

7. Укажите ряд слов, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква И.

1) соб...ру вещи, пож...мать руки

2) отт...реть краски, пробираться тайком

3) зам...рать от восторга, разж...гать огонь

4) уд…ру без оглядки, разб...рать стену

8. Укажите ряд слов, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква З.

1) ни…провергать авторитеты, ра...жечь огонь

2) и... царапать руки, во...держаться от проступка

3)бе ..шумные шаги, бе ...вкусная вещь

4)ра...грузить вагон, бе...мерный героизм

9. Определите синтаксическую функцию выделенного имени существительного в предложении Слово — одежда всех фактов, всех мыслей (М. Горький).

1) подлежащее

2) сказуемое

3) дополнение

4) обстоятельство

10. Укажите постоянные признаки выделенного имени прилагательного в предложении Фантазия слышит все ароматы мира, логика — только сильнейший (К. Федин).

  1. вин. п., ед. ч., м. р.

  2. превосх. степень, полная форма

  3. качественное

  4. качественное, превосх. степень

11. Укажите морфологические признаки имени числи­тельного в предложении Четверо мотоциклистов выводили гигантские восьмёрки по мокрому на­стилу плаца (В. Саянов ).

    1. простое, собирательное, им. п.

    2. простое, количественное, предл. п.

    3. количественное, вин. п., ед. ч.

    4. простое, порядковое, вин. п.




12. Укажите постоянные признаки выделенного место­имения в предложении Мне в этом лесу знакомы каждая тропинка, каждое дерево, каждый кустик.

      1. определительное

      2. указательное, ж. р.

      3. ср. р., ед. ч.

      4. ж. р., ед.ч., вин. п.

13. Определите наклонение глаголов в предложении Полюбите молодца, сердце подарите, до победно­го конца верно полюбите! (А. Твардовский)

        1. изъявительное

        2. повелительное

        3. повелительное в значении сослагательного

        4. повелительное в значении изъявительного

14. Укажите непостоянные признаки выделенного гла­гола в предложении Когда роешься в книгах — вре­мя течёт незаметно (М. Горький).

1) неперех., ед. ч., наст, вр., 2 л.

2) несов. вид, ед. ч., наст. вр.

3) изъявит, наклон., ед. ч., наст, вр., ср. р.

4) изъявит, наклон., ед. ч., наст, вр., 3 л.

15. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пи­шется буква Ь?

1) новых встреч..., воз ...ми ключ

2) едкая щёлоч..., испеч... пирог

3) построить шалаш..., солнеч...ный луч

4) пора одеват...ся, заядлый спор...щик

16. Укажите ряд, в котором все слова пишутся раздельно.

1) (восьми)стишие, (кое)кто

2) (триста)(пятьдесят)семь, (пять)(с)половиной

3) (диван)кровать, (две)пятых

4) (кисло)сладкий, (восьми)тысячный

17. Укажите постоянные признаки причастия в предло­жении Меня и сынишку, заворожённых журчани­ем светлого ручейка, неодолимо потянуло к его истоку.

1) страдательное, прош. вр., сов. Вид

2) прош. вр., сов. вид, ед. ч.

3) вин. п., мн.ч.

4) сов. вид, род. п., мн. ч.

18. Отметьте ряд, в котором употреблены страдательные причастия.

1) очищенная вода, уставший от работы

  1. увлечённый делом, читающие ребята

  2. сильно рассержен, остриженный наголо

  3. испечённая булочка, сеющий муку работник

19. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пи­шется буква Е?

    1. взвеш...нный подход, обид...вшийся ребёнок

    2. свал...нный в кучу, хмур...щий брови

    3. краски смеш...ны, увеш...нная медалями грудь

    4. замеш...нный на сметане, движ...мый чувством состра­дания

20. В каком ряду во всех словах пишутся две буквы НН?

      1. беспреста...ый дождь, кожа...ый плащ

      2. чека...ый шаг, сожжё...ое письмо

      3. стреля...ый воробей, неожида...ый успех

      4. подкова...ый конь, масле...ый блин

21 Отметьте ряд, в котором все деепричастия совершен­ного вида.

        1. откликаясь, держа

        2. согнувшись, испёкши

        3. дожидаясь, прищурившись

        4. посвистывая, черпая

22. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота.

          1. Собираясь в поход, на рассвете был назначен сбор.

          2. Открыв окно, я залюбовался видом спящего города.

          3. Обогнув высокий мыс, пароход вошёл в залив.

          4. Осторожно держа птенца за длинный клюв, я принёс его домой.





  1. На месте каких цифр в предложении ставятся запя­тые? Выберите правильный вариант ответа.

Иногда он останавливался перед какою-нибудь (1)изукрашенною в зелени (2) дачей (3) смотрел в ограду (4) видел вдали разряженных женщин (5) и бегающих в саду (6) детей.

(Ф. Достоевский).

  1. 1,3

  2. 3,4,5,6

  3. 3,4

  4. 1,2,5,6

  1. Определите разряд и степень сравнения выделенно­го наречия в предложении Докладчик сегодня от­вечал на все вопросы более обдуманно.

  1. наречие времени, простая превосходная степень

  2. наречие образа действия, составная сравнительная степень

  3. наречие образа действия, простая сравнительная сте­пень

  4. наречие меры, составная превосходная степень

25. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква А.

1) занов..., насух...

2) досыт..., дочерн...

3) смолод..., влев...

4)изредк..., запрост...

26. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся раз­дельно.

  1. заговорить (по)итальянски, запомнить (на)всегда _

  2. жить (по)новому, сделать (по)лучше

  1. запомнить (крепко)накрепко, жить (на)против

  2. идти (по)одному, вскочить (на)ходу

27. Отметьте предложение с грамматической ошибкой.

    1. Ученик был способен к математике.

    2. Первый докладчик отвечал на все вопросы бойче, чем второй.

    3. Подобный ответ был бессмыслен.

    4. Небо сегодня было голубым и полно удивительной про­зрачности.

28. Закончите утверждение. Служебные части речи

      1. изменяются по падежам.

      2. называют предметы, признаки, действия или количе­ство.

      3. не называют предметов, признаков, действий.

      4. изменяются по числам.

29. Часть речи, которая выражает зависимость суще­ствительного, числительного и местоимения от дру­гих слов в словосочетании и в предложении, — это

        1. частица

        2. союз

        3. предлог

        4. междометие

  1. В каком предложении есть предлог в с существитель­ным продолжение?

          1. (В )продолжени... дня Щетинин несколько раз подкра­дывался к комнате и прислушивался (В. Слепцов).

          2. (В)продолжени... утра и середины дня он весь был по­гружён в арифметические работы (JI. Толстой).

          3. Он выиграл (в)продолжени... всей своей жизни несколько миллионов (Л. Толстой).

          4. (В) продолжени... этого случайного знакомства никто не был заинтересован.

  1. Служебная часть речи, которая связывает однород­ные члены и простые предложения в составе слож­ного – это

  1. Предлог

  2. Частица

  3. Союз

  4. Причастие

  1. Укажите предложение, где выделенное слово пишет­ся раздельно.

  1. Ухватившись за сиденье обеими руками, всё-таки пристально следишь (за)тем, как навстречу, лоснясь, бегут серо-зелёные волны.

  2. А (за)тем в комнату быстро вошла заплаканная нянька и накинула на зеркало кусочек чёрной материи.

  3. (За) тем закачали головами и заводили речь о том, как это нехорошо, когда дети растут непослушными, дерзкими.


4) Но тогда не сесть ли в кресло против зеркала? Закрыть глаза и притвориться спящим... А (за)тем сразу от­крыть их.

(И. Бунин)

33. Определите разряд следующих частиц: даже, и, ведь всё-таки, уж.

1) Формообразующие

2) Отрицательные

3) Модальные усилительные

4) Модальные вопросительные

34. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно.

  1. Ну что(ж)\ На взгляд-то он хорош, да зелен — ягод­ки нет зрелой. (И. Крылов ).

  2. Ну(тка) медку с караваем покушай. (А. Плещеев).

  3. Всю жизнь ходи в лесу, всё узнай, всё изучи, и всё(таки) нет-нет и выйдет такое, что никак не поймёшь. (М. Пришвин).

  4. Совсем немного иногда нужно, что(бы) людям жи­лось лучше. (В. Панова ).

35. В каком ряду все слова с частицей НЕ пишутся раз­дельно?

    1. (не)смотря на мать, он вышел из комнаты; кепка (не)велика, а мала

    2. поступил крайне (не)осторожно, встречался (не)охотно

    3. (не)слышал вопроса; совсем (не)интересная книга

    4. лошади (не)спеша пили воду, (не)слыханная красота

36. Отметьте номера пропусков, где пишется частица НИ в предложении.

Н(1) за столом, н(2) после хозяйка н(3) проронила н(4) слова. Я больше н...(5) донимал её расспросами, а завернул цигарку и вышел на улицу.

(В. Астафьев).

      1. 2,3,4,5

      2. 1, 2, 3

      3. 1,2,4

      4. 1,2,3,5

37. Укажите предложение с речевой ошибкой.

1) Вследствие ремонта железнодорожного полотна поезд пришёл с опозданием.

2) Благодаря ожидаемым заморозкам пальмы убрали в оранжерею.

3) Часть набережной была затоплена вследствие быстро­го подъёма воды в реке. Благодаря мужеству и самообладанию машиниста авария была предотвращена.


Прочитайте текст и выполните задания 38-42.

(Знаки препинания расставлены не полностью.)

(1)Язык удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли. (2)Именно язык хранит и бережёт всё людское познание с древнейших времён до наших дней, делает возможным само существование и развитие человеческой культуры.

(3) Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой — мясистый, подвижной орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника, - издавна именуются одним и тем же словом. (4)По-русски и то и другое называется «язык».

(5)Однако бывает так: никто ничего не говорит, никто ни единого звука не слышит и даже не слушает, и всё же люди оживлённо беседуют.

(6) Вы читаете то, что я написал много времени назад и за много километров от того места, где вы живёте. (7)Вы не знаете меня, я никогда в жизни не видал вас. (8)Вы ни разу не слыхали моего голоса, и тем не менее вы вступили в беседу.

(9) Видимо, письмо — тот же язык. (10)А разве это, в свою очередь, не поразительнее всех так называемых «чудес» мира?

(По JI. Успенскому)

  1. Определите тему текста.

  1. Беседа с читателями.

  2. Как на письме передаются мысли.

  3. Язык — это удивительное орудие общения людей.

  4. Что такое омонимы.

  1. Определите стиль речи.

    1. разговорный

    2. научно-популярный

    3. художественный

    4. деловой

  1. Определите тип речи.

      1. Повествование



      1. описание

      2. рассуждение

      3. повествование и рассуждение

  1. Укажите номер предложения, соответствующего схе­меме

1)

2)


1)1 2)4 3)6 4)8

  1. Укажите номер предложения с пунктуационной ошибкой.

1)1 2)2 3)6 4)8




















































Вариант 3

  1. Установите соответствие и выберите правильный ва­риант ответа.

А) орфография

1) наречие, числительное, частица

Б) морфология

2) словосочетание, однородные члены, прямая речь

В) синтаксис

3) звук, мягкий, звонкий

Г) фонетика

4) безударная проверяемая гласная, правописание приставок, чередующаяся гласная корня

1) А4, Б1, В2, ГЗ ;

2) A3, Б2, В1, Г4

3) АЗ,Б4,В1,Г2

4) A3, Б4, В2,Г1

2. Выберите слово, которое употреблено неверно в пред­ложении. Крестьяне были доведены помещиками до нищенского сосуществования.

1) доведены

2) помещиками

3) нищенского

4) существования

3. Укажите ряд, в котором во всех словах буква Я обо­значает два звука.

1) пять, снять, яблоня

2) объятый, ябеда, предъявлять ;

3) скрипя, яма, премия

4) мякоть, ягуар, явление

4. Укажите пропущенное звено в словообразовательной цепи сеять —» ... —» засеянный.

  1. сеет

  2. сеялка

  3. сеянный

  4. засеять

        1. Выберите слово, образованное суффиксальным спо­собом.

    1. загородный

    2. сбросить

    3. висящий

    4. ослепить

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная непроверяемая гласная корня?

      1. ярм...рка, посв...тил (в тёмном коридоре)

      2. пор...жать, к...нвейер

      3. аб...жур, извивающаяся (дорожка)

      4. поликлиника, тр...пинка

  2. Определите вид орфограммы в корнях следующих слов:

расположиться (на ночлег),раздираемый (противоре­чиями ), вытирать (пыль).

        1. чередующаяся гласная корня

        2. безударная проверяемая гласная корня

        3. безударная непроверяемая гласная корня

        4. написание слов необходимо запомнить

  1. Отметьте номера пропусков, где пишется приставка ПРЕ- в предложении.

Пр(1)одолев множество пр(2)град, он наконец смог пр(3) творить свою мечту в жизнь: пр(4)был в этот южный город и сразу же пр(5)ступил к осмотру достопримечательностей.

    1. 3.4,5

    2. 2,3,4,5

    3. 1,3,4

    4. 1.2, 3

  1. Укажите постоянные признаки имени существительного в предложении Мальчику стало стыдно, но он ничего не мог с собой сделать.

    1. нариц., неодуш., м. р., ед. ч.

    2. нариц., одуш., м. р., 2-го скл.

    3. нариц., неодуш., м. р., ед. ч., дат. п.

    4. нариц., одуш., м. р., 1-го скл.

  2. Укажите разряд и степень сравнения выделенного име­ни прилагательного в предложении В такой непроглядный вьюжный вечер успех решался не тем, кто железнее или метче, а удачливей кто. (Л. Леонов)


    1. относительное, простая сравнительная степень



    1. относительное в значении качественного, простая пре­восходная степень

3) относительное в значении качественного, простая сравнительная степень

4) качественное, простая сравнительная степень

11. Укажите непостоянные признаки имени числительного в предложении Автомобиль остановился в сma метрах от гаража.

1) предл. п.

2) вин.п.

3) количественное, предл.п.

4) простое, количественное

12. Определите синтаксическую функцию выделенного местоимения в предложении Вечером должен был прийти кое-кто из старых знакомых.

  1. дополнение

  2. подлежащее

  3. обстоятельство

  4. определение

13. Укажите постоянные признаки выделенного глаго­ла в предложении Солнце закатилось, и ночь пос­ледовала за днём без промежутка... (М. Лермон­тов).

    1. прош. вр., ж. р., ед. ч., 2 спр.

    2. сов. вид, неперех., 2 спр., прош. вр.

    3. перех., изъявит, накл., ед. ч.

    4. сов. вид, неперех., 1 спр.

14. Определите переходность, вид и наклонение выделен­ного глагола в предложении Пламя колебалось, дро­жало, точно беззвучно рассказывало о чём-то (М. Горький).

      1. перех., несов. вид, повелит, наклон.

      2. неперех., сов. вид, изъявит, наклон.

      3. неперех., несов. вид, изъявит, наклон.

      4. неперех., несов. вид, сослагат. наклон.

15. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пи­шется буква Ь?

        1. сильный смерч..., крошеч...ная свечка

        2. ничего не получает...ся, восем…десят лет

        3. начал сердит...ся, июн...ский день

        4. прячет...ся за углом, намаж...те мазью

16. Укажите ряд, в котором все слова пишутся через де­фис.

1) (какой)то, (древне)русский

2) (косно)язычный, (ни)(во)что

3) (юго)запад, (учебно)воспитательный

4) кое(с)чем, (сине)зелёный

17. Укажите непостоянные признаки причастия в пред­ложении Волны прибоя, исписанные зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег (В. Катаев).

1) страдательное, мн. ч.

2)им. п., мн. ч.

3) прош, вр., им. п., мн. ч.

4) сов. вид, прош. вр., вин. п.

18. Отметьте ряд, в котором употреблены действитель­ные причастия.

1) готовящийся к экзамену школьник, спеющий вино­град

_ 2) расчищенные дорожки, читающая девушка

    1. взъерошенный мальчишка, работа окончена

    2. освещаемая комната, белеющие берёзы

19. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пи­шется буква И?

1) выполня...мое задание, задерж...нный преступник

2) сжига...мое топливо, вид...мый глазом

3) независ...мый человек, муч...мый болезнью

4) подвеш...нная люстра, чита...мая книга

20. В каком ряду во всех словах пишется одна буква Н?

1) размеша...ные краски, ветря...ая мельница

  1. выжже...ая пустыня, масля...ый двигатель

  2. выкраше...ый забор, кипячё...ая вода

  3. тушё...ые овощи, назва...ый брат




          1. Отметьте ряд, в котором все деепричастия несовер­шенного вида.

    1. сложив, остановившись

    2. заметив, читая

    3. протирая, выполняя

    4. смеясь, улыбнувшись

22. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота.

      1. Дойдя до реки, мы устроили привал.

      2. Набирая скорость, в окно было видно мелькание теле­графных столбов.

      3. Тщательно прицелившись, охотник выстрелил и убил фазана.

      4. Плывя в лодке, путешественники видели по берегам реки множество птиц.

  1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? Выберите верный вариант ответа.


Вечером (1) ложась спать (2) и (3) утром (4) вста­вая (5) я только и думал о предстоящем визите на гору (В. Короленко).

        1. 1,2,4,5

        2. 1,2,3,4

        3. 1,4,5

        4. 2,4,5

24. Укажите ряд, в котором все наречия с временным значением.

1) сесть поближе, подарил сегодня, поднялось невысоко

2) вымыть осторожно, спит днем, косили за рекой

3) сражаться смело, приехал весной, тщательно срисовывают

4) искрилось утром, встать рано, приезжал позавчера

25. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется одна буква Н.

1) испуга… вздрогнуть, смотреть рассея...о

2) мужестве...о сражаться, переглянулись разочарова…о

3) читать вниматель...о, присталь…о посмотреть

4) рассказывать взволнова...о, по-осе...ему ласково

26. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся через дефис.

1) разбить (в)дребезги, поступить не (по)товарищески

2) птиц (видимо)невидимо, (мало)помалу приближаться

3) смотреть (ис)подлобья, взять (на)поруки

4) бежать (без)оглядки, сделать (по)своему

27. Отметьте предложение с грамматической ошибкой.

1) Семена подсолнуха дробят и отмывают холодной во­дой.

2) Цветок без воды сохнул в вазе.

  1. По совету врача больной полощет горло раствором пи­тьевой соды.

  2. Не порть мебель, ставя на стол горячий чайник.

28. Укажите ряд, в котором перечислены только знаме­нательные части речи.

1) предлог, союз, существительное

2) причастие, местоимение, числительное

3) деепричастие, частица, глагол

4) предлог, союз, частица

29. Определите разряд следующих предлогов по струк­туре и происхождению: вокруг, путём, благодаря, около, мимо.

  1. составные, непроизводные

  2. простые, непроизводные

  3. составные, производные

  4. простые, производные

30. В каком предложении есть предлог в с существитель­ным следствие?

    1. (В)следстви... многие факты предстали в ином свете.

    2. (В)следстви... какой-то задержки в пути лошади от­стали, а мы ушли вперёд (В.Арсеньев).

    3. (В )следстви... этой особенности Ивана Ильича его про­зывали даже щуром (И. Тургенев ).

    4. Он мучился страхом того, что ослабеет в решительную минуту и, (в)следстви... того, потерял уважение к себе (JI. Толстой).

31. Определите разряд следующих союзов: либо, или, то- то, не то-не то.

      1. сочинительные соединительные

      2. сочинительные разделительные

      3. подчинительные сравнительные

      4. подчинительные уступительные



  1. Укажите предложение, где выделенное слово пишет­ся слитно.

    1. И (по)тому, как Власич нагнулся к ней и как она смотрела на него, Пётр Михайлыч ещё раз понял, что всё уже непоправимо кончено и что говорить ни о чём не нужно (А. Чехов).

    2. (По)тому, как полковой командир салютовал главнокомандующему, видно было, что он исполнял свои обязанности ещё с большим наслаждением, чем обязанности начальника (Л. Толстой).

3) (От)того края дороги отделился человек и медленно пошёл в нашу сторону.

-

4) А мне теперь, когда я стал старше, уже непонятно, (за)чем я говорил те слова, для чего шутил... (А. Чехов)

33. Определите разряд следующих частиц: давай, пусть, пускай, давайте, бы(б).

1) формообразующие

2) отрицательные

3) модально усилительные

4) модально ограничительные

34. Укажите предложение, в котором выделенное(-ые) слово (слова) пишется(-утся) слитно.

1) Разве гром бывает немотою болен? Разве сдержишь смерч, что(б) вихрем не кипел? (В. Маяковский)

2) Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр (Н. Гоголь).

3) « Так(таки) брат к тебе и вошёл?.. Дай(ка) мне покачать Митю» (И. Тургенев).

4) « Куда(же) они едут, в город, что(ли)?» (И. Тургенев)

35. В каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно?

1) не)престанный дождь; говорил он вовсе (не)просто, а словно читал статью

  1. совсем (не)интересная книга, в комнате (не)проветрено

  2. (не)смотря на (не)сносных комаров, я уснул

  3. (не)дорогой, но красивый костюм; (не)разгибая спины

36. На месте каких цифр в предложении пишется части­ца НЕ? Выберите верный вариант ответа.

И лес был, и мох,а его н(1) было, н(2) разу н(З) было, так н(4) всё ли равно, ежели и опять н(5) будет? (В. И. Белов)

    1. 2,3,4,5

    2. 1,3,4,5

    3. 1,2,3,4

    4. 1,2,3,5

37. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

      1. Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы под­пись художника.

      2. Жил бы он [Мазай] славно, не знал бы заботы, кабы не стали б глаза изменять (Н. Некрасов).

      3. Голос у него был металлический, дребезжащий и сра­зу как будто неприятный.

      4. Тёмная грозовая туча ушла уже далеко и унесла с со­бой грозу.


Прочитайте текст и выполните задания 38-42.

(Зна­ки препинания расставлены не полностью.)


(1)Выдающиеся жители северной столицы получили при­глашение принять участие в уникальном аудиопроекте «Петербуржцы читают повесть Н. В. Гоголя "Нос"». (2)0б этом сообщил на пресс- конференции в городском комитете по культуре художественный руководитель проекта заслу­женный артист России Михаил Черняк. (3)Это станет на­чалом работы над записью полного собрания сочинений

классика. (4)0н выразил признательность губернатору Санкт-Петербурга и председателю Законодательного собрания города за готовность принять участие в проекте в амплуа чтецов.

(5) Повесть разделена на 30 отрывков, на каждом из которых свою часть чтецкой дистанции пройдут актёры, спортсмены, люди науки, бизнеса, общественные деятели.(6) Эта «сборная» находится пока что в стадии формирования.

(7) "Нос" — единственная из "Петербургских повестей" Николая Васильевича со светлой концовкой поэтому именно на этом произведении мы остановили свой выбор для создания подарочного диска», — сказал Михаил Черняк. (8) Старт проекту будет дан в день рождения Гоголя — 1 апреля 2009 г., а финиш назначен на день рождения Санкт-Петербурга - 27 мая.

(«Российская газета», 23 марта 2009 г.)

38. Определите основную мысль текста.

1) Жители Санкт-Петербурга озвучат повесть Н. В. Го­голя «Нос».

2) Началась работа над записью диска полного собрания сочинений Н. В. Гоголя.

3) Повесть Н. В. Гоголя «Нос» — единственная из «Пе­тербургских повестей» со светлой концовкой.

4) Определены сроки проведения аудиопроекта «Петер­буржцы читают повесть Гоголя "Нос"».




39. Определите стиль речи.

1) публицистический

2) научно-популярный

3) художественный

4) официально-деловой


40. Определите тип речи.

  1. описание

  2. повествование с элементами рассуждения

  3. рассуждение

  4. описание и рассуждение

41 Отметьте номер предложения с пунктуационной(-ыми) ошибкой(-ами).

      1. 1

      2. 2

      3. 4

      4. 7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!