Голос совести по рассказу А.В.Костюнина «Рукавичка».
Цель урока: воспитание чувства милосердия и сострадания, умения прощать, необходимости иметь своё личное мнение, недопустимости слияния с толпой.
Развивающие задачи:
познакомиться с творчеством А.В. Костюнина,
совершенствовать умение анализировать литературное произведение, сравнивать;
показать роль композиции в раскрытии идейного смысла рассказа;
воспитательные задачи:
воспитывать нравственные качества обучающихся,
формировать личностную позицию по отношению к важным жизненным проблемам.
1.Мотивация к учебной деятельности. Наше занятие я хочу начать строками замечательного стихотворения
Б.Пастернака : Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.
- Эти строки станут эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию. Скажите, как вы понимаете их?
(«Речь идет о таких человеческих чувствах, как», «Иисус Христос простил когда-то людей, и мы должны учиться прощать».)Да, ребята, прощение, великодушие, любовь –это нравственные понятия.
Мелодия «Одинокий пастух» используется как фон. Толковые словари на партах.
тексты рассказа «Рукавичка».
Ход урока.
2.Наше занятие «Час чтения» мы посвятим творчеству современного карельского писателя Александра Викторовича Костюнина, произведения которого поднимают проблемы нравственного выбора. У А.В.Костюнина две книги: «В купели белой ночи» и «Ковчег души».
И сегодня мы будем заниматься анализом рассказа «Рукавичка».
Наше занятие я назвала «Голос совести».
Как вы понимаете слова «Голос совести»? Совесть-это качество, которое должно присутствовать в каждом человеке. Это чувство ответственности перед окружающими за свое поведение.
Мы должны выяснить, каковы причины гибели Юрки Гурова и кто виновники.
Чтобы сэкономить время, так как оно сегодня ограничено у нас, я предлагаю вам следующий план работы над произведением.
Мы познакомились с текстом и вместе составили цитатный план, отражающий ключевые моменты рассказа, разделились на группы, каждая группа выполняла определенное задание.
3. Работу начнём с композиции рассказа1 группа
У композиции есть свои особенности.
Автобиографический характер повествования.
В произведении 1 рассказчик, и рассказ ведется от 1 лица(такое повествование позволяет наиболее точно, детально, ярко и эмоционально описать пережитое).
Наличие эпиграфа.
В рассказе 2 параллельно введенные истории. (это…)
Цитаты из Библии.
4. 2 группа работала с эпиграфом. Прочитать выразительно. Строки взяты из Библии. “Тридцать сребреников”- символ платы за предательство ИудыСравните их с предыдущими стихами. Какая разница в содержании? (Великодушия, понимания здесь никто не проявляет; Иуду мучает чувство раскаяния, но первосвященникам до этого нет дела)
5. Работа по тексту Ребята, каким вы представляли себе в самом начале чтения «случай с рукавичкой»? («Вначале я подумала, что будет что-то забавное, но, вспомнив про эпиграф, засомневалась»
«А я обратила внимание на то, что рассказчик сравнивает школьные воспоминания то с лечебным грибом, то с ядовитым; меня это заинтересовало»)
1 группа подготовила аналитический пересказ 1 части рассказа, подкрепляя его подготовленными цитатами--О школе у героя рассказа сохранились самые светлые воспоминания(«Заливистый школьный звонок», «мальчишеские забавы»; в школу очень хотелось пойти, чтобы узнать много интересного) Когда автор говорит о том, какими пришли дети в школу, то чувствуется теплое отношение к ним.
(«Маленькие, неловкие, смущённые, незащищённые», «как воробушки», «автор ласково сравнивает их с трепетными птичками», «они доверчивые», «любознательные: им все интересно».
-- Побывав в кабинете домоводства, ребята , полные впечатлений, покидали его.(«Они там встретились с чудом», «дети никогда не видели раньше таких красивых вещей», «соприкоснулись с прекрасным») -С появлением в дверях учителя домоводства выясняется, что из альбома пропала одна детская работа-рукавичка.
6. Работаем с эпизодом «Обыск».Домой вам было дано задание по группам поработать с лексикой : отобрать слова и словосочетания, дающие оценку поведения Аллы Ивановны, Светки Кондроевой, Юрки Гурова и передать своё отношение к происходящему.
2 группа
-- (Алла Ивановна): «цепким взглядом прошлась по каждому», «зло процедила», «резко перевернула» портфель, «цепкие пальцы» трясли, «хлёстко скомандовала», «тыкая пальцем в крест, возмутилась».
(Кондроева):
“Безвольно стала приближаться”
“застыла в неловкой позе”
“безропотно начала стягивать кофтёнку”
“теребила в смущении панталончики”
“не в силах успокоить свои руки”
“слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз”
“поминутно всхлипывая”
( Юрка Гуров) “Лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык”
“Юркины губы мелко дрожали”
“маленького, беззащитного”
“с трясущимися губами, переступающего босыми ножонками на холодном полу”
“разревелся в голос ”
В эпизоде много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами “кофтёнка”, “косички”, “башмачки”, “дырка”, “юбчонка”, “панталончики”, “пальчик”, “крестик”, “шейка”, “ножки” показывают сочувственное отношение писателя к детям и символизируют напряжённость, неприятность этого момента.
Автор использует много эпитетов, свидетельствующих о чересчур строгом отношении учителя. Такое впечатление, что она действительно допрашивает преступников. Светка Кондроева унижена и оскорблена. Для неё это стало сильным потрясением.
7. Работаем с символами.
1 группа1. Крошащийся в руках 1-й учительницы Аллы Ивановны мел.
2. Красные пятна на лице учительницы домоводства и сбитая набок причёска.
3. Короткий обрывок чёрной нитки на месте рукавички.
Кусочки мела – это “разложение” чего-то целого, единого на части (единство школьного коллектива разрушено после обнаружения вора – Юрка – изгой);
Белая пыль напоминает белый холодный снег, засыпавший “человеческие отношения” между ребятами;
Обрывок чёрной нитки символизирует разрыв отношений, “чёрная полоса” в жизни детей и учительницы
8.Учитель Почему не удержался от соблазна Юрка Гуров? Он рос в бедной, многодетной. Неблагополучной семье; рукавичка была для него чудом из сказочного мира. (Он, тогда еще маленький, несмышленый первоклассник, ничего не видевший в своей жизни ребенок, ходивший в школу в стоптанных ботинках с портфелем без ручки и всего с одним учебником, не знал тепла, ласки, заботы, материнской любви. И вдруг в его непросветной жизни появился тот самый лучик уюта, тепла, та сказочная «диковинка» - прекрасная рукавичка. Маленькая пушистая синяя, она была так красива, что Юрка был вне себя от счастья. Увидев ее, он не смог удержаться и взял рукавичку из альбома с образцами. Юрка взял, а не украл)
Учитель: на Юрку было повешено клеймо «вор», он стал изгоем
(работа со словарем) Как вы понимаете слово «изгой»? человек, отвергнутый обществом.
1 этап в жизни героя закончился: *** «Он стал изгоем».
2 группа подготовила аналитический пересказ 2 части рассказа, подкрепляя его подготовленными цитатами
(школа для Юрки обернулась «тюремным сроком», «его по-человечески унижали», «все задорно смеялись», сделать ему гадость «считалось подвигом», никто не встал на его защиту, даже самые близкие люди – родные братья).
Он был абсолютно одинок. В предложении «Биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх» заключен глубокий смысл: легко обидеть слабого и беззащитного, потому что это остается безнаказанным, да ещё и можно самоутвердиться за его счет. Именно так поступили его одноклассники и даже лучший друг.
Гуров никогда больше не воровал, но ему, к сожалению, не дали забыть об этом детском проступке. Вся деревня вслед за Аллой Ивановной поставили на Юрке страшное клеймо. «Поступили, как все, как толпа», «проявили малодушие, слабость, жестокость»)
9.Учитель. Дома я попросила вас пофантазировать и придумать свой сюжет, по которому к Юрке за его проступок отнеслись бы по-другому (Филиппов, Каюшкина).Ребята, расскажите нам свою историю. Могла ли Юркина жизнь сложиться по-другому?
10. Учитель рассказ о жизни в России в 90-е годы (Филиппов).Произошёл распад Советского Союза, переход на рыночные отношения, начался разгул криминала. Роковые девяностые годы были для России очень тяжелыми. Перестройка, закрывались предприятия, колхозы и совхозы. Продукты по карточкам. Люди очень озлобились, кругом безысходность.
И снова возвращаемся к содержанию произведения.
(В стране наступили «лихие девяностые». «Воровство…накрыло карельские деревни и сёла». Гуров стал на кривую дорожку: связался с ворами.
милиция бездействовала, и селяне сами решили расправиться с ворами. После попытки искупать воров в проруби Гуров повесился. Он не смог больше выдержать унижения.
11. Учитель. Проверка индивидуального задания. Вы уже знакомы с особенностями составления синквейна. Ребята в виде синквейна представили нам сюжет произведения и образ главного героя.
1.Рукавичка.
Маленькая. Кукольная.
Привлекла. Выдала. Погубила.
Он спрятал её под одеждой.
Мечта.
2.Юрка.
Запуганный. Беззащитный.
Плачет. Дрожит. Страдает.
Никогда не назову тебя вором.
Мученик.
12. Итак, почему рассказ назван «Рукавичка?» Вся жизнь Юрки была поломана той самой рукавичкой.
Вспомним вопрос, который был задан в начале урока: каковы причины и кто виновник гибели Гурова? Общество, семья, школа.
Человеческая жестокость и равнодушие. А ведь нужно было-то совсем немного: разобраться во всем и понять Юрку… Но никому не было дела до маленького мальчика, который продолжал жить в этом жестоком мире.
Какие нравственные уроки вы извлекли из рассказа?( Филиппов)нельзя жестоко судить людей за их слабости и ошибки, надо протянуть вовремя руку помощи слабым духом, чтобы человек поверил в себя)
Как вы можете объяснить тему нашего занятия «Голос совести»? Все окружающие проявили немое молчание в тот момент, когда Юрка больше всего нуждался. Голос совести спал, и только после смерти Юрки он проснулся. Но просить прощения было уже не у кого. В памяти автора не стерся эпизод, произошедший много лет назад. Пусть с опозданием, но осознание вины сверлит душу. « Юрка, Юрка... твоя судьба для меня- укор...И чувство вины растет. Что-то провернулось в моей душе. Заныло. Но заглушить эту боль я почему-то не хочу...)
13. Для чего автор вставляет в рассказ библейский сюжет об Иуде?
(судьбы в чем-то сходны, и цена их раскаяния – жизнь) Нельзя терять совесть никогда. Надо найти в себе силы вступиться за слабого, не пойти на поводу у «толпы». Как раз об этом строчки из Евангелия от Луки, которыми заканчивается рассказ.
Выводы:
Учитель: Думаю, никого этот рассказ не оставил равнодушным. Читая и обсуждая его, мы пришли к выводу, что
(я понял … нам нужно быть добрее, человечнее, быть отзывчивыми к чужой боли и чужой беде).
(я задумался… обидев человека, не поддержав его в сложную минуту и предав его, можно сломать ему жизнь, а потом мучиться и жалеть о содеянном.)
Нужно научиться сострадать и прощать. Только тогда человек станет духовно и нравственно чище.
14.Ребята, я сейчас предлагаю вам нарисовать солнце, лучи которого будут излучать добро.(Ученики рисуют солнце и пишут слова , излучающие добро.
Другой сюжет |
Милосердие Понимание Доброта Сострадание Жалость Защита Ответственность Великодушие Чувство товарищества |
Оркестр Дсеймса Ласта «Одинокий пастух Домашнее задание: Мы продолжаем знакомиться с творчеством Костюнина. И к следующему занятию я предлагаю вам прочитать рассказ «Поводырь»