смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «ДУХОВЩИНСКАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
_________________________________________
216200, Смоленская область, г. Духовщина, ул. Смоленская, д. 62
тел. (8-48166) 4-15-64, 4-24-20, 4-15-32
Годовой отчёт
педагога – психолога
Дмитриевой М.А.
за 2018-2019 учебный год
Общие цели и задачи деятельности 2018 – 2019 учебного года
Цель психолого – педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждении благоприятных социально – психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса. Содействие психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями, их психолого-педагогическая реабилитация с учетом основных особенностей, коррекция имеющихся у учащихся недостатков.
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
Раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
Профилактика социальной дезадаптации;
Консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
Повышение мотивации обучения у учащихся;
Создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
Формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни.
Содействие созданию в школе - интернат обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
Профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем.
Анализ профессиональной деятельности.
В соответствии с этими задачами была построена работа психолога, включая следующие виды деятельности: диагностика, коррекция, консультативная, просветительская работа, организационно- методическая работа.
Диагностическое направление.
За текущий учебный год педагогом – психологом Дмитриевой М.А. всего продиагностировано 267 человек, из которых 240 учащийся участвовал в групповом исследовании и 27 учащихся индивидуально.
Анализируя работу по диагностике можно выделить следующие векторы и содержания работы:
1) С начала учебного года проводилась большая работа по исследованию вновь прибывших детей. С ними проводились разные диагностические мероприятия: психологическая диагностика интеллекта, исследование школьной мотивации, индивидуально - психологических особенностей, психоэмоционального состояния, а именно: тест «Прогрессивные матрицы Равена», анкета Н.Г. Лускановой, тест Кеттелла, карточки Люшера
2) В соответствии с требованиями по ФГОС в октябре проводилась диагностика готовности детей к школьному обучению обучающихся 1-х классов по методикам: тест уровня школьной тревожности Филлипса, опросник мотивации «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, анкета климата в классе Л.Г. Федоренкова, «Анкета для учителей 1 класса». По результатам обследования первого класса (3 человека) мы получили следующие результаты: со средним показателем 33% (1 чел.), обучающихся с низкой степенью адаптации 66% (2 чел.). С учащимися проводились групповые занятия на сплоченность коллектива, на мотивацию к обучению с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики, а также индивидуальные коррекционные занятия, наблюдение за первыми классами.
3) В соответствии с требованиями по ФГОС в октябре проводилась диагностика, направленная на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено в системе отношений: к одноклассникам, к самому себе, к родителям, к учителям, к друзьям вне школы, к учебе, к труду, к общественной работе. В исследовании принимало участие учащихся, в результате мы получили следующие показатели: 40 % (3чел.) высокий уровень адаптации, 60% (5чел.) средний уровень, дезадаптированных нет. Кроме того, 5 классы были протестированы еще по двум методикам: «Чувства в школе» и «Отношение к учебным предметам». По данным исследования мы получили следующие результаты:
1. По методике «Чувства в школе» учащиеся испытывают: спокойствие, усталость, радость, уверенность в себе, сомнение, благодарность, желание приходить в школу.
2. По методике «Отношение к учебным предметам»: «любимые»: чтение, математика, труд, музыка, физическая культура, «нелюбимые»: русский язык, история.
4) В ноябре педагогом – психологом проводился тест «Прогрессивные матрицы Равена», который поможет оценить, умеют ли учащиеся 1 – 11 классов мыслить логически и степень интеллекта. В результате выявили следующие показатели:
первая степень (0 %) — высокий интеллект;
вторая степень (0%)— выше среднего;
третья степень (10%) — средний интеллект;
четвертая степень (44%)— ниже среднего;
пятая степень (35%) — дефект.
5) В феврале педагогом – психологом проводилось исследование среди 5 -10 классов социометрия.
Цель исследования - выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».
Результат проведенной диагностики показал:
В 5 классе из 8 обучающихся - 1 лидер, 7 имеют статус «предпочитаемых», это говорит о том, что классный коллектив сформирован в полной мере, так как нет отверженных и неформальных лидеров.
В 6 классе из 6 обучающихся – 1 лидер, 5 имеют статус «предпочитаемых» и 1 "отвергнутые"
В 7 классе 12 обучающихся - 2 лидера, 7 имеют статус «предпочитаемых», 3 "Отвергнутые"
В 8 классе из 11 обучающихся - 1 лидер, 10 имеют статус «предпочитаемых»
В 9 классе из 5 обучающихся 1 лидер, 4 имеют статус «предпочитаемых»
В 10 классе из 7 обучающихся - 2 лидера, 5 имеют статус «предпочитаемых»
6) В апреле педагог – психолог Дмитриева М.А. провела тестирование по профориентации среди 9,11 классов.
7) В течение года проводились диагностики на выявления причин и проявлений дезадаптации воспитанников: тесты школьной тревожности Филлипса, диагностика тревожности детей младшего школьного возраста (Р. Тэмлом, М.Дорки, В. Амена), в адаптации А.М. Прихожан. Тест уровень агрессивности.
8) В январе среди 8 – 11 классов педагогом – психологом был проведен тест Шмишека определение типов акцентуации.
9) На основании письма Департамента Смоленской области по образованию и науке с целью исполнения пункта 1.5.3. протокола №1 заседания Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Смоленской области от 21.02.2019 и статьи 53.4. Федерального закона от 08.01.1998№ 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» было проведено анонимное социально - психологическое тестирование обучающихся «Методические рекомендации по применению методического комплекса для выделения вероятностных предиктов возможного вовлечения школьников в потребление наркотических средств», направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Всего в тестировании приняли участие 54 учащихся (учащиеся средних классов (5, 6, 7) и старших классов (8, 9, 10, 11)). Данные категории обучающихся выделены в силу возрастных особенностей младшего, старшего подросткового и раннего юношеского возраста, которые связаны с повышенным стремлением к рискованному поведению, поиску новых впечатлений, зависимости от группы сверстников.
Учащиеся старших классов выполняли полную версию методики, а учащиеся средних классов выполняли адаптированную и сокращенную с учетом этических ограничений и возрастных возможностей версию методики. Кроме того, опросник был проверен на возможности случайных ответов и социальную желательность.
Вывод: из всего вышеизложенного следует, что по всем шкалам среди школьников, показатели 83% респондентов свидетельствуют о хорошем социальном контроле поведенческих реакций,79% обучающихся свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения. Показатели 78% опрошенных свидетельствуют об отсутствии поиска новизны, как средства решения проблем.
Слабый волевой контроль эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций характерен 2% обучающихся, у остальных таких проблем не выявлено. Высокий уровень социального контроля у 80%респондентов, но 16% опрошенных требуют дополнительного анализа. Полученные данные говорят о том, что большинство подростков умеют регулировать свое эмоционально - волевое состояние, не подвержены резким перепадам настроения и способны на самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций.
10) В ноябре 2018 года проводилось анкетирование (анонимно) среди учащихся 6-7 классов «Я и проблема курения» по выявлению отношения к курению с целью получения новых результатов, отличных от мониторингов прошлых лет. В исследовании приняло 18 подростков. На вопрос анкеты «Пробовал ли ты когда-нибудь курить?» В 6 классе «да» ответили 4 учащихся , в 7 классе «да» ответили 6 учащихся . На вопрос «Курят ли Ваши родители?» (рассматривались ответы только среди тех, кто пробовал курить) в 6 классе 4 учащийся ответил «да», в 7 классе «да» был у 50 % опрошенных (6 чел.). Полученные данные были доведены до сведения родителей и детей (общие результаты по классам, т. к. анкета проводилась анонимно - для получения более точной информации). По результатам анкетирования, не были выявлены учащиеся, которые бы интересовались табачной продукцией. На родительских собраниях были проведены беседы о детских вредных привычках и их профилактике. С ребятами были проведены занятия, показаны видеофильмы, видеоролики, презентации по профилактике вредных привычек.
11) В феврале, рамках профилактической недели компьютерной зависимости, среди учащихся 5-7 классов проводилось исследование на компьютерную зависимость. В тестировании участвовало 26 учащихся. Исследование проводилось по параллелям и анонимно. Из 26 учащихся компьютерную зависимость имеют 2 человека. Результаты данного исследования доведены до классных руководителей и родителей учащихся.
12) В соответствии с требованиями по ФГОС проводилась диагностика детей с ОВЗ по методикам: «Тест Люшера», «Корректурная проба», «10 слов» Лурия, пересказ рассказов, «Исключение лишнего», «Выделение двух существенных признаков», «Исключение понятий», «Конструктивный праксис», «Пространственный гнозис», «Графические диктанты» и др. После анализа психологического обследования, разрабатывался маршрут коррекционной работы, индивидуально на каждого учащегося и проводились занятия в течение всего учебного года. В следующем году планируется продолжить работу по формированию и развитию интеллектуального уровня (по возможности), внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы у учащихся, насколько возможно, максимально социализировать к условиям окружающей среды.
Коррекционно – развивающая работа
(Групповая коррекционно-развивающая, тренинговая работа.) Результатом данной работы явилось то, что первые и пятые классы успешно прошли адаптацию к школе. Были проведены развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводились с использованием игровых упражнений, арттерапии, сказкотерапии, психогимнастики, занятия в сенсорной комнате. В 5, 6 и 7 классах проводились занятия на развитие познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности; развитие самосознания и самоконтроля; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками; стремление к сотрудничеству. Но ещё остаются некоторые проблемы: межличностные конфликты, правонарушения, низкий уровень учебной мотивации у некоторых обучающихся.
Проводилась психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками, в том числе: личные беседы-консультации с родителями, тренинги, тестирование детей «группы риска». С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные занятия и консультации, ежедневный контроль за посещаемостью, наблюдение на уроках. Давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми и их родителям. Проявления отклонений очень разнообразны: потеря интеллектуальных навыков, расстройства развития речи, расстройства развития школьных навыков, нарушения поведения и т.д. С этой группой ведутся занятия по коррекции. Занятия проводились в кабинете педагога-психолога, в них входят дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, упражнения на развития внимания, самоконтроля, релаксация. Работа проводится как индивидуально, так и в малых группах. Оказывали помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками. Также со всеми детьми проводились развивающие занятия в сенсорной комнате. Детям занятия нравятся, они с удовольствием идут на них.
Консультативная работа с учащимися, родителями, педагогами.
С учащимися: За текущий учебный год педагогом – психологом Дмитриевой М.А. всего проконсультировано 180 обучающихся.
Проводились индивидуальные и групповые консультации по темам:
«Что мы знаем о СПИДе?»
«Мир без вредных привычек».
«Интернет: новые вызовы»;
«Шутки или хулиганство»
«Умей сказать – НЕТ! »
«Терроризм – угроза общества»
При подготовке к консультациям изучалось большое количество специальной литературы. Возникали затруднения по решению проблем, связанных с поведением учащихся. В следующем году планируется совместная работа с социальными педагогами и психологами других учебных заведений по проведению консультаций.
С родителями: За текущий учебный год педагогом – психологом Дмитриевой М.А. всего проконсультировано 64 родителя.
Работа с родителями представляет собой, во-первых, психолого-педагогический всеобуч – это подготовка и выступления на родительских собраниях, лектории для родителей, беседы на общешкольных собраниях.
Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка и проблемам межличностных отношений в семье. С группой детей и родителей велась кропотливая работа на протяжении всего года.
Мониторинг с родителями по результатам диагностических мероприятий у пятиклассников и первоклассников и т.д.
С педагогами: За текущий учебный год педагогом – психологом Дмитриевой М.А. всего проконсультировано 83 педагога.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций;
«Прогноз и профилактика проблем обучения в 5-ых классах»;
Причины неуспеваемости учащихся начальных классов;
Предупреждение суицида среди учащихся;
Школьная тревожность учащихся 5-х классов;
Гиперактивный ребенок в школе.
проведение индивидуальных и групповых консультаций
Профилактическая работа
Профилактическая работа педагога-психолога велась по следующим направлениям:
Профилактика дезадаптации 1, 5 классов.
Профилактика неуспеваемости.
Профилактика асоциального поведения.
Профилактика агрессивного поведения.
Профилактика внутрисемейных конфликтов.
Профилактика употребления ПАВ.
Профилактика внутригрупповых конфликтов.
Профилактика компьютерной зависимости.
Профилактика суицидальный настроений.
Профилактика терроризма, экстремизма.
Просветительская работа
Рейд «Нет сигаретам». Ноябрь
Просмотр видио фильмов о профессиях. Апрель
Статистический отчет о проведенной работе
за 2012-2013 учебный год.
Всего приемов | Взрослых | Детей | Всего |
Индивидуальных обследований | 24 | | 23 |
Индивидуальных консультаций | П-14 Р - 20 | 45 | |
Групповых обследований | - | 16 классов | 16 |
Групповых консультаций/семинаров | П-1 (11) Р-2 (134) | 27 () | 30 |
Индивидуальных коррекционно-развивающих занятий | - | 81 | 81 |
Групповых коррекционно-развивающих занятий | - | 19 занятий | 19 |
Внеурочная деятельность | - | 128 | 128 |
Консилиумы | - | 2 | 2 |
Вывод
В течение этого года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Большим плюсом в работе для меня было согласованность в работе с администрацией. Помощь в организации и проведении психологических занятий (расписание), согласованность в действиях – немаловажный аспект в работе.
Одним из сложных направлений моей деятельности является наблюдение. Проведение данной работы требует большого количества времени (чего катастрофически не хватает), поэтому эта работа ведётся небольшими урывками на переменах, иногда наблюдение на уроках. Старалась строить свои взаимоотношения с учителями предметниками и классными руководителями через организацию совместных классных часов и индивидуальную работу с учителями, учениками и родителями. Некоторые из них уже стали моими постоянными клиентами. Есть, конечно же, и такие родители, которые на конкретные требования учителей и рекомендации психолога реагируют просто неадекватно. Это является проблемой, которая встаёт передо мной на будущее. Большое количество обращений родителей, которые пытаются решить семейные проблемы – это межличностное взаимодействие учащихся в системе отношений «ребенок-ребенок», «ребенок-учитель», «ребенок-родитель». Со всеми, кто обращался, я проводила индивидуальные консультации, которые давали положительный результат. В отдельных «сложных» случаях привлекались администрация.
В лицее достаточно детей с различными отклонениями в поведении, с которыми ведётся кропотливая, порой неблагодарная работа. С детьми, родителями проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью уроков учащихся, наблюдение на уроках, мероприятия с приглашением правоохранительных органов.
Впереди много работы, так как, несмотря на неплохие результаты, остается ещё ряд проблем. Но мы надеемся, что реализация в нашем лицее требований ФГОС позволит обучающимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.
Основные цели и задачи на 2018 -2019 учебный год.
Цель психолого – педагогического сопровождения:
Создание в общеобразовательном учреждении благоприятных
социально – психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Содействие психическому и личностному развитию детей с
ограниченными возможностями, их психолого-педагогическая реабилитация с учетом основных особенностей, коррекция имеющихся у учащихся недостатков.
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
Раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
Профилактика школьной и социальной дезадаптации;
Консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
Повышение мотивации обучения у учащихся;
Создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
Формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
Содействие созданию в лицее обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
Профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем.