Педагогическая цель | Обобщить знания учащихся о планете Земля, ее внешней оболочке, «соседях» Земли- планетах Венере и Марсе, спутнике Земли – Луне. |
Тип. | Обобщение и систематизация знаний учащихся. |
Планируемые результаты (предметные) | Систематизировать знания о положении Земли в солнечной системе, внешнем облике Земли, расширить знания о «соседях Земли- планетах Венере и Марсе, естественном спутнике Земли Луне. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу; понимание причин успеха в учебе, понимание предложений и оценок учителей, одноклассников Регулятивные УУД Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем; –– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – адекватно воспринимать оценку своей работы; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; Коммуникативные: - умение задавать вопросы по учебному материалу и отвечать на них; - стремление к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии; - умение высказывать собственное мнение; допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре); Познавательные УУД Обучающийся научится: –пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; –строить сообщения в устной форме; –анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в группе, в паре); –находить в тексте ответ на заданный вопрос; –осуществлять синтез как составление целого из частей; –производить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; –ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; –устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; –осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; –устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, отличать новое от уже известного.. - Коммуникативные УУД Обучающийся научится : выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, адекватные данной ситуации; уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя, группах и парах самостоятельно), использовать в общении правила вежливости, осуществлять само и взаимоконтроль. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, работа в группах и парах. Методы: словесный, наглядный, практический. |
Образовательные ресурсы | Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов Окружающий мир. 2 класс – ООО «Издательство Астрель», 2013. Карточки для индивидуальной работы, работы в парах и группах, тест Компьютер, презентация к уроку, Таблица: «Расположение планет в солнечной системе» Макет земли- глобус |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности (организационный момент) | (Звучит торжественная музыка) Встали все у парт красиво, С гостями Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнем Наш урок сейчас начнем! | Подготовка класса к работе. | Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому предмету. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация опорных знаний. Проверка д.з | - О чем мы говорили на прошлом уроке? (О Солнечной системе) - Молодцы! Сейчас мы проверим, что вы усвоили из предыдущих тем. Для этого вам нужно ответить на вопросы теста, записывая правильные ответы на листах-контрольках. (СЛАЙД № 2) - Побудьте в роли учителя. Посчитайте, сколько «+» и поставьте соответствующую оценку. А я потом проверю и выставлю оценки. (СЛАЙД № 3) - С последних парт передайте листочки вперед. | Слушают, отвечают на вопросы. | Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение отвечать на вопросы учителя. Личностные: осуществление самоконтроля. |
Сообщение темы урока. | - Вы бы хотели в будущем стать космонавтами и полететь в космос? (Да) - Профессия космонавта очень интересная. Они узнают много нового. - Вот и мы узнаем сегодня очень много нового и интересного о самой красивой планете в Солнечной системе. - Как вы думаете, какая эта планета? - Правы вы или нет, мы в этом сейчас убедимся, отгадав загадку! На планете чудеса: Океаны и леса, Кислород есть в атмосфере, Дышат люди им и звери. (Земля) (СЛАЙД № 4) - Что помогло вам догадаться, что это Земля. Какие именно слова или выражения? - А почему люди могут дышать? (Есть кислород) - А какое слово вам пока еще не понятно? (Атмосфера) - Мы увидим сегодня. - О какой планете мы поговорим? (о Земле) - Посмотрите в учебнике на стр. 52. Прочитайте тему нашего урока? (Голубая планета Земля) - Правы вы или нет? - Хорошо! Ребята, мы отправимся в космическое путешествие, но сначала надо подумать для чего мы полетим в космос? | Слушают, отгадывают загадку. Обобщают к какой планете, будет совершено путешествие, формулируют ключевое слово темы урока. | Регулятивные: умение анализировать, выделять ключевое слово. Синтезировать общее понятие, формулировка и принятие темы урока. |
Постановка учебной задачи. | КАКУЮ ФОРМУ ИМЕЕТ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. КАКОГО ЦВЕТА НАША ПЛАНЕТА. КАКИЕ ПЛАНЕТЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОСЕДЯМИ ЗЕМЛИ. - Запомните, ведь вам потом предстоит отвечать на эти вопросы! - Вы хотите узнать ответы на эти вопросы? - Для этого отправимся из нашего класса в космос. А на чем, вы узнаете, отгадав мою загадку. Чуда птица, алый хвост, Прилетела в стаю звезд. (Ракета) (СЛАЙ № 5) - Умницы! Итак, теперь вы будете космонавтами! - Прошу всех пристегнуть воображаемые «ремни». Во время перемещения в пространстве дышим спокойно и ровно. Начинаем обратный отсчет…..3…2…1…Поехали…(СЛАЙД № 6) - Глубокий вдох, выдох. - Посмотрите, мы с вами, оказались в космосе. ФИЗМИНУТКА - Ребята посмотрите, кто нас встречает. (СЛАЙД № 8) - Это же жители космоса. Они нас приглашают потанцевать. Отстегиваем ремни, встали. Повторяем за ними. (СЛАЙД № 9) Создаёт условия для психоэмоциональной разгрузки обучающихся и восстановления физических сил ученика. | Совместно с учителем ставят общую цель урока. Разворачивают карточки на доске. Осознают понятие, которое необходимо изучать в течение урока. Капитаны, принимают на себя данную роль. Выполняют дыхательное упражнение- снятие волнения. По желанию дети встают или сидят. Зрительно наблюдают за происходящим на экране, движутся в такт музыке. | Регулятивные: целеполагание, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь учителя. Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни. Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни |
Актуализация и расширение знаний. | - Молодцы! Теперь тихонько сели. - Загляните в иллюминатор. (СЛАЙД № 10) - Какую планету вы видите? ( Земля) - Внимательно посмотрите на планету Земля. - Какую форму имеет наша планета? (Круглая, форма шара) - Земля представляет собой слегка сплюснутый шар. - Молодцы! Это, конечно, сейчас каждому известно, что Земля шарообразная, а раньше люди думали иначе. А как? Мы с вами сейчас это увидим. (СЛАЙД № 11, 12, 13) - Но потом ученые доказали, что она шарообразная. (СЛАЙД № 14) - А почему наша тема называется «Голубая планета Земля». (Потому что на ней много голубого цвета , т. е. воды) - Великолепно! На Земле не только много воды, но она имеет – газовую оболочку вокруг Земли – АТМОСФЕРУ. Она защищает нас от солнечной радиации и состоит из воздуха, которым мы дышим. Без нее жизнь была бы невозможна. - Но посмотрите, на ней не только есть голубой цвет, но и еще коричневый – это… (горы) и зеленый – это …. (леса, растительность) . Еще растительность называют «легкими нашей планеты». - Как же мы ответим, какие цвета есть на нашей планете? (Голубой, коричневый и зеленый) - Теперь ребята, давайте посмотрим и выясним: (СЛАЙД № 15) - Какая она по счету? ( Третья) -Превосходно. - Еще назовите мне соседей нашей планеты. (Венера и Марс) - Великолепно. | Слушают, отвечают на вопросы, читают информацию на слайдах. Размышляют. Капитаны выбирают задание. Работают парами в группе. Читают текст. Выделяют с помощью карандаша главные и затруднительные слова. Задают друг другу вопросы. Оказывают взаимопомощь. Рассказы учащихся. Формулируют в чем главное отличие земли от ее «соседей» | Предметные: знания о «соседях» планеты Земля Познавательные: умение отличать новое от уже изученного, умение наблюдать и делать простые выводы. Коммуникативные: умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Умение слушать и понимать других, работая в группе, паре. Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Личностные: уважение товарищей в классе, ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
Обобщение и систематизации знаний и способов действий. | - Итак, ребята, давайте вернемся к началу урока. Для чего мы отправились в космос, вспомним, на какие вопросы мы уже ответили. КАКУЮ ФОРМУ ИМЕЕТ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. КАКОГО ЦВЕТА НАША ПЛАНЕТА. (Голубого, коричневого, зеленого, белого) КАКИЕ ПЛАНЕТЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОСЕДЯМИ ЗЕМЛИ. (Венера и Марс) - Великолепно! - Мы ответили на интересующие нас вопросы? (Да) - Тогда нам пора возвращаться на родную Землю. - Можете расслабиться, если хотите, то можно закрыть глазки. (СЛАЙД № 17, 18, 19, 20, 21) Включаю фоновую музыку - Глубокий вдох, выдох. Сядьте красиво. - Ребята, как то раз я прочитала книгу, которая называется «Путешествие к центру Земли» Жюль Верна. - О чем вам говорит название этой книги? - Правильно! Вам предстоит открыть еще одну тайну: «Как устроена Земля?». Хотите узнать? Для этого вам нужно открыть учебники на странице 55, взять в руки карандаш, так как у вас будет поисковое задание. Читайте внимательно, для того чтобы ответить на мои вопросы. - Давайте их прочитаем. (СЛАЙД №22) - Что находится в центре Земли? - Чем оно окружено? - Как называется верхний твердый слой Земли? - Когда будете читать текст, отмечайте карандашом ответы на мои вопросы. РАБОТА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ НА СТР. 35 (СЛАЙД № 23, ЩЕЛЧОК, ЩЕЛЧОК, ЩЕЛЧОК) - Молодцы! (сл.24) | | Познавательные: умение представлять информацию в виде схемы, умение формулировать ответы на вопросы. Находить ответы на вопросы. Пользуясь вспомогательными источниками (учебник) Предметные: знания о спутнике Земли Луне. Регулятивные: умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, ориентируясь на показ. Коммуникативные: умение работать в парах, осуществлять взаимопроверку, умение предлагать помощь. Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Личностные: умение контролировать свои действия и эмоции. Ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
Первичное закрепление | - А сейчас вам нужно будет поработать в группах. Каждая группа получает кроссворд. Он содержит не только вопросы по нашей теме, но и вопросы по предыдущим темам. Я даю вам 5 минут, чтобы ответить на вопросы. - Какое у вас всех получилось ключевое слово? (Земля) - А почему у вас всех получилось ключевое слово ЗЕМЛЯ? (Потому что это тема нашего урока) СТИХОТВОРЕНИЕ О ЗЕМЛЕ (СЛАЙД № 25) - Что Вас взволновало в этом стихотворении? - Кто в этом виноват? - Какая фраза самая главная в стихотворении? | | |
Рефлексия учебной деятельности | (СЛАЙД № 26) - Поделитесь своими впечатлениями… - Ребята, (СЛАЙД № 27) - Нам на память инопланетяне подарили звездочки, они у вас лежат на партах. Красные и желтые. Если вам не понятен урок, то выберите красную звездочку; а если все понятно – желтая звездочка. - Мне очень приятно, что вам понравился урок, я тоже подниму желтую звездочку | Систематизируют накопленные знания. Пишут мини- сочинение, кластер. Читают. Прикрепляют свой кластер к доске. Слушают стихотворение. Один ученик читает наизусть. Рассуждают, для чего в общий кластер добавлено слово. Оценивают свою работу, поднимают карточку. Отвечают на вопросы. Размышляют | Познавательные умением находить нужную информацию в вспомогательной литературе, умение моделировать и анализировать. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме; умение ориентироваться в знаниях. Регулятивные: умение проговаривать последовательно получившийся текст, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: умение высказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции. ЦОР. |
Домашнее задание. | Выбери своё домашнее задание Благодарю всех за работу. | Принимают учебную задачу. | Регулятивные: умение воспринимать поставленную задачу, умение самостоятельно планировать свои действия в соответствии с ней. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь учителя. Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни. |