Класс 6
Предмет Русская словесность
Дата:
Урок 8
«Гомеровские герои в литературе» (А.А. Тарковский. «Мщение Ахилла», В.Я. Брюсов. «Одиссей»)
Цель:
- познакомить учащихся с произведениями А.А. Тарковского и В.Я. Брюсова; показать отражение гомеровских образов в русской литературе; отработать навыки выразительного чтения;
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Презентация иллюстраций к поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Учащиеся сопровождают презентацию пересказом изображенных сюжетов, стараясь подражать стихотворному размеру поэм (гекзаметру).
2. Выразительное чтение отрывков из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Отработка навыков выразительного чтения.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя.
Прекрасные эпические поэмы Гомера волновали не только современников, но и все последующие поколения людей. Многие поэты использовали образы Гомера для создания своих стихотворений.
Сегодня мы познакомимся с двумя замечательными стихотворениями поэтов XX века, в которых герои «Илиады» и «Одиссеи» вновь оживают и предстают перед нами. Это стихотворения «Мщение Ахилла» А.А. Тарковского и «Одиссей» В.Я. Брюсова.
Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца И.Я. Бакулина. Брюсов получил хорошее образование - он учился в двух московских гимназиях. В 1900 году был издан сборник его стихов «Tertia Vigilia» («Третья стража»). Значительное место в сборнике занимает историко-мифологическая поэзия; вдохновителями Брюсова стали «скифы, ассирийский царь Асархаддон, Рамсес II, Орфей, Кассандра, Александр Великий, Амалтея, Клеопатра, Данте, Баязет, викинги, Большая Медведица». Поэт не обошел вниманием и великого Гомера.
Арсений Александрович Тарковский родился 25 июня 1907. Он был сторонником классического стиля в русской поэзии, вкус к которому ему привили еще в детстве. Маленьким мальчиком Арсений Тарковский вместе с отцом и братом посещал поэтические вечера столичных знаменитостей - Игоря Северянина, Константина Бальмонта, Фёдора Сологуба. Позднее, став поэтом, он не раз обращается к образам античной поэзии, в частности, к персонажам поэм Гомера.
А теперь давайте обратимся к стихам этих замечательных поэтов.
2. Чтение стихотворения А.А. Тарковского «Мщение Ахилла».
Слово учителя.
- В этом стихотворении А. Тарковский говорит нам о смерти друга Ахилла Патрокла. Давайте вспомним, что мы знаем об этих героях древнегреческих легенд и поэмы Гомера «Илиада».
Ахилл, сын царя Пилея и морской богини Фетиды, горой Троянской войны, родился в Фесалии. Его мать, Фетида, выкупала маленького Ахилла в водах реки подземного мира Стикс, и это сделало его неуязвимым. При этом одно место на теле Ахилла все же осталось уязвимым – это пятка, за которую мать держала ребенка. Поссорившись с Агамемноном, Ахилл отказался участвовать в войне и направил в бой своего друга Патрокла, который в этом бою погибает от руки Гектора. Узнав о смерти друга, Ахилл возвращается в стан ахейцев и мстит за друга, убивая Гектора. Но в конце осады Трои его самого убивает Парис, стрелу которого направляет бог Аполлон. Стрела попадает в пятку Ахилла, и он погибает.
Как же отразил эти события в своем стихотворении А. Тарковский?
Чтение стихотворения.
Стихотворение читает учитель или специально подготовленный ученик.
Беседа.
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- Как относится к войне Гомер? А какое отношение к войне у А. Тарковского?
Гомер воспевает войну, считает мщение справедливым, а Тарковский ненавидит войну и считает мщение бессмысленным и жестоким, не приносящим мира и справедливости.
- Как относится к героям Троянской войны Гомер? А каково отношение к ним А. Тарковского?
Гомер восхищается героями, их поступками, а Тарковский жалеет их, говорит о них с горечью, сочувствует горю Приама, говорит, что гибель Гектора – «жертва мстительным богам». Тарковский говорит, что одно мщение порождает другое и делает его бессмысленным.
- Каково отношение к богам у Гомера и Тарковского?
Гомер безоговорочно признает величие и правоту богов, а Тарковский считает их жестокими и мстительными.
3. Чтение стихотворения В.Я. Брюсова «Одиссей». Беседа.
Стихотворение читает учитель или специально подготовленный ученик.
- Каким предстает перед нами Одиссей в стихотворении В.Я. Брюсова? Отличается ли он от Одиссея, изображенного Гомером? В чем отличия?
Образ Одиссея в стихотворении В. Брюсова словно сливается с образом автора. Одиссей Брюсова – поэт. Пение Сирен ему дороже всего на свете. Он говорит, что готов отдать жизнь, честь и славу за счастье еще раз услышать пение Сирен. А у Гомера Одиссей в первую очередь царь Итаки, умный, практичный, хитрый. Для него пение сирен и чары были лишь испытанием своей воли.
- Обратите внимание, ребята, как поэты ХХ века обращаются к произведениям античности, чтобы переосмыслить их, показать свое виденье изображенных в них событий с морально-этических позиций своего времени.
- Чья оценка событий (Гомера или поэтов ХХ века) вам кажется более гуманной? Какая из них вам ближе?
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
задание
Прочитайте отрывок из «Илиады» Гомера. Каким героям и богам принадлежат следующие эпитеты: шлемоблещущий, быстроногий, стрелометный, трепетный, светлоокая, пламенный? Запишите.
Гектор ____________________________________________________________
Ахиллес ___________________________________________________________
Аполлон __________________________________________________________
Афина ____________________________________________________________
2. Работа с текстом.
Выпишите эпитеты и сравнения из стихотворений А.А. Тарковского «Мщение Ахилла» и В.Я. Брюсова «Одиссей». Объясните, какую роль они играют в создании художественного образа.
V. Этап информации о домашнем задании.
VI. Этап рефлексии