СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Гонимый миром странник…» Сравнительный анализ монологов Чацкого и Печорина. (Подготовка к выполнению задания 1.1.3 части 1 ОГЭ по литературе)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 9 классе .Сравнительный анализ монологов Чацкого и  Печорина.  (Подготовка к выполнению задания 1.1.3 части 1  ОГЭ по литературе)

Просмотр содержимого документа
««Гонимый миром странник…» Сравнительный анализ монологов Чацкого и Печорина. (Подготовка к выполнению задания 1.1.3 части 1 ОГЭ по литературе)»

«Гонимый миром странник…»

Сравнительный анализ монологов Чацкого и Печорина.

(Подготовка к выполнению задания 1.1.3 части 1 ОГЭ по литературе)

Цель урока: выполнить межтекстовое сопоставление, анализ монологов героев, с целью выявления их общих черт.

Задачи :

формировать   умения социально-психологической характеристики персонажа;

формировать умения сопоставительного анализа на примере художественных текстов, включенных в программу по литературе;

представить формы, приемы работы на уроках с включением сопоставительного анализа текста.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе; готовность для саморазвития в процессе сотрудничества.

Метапредметные: формирование умения правильно отбирать материал,; формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении.

Предметные: умение делать анализ и сравнительный анализ эпизодов, составлять характеристику герев через внутреннее состояние, поведение, отношение окружающих к нему.

Методы и формы обучения смысловое чтение, эвристический и исследовательский методы; фронтальная, индивидуальная, групповая работа


Оборудование: мультимедийная презентация; аудиозапись романса “Выхожу один я на дорогу” в исполнении Анны Герман; памятки-инструкции



Мотивация

Учитель : Обратимся к теме урока : «Гонимый миром странник…» Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово странник?( Свобода и одиночество, гонимость и бунтарство)

Согласно толковым словарям странник- это странствующий человек (обычно бездомный или гонимый) или же — человек, идущий пешком на богомолье, богомолец. Действительно, странник в мире — как правило, одинокий и бесприютный человек.

Прослушайте романс “Выхожу один я на дорогу” в исполнении Анны Герман.Этот романс написан Е. Шашиным на слова стихотворения М.Ю.Лермонтова. Какие чувства вызвал у вас романс? Какое душевное состояние переживает лирический герой?( чувство одиночества, глубокой душевной тоски и неприкаянности) Какой символический образ присутствует в этом произведении?(Образ пути)

Слова «дорога», «путь» многозначны. Что они обозначают?

(Они могут обозначать не только отрезок пространства между какими-либо пунктами, но и этапы жизни как отдельного человека, так и целой нации. И в этом смысле мы можем говорить о жизненном пути героя, историческом пути народа.)

Многие люди задаются «вечными »вопросами: «Как жить? В чем состоит смысл жизни? По какому пути следует идти? » Представления об этом зависят от социального положения, образа жизни, миропонимания человека, конкретной исторической ситуации, в которой он живет. «Вечные» вопросы волновали людей во все времена. Обратимся к творчеству писателей, живших более двухсот лет назад.

-Определите по высказываниям литературных критиков, о ком из героев идет речь, как называются эти литературные произведения, кто их автор?

1.« Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, …, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда жертва.»(И. Гончаров)

2.«Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою». (В. Белинский)

Сегодня на уроке мы обратимся к образам Чацкого , героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» , и Печорина, героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

Вам предстоит выполнить сравнительный анализ эпизодов двух произведений. Примерное задание предлагается в 1 части ОГЭ по литературе. (Пример задания взят с образовательного портала для подготовки к экзаменам «Сдам ГИА: решу ОГЭ»)

Оно звучит так: «Сравните монолог с монологом Печорина (ниже приведен фрагмент из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Что общего в изображении дворянства в этих текстах?»

(Тексты см. в Приложении)

Определите ключевые слова в задании. Сформулируйте цель урока. (Необходимо найти общее, что объединяет совершенно разных героев в этих фрагментах. При этом нужно учитывать, что Чацкий и Печорин принадлежат к дворянскому сословию.)

На дом было задано повторить и обобщить изученное по этим произведениям. На уроке предстоит выделить основания для сравнения. Результаты работы вы должны будете оформить в сравнительных таблицах, чтобы в дальнейшем написать ответ на заданный вопрос.

Выстраиваем модель работы, по которой нужно сравнивать фрагменты произведений. Выделяем параметры для сравнения:

- Авторы и названия произведений.

- Род литературы.

- Жанр.

- Время написания произведений.

 - Время, отраженное в произведении.

- Что за ситуация представлена в фрагменте. Каким этапом развития сюжета она является?

- Сопоставление героев в предложенных фрагментах. Нахождение оснований для сходства между ними.

 -Художественные детали (мелочи, частности).

- Средства художественной выразительности

-Вспомните, к какому роду и жанру литературы относятся эти произведения? Сделайте запись в таблице. (Работа со «Справочником»» см. Приложение )

( При сравнении необходимо обратить внимание учащихся на тех компонентах художественного текста, которые существенны для каждого рода. При изучении эпоса ими обычно оказываются: 1. Тема, проблематика, сюжет. 2. Образы героев (знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов). 3. Автор как творец, как создатель особого художественного мира данного произведения.

При изучении драматических произведений нужно учитывать , что драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих героев, а показывает их в действии. Отсутствие авторской характеристики, портрета и других компонентов образа осложняет восприятие драмы учащимися. Конфликт во многом обусловливает направленность и ритм сюжетного движения в пьесе.)

Род литературы

Эпос

Драма

Жанр

Сам определил жанр: «Горе от ума» — комедия. Но в комедийную схему Грибоедов вводит трагедийные ноты: истинные чувства, испытываемые героями, рушатся. Трагизм главных героев приобретает звучание к финалу

Первый в русской прозе социально-психологический и философский роман.



Актуализация знаний

Учитель:

В какой исторический период были написаны эти произведения? Какими важными историческими событиями отмечена первая четверть XIX в.?

  • победа в Отечественной войне в 1812 г.;

  • восстание декабристов в 1825 году;

  • поражение восстания;

  • 1830-1840 е годы – время правительственной реакции, эпоха «безвременья».

Учитель: В литературе XIX века, как в зеркале, отразилось время. Зарождение, формирование и укрепление свободомыслия, непокорности, бунтарства передовой части дворянской молодежи с одной стороны и страх перед властью, неверие и сомнения, отказа от светлых идеалов с другой.

Прослушайте тексты и по первым впечатлениям определите, о каком времени идет речь в каждом из них.

А.С.Пушкин повесть «Метель»: «Между тем война со славою была кончена, полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу, музыка играла. ... Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось  русское сердце при слове Отечество. Как сладки были слезы свидания!»

М.Ю.Лермонтов «Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.




Выводы:

После победоносной войны с Наполеоном 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой.

 Выводы :

Время написания стихотворения — одно из наиболее мрачных в истории России после поражения декабристов. Эпоха безвременья.


Определите основание для сопоставления героев (Какое время нашло отражение в этих произведениях?)

Рассматривая образы Чацкого и Печорина, мы должны учитывать разницу исторических эпох , в которых жили герои. Комедия «Горе от ума» была написана в 1824г. до случившегося бунта, а роман «Герой нашего временны был создан в 1840г. т.е. после восстания. Группа «Историков » расскажет об эпохе, изображенной в них.

Итак, мы определили первое основание для сопоставления эпизодов . Сделайте запись в таблице.

Какое время нашло отражение в этих произведениях?

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

После войны 1812 года в обществе сложились два политических лагеря: с одной стороны, передовая дворянская молодежь и, с другой стороны, консервативные сторонники крепостнической России. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» была закончена Грибоедовым 1924 году, в годы создания тайных организаций декабристов. Эту общественную борьбу Грибоедов и показал в своей комедии с точки зрения передового человека своего времени. Пьеса отвечала настроениям декабристов, и они её использовали для распространения своих идей

40-е годы XIX-го века. Небывалый всенародный подъем после Отечественной войны 1812 года прошел, былое одушевление исчезло. Образованные люди того времени, к которым без сомнения принадлежал как и сам Лермонтов, так и Печорин – потомки людей, побывавших в Европе во время заграничного похода русской армии 1813 года, воочию увидевших грандиозные преобразования, которые имели место в Европе того времени. Но их надежды на перемену к лучшему погибли 25 декабря во время подавления выступления декабристов на Сенатской площади. Стала невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.
Все угасло, все замерло в мертвящей атмосфере николаевской России.


Учитель: в основном задании требуется определить, что общего в изображении дворянства в этих текстах? Действительно, А. С. Грибоедов и М.Ю.Лермонтов уделили немало внимания роли дворянства в российском обществе. Мы часто слышим и употребляем слово «дворянство». А всем ли знают, кто такие дворяне? Послушате сообщение о дворянском сословии.

(Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворянство возникло в XII веке. Возвышение дворянства связано с царствованием Ивана Грозного, который задумал построение централизованной монархии (самодержавия) с опорой на дворянство.Закат дворянства пришелся на XIXвек.

Жизнь дворянской семьи имела свои особенности. Со времен Петра I структура и взаимоотношения в дворянской семье строились на идеологии, связавшей службу и достоинство. Во главе семейной иерархии стоял отец. Отношение к детям в дворянской семье было строгим. Высокий уровень требовательности к ребенку объяснялся тем, что его воспитание строилось в рамках дворянского кодекса чести.

Образование дворянских детей в первой половине XIX века представляло собой сначала домашнее обучение, а позже в гимназиях, пансионах и университетах. В первые годы жизни ребенок находился на попечении няни. С 7-8 лет воспитанием ребенка занимались гувернеры и гувернантки, преимущественно это были иностранцы. Порой это были люди недостаточно образованные. Однако гувернеры играли непосредственную роль в обучении детей хорошим манерам. Обучение и воспитание мальчиков  ориентировалось на служение Отечеству. В девочке воспитывалось умение жертвовать собой в качестве жены и матери. 

Нравственный облик помещика XIX века

В основе дворянской идеологии лежало убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его являться образцом высоких нравственных качеств: «Кому много дано, с того много и спросится». Ребенка ориентировали не на успех, а на идеал. Как дворянин он обязан был быть храбрым, честным, образованным.

Едва ли не главной сословной добродетелью считалась дворянская честь.  Обостренное чувство собственного достоинства воспитывалось с детства. В основе дворянской идеологии лежало убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. Юношу делали взрослым и независимым учеба или служба в армии.  Военное поприще представлялось настолько естественным для дворянина, что отсутствие этой черты в биографии должно было иметь какое-либо специальное объяснение.

Дворянство проводило дни не только на службе, но и в постоянном общении, на балах и званых обедах. В домах столичной знати ежедневно обед накрывался на 100 человек. Бал - это особенное событие в жизни человека XIX века, он оказывался областью непринужденного общения, светского отдыха. Бальный сезон открывался поздней осенью, и самый разгар его приходился на зиму, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а поместные дворяне, окончив полевые работы, целыми обозами ехали в город со взрослыми дочерьми - «на ярмарку невест»

У жителей Петербурга популярными местами отдыха были Сенная площадь, Царицын луг, Екатерингоф. Летние гулянья москвичей проходили по главным московским улицам, вокруг Кремля, в Сокольниках и в Марьиной роще, а также в Царицыно, Кунцево, Кусково, на Воробьевых горах, в Кузьминках, Останкино, Коломенском, Архангельском, которые тогда являлись окрестностями города. Зимой горожане гуляли в Кремлевском саду, на Тверском бульваре, по набережной Москвы-реки

Многие из дворян проводили время в клубах. Этим словом клуб стали называть собрание, а также дом, где эти собрания происходят. Так, в Москве появился дом Дворянского собрания, затем был открыт Английский клуб. Туда принимали только мужчин. Быть членом Английского клуба - значит быть принятым в самое избранное общество. В клубе велись политические разговоры, хоть они и были запрещены уставом. Здесь же могли почитать газеты. Также в XIX веке существовали салоны, которые традиционно формировались вокруг женщины.

Многие передовые люди эпохи начала XIX века читали книги. У каждого был свой круг чтения.

Жизнь дворянина была жестко регламентирована. Распорядок дня, туалеты, самый способ жизни - все было подчинено строгому этикету. В XIX веке появилась новая «манера жить», быть денди. Денди - герой праздной элегантности. Он восстает против правил, принятых в обществе; в каком-то смысле он даже бунтарь, но его бунт - это дерзость воспитанного человека; его поведение всегда вызов, но вызов элегантный. Задача денди - привлечь к себе внимание, заставить говорить о себе.

Несмотря на все развлечения, дворяне оставались верующими и всегда находили время для того, чтобы сходить в церковь.

Социальный портрет.   Человек является носителем тех социальных черт, которые диктует ему эпоха. Для XIX века было свойственно чинопочитание. В России каждому воинскому чину соответствовал гражданский чин. Введенная Петром I «Табель о рангах» предусматривала три основных рода службы: воинскую, статскую (гражданскую) и придворную. Каждая из них имела 14 рангов - классов.

Отношение к военной и государственной службе связывалось в понимании дворянина со служением обществу, России. То, что дворянство являлось сословием привилегированным и служивым одновременно, рождало в душе дворянина своеобразное сочетание чувства избранности и чувства ответственности. Отношение к военной и государственной службе связывалось в понимании дворянина со служением обществу, России.

Дворянство в изображении русских писателей – это зеркало, отражающее общественные процессы современной писателям жизни.

В каждом из этих произведений писатели показывают нам представителей этого сословия.

Какие же черты присущи дворянскому обществу в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? Являются ли члены высшего общества образцом высоких нравственных качеств? Вспомните, что мы узнали на уроках, когда изучали эти произведения? Как Чацкий и Печорин относятся к этому обществу, хотя сами являются его представителями?

Было дано домашнее задание охарактеризовать высшее дворянское общество в этих произведениях, составив сопоставительную таблицу.

Обобщите свои наблюдения и сделайте выводы.

Какие группы дворянского сословия изображены в данных фрагментах?

Московское «фамусовское» общество- дворянство

«Водяное общество» - петербургское и провинциальное дворянство

Какие же черты присущи дворянскому обществу

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

«фамусовское общество»:

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

«водяное общество»

Идеалы «фамусовского общества»:


А)«и награжденья брать, и весело пожить»

Б) «век минувший», или поколение отцов»( «Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя»)

цель приезда на воды – выгодно пристроить дочерей за дворянина из столицы


Отношение к образованию:


«Ученье - вот чума, ученость — вот причина» («Фамусовское» общество никогда не связывало такие два понятия, как ум и образование. Фамусов – противник ума и учёности. Науку он считает главной причиной того, что в его время развелось много безумных людей, дел и мнений, видит в чтении один лишь вред и потому с полною откровенностью предлагает для пресечения зла собрать все книги и сжечь.


Черты, присущие «фамусовскому» обществу

Черты, присущие «водяному» обществу

Низкопоклонничество и беззастенчивая лесть Молчалина; глупость Скалозуба; Загорецкий - шулер и картежник; Репетилов - кутила и болтун; Наталья Дмитриевна Горич- светская пустота в соединении с приторной сентиментальностью; старуха Хлестова знает все про всех в высшем свете, сплетница, крепостница;  княгиня Тугоуховская ездит по балам, чтобы ловить женихов для своих шести дочерей

Общество эпохи безвременья, застывшее в развитии. Праздность и пустота времяпровождения, капризы, притворство,  отсутствие подлинной духовности, Жизнь «водяного общества» скучна и однообразна. Грушницкий - стремление производить эффект, сделаться героем романа, не быть, а казаться; мелкая и себялюбивая душа, эгоистическая и злобная, до краев наполненная самодовольством. Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло.

Драгунский капитан своим участием в дуэли напоминает Зарецкого.

Социальный портрет, отношение к службе

Служба, как на источник личного возвышения и обогащения;  служение не делу, а лицам; процветают чинопочитание, беспринципность, карьеризм.  С помощью протекции можно было получить чин или продвижение по службе, влиятельные люди были способны одним словом уничтожить человека, пустив о нем нелепую сплетню, как сделали с Чацким.


Для николаевской эпохи служба есть естественное содержание жизни. Процветает чинопочитание (с «негодованием отвернулись», увидев на герое армейские эполеты)

Дворянская честь

Важно только то, чтобы соблюдались внешние правила приличия, а “грех не беда, молва не хороша”.


Грушницкий не останавливается перед тем, чтобы опорочить Мери в глазах «водяного общества».

Умышленно не заряженный пистолет,и пуля ,выпущенная в безоружного, и наглое ожидание Грушницким холостого выстрела

Понятия о достоинствах человека

Дорожат не нравственными качествами людей, а их знатностью и богатством, умением и сноровкой приобретать высокое положение в свете .

Для этих людей главным является не внутренний мир человека, а его внешность, чувства женщин скоротечны и неглубо­ки.

Подведите итог: что общего вы отметили в характеристике дворянского общества в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? (Жизнь этих людей пуста, бесцельна. В этом обществе ценится материальное положение, а не душевные качества человека. Основные черты - страсть к чинам, низкопоклонство, балы, сплетни, праздное времяпрепровождение, пустота. В комедии А.С.Грибоедова мы видели светское общество, а в романе М.Ю. Лермонтова - провинциальное, которое всеми силами старается походить на столичное. 

Учитель: на предыдущих уроках мы обсуждали, могут ли наши герои жить по законам этого мира, угождать тем, кто выше чином, лгать, лицемерить, притворяться? Вспомните, как Чацкий и Печорин относятся к этому обществу, хотя сами являются его представителями. Сходно ли их отношение к этим людям? К какому типу героев мы можем отнести героев ? - Что объединяет эти образы в русской литературе? ( Определение «лишние люди»)

Для справки:

Ли́шний челове́к— литературный тип, характерный для произведений русских писателей 1840-х и 1850-х гг. Обычно это человек значительных способностей, который не может реализовать свои таланты на официальном поприще николаевской России. Личность противоречивая, часто конфликтующая с обществом и его жизненным укладом, а иногда и с самим собой.

Принадлежа к высшим классам общества, лишний человек отчуждён от дворянского сословия, презирает чиновничество, но, не имея перспективы иной самореализации, в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению. К типичным чертам лишнего человека относятся «душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад между словом и делом и, как правило, общественная пассивность».

Группа получила задание: на основе изученного докажите, что Чацкий и Печорин обладают чертами лишнего человека.

Чацкий

Печорин

Герой комедии — страстный боец против дельцов, шутов, « нескладных умников, лукавых простаков,
старух зловещих, стариков…»

Такая жизненная философия ставит этого героя вне общества, собравшегося в доме Фамусова. В глазах этих людей, привыкших

жить по старинке, Чацкий – опасный человек, «карбонарий», нарушающий гармонию их существования. Хотя герой комедии является только «предтечей» «лишних» людей, мы будем говорить и о нем как о «лишнем» человеке .


Печорин также полон действительно бунтарского неприятия всех устоев общества, в котором вынужден жить, но в условиях безвременья деятельному, тонко чувствующему жизнь и окружающих человеку жить очень сложно. Неприязнь Печорина к «водяному обществу» вызвана тем, что он не принимает их образ жизни, поведения, ценности, ему скучно среди них. Печорин значительно умнее их, видит их душевную пустоту, пороки и изъяны каждого, воспринимает это общество враждебно ему.

Герой - «лишний человек» вступает в конфликт с окружающим его несовершенным миром.

-А сейчас обратимся к фрагментам из произведений, данным для сравнения и проведем сопоставительный анализ монологов. Прочитайте их, найдите в текстах ключевые слова, определите по ним основания для сходства героев.

Что за ситуация представлена в фрагментах? Каким этапом развития сюжета она является?

Монолог Чацкого в 14 явлении четвертого действия - последний монолог, который произносит Чацкий в комедии. Он, убедившись в «измене» Софьи, разражается гневным монологом, в котором с «гордостью» и горечью говорит о разрыве.

Это исповедь Печорина ,он объясняет Максим Максимычу причины своего охлаждения к Бэле. 

- Сопоставление героев в предложенных фрагментах. Нахождение оснований для сходства между ними.

анализ поведения, поступков, чувств, психологического состояния, настроения и т.д.


Чацкий

Печорин

Психологическое состояние, настроение

«Растерян мыслями… Довольно!»

"Слепец! я в ком искал награду всех трудов!"

«С вами я горжусь моим разрывом»


«Если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив «…

«Я также очень достоин сожаления»

Комментарий

Чацкий злится на себя, потом упрекает Софью в том, что она избрала себе недостойного человека. Чацкий уже не выбирает слов, он высказывает все, что накипело на душе. Он язвителен и саркастичен, когда говорит Софье, что с Молчалиным она помирится, ведь из него выйдет прекрасный "муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей."  

Достается и Фамусову, и всему обществу.

Страдает

Комментарий

Печорин анализирует свой внутренний мир, пытается найти причину своего несчастья, бесцельности жизни. Герою не удается прийти к утешительному выводу. В пустых развлечениях он растратил все свои силы, Печорин - лишний везде.

Читая самохарактеристику, мы начинаем понимать, что Печорин страдает от своего характера





Страдает

Любовь в жизни героев

«Спешил! Летел! Дрожал! Вот счастье, думал, близко…»

«Пред кем я давиче так страстно и так низко

Был расточитель нежных слов!»

«А вы! О, Боже мой! Кого себе избрали?

Когда подумаю, кого вы предпочли!

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали.

Что все прошедшее вы обратили в смех?

Что память даже вам постыла»

«Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,

Которые во мне ни даль не охладила,

Ни развлечения, ни перемена мест»

«Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!»

«Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —

Высокий идеал московских всех мужей»

«Довольно! С вами я горжусь моим разрывом».


«Влюблялся в светских красавиц и был любим, — но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто»…


«Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Комментарий

За три года ,пока Чацкий отстутствовал, характер Софьи сильно изменился, теперь она обижена и воспринимает их отношения как юношескую влюбленность, ни к чему ее не обязывающую. Кроме того, она теперь любит другого человека. Это сильное потрясение для Чацкого. Он , убедившийся в «измене» Софии, разражается гневным монологом, в котором с «гордостью» и горечью говорит о разрыве. Ослепленный своим горем, разочарованный в своем чувстве, Чацкий несправедлив, упрекая Софью . На самом деле Софья не скрывает от него своих чувств.

Иллюзия любви

Потрясен от измены , разочарован, горюет

Комментарий

Он хорошо изучил женщин и теперь видит их насквозь.

Его увлекала иллюзия незаурядности неискушенной натуры, но разочаровывала неразвитость ее и ограниченность. Очень скоро он приходит к заключению, что человек «зрелого ума» не может обрести счастья в любви дикарки














Иллюзия чувства

Отношение к светскому обществу

«С кем был! Куда меня закинула судьба!

Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками

день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет».



«Во мне душа испорчена светом»

 

Комментарий

Герой Грибоедова понимает пружины московского общества, но в одном человеке всё же ошибается. Человек этот - Софья. Потому ошибается, что любит. Он иногда ведет себя заносчиво, иногда и вовсе не разумно, особенно, когда это касается Софьи.



Понимание сущности общества, разрыв с ним

Комментарий

Обеспеченная и пустая светская жизнь развратила его. Лицемерное, ленивое и развращенное светское общество испортило Печорина и сделало из него нравственного калеку.

Он не принимает их образ жизни, поведения, ценности, ему скучно среди них.

Печорин не нуждается в обществе, как и общество в нем. Основа их взаимоотношений — скука.

В чем заключается трагедия героя ?

«Мечтанья с глаз долой — и спала пелена !»

«Все гонят! Все клянут!»

«…я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело.Я стал читать, учиться — науки также надоели. Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями — напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, — и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. мне стало скучно...

«Жизнь моя становится пустее день ото дня …»

«Если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив»


Комментарий

Чацкий разочарован в обществе. Он , ослепленный своим чувством, вовремя не остановился, и выплеснул свое разочарование на всех окружающих. Его личная драма теперь отягощается столкновением со всем «фамусовским» обществом.

 Грибоедов показал трагедию молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни.




Комментарий

В своем монологе Печорин словно приоткрывает свои внутреннюю биографию: удовольствия жизни, любовь, чтение — ничто не приносило удовлетворения

Печорин находится в постоянном поиске, но не может найти удовлетворения ни в любви, ни в службе.

Он ощущает в груди своей «силы необъятные», он рвется к действию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения снедающей его активности и реализовать свои могучие силы. Но эти силы он растрачивает на недостойные его действия, мелкие поступки.

Человек необыкновенной силы духа, гордый и смелый, Печорин растрачивает свою энергию впустую, в жестоких забавах и в мелких интригах. Он презирает своих современников, но и сам не приносит пользы никому.

У героя нет самого главного – смысла жизни. Нет настоящей цели для применения его талантов. Он не может принять жизнь во всей полноте, испытывает людей, экспериментирует над ними, но постоянно в них разочаровывается. В этом его трагедия, трагедия поколения передовых людей 40-х годов


.




Оба монолога заканчиваются одинаково: герои решают уехать.

Какую роль играет образ дороги в идейном замысле произведений? Выпишите ключевые слова из монологов героев, в которых содержится ответ на этот вопрос. Обратите внимание на психологическое состояние героев в финале монологов.

(Образ дороги имеет значение поиска смысла жизни, поиска самого себя, поиска ответов на жизненно важные вопросы)

Мотив пути, дороги

«Вон из Москвы! сюда я больше не ездок!

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!»

«Мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь — только не в Европу, избави боже! — поеду в Америку, в Аравию, в Индию, — авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог».

Комментарий

Александр Андреевич является странником не только во внешнем плане, но и во внутреннем: он проходит печальный путь от неведения до трагического узнавания истины. Радостным влюбленным он появляется в начале комедии. Он понимает Софью и ее отношение к жизни только в конце. Чацкий н уезжает разгневанным и потрясенным , освобожденным от иллюзий, и продолжает свой путь, прерванный в начале сюжета. Обманутый в любви, он прозрел, понял причины происходящего.


Комментарий

Мотив странствия является одним из ведущих в романе. Собираясь в путешествие, Печорин ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог.
Печорин называет себя "странствующим офицером". Действительно, почти в каждой главе романа он появляется на какое-то время, а потом вновь уезжает, чтобы назад уже не возвратиться. Образ дороги становится лейтмотивом (главным мотивом) в создании образа Печорина, для которого дорога – это символ жизни, цель в жизни, смысл жизни.

Печорин говорит о себе, что он становится причиной несчастия других, что ему неимоверно скучно жить и ничто не может развеять его тоску. Остается одно средство: путешествовать. Мотив пути раскрывает идею романа: трагична судьба людей, не нашедших смысл жизни, своего пути .

Рефлексия

Составьте опорную обобщающую схему на основании сопоставления .

Опорная схема


характеристика дворянского общества

показное благонравие, сплетни, предательство, безволие мужей мальчиков и и злонравие женщин, ложь, невежественность, ловкачество, злопамятность, скрытность, честолюбие, отсутствие привязанности, неспособность к высокому , настоящему чувству

конфликт с светским обществом

крушение иллюзий

трагедия



Напишите ответ на основной вопрос задания : «Сравните монолог с монологом Печорина (ниже приведен фрагмент из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Что общего в изображении дворянства в этих текстах?»



(Сознание своей ненужности у молодых энергичных людей 19 века явилось естественным психологическим явлением в русском обществе. “Вот почему во всех стихотворениях, рассказах и романах повторяется один и тот же тип — тип молодого человека, исполненного благородных стремлений, но сломленного, бегущего куда глаза глядят; он стремится исчезнуть, уйти из жизни, как существо лишнее, бесполезное, не нашедшее себе места.

Сравнивая монологи из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», мы видим общую черту: и Чацкий, и Печорин решают пуститься в путешествие, уехать . Для обоих героев это единственный возможный выход. Однако причины, сподвигшие героев на странствование, различны. Чацкий вынужден уехать из Москвы, так как он был не понят и отвергнут обществом («Все гонят! Все клянут»..) и Софьей, пустившей слух о сумасшествии Александра Андреевича («Безумным вы меня прославили всем хором»). Причина же, отправившая на скитания Печорина, рождена его душой, которая «испорчена светом».но в обоих случаях герои испытывают разочарование, они несчастны,одиноки).

На дом творческое задание:

Вы сценаристы. У вас есть задание от режиссера спектакля или фильма, который ставит комедию «Горе от ума» и снимает роман «Герой нашего времени», продолжить сюжетные линии, связанные с Чацкими Печориным. Придумайте и опишите, как может сложиться дальнейшая судьба этих литературных героев.

















8