Городская научно – практическая конференция
«Ступеньки открытий»
Фразеологизмы – это интересно
Автор: Чемезова Роксана Сохибовна
МБОУ г. Иркутска СОШ № 18 3 «Г» класс
Научный руководитель:
Старикова Екатерина Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ № 18
2018 год
г.Иркутск
Содержание
Введение ……………………………………………………………..……………………3
План работы, цель, методы……………….…………………..…………………….........3
Признаки фразеологизмов…………………………………………..………………........3
Три группы фразеологизмов…………………………………………………………......4
У фразеологизмов бывают омонимы, синонимы, антонимы ……………………..…..6
Словарь фразеологизмов в картинках ……………………………………………….….6
Мои исследования: анкетирование, фразеологизм в русских народных сказках……..7
Заключение…………………………………………………………………………….......8
Список литературы………………………………………………………………………..9
Фразеологический словарь в картинках учащихся 3»Г» класса………………………10
Тема: «Фразеологизмы – это интересно»
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво!
На слова нас не менять-
Прямо так употреблять!
1. Введение
Наш родной язык очень богат. Часто одно и то же выражение можно понять по-разному: это зависит от ситуации, настроения, самого человека, времени, в котором живём. Поэтому и существуют фразеологизмы – устойчивые выражения языка, значения которых всем известны и общепризнанны, у них нет автора, они настолько вошли в нашу речь, что уже являются народными.
Проект «Фразеологизмы – это интересно» – эта работа о фразеологизмах в русском языке. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли.
2. План работы:
1. Изучение теории (что такое фразеологизмы, на какие группы делятся фразеологизмы);
2. Знакомство с фразеологическими словарями, посещение библиотеки;
3. Создание иллюстраций для классного фразеологического словарика (детские рисунки к выбранным фразеологизмам).
Цель – выяснение, какие фразеологические обороты знают учащиеся, употребляют ли их в устной и письменной речи.
В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретический материал;
- провести анкетирование учащихся школы по данной теме;
- проанализировать данные и сделать выводы;
- создать фразеологический словарь класса;
Объект исследования: фразеологические обороты.
Предмет исследования: использование фразеологизмов в речи учениками начальных классов.
В своей работе я использовала следующие методы:
Анкетирование учащихся 3-их, 4-ых классов на знание фразеологизмов.
Анализ фразеологизмов в русских народных сказках и в рассказах Н.Н.Носова.
Обобщение полученных в ходе проекта результатов (выпуск фразеологического словаря в классе).
Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, которое выражает целостное значение и по функции соотносится с отдельным словом.
Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов: phrasis (фрасис) – выражение, оборот речи и logos (логос) – слово, понятие, учение.
Из этимологии этого слова следует, что оборот речи выступает как слово, имеющее единое значение.
Например:
Душа в пятки уходит (становится страшно.)
Душа на распашку (чистосердечный)
Душа в душу (дружно) и т.д. [
Свойства фразеологизмов:
1.Фразеологизмы состоят из двух и более слов (например: видеть насквозь);
2. Могут иметь структуру предложения (например: бабушка надвое сказала).
Признаки фразеологизмов:
1. Нельзя заменять слова, иначе теряют свою смысловую самостоятельность;
2. Не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания.
4. Разговорные и просторечные (скатертью дорога, ловить ворон и т.д)
В русской фразеологии есть слова – символы, которые отражают то, как люди думают о мире и о своей жизни в этом мире.
Наиболее распространенными являются три группы:
Наименования животных. Гадкий утенок
В сказке Ганса Христиана Андерсена рассказывается о некрасивом, уродливом птенце, который вылупился из яйца позже всех. Он был таким гадким, что все птицы, которым он попадался на глаза, клевали и щипали его. Но когда птенец вырос, он превратился в прекрасного лебедя. Точнее, он и был им от рождения, просто этого никто не разглядел.
Это выражение напоминает нам о том, что нельзя плохо относиться к тем, кто не такой как все: ведь в каждом гадком утёнке таится прекрасный лебедь.
Наименования цвета. Белая ворона.
Например, белый день, чёрная зависть, золотые руки, белая ворона. Белые вороны в природе очень большая редкость. Учёные называют таких животных (не только ворон) альбиносами. Можно легко представить, как будет выделяться эта белая ворона в стае чёрных, какой она будет чужеродной. Белой вороной называют человека не такого, как все, а который отличается от окружающих.
Наименования частей тела. Золотые руки.
Выражение золотые руки ни у кого не вызывает затруднений. Мы прекрасно понимаем, что эти руки не сделаны из золота. Так говорят о том, кто умеет сделать всё, за что ни возьмётся.
Мастер на все руки.
Эти фразеологизмы составляют треть всех выражений во фразеологическом словаре русского языка.
Откуда пришли в русский литературный язык очень многие фразеологизмы?
Большинство фразеологизмов пришло из народной речи: кривить душой, рукой подать, себе на уме…
Из речи людей разных профессий: разделать под орех (столяр), заварить кашу (повар), как рукой сняло (доктор)…
Многие фразеологизмы родились в художественной литературе, библейских сказаниях, мифологии и уже потом пришли в язык. Например: манна небесная, мартышкин труд, тришкин кафтан.
Их называют крылатыми выражениями или афоризмами.
Фразеология сказочно богата. В ее кладовых хранятся слова от самых-самых древних и только что родившихся. Там по крупицам собирались фразеологические обороты – мудрость русского народа. Фразеологизмы являются одним из лучших украшений речи.
Интересна история происхождения фразеологизмов. Почему мы говорим “бить баклуши”, “крокодиловы слёзы”?
«Бить баклуши». Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение “бить баклуши” превратилось во фразеологизм.
«Зарубить на носу»- означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
«Зубы заговаривать»- Брось ты мне зубы заговаривать! Все равно не поверю!»— обманывать, заставлять соглашаться с выводами или же сказать какие -либо многословные доказательства.
«Держать язык за зубами» значение - советует хранить молчание и не болтать лишнего. Также, фразеологизм держать язык за зубами подобен другому фразеологизму – «держать рот на замке».
«Душа в пятки ушла» мы употребляем, когда говорим о человеке, который перетрусил, сильно испугался чего-либо.
«Днем с огнем не сыщешь» - трудно найти.
«Бить баклуши». Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение “бить баклуши” превратилось во фразеологизм.
«Крокодиловы слёзы». Этот фразеологизм означает притворную, лицемерную жалость, неискреннее сожаление. Выражение произошло от широко распространившегося в старину поверья, что крокодил якобы плачет, съедая свою жертву.
«Зарубить на носу»- означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
«Зубы заговаривать»- Брось ты мне зубы заговаривать! Все равно не поверю!»— обманывать, заставлять соглашаться с выводами или же сказать какие -либо многословные доказательства.
«Держать язык за зубами» значение - советует хранить молчание и не болтать лишнего. Также, фразеологизм держать язык за зубами подобен другому фразеологизму – «держать рот на замке».
«Душа в пятки ушла» мы употребляем, когда говорим о человеке, который перетрусил, сильно испугался чего-либо
«Днем с огнем не сыщешь» - трудно найти
«Горе луковое». - Когда человек рыдает, значит, у него что-то случилось. Вот только причина, по которой на глаза наворачиваются слезы, не во всех случаях связана с каким-нибудь несчастьем. Когда вы чистите или режете лук, слезы текут ручьем. И причина тому – «горе луковое». Выражение «горе луковое» также означает мелкие неурядицы, сильно печалиться из-за которых не стоит.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, связанные с частями тела человека | ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, связанные с числами |
Чесать языком – болтливый человек. Заруби себе на носу – запомнить. Язык проглотил. Держать язык за зубами – молчать. Держать ушки на макушке - насторожиться. Разжевать и в рот положить – жить на всём готовом. Пускать пыль в глаза – обманывать. Путаться под ногами – мешать. Только пятки засверкали – бежать быстро. Находить общий язык. – подружиться. Обвести вокруг пальца - обмануть. Пальчики оближешь – очень вкусно. Надувать губы - рассердиться. Рукой подать – близко. Сложа руки. – ничего не делать. Ломать голову – думать. Как собаке пятая нога – не нужная вещь. Только пятки засверкали – убежать быстро. Находить общий язык - подружиться. Обвести вокруг пальца – обмануть. | 7 пятниц на неделе – кто- либо часто меняет решения. За 7-ю замками – под надежной охраной. Вторая натура – органическая потребность . На два фонтана – в двух направлениях действовать. На своих, на двоих – на преследования преступника. Ноль внимания – совсем не слушает никого. Один в одного – совершенно одинаковы. Одна кожа да кости – очень худой, тощий. На одной ноге – моментально сбегать. Два сапога пара – один другого лучше. Час от часу – в течение времени. Убить двух зайцев – сразу выполнить два нужных дела. С три короба – очень много наговорить. На все четыре стороны – куда угодно в любое направление. Мерить на один аршин – судить о ком либо. |
У фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы. Фразеологизмы - омонимы.
Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию.
Пустить петуха – это поджечь что-то.
Фразеологизмы - синонимы.
Ума палата - семи пядей во лбу
Голова на плечах - светлая голова.
Два сапога пара – одного поля ягоды.
Перековать мечи на орала – вложить меч в ножны.
Фразеологизмы-антонимы.
Поминай как звали - вдруг откуда ни возьмись
Хоть пруд пруди - кот наплакал.
Засучив рукава – спустя рукава.
Заварить кашу – расхлёбывать кашу.
Тяжёл на подъём - лёгок на подъём
Фразеологический словарь в картинках
Существует много разных словарей фразеологизмов в картинках. Это словари детские, школьные, отображающие древние фразеологизмы, зарубежные, русские, сказочные, крылатых выражений и т.п.
Обычно в них присутствует изображение фразеологизма и дана подпись к нему. Картинки бывают маленькие и во весь лист. Фразеологизмы представлены в алфавитном порядке.




В учебнике «Литературного чтения» 3 класса есть раздел «Народные сказки»: «Сивка – бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк». В данном разделе есть 10 фразеологических оборотов:
- с глаз долой;
- не сводить глаз;
- ломать голову;
- повесить голову;
- повесить нос;
- зарубить на носу;
- клевать носом;
- дрожать, как осиновый лист;
- оставить с носом;
- держать язык за зубами.
После выполнения данной работы, могу уверенно сказать, что фразеологические обороты наиболее часто употреблялись в произведениях устного народного творчества.
Я провела анкетирование в 3-их и 4-ых классах. Всего принимали участие 92 учащихся 3-их классов, 86 учащихся 4-ых классов. Всего 178учащихся.
Учащимся было предложено 5 вопросов:
1.Знаете ли вы, что такое фразеологизмы? (156 уч.-87,6%)
2. Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы? (134-75,2%)
3.Приведите примеры фразеологизмов. (161 уч.-90,4%)
4. Употребляете ли вы в своей речи фразеологизмы? (165-87,7%)
5. Откуда к нам пришли фразеологизмы? (152 уч.-85%)
![]()
Вывод. Из таблицы видно, что учащиеся знают, что такое фразеологизмы, употребляют их в речи, понимают значение фразеологизмов.
III. Заключение
Выводы:
1. Изучив литературу по теме «Фразеология», я убедилась, что русский язык очень богат фразеологическими оборотами. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Работая над этой темой, я получила более полное представление о фразеологизмах, научились находить их в тексте, пользоваться фразеологизмами в своей собственной речи. Также я научилась работать со словарями, использовать информацию из интернета.
2. Фразеологизмы достаточно широко употребляются в речи, как взрослых, так и детей, обогащают нашу речь, делают её яркой и красочной.
3. Фразеология постоянно развивается и пополняется. В дальнейшем я хотела бы продолжить работу над этой интересной и увлекательной темой.
Узнавать значение фразеологизмов очень увлекательное занятие!
В ходе работы я пришла к выводу: далеко не все ребята в начальной школе имеют представление о том, что такое фразеологизмы, а уж тем более не могут объяснить их значение. Достаточно мало наших сверстников употребляют фразеологизмы в своей речи. Необходимо уделять большее внимание изучению фразеологизмов, ведь благодаря фразеологизмам им увеличивается словарный запас, речь становится образной, яркой и эмоциональной.
Список литературы
1. Весёлый фразеологический словарь [Электронный ресурс]. - http://allforchildren.ru
2. Словарь фразеологизмов [Электронный ресурс]. - http://frazbook.ru
3. Что такое фразеологизм [Электронный ресурс]. - http://bitclass.ru
4. Что такое фразеологизм [Электронный ресурс]. - http://infoogle.ru
5. Волина В.В. «Учимся играя» - Москва: «Новая школа», 1994 – с.406 – 424
6. Интернет-портал "Русские словари" (интерактивные словари, справочная литература, служба русского языка ИРЯ РАН) - www.slovari.ru
9