Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
осуществляемые действия | формируемые умения |
Организационный этап с мотивацией | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Людмила Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. А начать наш урок я хочу с одного стихотворения. А вы внимательно его послушайте. Ну, теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ли готовы начать наш урок? Молодцы, ребята! | Приветствуют учителя. Слушают внимательно и походу проверяют, все ли на месте. | Развивать интерес к искусству (л.) |
Этап актуализации | Мы с вами начинаем новый раздел нашего музыкального путешествия. Но прежде ответьте, о какой музыке мы говорили на прошлых уроках? правильно. Как называется такая музыка? | О музыке, звучащей в храмах. Молитва, песнопения… | Строить речевые высказывания (п.) Уметь вступать в диалог в процессе размышления о музыке (к.) |
Этап выявления места и причины затруднения | Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси. Послушайте музыкальный фрагмент и определите, что это за инструмент. (Слушание музыкального фрагмента.) Что за музыкальный инструмент прозвучал? Правильно, гусли Наш новый раздел называется «Гори, гори ясно!». Как вы думаете, о чем он нам расскажет? Мы узнаем много нового о народной музыке. И начнем мы с того, что обратимся к известному вам жанру былины. О чем они рассказывают? Какие образы встречаются в них? Какими чертами наделены богатыри? Значит, какая тема сегодняшнего нашего урока? Какая тема будет нашего занятия? | О музыке из народа, о музыке, звучащей на праздниках, зимой, закличках… гусли Тема нашего урока – национальные музыкальные инструменты узнать, кто раньше исполнял былины… | Размышлять о содержании музыкального произведения (пр.) Различать музыкальные инструменты по тембру (пр.) Уметь вступать в диалог в процессе размышления о музыке (к.) |
Этап построения нового знания | Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси, который называется гусли (слайд 1, 2). Слово «гусли» происходит от древнеславянского «густы», что значит «гудеть», а так как гудела струна, то она получила название «гусла». Значит гусли – это гудящие струны. Русские гусли – инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной (слайд 3). Наверное, вы не раз слышали выражение - «гусли звончатые». Звончатые гусли - самые древние и самые простые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13). Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки (слайд 4). Кто же играл на гуслях в древности? Во-первых, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а во-вторых, на них играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев. Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше… Итак, гусляры, они же сказители, исполняли былины. Давайте вспомним, а что такое былина? (слайд 5). Давайте с вами вспомним былину «Добрыня Никитич» (слайд 6-9) Как называли сказителя-гусляра на Руси, который под звон гуслей исполнял былины? Давайте рассмотрим репродукцию Виктора Михайловича Васнецова «Баян» Что вы видите на картине? Что на переднем плане? На заднем плане? Как автор изобразил Баяна на картине? Перед нами предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Главного персонажа – Баяна - автор разместил сбоку, вложив ему в руки большие гусли. Его фигура резко выделяется среди остальных. Баян одет в белоснежные одеяния. Он взволнован, рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков.. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию. Художник стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников. Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников. В целом, картина Виктора Михайловича Васнецова «Баян» - «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране. В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа, как Баян. Послушайте «Песнь Баяна» из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила» и опишите основные черты прозвучавшей музыки (слайд 11). Слушание музыки. Какая это музыка? | Дети читают текст, выполняют творческое задание. Напевный Народная песня – сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку. | Различать музыкальные инструменты по тембру (пр.) Понимать музыкальный язык, музыкальные термины (пр.) Учить определять жанр былины (пр.) |
Физминутка | наши глазки отдохнут, по 8 пробегут…а потом, а потом, по овальчику кругом. | | |
| Гусли, этот удивительный инструмент, попали ещё в одну оперу. Известный композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко (слайд 12). Рассмотрите портрет композитора. Н.А. Римского – Корсакова называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный». Сегодня мы с вами познакомимся с оперой «Садко». А что такое опера? А кто такой Садко? Садко – былинный герой, который отправляется в плавание на кораблях по далеким морям. Остановились его корабли, и стал Морской царь требовать от них дани. Жребий выпал на Садко. Бросили на воду дубовую доску, и остался Садко один посреди синего моря. (слушание «Окиян – море синее») (слайд 13) Как же Садко попал к Морскому царю? Ударил Садко по струнам своих гуслей, вода расступилась, и гусляр опустился в пучину моря. Попав в гости к морскому царю, Садко поразил его своей великолепной игрой. «Заиграйте, мои гусельки!» – так называется фрагмент из оперы Римского-Корсакова. Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка (слайд 14) | | |
Этап первичного закрепления знаний | А сейчас мы с вами посмотрим фрагмент, и вы мне скажите, кто из героев правильно играет на гуслях, а кто нет. Во время просмотра мы будем пародировать (изображать) игру наших героев. Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины. Давайте с вами вспомним песню, которая называется «Родная песенка» (слайд 15-17). А теперь откроем рабочие тетради и найдем в них нужные нам задания по теме «Былина». Выполним их. | | Понимать музыкальный язык, музыкальные термины (пр.) Строят речевые высказывания (п.) Вступают в диалог в процессе размышления о музыке (к.) |
Этап включения в систему знаний и повторения | Итак, ребята, сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили эту тему. Ваша задача, в парах, составить три вопроса по нашей теме и обязательно должен быть записаны ответы на ваши вопросы, а после, вы будете задавать свои вопросы друг другу. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Молодцы, ребята. Сейчас вы прослушайте одну песню, которую написали композитор Чичиков Ю. и поэт Синявский П.. Ваша задача понять о чем эта песня, какой характер этой композиции и как бы вы ее назвали? Жили - были пастух да пастушка, Жили - были свирель да рожок. На свирели играла подружка, На рожке откликался дружок. От напевов рожка и свирели Земляничкины щечки алели, Были речки синей, а березки светлей, Колокольчик звенел веселей. Были речки синей, а березки светлей, Колокольчик звенел веселей. Выходили грибы на опушку, Выбегали цветы на лужок, Где гуляли пастух да пастушка, Где играли свирель да рожок. От напевов рожка и свирели Земляничкины щечки алели, Были речки синей, а березки светлей, Колокольчик звенел веселей. Были речки синей, а березки светлей, Колокольчик звенел веселей. То малиновкой в роще звенели, То летели стрижом в облака Камышовые трели свирели И кленовые песни рожка. От напевов рожка и свирели Земляничкины щечки алели, Были речки синей, а березки светлей, Колокольчик звенел веселей. Были речки синей, а березки светлей, Колокольчик звенел веселей. Чтобы ярче румянилось лето, Чтобы солнце светило добрей, Разноцветную песенку эту Сочинили рожок да свирель. От напевов рожка и свирели Земляничкины щечки алели, Были речки синей, а березки светлей, Колокольчик звенел веселей. Были речки синей, а березки светлей, Колокольчик звенел веселей. Колокольчик звенел веселей. Колокольчик звенел веселей. О чем же поется в этой песне? Какой характер у этой песни? Как бы вы назвали эту песню? Ваши догадки были верны, эта песня называется «свирель да рожок» Сейчас вы прослушаете эту песню еще раз. Пронаблюдайте, сколько в песне куплетов, сколько раз повторяется припев? Сейчас мы с вами разучим 1 куплет и припев этой песни. А разучивать будем так, я буду петь вам фразу громко, а вы, как это, будете за мной повторять тихо. Исполнение учащимися 1 куплета и припева без аккомпанемента, после с аккомпанементов и вступлением. Итак, ребята, как называется песня, которую мы разучили? Кто запомнил, как зовут авторов этой песни? | О свирели и рожке Песня нежная, ласковая, задумчивая… Предлагают варианты Куплетов в этой песне 4, припев поется два раза | Воспитывать музыкальную культуру учащихся (л.) Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку(л.) Строят речевые высказывания (п.) Вступают в диалог в процессе размышления о музыке (к.) |
Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог) | С каким музыкальным жанром мы сегодня познакомились? И каким композитором? Былина - это…? Какие музыкальные инструменты нам встретились сегодня? А почему именно они, как вы думаете? Баян – это…? Спасибо за урок! До свидание! | | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками (р.) Слушают своих товарищей и умеют делать вывод (к.) |