СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Горные породы Б

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Горные породы Б»



Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»



Технологическая карта

внеурочного занятия

по окружающему миру


«Горные породы»


Составила студентка 331 группы

Болдырева Кристина Руслановна

МАОУ СОШ № класс 2 «А» каб. № 218

Дата проведения занятия: 05.10.2021

Смена 1 Номер урока 4

Начало урока 11:10

ФИО учителя школы:

Торопова Елена Юрьевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Фотиева Светлана Владимировна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

(Подпись учителя)

Цель:

Содержательная: сформировать представления о горных породах.

Деятельностная: создать условия для развития УУД

Задачи:

Личностные:

  • вызвать интерес к учебной деятельности;

  • развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость;

  • формировать умение работать с информацией;

  • развивать мышление, внимательность, наблюдательность и любознательность учащихся;

Предметные:

  • сформировать знания о горных породах, их применение;

  • закрепить знания детей о горных породах.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • уметь формулировать тему занятия;

  • уметь контролировать свои действия;

  • уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу

  • уметь анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности

  • уметь оценивать результаты своей деятельности;

  • выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные:

  • развивать познавательную и творческую активность, поддерживать и развивать интерес учащихся к занятию;

  • мыслить логически, активно включают память и воображение.

Коммуникативные:

  • уметь слушать и вступать в диалог;

  • продуктивно взаимодействовать;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • оформлять свои мысли в устной форме.

Оборудование:

У учителя: презентация, раздаточный материал

У учащихся: ручки, карандаши

Образовательные ресурсы:

  1. https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/2-klass/raznoobrazie-prirody-320111/mineraly-i-gornye-porody-334648/re-956c2657-e1a0-4a7a-b12f-d5ce2d402a68

  2. https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/3-klass/vzaimosvyaz-nezhivoy-i-zhivoy-prirody/gornye-porody

  3. https://infourok.ru/metodicheskiy-material-poleznie-iskopaemie-837683.html

  4. https://koncpekt.ru/zanimatelnyj-material/4519-zagadki-pro-poleznye-iskopaemye.html




Ход внеурочного занятия:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный







- Здравствуйте, дорогие ребята!

- Садитесь. Меня зовут – Кристина Руслановна. Я рада приветствовать вас на нашем занятии!

- А сейчас, взгляните друг на друга и улыбнитесь! Давайте подарим друг другу хорошее настроение и будем дарить его всегда!

- Наше занятие хочется начать с правила, которое вы должны обязательно соблюдать!

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Вот теперь можно начинать наше занятие.

- Ребята, посмотрите на слайд, решите ребус. (Отвечаем по поднятой руке, не выкрикиваем)

- На первой картинке изображены горы. А на второй – город.

- Итак, спрашиваю только тех, кто не выкрикивал и поднимал руку. Какой же ответ ребуса?

- Верно, молодец! Ответ ребуса – «Горные породы».

- Решив ребус, может, вы догадываетесь, какая будет тема нашего занятия?

- Верно. Тема нашего занятия «Горные породы»

Приветствие.













Решают ребус.











- Горные породы

Личностные:

  1. вызвать интерес к учебной деятельности;

  2. развивать мышление, внимательность, наблюдательность и любознательность учащихся;

Познавательные:

  1. мыслить логически, активно включают память и воображение

Регулятивные:

  1. уметь формулировать тему занятия;

  2. уметь контролировать свои действия;

  3. уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу




Основной



- А кто-то знает, что же такое «горные породы»?

- А для того, чтобы узнать понятие «горные породы», вам необходимо, в парах, взять файл №1, внутри которого находятся листы со словами. Нужно собрать слова в правильном порядке, в одно целое. Так мы получим определение.

Горные породы – это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов

- Кто сложит определение, поднимает глазки на меня, чтоб я поняла окончание вашей работы.

- Итак, проверяем.

- Пришло время самого интересного! Сегодня мы с вами отправимся на «Экологическую тропу», проходя которые мы будем всё больше и больше узнавать нового о горных породах.

- А теперь внимательно послушайте правила «Экологической тропы», правила ни в коем случае нельзя нарушать!

Правила «Экологической тропы»:

  1. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума! ( Т.е., при выполнении заданий ведём себя тихо, отвечаем по поднятой руке.)

  2. Шум не помощник в познании природы. (Как только закончили выполнять задание, откладываем всё на край парты и поднимаем глазки на меня, чтоб я увидела, кто уже завершил выполнение задания)

  3. И конечно, на тропе разрешается рассматривать и наслаждаться природой! (Т.е., внимательно смотреть на картинки)

  4. Собирайте прекрасные воспоминания, они хранятся больше, чем сорванные цветы. (Запоминайте, о чём идёт речь на каждом задании)

- Правила запомнили, все поняли?

- Начинаем!

Станция 1. «Загадки»

- Я знаю, что многие любят загадки, поэтому давайте скорее отгадывать их!

Ваша задача: отгадать загадки (по поднятой руке), после отгадки, я буду показывать вам картинку, как же выглядит данная горная порода.

  1. Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)

  1. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

  1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

  1. Этот мастер белый-белый,

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

  1. Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

  1. Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение. (Известняк)

- Молодцы! Вы и с загадками справились!


- Переходим ко 2 станции.

- Внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

- На одном острове жили дружной семьей горные породы. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель горных пород. Звали его Гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней одному из жителей этого острова пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и вот что он там прочитал: "солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину". И тогда он решил со всеми жителями острова написать, тайно от правителя, письмо к деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на их остров. Когда они получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на их остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.

- Итак, о каких горных породах говорится в сказке?

- Что происходит с гранитом под действием солнца, ветра и мороза?

- Правильно.

«Станция 3»

- А сейчас мы будем решать ребусы.

- Ребята, все помнят правила тропы? (ответы не выкрикиваем, отвечаем по поднятой руке)

- После каждого ребуса вам будет показана картинка и его описание.

1.

- Мрамор – самый твёрдый и прочный камень из известняков. В природе встречается мрамор разной окраски – красной, жёлтой, белой, серой и даже чёрной.

2.

- Известняк – плотный камень, используется в строительстве, в качестве удобрения. Во многих местах по обрывистым берегам рек можно найти беловато-серый камень.

3.

- Кварцит – самый распространённый и в то же время самый необычный минерал, который представлен неимоверным множеством самых разнообразных разновидностей, форм и расцветок.

4.

- Базальт – очень прочная горная порода, может иметь тёмно-серые, черные или зеленовато-чёрные цвета. Образуется при застывании вулканической лавы на поверхности Земли.

5.

- Нефть – маслянистая жидкость от светло-бурого до чёрного цвета с характерным запахом. Она немного легче воды и практически в ней не растворяется.

6.

- Песчаник – природный камень осадочного происхождения, состоящий в основном из частиц кварца. Цветовая гамма: жёлтые, жёлто-коричневые, серые, серо-зелёные природные оттенки.

- Через отгадывание ребусов, мы развивали с вами логику, мышление, а также освоили понятия «Базальт, кварцит, песчаник, нефть, известняк, мрамор».

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножко все устали!

- Станция 4. Она очень интересная и увлекательная!

- Данная станция будет проходить в парах.

Ваша задача: Переставьте буквы в словах так, чтобы получились - названия горных пород.

1. КАЛЬ + ГА = ГАЛЬКА

2. ТИГР + НА = ГРАНИТ

3. СТЕНКИ + ВЯЗ = ИЗВЕСТНЯК

4. ТЕНЬ + Ф = НЕФТЬ

5. ГОЛЬ + Ь + У = УГОЛЬ

6. ЛИН + ГА = ГЛИНА

7. СОК + ПЕ = ПЕСОК

8. ЛЬ + О + С= СОЛЬ

- Ну что ж, какие горные породы у вас получились?

- Как здорово, что вы умеете выполнять самые разные задание!

- А теперь, попробуйте пройти эту станцию!

Станция 5. «Кроссворд»

Ваша задача: отвечать на загадку, с помощью которой мы решим кроссворд.

По горизонтали:

  1. Цвет мой бывает серый и красный.

Тяжёлый и прочный я не напрасно.

Могу под землёю я обитать

Или могучей скалою стать. ( гранит)

  1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделаешь миску или вазу –

Она понадобится сразу. (глина)

2. Покрывают им дороги.

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Сам он удобрение. (известняк)


  1. Пишут им ученики, отвечая у доски. (мел)

  2. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок)

5. Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета,

Отгадайте, что же это? ( нефть)

  1. Я на болоте образовался,

Стать людям полезным очень старался:

Подстилкою быть для животных могу,

В морозы согрею, тепло подарю.

Чтобы был урожай в огороде прекрасный,

В почву добавят меня не напрасно.

Но, если меня не беречь от огня,

То может случиться большая беда. (торф)

7. Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (уголь)

- Молодцы! У вас и это задание получилось выполнить!

- Да/нет


Затрудняются в ответе












Слушают правила.












- Да









- Каменный уголь







- Песок




- Глина


- Мел



- Торф




- Известняк











Слушают сказку.


















- Гранит, песок, глина


- он превращается в песок и глину











- Мрамор
















- Известняк












- Кварцит














- Базальт















- Нефть













- Песчаник














Выполняют физкультминутку.















- Галька

- Гранит

- Известняк

- Нефть

- Уголь

- Глина

- Песок

- Соль

Проверка ответов







Решение кроссворда
















Заключительный




- Итак, ребята!

- Какая была тема нашего занятия?

- У нас получилось освоить данную тему? Каким образом мы освоили тему?




- На краях парты у вас листочки, с помощью которых вы будете оценивать вашу работу на занятии. Сейчас, сначала, выслушайте меня, а потом, поднимите:

Жёлтый листочек (я всё освоил, принимал активное участие в занятии)

Зелёный листочек (я освоил часть темы, не всё понял, но мне было интересно)

Синий листочек (я вообще не понял тему занятия, мне было неинтересно)

- Опускаем листочки, я увидела.

- Спасибо за работу, мне было приятно работать с вами!

- До новых встреч!




- Горные породы

- Да

- Решали кроссворды, ребусы, отгадывали загадки

Оценивают свою деятельность.








- До свидания!

Регулятивные:

  1. уметь контролировать свои действия;

  2. уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу

  3. уметь анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности

  4. уметь оценивать результаты своей деятельности;

Коммуникативные:

  1. уметь слушать и вступать в диалог;

  2. продуктивно взаимодействовать;

  3. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  4. оформлять свои мысли в устной форме.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!