МБОУ Саранпаульская СОШ
Школьный конкурс «Дни наук»


Работу выполнила:
Ученица 3 «В» класса
Попова Ангелина
Руководитель: Хозяинова Л.А.
Саранпауль 2015г.
Содержание:
I.Подготовительный этап.............................................................................................. 3-4
1) Актуализация...................................................................................................................4
2) Проблема..........................................................................................................................4
3) Цель...................................................................................................................................4
4) Задачи...............................................................................................................................4
5) Методы исследования....................................................................................................4
II.Практический этап.....................................................................................................4-11
1.Последние мирные дни………………………………………………………………………..4-5
2. Подготовка к нападению …………………………………………………………….5
3. На пути к Ленинграду. Блокада ……………………………………………………..5-7
4. Проблемы блокады……………………………………………………………………7-8
5. Дорога жизни……………………………………………………………......................8-9
6. Долгожданная пора……………………………………………………………………9-10
7. Наши земляки, защищавшие Ленинград………………………………………… ...10- 11
8. Заключение…………………………………………………………………………….11
III.Библиографический список.................................................................................................12
VI.Приложение................................................................................................................13-16
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный: выбор темы, определение цели, задач, путей достижения.
2. Практический: работа с литературой, подбор материала в интернете, интервью. Составление презентации, оформление работы.
3. Заключительный: выступление с работой в конкурсе «Дни наук».
I. Подготовительный этап
Первый день догорал…
Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё 900.
1) Актуализация.
Почти 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза! За героизм и мужество званием «Город-герой» отмечены 13 городов.
Одним из них является Ленинград, ныне Санкт – Петербург. Это крупнейший промышленный, научный и культурный центр нашей страны. Один из красивейших городов мира. За революционные, боевые и трудовые заслуги Ленинград награждён двумя орденами В. И. Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени. За беспримерный подвиг во время Великой Отечественной войны ему присвоено почётное звание «Город – герой» и вручена медаль «Золотая Звезда». Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно – морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и непрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет в заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города». Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолётов.
В помощь советским воинам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие, студенты. В оккупированных районах Ленинградской области создавались подпольные группы и партизанские отряды, куда шли отважные люди, готовые на любые жертвы во имя Родины.
2) Проблема.
Я слышала о героическом подвиге Ленинградцев в годы Великой Отечественной войны из телевизионных передач, из кинофильмов, классных часов. Но мне захотелось как можно больше узнать об этом городе, и воевали ли наши земляки на Ленинградском фронте?
3) Цель: собрать как можно больше информации о городе- герое Ленинграде в блокадные дни, о наших земляках, воевавших на Ленинградском фронте.
4) Задачи.
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Научиться самостоятельно, находить нужную информацию в дополнительной литературе, собрать и систематизировать материал по данной теме, что поможет получить расширенные знания.
3. Представить работу на конкурсе «Дни наук».
5) Методы.
1. Наблюдение.
2. Изучение литературы.
3. Систематизация.
4. Интервьюирование.
II. Практический этап
Мы нашли литературу по данной теме, изучили её, систематизировали.
1.Последние мирные дни.
Еще в декабре 1940 года наша разведчица сообщила, что у норвежско- финлядской границы сосредоточено около 60 тысяч немецких солдат. Она прямо предупреждала: «Нападение должно быть весной на Ленинград. Будьте на страже». Тогда же стало известно, что в оккупационных фашистских войсках на севере Европы изучают русский язык. В Финляндии строились дороги, ведущие к советской границе, в приграничных районах была создана запретная зона, закрыт свободный въезд в портовые города, на побережье Ботнического залива, а с 10 июня началась эвакуация населения из приграничных районов, скрытно приступили к мобилизации и переброске войск к советской границе. Последние дни чрезвычайно подозрительно вели себя немцы, по разным причинам, оказавшиеся в Ленинграде. В частности, немецкие торговые суда снимались с якоря, не закончив погрузки. Тихая, белая ночь на 22 июня таила коварные, неожиданные опасности не только там, у ближайшей к Ленинграду сухопутной государственной границы. В ночь на 23 июня фашистские эскадрильи попытались пробиться к Ленинграду, но, потеряв пять машин, повернули назад. Но победе радоваться довелось недолго. Утром стало известно, что 8-я и 11-я армии Северо - Западного фронта, стоявшие на границе с Восточной Пруссией, прикрывая Прибалтику, а, следовательно, южные и юго- западные тылы Ленинградского военного округа, отходят. И город приступил к выбору и рекогносцировке возможных оборонительных рубежей между Псковом и Ленинградом. Привлечены к работе свободные войска и, главное, местное население.
2.Подготовка к нападению.
Складывалась чрезвычайно тяжелая обстановка. Границы Восточной Пруссии пересекла группа армий «Север»: 16-я, 18-я армии и 4-я танковая группа – всего 29 дивизий. Поддерживал их 1-й воздушный флот. Эта группировка должна была захватить Прибалтику, наши балтийские порты, включая Кронштадт и Ленинград, лишив тем самым Балтийский флот всех его опорных баз. Этим преследовалась чисто военная, стратегическая цель. Была и политическая. Гитлер посчитал необходимым специально разъяснить, что в итоге осуществления этого плана у Советского Союза «будет утрачен один из символов революции, являвшийся наиболее важным для русского народа на протяжении последних 24 лет, и что дух славянского народа в результате тяжелого воздействия боев будет серьезно подорван, а с падением Ленинграда может наступить полная катастрофа». Бои в Прибалтике были ожесточенными, но гитлеровцы обладали подавляющим превосходством в силах и стремительно продвигались вперед. Все члены Военного Совета согласились, что немедленно нужно приступить к мобилизации населения на оборонные работы. 27 июня было приостановлено строительство ленинградского метрополитена, свернуто строительство гидроэлектростанций: рабочие, инженеры, техники, машины, материалы – все передавалось военным организациям. К работам привлекались мужчины в возрасте от 16 до 50 лет и женщины от 16 до 45 лет. В строительных трестах, на многих других предприятиях налаживали изготовление башенных орудийных установок, броневых и сборных железобетонных сооружений, огневых точек, противотанковых надолб, колючей проволоки, мин и т.п. В ход пошли запасы брони на кораблестроительных заводах: в короткий срок военно-морские инженеры сконструировали до 20 типов различных броневых точек, монтировали их нередко под огнем противника. На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках – отряды по охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты. 
3.На пути к Ленинграду. Блокада.
Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети. 21 октября 1941 года молодежная газета «Смена» опубликовала наказ Ленинградского обкома и горкома ВЛКСМ «К пионерам и школьникам Ленинграда» с призывом быть активными участниками обороны Ленинграда. Делами ответили юные ленинградцы на этот призыв. Они вместе со взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские заводы получили тонны цветного и черного металла, собранного школьниками.
Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Для изготовления гранат с этой смесью потребовались бутылки. Школьники собрали за одну лишь неделю более миллиона бутылок.
Надвигались холода. Ленинградцы приступили к сбору теплых вещей для воинов Советской Армии. Им помогали и ребята. Девочки постарше вязали варежки, носки и свитера для фронтовиков. Сотни сердечных писем и посылок от школьников с теплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами получили бойцы.
Многие школы были переоборудованы в госпитали. Ученики этих школ обходили близлежащие дома и собирали для госпиталей столовую посуду, книги. Дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов выступали перед ними с концертами.
Наравне с взрослыми школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».
В помощь нашим чекистам были созданы специальные комсомольско - пионерские группы разведчиков и связистов. Во время воздушных налетов они выслеживали вражеских агентов, которые с помощью ракет показывали немецким летчикам цели для бомбометания. Такого агента обнаружили на улице Дзержинского ученики 6-го класса Петя Семенов и Алеша Виноградов. Благодаря ребятам чекисты его задержали.
За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Были разрушены и сожжены 3174 здания, повреждены – 7143. Третья часть жилья была уничтожена.
В итоге жестоких, кровопролитных боев, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывавшую осажденный Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.
Война в своем грозном и смертном обличье пришла теперь и на Ленинградские улицы. Первые бомбардировки города приходятся на 6 и 8 сентября. Заполыхало пламя пожаров, горели бадаевские продовольственные склады, серьезно повредило главную водопроводную станцию.
Артиллерийские разрывы на улицах тоже стали страшной, невероятной обыденностью, к которой люди все-таки привыкали, как к чему-то неизбежному и неустранимому: надо беречься, надо знать, по какой стороне улицы идти, успеть лечь, укрыться, вот собственно и все, что ты можешь сделать, а там уж как будет – война…
Враг нагнетал напряжение, страх, стараясь п осеять панику, сломить, потрясти слабых, поколебать душу и волю сильных. Фашистские газеты и радио на весь мир трубили о «прогрессирующем» окружении Ленинграда. Судьба Ленинграда считалась решенной, Гитлер не сомневался, что город падет в самом скором времени.
Но город стоял…
Примерно на 400 километров растянулись оборонительные линии, на которых наши войска противостояли группе армий «Север», но Жуков понял, что все сейчас сошлось на этом отрезке фронта. От Лигова и Урицка до Пулкова, по шоссе машина проскакивает его за каких-нибудь полчаса. Главные силы гитлеровцы выставили против Пулкова, Лигова, Урицка. Стоявшие там два орудия с «Авроры» до последней минуты крушили фашистские танки; увидев себя в окружении врагов, оставшиеся в живых краснофлотцы одного из расчетов укрылись в пороховом погребе и, когда гитлеровцы приблизились к ним, взорвали порох. У другого орудия завязалась рукопашная схватка, пятерых артиллеристов, получивших тяжелые раны, гитлеровцы схватили, в дикой злобе тут же облили их бензином и сожгли.
8 ноября гитлеровцы с боем овладели Тихвином. Сообщение о взятии Тихвина берлинское радио передавало каждые 30 минут на протяжении целого дня; целый день над Германией гремели бравурные марши. Выступая 8 ноября в Мюнхене, Гитлер захлебывался от дикой радости:
- Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падет раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью.
Речь Гитлера, к несчастью, не была пустой угрозой. Положение ленинградцев, действительно, резко ухудшилось.
4. Проблемы блокады.
В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта – горючим, заводов и фабрик – сырьем и топливом.
Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь до 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли и их в пищу.
Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания.
Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.
Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесенным снегом и не расчищенным улицам. Основной «транспорт» жителей города – детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжелобольных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было).
Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».
Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».
Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.
В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса печурка-«буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
5. Дорога жизни.

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажде нный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога, Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года на еще не окрепший лед вышли первые грузовики, везшие муку.
Из воспоминаний Гилевой Любовь Ивановны.
Ей было 18 лет. За рулем грузового автомобиля она везла в составе колонны помощь ленинградцам. По Дороге жизни в основном ездили по ночам, без включенных фар. Было холодно, но закрывать дверцу кабины не разрешалось, чтобы, в случае необходимости, можно было выпрыгнуть. Лед был тонкий, хотя постоянно заливали водой. Постоянные бомбежки разбивали лед. Машины уходили под лед, срочно приходилось перегружать, брать чужой груз. Двигались медленно, без паники, без лишнего шума. На подножке с фонарем в руке стоял сопровождающий, указывая дорогу водителю и обозначая дистанцию. Но услугами сопровождающих пользовались только новички. Обратно вывозили раненых и детей. Перегружались на станции, днем немного отдыхали и снова в обратный путь…Так ее командировка, начавшаяся с уральской помощи блокадному Ленинграду продолжалась до конца зимнего сезона, пока на Ладоге стоял лед. Говорить о тех днях она спокойно не может, мешают слезы. Особенно трудны воспоминания о детях: голодных, легких как пушинки, с землистым цветом лица, провалившимися глазами, беспомощных и доверчивых. Потому, наверное, она и пришла в семью, где после смерти матери остались пять сирот (старшей 11 лет, а младшему 2 года) и заменила им достойно родную мать.
6. Долгожданная пора.
Наконец наступила весна 1942 года, которую с таким нетерпением ждали ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался от трупов. Ленинградцам угрожал еще один смертельный враг – эпидемия. На нее очень надеялись фашисты. Необходимо было очистить город. Нелегко было работать голодным, измученным людям. Но город был полностью очищен.
В то лето в Ленинграде каждая полоска земли в парках, скверах, на пустырях была вскопана и засеяна. Изголодавшимся за зиму, больным цингой ленинградцам были крайне необходимы витамины. А дать их, кроме овощей, могли и дикорастущие съедобные травы, ягоды и грибы. Школьники собирали их в городских парках и в пригородах, не занятых врагом.
18 июня вступил в строй нефтепровод. Ежесуточная мощность которого скоро достигла 435 тонн. Одновременно во Всеволожском и Парголовском районах, ставших, как их называли, блокадной «кочегаркой», развертывалась добыча торфа. Заготовлялись и дрова, использовались все возможности для пополнения топливных ресурсов.
Поскольку не исключалось, что гитлеровцы попытаются штурмовать город, с ранней весны возобновилось строительство укреплений и в самом Ленинграде, и в прифронтовой полосе: к концу 1942 года город располагал 110 мощными узлами обороны, протяженность одних только уличных баррикад превысила 35 километров, неприкосновенного запаса боеприпасов, бензина и продовольствия хватило бы на 30 суток непрерывных уличных боев.
К сентябрю 1942 года промышленность города возобновила выпуск почти всех образцов военной техники, которые она поставляла фронту в первые месяцы войны, и взялась за освоение ряда новых видов продукции. В частности, первым в стране стал налаживать производство пистолета-пулемета системы Судаева. Осажденный, блокированный, все еще полуголодный Ленинград, накапливая силы для сокрушения осаждающий его армий, одновременно возвращался к привычной для него роли одного из крупнейших центров оборонной промышленности.
С осени началась подготовка к операции «Искра». Час наступления близился, но зима запаздывала, первые машины пошли через Ладогу только в конце декабря. А как переправлять через Неву танки?
12 января. 9.30. Вот она, минута, которой так ждали! Небо над Невой прорезали огненные полосы залпа 14 дивизионов гвардейских минометов – «катюш». Грянула артиллерия: с правого берега Невы около 1900 орудий и крупнокалиберных минометов – по 144 на километр прорыва и 2100 с Волховской стороны – по 160 на километр. Шли упорные бои. И только через две недели, в ночь на 6 февраля, по проложенной в рекордно короткий срок железной дороге Шлиссельбург – Поляны прошли первые поезда. Фашисты еще просматривали с Синявинских высот коридор, пробитый в блокадном кольце, яростно, с остервенением обстреливали буквально каждый шедший по новой дороге поезд, но сухопутная связь осажденного города с Большой землей все равно уже была восстановлена.
7. Наши земляки, защищавшие Ленинград.
Чтобы узнать о наших земляках, защищавших Ленинград в годы ВО войны, мы обратились к директору Саранпаульского краеведческого музея Комковой Вере Павловне, но по техническим причинам она не смогла нам предоставить информацию. Тогда мы обратились к библиотекарю нашей школы Гребеневой Любовь Николаевне и учителю математики Шадриной Марии Фёдоровне. Они предоставили нам материал из своего личного архива. Так же мы изучили «Книги Памяти Берёзовского района» и узнали о нескольких земляках, защищавших Ленинград.
АНУФРИЕВ ЛАЗАРЬ ДЕНИСОВИЧ
Родился в 1912 году.
Призван:21 сентября 1942 году.
Участвовал в боях в 1942 г. В составе Волховского фронта; в 1944г. – в составе Ленинградского фронта; в 1945 г. – в составе I Украинского фронта. Красноармеец стрелкового отделения.
Награждён: орденом «Красная Звезда», медалью «За Победу над Германией».
Демобилизован: в 1946 г.
Работал председателем артели в д. Хошлог, д. Ломбовож.
Умер 14 ноября 1951 г. Похоронен в д. Щекурья.
ХАТАНЗЕЕВ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
Родился в 1925 году.
Призван в Советскую Армию в 1942 году.
Участвовал в боях в составе Ленинградского фронта. Рядовой.
Награждён орденом «Боевое Красное Знамя».
Демобилизован в 1944 г.
Работал пастухом оленеводческого стада в совхозе «Саранпаульский».
Умер в июне 1947 г. Похоронен в п. Сосьва.

Вокуев Василий Семёнович (1908-1942г.)
Красноармеец Связной
167 артиллерийского полка
85 стрелковой дивизии
42 Армии
Ленинградского фронта.
Убит - 23.06.43 г.
Похоронен - кладбище Красненькое , г. Ленинград.
Истомин Иван Александрович
В 1941 году призвали на фронт Ивана, сына Александра Ивановича и Варвары Ивановны. Служил стрелком, затем направили на учебу в Казанское танковое училище. Участвовал в боях в составе Ленинградского фронта в звании старшего сержанта. Еще во время войны его направили преподавать в Казанское танковое училище. Демобилизован в 1947 году. После войны работал председателем Няксимвольского сельсовета. Вернулся в Саранпауль, где его и избрали председателем Саранпаульского рыбкоопа.
Однажды осенью был такой случай. Катер, который вез груз (продукты) на зиму, затонул недалеко от Саранпауля. Иван Александрович организовал бригаду, которая доставала продукты с затонувшего катера. Все, что можно было спасти, они спасли. А сами простудились. Иван Александрович после этого случая тяжело заболел и вскоре умер. По воспоминаниям родных он был высокий, статный, красивый и очень образованный человек. Награжден медалью «За Победу над Германией».
Хозяинов Василий Григорьевич
Уроженец села Петруль Коми Республики,
оленевод Петрульского совхоза.
Он повёз из чума мясо (оленину) на железную дорогу для
фронта и его забрали на войну. Воевал на Ленинградском фронте.
Погиб во время боя на Ладожском озере.
Похоронен в Ленинградской области.
Его внуки и правнуки живут в Саранпауле и продолжают дело деда.
8. Заключение.
Годы идут, но прошлого не уносят, мы и сейчас не забыли этот подвиг. Каждое новое поколение стремиться отдать свою дань преклонения перед легендарным подвигом ленинградцев, которые стояли насмерть. Гитлеровцам не удалось захватить Ленинград ни с ходу, ни штурмом, ни осадой и измором. Долгих 29 месяцев они вели ожесточённую, кровопролитную битву с городом, который по своему вкладу в общую борьбу сравнялся с фронтом. Ленинградцы пережили ужасы голода и холода, бомбёжки и обстрелы, понесли ни с чем несравнимые потери, но не сдались. Город-фронт не просто выстоял. В этой беспримерной схватке были разгромлены блокировавшие его войска. Серьёзно подорванным в итоге оказался дух самих гитлеровцев, населения Германии. На Пискарёвском мемориальном кладбище захоронено около 470 тысяч ленинградцев. Мужчины, женщины, дети… Они тоже хотели жить, но они не могли представить себе жизни в неволе, под пятой врага, они считали себя не вправе отступить с рубежей. И они умирали во имя и ради будущего, которое стало сегодня нашим счастьем.
III. Библиографический список.
1. Истомин И.В., Фёдорова Н.Н. ХМАО «Югра» «Книга памяти» выпуск 1 и 2, Берёзовская типография 1999г, 2001г.
2.Михайлов В.В. Ленинград: Героическая оборона города в 1941-1944 гг. – М.: Политиздат, 1980. (Города-герои).
3.happy-year.narod.ru/prazdniki/23febr/su/08.html
4.http://www.sovmusic.ru/download.php?fname=chtopode
5.http://viol.narod.ru/history_ros/1941_1945/pobeda.htm


«Ленинград»
Петровой волей сохранен
И светом ленинским означен –
В труды по горло погружен,
Он жил – и жить не мог иначе.
Он сердцем помнил: береги
Вот эти мирные границы, –
Не раз, как волны, шли враги,
Чтоб о гранит его разбиться.
Исчезнуть пенным вихрем брызг,
Бесследно кануть в бездне чёрной –
А он стоял, большой, как жизнь,
Ни с кем не схожий, непокорный!
И под фашистских пушек вой
Таким, каким его мы знаем,
Он принял бой, как часовой,
Чей пост вовеки несменяем!
Николай Тихонов
* * *
… Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
Крондштатский злой, неукротимый ветер
В моё лицо закинутое бьёт.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы, что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады, –
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Руками, сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельною в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.
Ольга Берггольц
«Мужество»
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим и от плена спасем
Навеки. Анна Ахматова
Многие знают печальную историю 11 – летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая, дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у неё родных и сделала сиротой.
В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.
«Женя умерла 28 декабря в 12-00 дня 1941года»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»
«Мама умерла 13 мая в 7 – 30 утра 1942 года»
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Таню удалось спасти от голода. При первой же возможности её вывезли с детдомом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение и ужасы войны сломили девочку. Она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был открыт памятник.
«Баллада о Тани Савичевой» сл. В. Гина, муз. Е. Доги
Моя землячка, Савичева Таня, прости,
Что не пришла к тебе с цветами.
Не знала, что тебя я встречу здесь,
Где слева лес и справа лес.
И эти строки на твоей могиле
Меня огнем блокады опалили.
В глуби России, от Невы не близко,
Теперь здесь навсегда твоя прописка.
Но память, как дорога без конца
Сквозь времена и сквозь сердца.
И неизменно вечно будут рядом
Судьба твоя и подвиг Ленинграда.
Моя землячка, Савичева Таня,
Прости, что не пришла к тебе с цветами.
Но песню я хочу оставить здесь,
Где справа лес, и слева – лес.
Где на твоей могиле детский почерк
Назло смертям сказать о жизни хочет.
15