СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Город-государство "Древняя спарта"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для обучающихся 5 класса со средним уровнем обучения.

Просмотр содержимого документа
«Город-государство "Древняя спарта"»

Тема урока: «Древняя Спарта»

Тип урока: Изложение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам.

Метапредметные

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок гражданской идентичности.

Личностные

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Спарты;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции



С целью активизации мыслительных процессов, предложить в начале урока учащимся отгадать исторические загадки по пройденному материалу:

1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)

2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)

3. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. (Народное собрание)

4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (Демократия)

5. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. (Ареопаг)

6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился –
Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)

7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. (Солон)

Вы должны определить ключевое слово, которое их объединяет, а лишнее слово будет темой нашего урока.

Гомер, Одиссей, Спарта, Харибда, Пенелопа, Итака

1. Географическое положение Древней Спарты.

Дети, давайте выясним географическое местоположение древней Спарты. В этом нам поможет карта. А еще нам нужен один доброволец, который поможет нам это сделать у доски. Таким образом, Спарта расположена на территории полуострова Пелопоннес. В конце II тысячелетия до н.э. дорийцы вторглись в южную часть Пелопоннеса, и подчинили себе Лаконику, на которой основали государство Спарту. А себя стали называть лакедемоняне или спартанцы. Покоренный народ, проживавший на данной территории, дорийцы превратили в рабов. Спустя некоторое время спартанцы завоевали близ лежавшую территорию Мессении. Теперь, мы узнали о географическом положении Спарты.

Работа по группам (Пересказ по методу «Синий диван»)

1 группа Спартанцы и Илоты.

2 группа Спарта военный лагерь.

3 группа Спартанское воспитание.

После пересказа каждая группа выполняет задание. 2 группа (продолжи предложение)

Покоренное спартанцами ахейское население на территории Лаконики и Мессении было обращено в (

________________________________________________________________________________________)

Спартанцы обращались с илотами__________________________________________________________)

Боясь их восстания, спартанские правители_________________________________________________

________________________________________________________________________________________)

Спартанским юношам давали мечи и (. __________________________________________________---

Нередко юноши обходили поля и (_________________________________________________________



3 группа Спарта военный лагерь (Вставь пропущенное слово)

(Крепостных стен) Спарта не имела. Ее жители утверждали, что единственном надежной защитой города являются не камни, а (храбрые мужи). Главным занятием спартанцев было (военное дело), лучшей в Греции пехотой считалась спартанская. Спарта напоминала военный лагерь, где никто не мог жить так, как он хочет. Спартанцам запрещалось заниматься (торговлей и ремеслами), всякий ручной труд презирался. Чужеземцы не приезжали в Спарту. Здесь ничего не продавали и нечем было любоваться: в городе не строили красивых зданий, не ставили статуй. Самим жителям Спарты не разрешалось ездить за границу из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни. Спартанцам запрещалось дома обедать. Объединившись в группы по полтора десятка, мужчины ели вместе одни и те же кушанья: похлебку, овощи, немного сыра и только изредка (мясо и рыбу). Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он тотчас послал за своей долей пищи, желая в этот раз поесть с женой. Ему не только отказали, но (вдобавок оштрафовали.)

1 группа Спартанское воспитание (Дайте название тексту, отразив в нём его главную мысль.)

2) Назовите не менее трёх основных особенностей воспитания в Спарте, указанных в тексте.)

Прочитайте текст и выполните задания.

Все мальчики в Спарте с 7 до 18 лет проходили обучение в гимназиях (школах), где занимались физическими и военными упражнениями и обучались грамоте. «Чтению и письму они учились, но лишь постольку, поскольку это было необходимо, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать. С годами их воспитание становилось суровее: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, обычно без одежды. На тринадцатом году они снимали с себя рубашку и получали на год по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой…» — так описывал систему спартанского воспитания древнегреческий историк Плутарх. С целью проверки физической выносливости один раз в год устраивалась порка мальчиков. Мальчики должны были без плача переносить эту экзекуцию.

1) Дайте название тексту, отразив в нём его главную мысль.

2) Назовите не менее трёх основных особенностей воспитания в Спарте, указанных в тексте.

1) Основная мысль текста может быть определена как «Воспитание спартанцев» или в иных, близких по смыслу формулировках.

2) Основные особенности воспитания в Спарте, указанные в тексте: воспитание преследовало одну цель — беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать; с годами воспитание становилось суровее; оно было рассчитано на то, чтобы выработать презрение к роскоши, послушание, выносливость, физическую силу и смелость

Закрепление

1. В афинском государстве правителей называли:

а) царями (архагетами)
б) брахманами
в) архонтами
г) фараонами

2. В Спарте правителей называли:

а) архагетами (царями)
б) Брахманами
в) архонтами
г) фараонами

3. Главным занятием спартанцев было:

а) ремесло
б) земледелие
в) военное дело
г) рыболовство

4. Высшим государственным органом в Спарте был (о):

а) Ареопаг
б) народное собрание
в) Совет старейшин
г) архагет

Рефлексия.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

Воспроизводят тему и задачи урока