Тема: Город и село. Проект «Родной город»
Цели урока:
Образовательная – систематизировать представление учащихся о жизни города и села;
Развивающая – развивать познавательную активность, наблюдательность, речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
Воспитательная – воспитывать уважение к мнению других, умение слушать, высказывать свою точку зрения, любовь к родному городу.
Планируемые результаты (УУД):
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Познавательные: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации о городе и деревне.
Коммуникативные: работать в паре: находить изображения города и деревни, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома.
Личностные результаты: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свою работу
Предметные результаты:
Знания: узнают о характерных особенностях города и села.
Умения: научатся сравнивать объекты города села; особенности городских и сельских домов, собирать информацию для проекта.
Навыки: находить изображения города и села; формулировать выводы
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование:
презентация «Город и село» (иллюстрации города и села, викторина по фото)
ноутбук;
телевизор;
карточки для дифференцированной работы
фишки
сигнальные карточки с цифрами
ХОД УРОКА
- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь увидеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы в дружном классе учимся!
Всё у нас получится!
- Давайте составим план урока
1. Повторение
2. Знакомство с новой темой
3. Работа в парах
4. Сообщения детей
5.
6. Подведение итогов
– На нескольких уроках подряд мы говорили о том, в каком состоянии находится природа, как живут ее питомцы. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к людям и посмотрим, как и где живут они.
Актуализация знаний
(на доске пословица) “ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА”.
- Из слов представленных на доске нужно составить предложение
- Кто объяснит смысл? Что значит своя сторона? (Место, где ты родился.)
- Как оно называется? (Малая родина)
III. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.
- Расшифруйте слова, заменив цифры буквами(карточки на доске) Из данных букв составьте слова так, как пронумерованы буквы.
1 2 3 4 5 6 7
Г Д Е Л О Р С
15652 7345
ГОРОД СЕЛО
Постановка учебной проблемы.
- Как вы думаете, ребята, какой теме посвящается наш урок?
- Предположите о чём мы будем говорить?
Ответы детей
- узнаем о характерных особенностях города и села
- научимся сравнивать и анализировать объекты города и села;
- научимся находить изображения города и села;
- научимся собирать информацию для проектов.
- А теперь определите на слайде где город, а где село?
- Вызвало ли это задание у вас затруднение?
Ответы детей.
-Да, ребята, все население нашей огромной страны живет в городах, селах, хуторах, аулах.
Открытие нового знания.
-Сравните дома города и села. Найдите сходства и различия.
-Сравните дороги города и села. Найдите сходства и различия.
-Ребята, давайте выясним, чем занимаются городские жители, а чем сельские.
-Сравните транспорт города и села. Найдите сходства и различия.
(В городе развит общественный транспорт : автобусы, троллейбусы, трамваи.
В сёлах для передвижения используют автобусы, велосипеды, лошадей.)
-Ребята, подумайте, чем привлекает человека город, а чем село?
-Что вы можете сказать об экологии города и села?
( В городе мало зелени, загазованный воздух.
В сельской местности чистый воздух, экологически чистые продукты питания.)
-Скажите, где больше живет людей в городе или в селе?
Работа в паре.
-Обсудите и сделайте вывод. Что же такое город, село? Особенности города и села.
ГОРОД – крупный населённый пункт, где много улиц и высоких домов, работают фабрики и заводы, музеи и театры, много магазинов и автотранспорта.
СЕЛО – небольшой населённый пункт, жители которого занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных.
Физминутка
-Хорошо, молодцы. А теперь немного отдохнем.
Жура – жура, журавель,
Облетел он сто земель.
Облетел и обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
И сказал он, пролетая:
Лучше нет родного края!
-Ребята, а как называется город, в котором мы живем?(Юрга)
- О нашем городе сложено много замечательных и душевных стихотворений, послушайте одно из них.
Чтение стихотворения «Юрга — наша общая судба!»
Есть, возможно, уголки красивей
Есть богаче, шире есть края.
Только мне из всех краев России
Ближе к сердцу милая Юрга.
Л.П.Балахнина
- Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по городу
- После трудового или учебного дня нужен отдых. Дома вы можете посидеть у телевизора, сходить в гости. А если выходим на улицу, то там можем встретить много интересного. Всё, что создают люди для отдыха и красоты, все произведения, которыми мы восхищаемся, называется культурными ценностями или КУЛЬТУРОЙ.
- Дома вы готовили мини-проекты о культурных ценностях нашего города
- Готовы отправиться в путешествие?
Тогда мы отправляемся, по маршруту, которого нет ни на одной карте.
Чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся, я предлагаю вам загадку.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались, в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
А если все готовы, отправиться нам надо
Вот машинист дает гудок - поехали ребята!
1 станция «Защитники»
- Определите что изображено на слайде
Мемориальный комплекс в память о воинах павших в Великую Отечественную войну
Данный мемориал открыт в Юрге был в 1975 году, открытие было приурочено к 30-летию Победы, а спустя десять лет дополнен скульптурной композицией «Скорбящая мать», олицетворяющей скорбь народа по сынам, отцам, братьям, мужьям, не вернувшимся с фронта.
2 станция «героическая»
- Ребята, на слайде что-то не так! Посмотрите и определите
Мемориальный комплекс «Три штыка»
Мемориал «Три штыка» посвящен памяти о красноармейцах, погибших во время освобождения в 1919 году железнодорожной станции Юрга, и обо всех героях гражданской войны. Памятник расположен на площади Памяти борцов за власть советов.
3 станция «Памятная»
Мемориал «Жертвам войны»
Этот мемориальный комплекс расположен на месте бывшего немецкого кладбища, установлен он был по инициативе бывшего жителя города ныне гражданина Германии. Памятник установлен в память о захороненных на этом месте немцах.
4 станция «Поэтическая»
- Ребята, я предлагаю собрать пазл.
- Что у вас получилось?
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину
Памятник великому российскому деятелю литературы был открыт в 1979 году в одноименном парке Пушкина. Открытие монумента было приурочено к 180-й годовщине со дня смерти великого поэта, ежегодно в этот день у памятника проходят всенародные чтения стихов Александра Сергеевича.
Памятник Владимиру Владимировичу Маяковскому
Памятник еще одному российскому поэту был установлен 16 февраля 1980 года на площади у кинотеатра «Эра» в Юрге.
5 станция «Коллекционная»
Отгадайте загадку
В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Поглазеть на них идет.
(музей)
Музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока
Данный музей является первым на территории Российской Федерации музеем детского изобразительного искусства. Открыт он был в 1981 году. На сегодняшний день в фондах музея насчитывается порядка десяти тысяч экспонатов, среди которых работы детей из 32 стран мира, некоторые коллекции музея по праву считаются уникальными и ценятся не только в России, но и в мире.
Городской краеведческий музей
Городской краеведческий музей Юрги совмещает в себе целых два музея: музей трудовой славы машиностроительного завода и краеведческий. Масса экспозиций с разной тематикой находятся в этом музее.
Юрга во время Великой Отечественной войны
история Юргинского градообразующего предприятия – машиностроительного заводы
история развития Юрги
«Писаные скалы» - уникальный памятник с наскальными рисунками.
VI. Итог урока
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие отличительные черты города и села мы выделили?
– Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Из села люди стремятся попасть в город, чтобы найти работу на крупных предприятиях. А жители города приобретают жильё в сёлах, чтобы дышать свежим воздухом и отдыхать от суеты больших городов.
Работа в группах
- Сейчас поработаем в группах
1 ряд из предложенных картинок собирает кластер(проект города)
2 ряд кластер сельской местности
3 ряд кластер культурных ценностей нашего города
- Вы все сегодня активно работали, поэтому я хочу, чтобы вы себя оценили!
«5» зеленая звездочка
«4» желтая
«3» красная