Тема №1. Город как среда обитания человека.
Цель урока. Обобщить представления учащихся о городе как месте проживания человека. Обратить их внимание на положительные и отрицательные стороны для жизнедеятельности человека в современном городе, на возможные опасные ситуации, с которыми человек может встретиться в городе, на причины их возникновения и на необходимость соблюдения правил безопасного поведения в повседневной жизни.
Просмотр содержимого документа
«Город как среда обитания человека.»
Тема №1. Город как среда обитания человека.
Цель урока. Обобщить представления учащихся о городе как месте проживания человека. Обратить их внимание на положительные и отрицательные стороны для жизнедеятельности человека в современном городе, на возможные опасные ситуации, с которыми человек может встретиться в городе, на причины их возникновения и на необходимость соблюдения правил безопасного поведения в повседневной жизни.
Изучаемые вопросы
Основные признаки современного города.
Привлекательность города для жизнедеятельности человека.
Наиболее характерные опасные ситуации для современного города.
Место: класс.
Время: 40 мин.
Метод: рассказ,беседа,лекция.
Лит-ра: уч-ик ОБЖ,5 кл.
Ход урока.
1. Вводная часть.
-Организационный момент.
2. Основная часть.
Изложение учебного материала
1. Даю уч-ам определение понятия «город».
Отмечаю, что исторический процесс повышения роли городов в развитии человеческого общества шел непрерывно. Для примера привести статистику, как менялось количество жителей городов по отношению ко всему населению Земли: в начале XIX в. в городах мира проживало 3% населения Земли, в начале XX в. — 13,6%, в конце ХХв. —41,1%.
Городское население Российской Федерации в настоящее время составляет около 74%, и проживает оно более чем в 1030 городах. Современные города в зависимости от количества жителей делятся на:
малые — до 50 тыс. жителей;
средние — 50—100 тыс. жителей;
большие — 100—250 тыс. жителей;
крупные — 250—500 тыс. жителей;
крупнейшие — 500 тыс. — 1 млн жителей;
города-миллионеры — свыше 1 млн жителей.
К началу XXI в. в мире насчитывалось около 220 городов-миллионеров, в их числе Москва — свыше 10 млн человек и Санкт-Петербург — более 4,5 млн человек.
2. Разъясняю учащимся, что в городах для удобства человека к жилым домам подводится вода, газ, электричество. В городах существует целая сеть торговых организаций, обеспечивающих население продуктами питания и всеми необходимыми товарами.
Городской транспорт служит для передвижения людей в необходимые для них районы города. Создана система учебных заведений. Население обслуживают медицинские учреждения. Действует система культурных, научных и спортивных учреждений. Созданы службы для обеспечения безопасности населения.
Все это должно работать слаженно, так как все учреждения и службы взаимозависимы. Жителю города необходимо уметь пользоваться всеми благами, но при этом соблюдать правила безопасного поведения.
3. Познакомить учащихся с наиболее характерными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в современном городе. Это ситуации, связанные:
с нарушением правил дорожного движения;
с нарушением правил пожарной безопасности;
с нарушением мер общественной безопасности и общественного порядка;
с нарушением правил пользования различными бытовыми приборами, газом и электричеством;
с различными природными явлениями (дождь, гроза, сильный снегопад, гололед и др.).
Вывод: город создает благоприятные условия для жизни и жизнедеятельности человека, но многофункциональные системы жизнеобеспечения несут в себе определенную опасность (в них могут происходить отказы в работе и аварии) для городского жителя и требуют от него особого поведения, обеспечивающего его безопасность.
3. Заключительная часть.
- Закрепление пройденного материала.
Контрольные вопросы
Назовите основные признаки города.
Как подразделяются города в зависимости от количества жителей?
Какие наиболее характерные опасные ситуации могут возникнуть в современном городе?
- Оцениваю уч-ов.
Даю уч-ам д/з:
Изучите §1.1 учебника.
Начните вести дневник безопасности, где будете записывать наиболее характерные ситуации, в которые вы попали, и оценивать свое поведение.