"Город Калинов и его обитатели. Изображение "жестоких нравов" "тёмного царства"
Цель: 1) углубить представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; помочь осмыслить созданные автором образы Дикого и Кабановой, их мораль; показать нравственную атмосферу, в которой живет главная героиня.
2) развивать навыки работы с текстом драматического произведения; самостоятельного анализа произведения;
3) воспитывать нравственные качества личности.
ХОД УРОКА
Хорошо рассуждать о добродетели – не значит еще быть добродетельным.
(К.Ушинский)
Поведение – зеркало, в котором каждый показывает свой облик.
( И.-В. Гете)
Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.
(Ф.М.Достоевский)
1. Организационный момент.
2. Знакомство с темой урока.
1) Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с драмой А.Н.Островского «Гроза». Тема, которую нам предстоит раскрыть очень актуальна, и, наверное, работа над ней даст возможность и вам изменить какие-либо свои жизненные приоритеты, пересмотреть свои поступки. Звучит она так: «Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».
- Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему урока и эпиграфы к нему.
Так как мы будем говорить о провинциальном городе 19 века, то предлагаю небольшой экскурс в историю.
Заглянем же в мир русской провинции…
2) Презентация «Мир русской провинции 19 века».
3) Слово учителя.
Город Калинов, придуманный автором, - типичный провинциальный городок. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется! Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу» - с восторгом говорит Кулигин, заставляя и нас восхищаться необыкновенным пейзажем.
В центре Калинова – базарная площадь с торговыми рядами, неподалеку старая церковь для прихожан. Кажется, что все мирно и спокойно в городе. И люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые.
- Так ли это? Каким показан город Калинов?
4) Чтение наизусть (учащийся) монолога Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» (дейст. 1, явл. 3)
- Какие характерные стороны жизни отмечены в этом монологе?
- Кулигин говорит в конце монолога: «Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать…да когда-нибудь в другое время». Дополните монолог Кулигина своими наблюдениями о семейной жизни.
5) Беседа с учащимися.
- Какие же законы лежат в основе жизни г.Калинова?
а) у кого деньги – у того и власть;
б) у кого власть, тот пользуется ею безраздельно;
в) человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению;
г) запретить любое проявление живого человеческого чувства;
д) заставить лгать;
е) заставить приспосабливаться.
- Что дало основания Добролюбову назвать этот мир «темным царством» и как вы понимаете это выражение?
Слово учителя.
Беззаконие и безобразие творятся в Калинове. Грубостью и жестокостью отличаются хозяева города, они издеваются над своими домочадцами. Это настоящие самодуры, они невежественны, сведения о жизни получают от малограмотных странниц. Создается впечатление, что обитатели города Калинова отгорожены от всего мира. Одни властвуют и тиранят, другие терпят.
6) Составление схемы «Жители Калинова»
«Господа» г.Калинова «Жертвы» г. Калинова
Дикой Варвара
Кабаниха Тихон
Борис
Кудряш
Кулигин
Катерина
- А почему этих героев можно отнести к «жертвам» «темного царства»?
- А еще почему?
(Наверное, потому, что у многих из них искажаются нравственные понятия)
- А как вы понимаете слово «нравственность»?
7) Составление кластера «Нравственность».
- А какое из тех качеств, которые вы написали, для вас является определяющим? Почему?
- А вот как понимал слово «нравственность» известный вам критик В.Г.Белинский: «Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей. Всех действий».
- Согласны ли вы с критиком?
8) Характеристика Кабанихи и Дикого.
Итак, достоинство человека попирается «хозяевами» «темного царства»: Диким и Кабанихой.
Как вы помните, основной прием раскрытия характеров в драматическом произведении – это речевая характеристика. Значит, мы с вами можем составить представление о героях по тем репликам, которые произносят они сами, или по тем репликам, которые в их адрес произносят другие герои.
- Давайте сейчас послушаем самих героев.
- Самохарактеристика героев (выступление подготовленных учащихся, которые представляют себя в образе Дикого и Кабановой) с использованием текста.
Вывод о Диком: грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур.
Вывод о Кабанихе: ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом.
9) «По следам д/з»
Мы знаем, что основным сводом нравственных норм и правил был «Домострой».
- Кто из героев живет по этим законам? Кто их нарушает?
- Все ли законы «Домостроя» плохи?
Дома вы должны были проанализировать несколько главок (по рядам). Какие же выводы вы можете сделать?
Слово учителя.
Да, среди правил «Домостроя» есть такие, которые и сейчас нам необходимо было бы взять для жизни, но некоторые из них совершенно неприемлемы.
- Чувствуют ли Дикой и Кабаниха, что молодое поколение не хочет жить по этим законам? Какие не принимаем мы и они?
(Да, поэтому, чем острее они ощущают непрочность своего положения, тем ожесточеннее отстаивают они свои устои, подавляя тех, кто думает по-другому, кто внушает хоть какие-нибудь подозрения, кто хочет что-то изменить, рвется к свободе)
10) Работа с притчей.
_ Послушайте, пожалуйста, притчу и ответьте на вопрос: «Можно ли провести параллель с событиями, происходящими в драме «Гроза»?
Стаями живут птицы, стаями летают. Летают над землей, но живут на земле. И появилась в стае птица, которая решила полететь высоко в небо, чтобы увидеть, что там, за облаками, у самого светила. И позвала она за собой других птиц. Но не все вызвались совершить такой трудный перелет, одни сразу же сослались на дела земные, другие – на слабость крыльев, но нашлись и такие, которые вспорхнули с устремившейся ввысь птицей и полетели.
Все выше поднимались птицы, все труднее им было в грозовых тучах, все жарче становилось под палящими лучами солнца. И вот они вырвались на бесконечный простор неба, и солнце ослепило их так, что потемнело в глазах, закружилась голова и был потерян ориентир. И повернули некоторые птицы назад, и полетели к земле, но устремление их было так сильно, что камнем упали они на землю.
А птица летела ввысь. И почувствовали летевшие за ней птицы запах паленых перьев, и испугались они и тоже повернули назад, но, пока летели к земле, крылья их обгорели, и упали обезображенные тушки наземь.
А птица летела, и вдруг раскрылся перед ней удивительный мир. Неописуемая красота царила кругом, и невиданной красоты птицы были повсюду. Этот мир, в который попала птица, был настолько чист и лучезарен, что казался прозрачным. Влетела она в этот мир и словно растворилась в нем. Почувствовала чистый, свежий воздух и словно вдохнула его небывало большой грудью. Оглянулась она, а за ней никого нет. И захотелось ей рассказать своим сородичам, что удивительный мир существует и при сильном желании его можно достичь. И полетела она назад, через опаляющие лучи солнца, через густые облака и грозовые тучи, превозмогая все трудности, только для того, чтобы поведать о прекрасном, которое существует и которое недоступно лишь тем, кто полон страха перед неизвестным, кто привязан к тихому родному болоту.
Но не успела птица достичь земли, как налетели на нее хищные собратья и разорвали в небе на куски.
Когда спросили их, зачем они растерзали невинную птичку, парившую в небе, они ответили: «Каждая птица знает: если попасть в грозовые тучи, вернуться живым уже невозможно. По логике, она мертва, поэтому мы и склевали ее в небе. Мы первые увидели ее, значит, это наша добыча».
И все согласились с хищными птицами, ибо знали, что «оттуда» никто живым не возвращается.
Суровы законы стаи. И часто они убивают тех, кто поднялся над этими законами.
- Да, можно.
- А кто является этой птицей?
Правильно, Катерина, тем более что в ее монологах не раз появляется этот образ.
О Катерине мы и поговорим на следующем уроке.
11) Работа с эпиграфами.
- Как вы понимаете эпиграфы 1,2? К кому из героев можно отнести?
3. Подведение итогов.
- А какие выводы вы сделали на сегодняшнем уроке? Что вынесли из него?
4. Д/з: 1) подготовить сообщения о молодых героях пьесы: 1 ряд – Варвара; 2 ряд – Кулигин; 3 ряд – Борис;
2) устно подготовить характеристику Катерины, отметить в тексте все цитаты, относящиеся к ней.
Приложение
«Домострой»
глава «Поучение отца сыну»
Благословляю я, грешный, и поучаю, и наставляю, и разумляю единственного сына своего, и его жену, и детей их, и домочадцев – следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере сообщая волю Божью и заповеди Его, а себя утверждая в страхе Божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьем, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке. Вручаю вам, по-христиански живущим, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим.
- Все ли законы «Домостроя» плохи?
- С чем вы не согласны? Что принимаете?