Министерство образования и науки Республики Бурятия.
Хоронхойский филиал ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»
ГОРОД КЯХТА. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ
Автор:
Колодина Ирина, студентка 1 курса
специальность: технология продукции
общественного питания
Научный руководитель:
Ранжурова Александра Сергеевна должность: преподаватель истории
Хоронхой
2016
Оглавление
Введение…………………………………………………………….……….……3
Глава1: История возникновения города Кяхта
§ 1 Предпосылки строительства города……………………………………….4
§ 2 Торговля ……………………………………….……………….……,………6
§ 3 Культура……………………………………….………………………………9
Глава 2 История происхождения названия Троицкосавск
§ 1 Савва Лукич Владиславич-Рагузинский…………………………………..13
§ 2 Савва Сербский – небесный покровитель города Кяхта- Троицкосавск……………………………………………………………..…..….14
Заключение…………………………………,,…………………………….……..16
Список литературы ………………………………………,,,……………....……18
Введение
Актуальность. Кяхта - уникальное явление для истории. Город, который ранее назывался Троицкосавском, был построен в Сибири на бурятской земле выходцем из Сербии для укрепления дипломатических связей между Россией и Китаем. Город Кяхта всегда являлся образцом взаимоуважения ко всем людям с их традициями, обычаями и их вероисповеданием. В сегодняшней обстановке очень важно воспитать современное поколение в духе патриотизма, толерантности и гордости за свою многонациональную Родину.
Цель: рассмотреть историю города Кяхта,выявить новые исторические факты; оценить, насколько жители нашего района знакомы с историей родного края; развить интерес молодых к истории родного края и воспитать духовно-нравственные ценности
В задачи данного исследования входят:
рассмотрение истории возникновения Троицкосавска- Кяхты;
рассмотрение личности основателя города Саввы Владиславича Рагузинского;
изучение влияния православных традиций на первоначальное название города
Объект исследования: город Кяхта
Предмет исследования: история города Кяхта – Троицкосавск
Гипотеза: Если мы будем знать историю родного города, то сможем сохранить, возродить традиции и передать их будущему поколению.Новый подход к рассмотрению Кяхты-Троицкосавска будет содействовать укреплению межнациональных отношений, тем самым воспитывая в молодых людях толерантность.
Глава1: История возникновения города Кяхта
§ 1 Предпосылки строительства города
Первые русские появляются в Забайкалье в 40-х гг. XVII века. Люди строят остроги на реках Уда и Селенга. В то время четко установленных границ между Китаем и Россией не было, тем не менее некоторая связь между странами уже была установлена: в 1619 году Иван Петлин, томский казак, преподнес царю Михаилу Федоровичу «Чертеж Китайского государства» и грамоту от императора династии Мин. В 1666 году в Пекин прибыл первый казенный торговый караван из России, принесший, несмотря на издержки, неплохую прибыль. Серьезная попытка установить дипломатические отношения между странами была предпринята в 1689 году, когда Ф.А. Головин по приказу Петра I отправился в Нерчинск на переговоры с китайскими послами. Те прибыли с несколькими отрядами войск и артиллерией. Было проведено девять совещаний, но стороны не могли прийти к соглашению. Китайцы начали угрожать, что прибегнут к оружию, если русский посол не примет их условий. Ф.А. Головину пришлось согласиться. Так, в августе 1689 года был подписан Нерчинский договор, по которому восточная граница проходила по рекам Аргуни, Горбице и Яблоновому хребту. Также в договоре была решена судьба города Албазин, который с 1685 по 1687 годы подвергался жестоким нападениям китайских войск, но храбро оборонялся. «Защита Албазина является одной из ярких страниц в истории русского народа, как проявление с его стороны подлинного мужества и героизма в борьбе с противником, силы которого во много раз превосходили силы русских» . По договору этот храбрый город должен был быть разрушен до основания. «Вместе с падением Албазина к Китаю отошло целиком все русское Приамурье. Это была большая потеря для России».
В 1725 году новая российская дипломатическая миссия во главе с Саввой Лукичом Владиславичем-Рагузинским отправилась на переговоры с Китаем. Рагузинский, бывший тайный агент послов России в Константинополе, действительный статский советник, был очень мудрым, рассудительным человеком и дальновидным дипломатом. Он тщательно готовился к встрече с китайскими послами, «решил на своем пути собрать дополнительные материалы, главным образом по границе и торговле, позволяющие ему с меньшими затруднениями вести переговоры и, в случае необоснованных требований со стороны китайских министров, противопоставить им веские мотивы для отклонения». Переговоры тянулись около семи месяцев, в Пекине было проведено более 30 совещаний. Рагузинский, несмотря на убеждение многих русских дипломатов в несговорчивости китайцев, верил, что «правдивыми доказательствами и умелым дипломатическим тактом» можно успешно закончить переговоры. Но, поняв, что в Пекине это сделать не удастся, Рагузинский предложил перенести переговоры на русско-китайскую границу. Здесь Савве Владиславичу «пришлось действовать не только вескими убеждениями, но и деньгами и вооруженной силой». Трактат был заключен 20 августа 1727 года на реке Буре, отчего получил название Буринский. Так была определена южная граница, она шла от Кяхты до верховьев Енисея на запад и до речки Горбицы.
После обмена трактатами, Савва Рагузинский выбрал место для постройки форпоста на реке Кяхта (от бурятского слова хяг, обозначающего траву, злак пырей), строительство поручили капитану Княгинкину. За год были построены «32 избы для купцов, гостиный двор, с 24 лавками, амбары для склада товара». В 1727 г., в 4-х километрах от форпоста была построена Троицкая крепость. Место строительства и крепости, и форпоста было выбрано Рагузинским неслучайно. Он боялся хитрости, коварства китайцев, которые могли отравить воду в реке, поэтому основатель искал реку, текущую не из Китая, а в Китай. Такой была лишь мелководная Кяхта.
Первоначально поселили около ста семей при Кяхтинском форпосте, который превратился в торгово-купеческую слободу. Люди стали селиться в окрестностях Троицкой крепости, заложив основание нынешнему городу Кяхте. В 1740 году против слободы китайцы построили свое собственное место для торговли – Маймачен, что означало «Торговый городок».
§ 2 Торговля
В 1728 году был заключен еще один российско-китайский договор – Кяхтинский. Он состоял из 11 статей, устанавливающих границы империй и правила ведений приграничной торговли. Наиболее интересна четвертая статья, связанная с торговыми отношениями. В ней говорилось, что правительству России разрешено раз в три года отправлять торговый караван. Это форма продажи была доступна лишь «казенным» купцам, так как частные торговцы к участию в формировании каравана не допускались. «Кроме караванной торговли была допущена торговля в пограничных местах, в Цурухайтуйской слободе и в Кяхте. Купцы должны были ездить прямо туда, в противном случае их товар подвергался конфискации». Кяхта стала местом меновой торговли русских и китайцев. Пограничный торг очень четко регламентировался. Например, в Кяхте не «ходила» валюта, товар менялся исключительно на товар. До 1854 года запрещался вывоз золота и серебра. Торговать мягкой рухлядью (так называли пушнину), самым «ходовым» товаром, было привилегией казенных караванов. Но частным купцам приходила на помощь контрабанда. Экипажи часто имели двойное дно, оборудовались потайными ящиками, чтобы вмещать туда золото, серебро, запрещенную к продаже частникам пушнину. Да и таможня, бывало, часто закрывала глаза на проделки купцов. Контрабанда существенно подрывала государственную монополию. Со временем правительство поняло, что оно не в состоянии противостоять набирающему силу частному торговому капиталу. Поэтому казенный караван 1755 года был последним.
Чем же обменивались русские и китайцы?
В первую очередь Россия экспортировала в Китай пушнину всевозможных видов. Особой популярностью у Китайцев пользовалась белка. Якутская, иркутская, баргузинская, нерчинская, обская, илетская, самая качественная и дорогая – телеутская. Ее продавали по 60-65 рублей за тысячу, когда в среднем за тысячу беличьих шкурок из других мест в среднем платили от 20 до 35 рублей.
Также российские купцы отправляли в Китай илетских, ишимских, барабинских горностаев, который считались лучшими. Несмотря на то, что лучшие соболя шли в Центральную Россию, в Китае знали и очень ценили эту пушнину – витимских, олекминских, камчатских, тобольских, байкальских, ленских соболей. Значительную статью сбыта составляли лисицы: черные, чернобурые, бурые, сиводушки, белодушки, огневки (красные камчатские). Русские продавали белых и голубых песцов, мех которых китайцы считали самым теплым и использовали его не только для верхней одежды, но и изготавливали из него зимние подушки для сидения. «Но самыми дорогими и вместе с тем выгодными пушными товарам, которые сбывались в то время в Кяхте, были выдры и бобры». Лучшими были, безусловно, черные бобры с рек Таз и Печора.
Что странно, еще одним важным предметом российского сбыта были кошачьи шкурки!
В 1792 году их вывоз составил «около 384 тысяч».
«Мало кто сегодня даже с третьей попытки назовет второй по важности после пушнины российский экспортный товар XVII века. Что стоило в Санкт-Петербурге 37 рублей за пуд, а в Европе уже 160-290 рублей? И за частную торговлю чем с 1735 по 1782 год полагалась в России смертная казнь? Не поверите – ревень, вернееего высушенный корень, служивший в допенициллиновую эпоху довольно эффективным лекарством». Российский ревень, который в Европе называли московским или императорским, благодаря своему высшему качеству затмил популярность ревеня из Голландии и Португалии. Но такое «высшее качество» достигалось в ущерб жителям собственной страны. Низкосортный ревень, остатки корня после отбора в Кяхте тут же сжигали, хотя все это можно было с успехом применять в российских госпиталях, аптеках. Спрос на ревень держался до 1840 года, после чего пошел на спад.
Из Китая в Россию отправляли всевозможные ткани: хлопчатобумажные (китайка), шелковые (креп, атлас, флер, фанза, камка, вощанка), бархат. В нашей стране также ценился китайский табак.
Разумеется, мы не могли забыть о чае. В контексте кяхтинской торговли об этом напитке можно говорить практически бесконечно. Именно благодаря чайной лихорадке о небольшом городке на границе Китая и России узнал весь мир.
Вначале чай присутствовал лишь на элитарных церемониях, но вскоре превратился в традицию гостеприимства в каждом доме.
Великий чайный путь протягивался на 8840 верст. Путешествие чая начиналось с провинции Фучань, куда прибывал сухой сбор. От Ханькоу он перевозился по рекам, затем мулами доставлялся в монгольский Калган. Уже оттуда чай караванами приходил в Маймачен. В «торговом городке» составлялся сравнительный расценок русских и китайских товаров, и жизнь в Кяхте закипала.
В слободе существовали две уникальные, но популярные среди местного населения профессии: савошники и ширельщики. «Каждый чаехозяин имел в Кяхте собственную савошную и ширельную артели». Савошники в здании Гостиного двора развьючивали верблюдов и взвешивали тары с чаем. Затем товар отправлялся в ширельни, которые представляли собой деревянные казармы. Там чай зашивали в воловьи шкуры шерстью внутрь, чтобы защитить траву от влаги. Это и означает ширить. После ширки савошники принимали «запакованный» чай, взвешивали и опять отправляли в Гостиный двор дожидаться отправки в Иркутск. Савошники и ширельщики получали хорошие деньги за свою работу («средний заработок савошника составлял от 15 до 25 рублей в месяц, для сравнения лошадь стоила 3 рубля» ). Но нередко им приходилось работать ночами без отдыха при свечном освещении.
Несмотря на плодотворную торговлю и тесные отношения, китайцы и русские были не прочь друг друга «облапошить». Так, каждый китаец имел весы трех видов: для взвешивания продаваемого, для покупаемого, одни – верные, для тех, кто не поддавался на обман. Вместо ветчины китайцы зачастую продавали кусок дерева, обтянутый кожей. В большие рулоны китайки также клали доски для веса, или на обозрение выставляли хорошие куски материи, а внутрь подсовывали никуда не годную ткань. Но русские купцы тоже были не промах. Они зачастую выдавали за белых песцов мангазейских зайцев, пришивали белым зайцам песцовые хвосты, зашивали в лапки пушных зверей, продаваемых на вес, свинец.
§ 3 Культура
Жизнь в Кяхте никак не могла ограничиваться исключительно торговлей и разговорами о богатых купцах, среди которых было очень много умных и образованных людей. Дом одного из них, Алексея Михайловича Лушникова, чье имя красной лентой проходит через все значимые события в Кяхте, стал местом пребывания интеллектуальной элиты того времени. Безусловно, желанными гостями были декабристы. В доме Лушниковых останавливались К.П. Торсон, И.И. Горбачевский, И.И. Пущин, С.П. Трубецкой и С.Г. Волконский. Особая дружба семью Лушниковых связывала с Николаем и Михаилом Бестужевыми. В 1839 году, уже после окончания срока каторжного заключения осужденных по первому разряду, к каким причислялись братья, они с другом К.П. Торсоном поселились в Селенгинске, что в 90 километрах от Кяхты. Николай Бестужев был хорошим художником и часто ездил в слободу рисовать портреты местных богачей. Декабрист получал неплохие деньги за работу, что было кстати. В Кяхте Николай Бестужев познакомился с Михаилом Михайловичем Лушниковым и нередко навещал его. Он учил маленького Алексея, сына главы дома, рисованию. Николай Александрович участвовал в семейных вечерах, которые устраивали Лушниковы. А.А. Лушников, сын Алексея Михайловича, пишет в своих воспоминаниях: «Отец не раз рассказывал нам, как в один из летних кяхтинских вечеров, в какой-то семейный праздничный день во дворе, когда сошла жара, гости, среди которых было много молодежи, слушали чтение Николая Александровича; он читал в лицах сцены из «Ревизора» Гоголя. Отец мой не раз говорил нам: «Сколько буду жить на свете, никогда не забуду, как Николай Александрович читал. Это был врожденный артист: он был Осип, и Хлестаков, и городничий, и судья, и почтмейстер, и слесарша, и унтер-офицерская вдова». Гости благодарили дедушку и говорили, что если бы Н. Бестужев был артистом, то ему было бы первое место в Петербургском театре».
Благодаря декабристам местные жители начали интересоваться политикой, общественными вопросами. Кяхтинцы получали журналы «Полярная звезда» и «Колокол». Через Кяхту из Иркутска шла корреспонденция для Герцена, а жители часто собирали и высылали Герцену деньги на издание «Колокола».
Но еще задолго до появления декабристов в Кяхте думали об образовании и культуре города. Так, в 1811 году в Троицкосавске открывается приходское и уездное училище, в 1813 монголист А.И. Игумнов открыл частную русско-монгольскую школу, в ней сразу же появилось 9 учеников: пять бурят и четверо русских. В войсковой русско-монгольской школе 1833 года обучались дети русских и бурятских казаков.
В 30-х годах в слободе существовал кружок интеллигенции, участники которого были увлечены литературой. Он состоял из учителей, врачей. Одним из активных членов кружка был учитель Троицкосавского уездного училища Д.П. Давыдов. Сибирякам он особенно известен по стихотворению «Думы беглеца на Байкале», опубликованного в 1858 году. Строчки «Славное море, священный Байкал..» стали началом одной из самых любимых сибирских песен.
Рукописный журнал «Стрекоза» издавался и инспектором русско-монгольской школы Т.П. Паршиным и лекарем Кяхтинской таможни А.И. Орловым. С Александром Ивановичем был дружен Николай Бестужев, на прощание он даже сделал памятную надпись в альбоме Орлова: «…Мне всегда было грустно, когда я встречался только случайно с добрыми людьми. Теперь эта встреча для меня еще больнее. Когда судьба сводит меня с такими людьми, с которыми, полюбив их сердечно, я должен расстаться…». А декабрист В.К. Кюхельбекер даже посвятил Орлову стихотворение. Его журнал «Стрекоза» просуществовал 20 номеров.
В апреле 1862 года в Троицкосавске открылось женское училище первого разряда. Одно из первых в Сибири. Впоследствии училище стало гимназией. Михаил Бестужев писал: «…Я отправился в женское училище, чтобы посмотреть, в каком положении находится начатое дело. Я нашел его выше моего ожидания. – Я не стану утверждать, что все было безупречно хорошо, этого не достигали и лучшие, много лет существующие учебные заведения, но по крайней мере я тут нашел молодых учителей с теплой любовью к своим обязанности, с ясным пониманием святости из призвания и стремлением по возможности его исполнить…Я отдал мою Лелю в эту гимназию…».
В 1876 году открыто 6-то классное реальное училище, которое стало первым мужским средним учебным заведением в Забайкальской области. Алексей Михайлович Лушников был попечителем советов обоих этих учреждений. Он также способствовал открытию типографии в 1861 году. Через год в ней начали печатать газету «Кяхтинский листок», первый в Забайкалье печатный орган. Редактором был учитель П.С. Андруцкий. Газета выходила при поддержке М.А. Бестужева и И.Н. Горбачевского. Газета была посвящена изучению края, развитию торговли. Местные исследователи, такие как П.А. Кильберг из Седенгинска, М.А. Зензинов из Нерченска, выступали с краеведческими статьями. А.М. Лушников тоже писал заметки в «Кяхтинский листок», помогал М.А. Бестужеву, передавал его письма. Михаил Александрович писал о Лушникове: «…Не искусство наживать деньги мне нравилось в нем, в Сибири это не такая трудная вещь: мы видели виды, как многие из обозных молодцов сделались теперь миллионерами – мне нравится в нем стремление приобретать и умственный капитал, - это жажда познаний, твердое желание восполнить недостаточное воспитание». Алексей Михайлович еще много что сделал для города: создал первую в Забайкалье картинную галерею, помог с открытием сиротского приюта, библиотеки, читальни.
Общественная библиотека в Кяхте была открыта 13 декабря 1887 года. Открытие совпало с возвращением из Китая путешественника, исследователя Г.Н. Потанина. Ученый прочитал платную лекцию о своей поездке по Южному Китаю. Все сборы пошли в фонд библиотеки. А он первоначально насчитывал 1062 названия книг в 2540 томах.
В 1890 году силами политических ссыльных И.И. Попова, Н.А. Чарушина, преподавателей В. Моллесона, Н.Н. Сарычева, Н.П. Левина был открыт Кяхтинский краеведческий музей.
Еще один интересный факт о культурной жизни Кяхты: всего спустя полтора года после изобретения кинематографа жители слободы уже смотрели кино. Публику привлекали сцены, экзотические для тех мест: улицы больших городов, приход поезда железной дороги.
Глава 2 История происхождения названия Троицкосавск
§ 1 Савва Лукич Владиславич-Рагузинский
Традиционно считается, что сочетание имен основателя Саввы и названия крепости (она была заложена в Троицин день) дало название новому городу – Троицкосавску.
В ходе работы над изучением происхождения названия Троицкосавск были опрошены 100 обучающихся Хоронхойского филиала ГБПОУ «БРТСиПТ», жителей Кяхтинского района. Им были заданы следующие вопросы: «Знаете ли Вы прежнее название города Кяхты?» и «Почему было дано это название?» Из данного числа опрошенных 80 человек знали прежнее название, 48 человек связали этот момент с именем Саввы Рагузинского.
Савва Лукич Владиславич-Рагузинский является фигурой крупнейшего масштаба в рамках истории Российского Государства и установления дипломатических связей с Китаем. Принадлежал к сербскому дворянскому роду из Рагузской республики (отсюда прозвище «Рагузинский»).
Российскую дипломатическую службу Савва начал в Константинополе, где выполнял неофициальные порученияВ. В. Голицина и Е. И. Украинцева. В 1703 г. он впервые посетил Москву. Пётр I выдал ему жалованную грамоту на десять лет, которой предоставил право свободной торговли в России с уплатой пошлины наравне с русскими купцами, монополию на продажу в течение трёх лет лисьего меха из Сибирского приказа, право ввозить в Россию и вывозить из неё товары. В 1703—1708 гг. был тайным агентом украинского гетмана И. Мазепы в Турции.
Обосновался в Москве в 1708 году. Инициировал чеканку в России разменной медной монеты. В 1710 году получил чин надворного советника. В 1711 году — представительРоссии в Черногории и Молдавии. Поддерживал идею Прутского похода с целью освобождения славян Балканского полуострова от турецкого ига.
В 1716—1722 гг. в качестве представителя Петра I вёл переговоры в Риме и Венеции. По наставлению Петра I заказал в Италии скульптуры для Летнего сада, отправил в Санкт-Петербург итальянских специалистов, а также инструменты и приборы для мастерской Петра; получил в подарок от папы античную статую Венеры Таврической(ныне хранится в Эрмитаже).
В 1725 году был назначен полномочным послом России в Цинском Китае, выполнил свою миссию с высоким искусством, заключив вначале Буринский трактат, а затем на его основании Кяхтинский договор. По возвращении в 1728 году в Петербург был награждён орденом Святого Александра Невского и произведён в действительные статские советники. Составил для российского правительства подробную записку о Цинской империи. Позднее участвовал в различных переговорах и обсуждениях проблем российско-цинской торговли.
§ 2 Савва Сербский – небесный покровитель города Кяхта- Троицкосавск
Сербия может гордиться своим достойным сыном Саввой Рагузинским, которого многие исторические источники называют сподвижником ПетраI.
Не зря родители так нарекли своего ребёнка при рождении. Имя Рагузинскому было дано в честь святого Саввы. В Сербии Савва Сербский - один из самых почитаемых святых. Святой Савва при своей долгой святой жизни совершил много благих дел и для отдельных людей, и главным образом для своего отечества Сербии, укрепив в нем веру и благочестие, создав церковную иерархию и правильное церковное управление, дав пример и образец подвижничества. Житие Саввы Сербского, как и многих других православных святых, потрясает. Недаром в его честь называют города в других государствах и даже целые народы. Например, сербов иногда зовут святосавским народом.В его честь возводятся храмы, даже главной государственной наградой Сербии является орден Саввы Сербского.
Как только полномочный посол граф Савва Лукич Владиславич-Рагузинский заложил Кяхтинскую крепость, тут же было отдано распоряжение об устроении православного храма для новых поселенцев. Храм был поставлен в центре селения и освящен в 1728 году. В этой первой Кяхтинской церкви был устроен главный престол во имя Святой Троицы и придел во имя святителя Саввы Сербского.
В ходе наших встреч с настоятелем Успенского храма города Кяхты, протоиереем, старшим священником Олегом Матвеевым выяснилась совершенно новая точка зрения в подходе к названию Троицкосавск. В своем рассказе отец Олег нам сообщил: «Христианину, особенно прежних времён, и в голову не могла бы прийти мысль назвать город собственным именем – только именем своего небесного покровителя! Возьмём пример второй столицы России. Тем более, что оба эти города - Санкт-Петербург и Троицкосавск - были основаны в одно историческое время: в 1703-м и 1728 годах. Пётр Первый даёт городу имя святого апостола Петра (но никак не в честь себя!).» Между прочим, отец Олег был одним из немногих представителей Русской Православной Церкви специально приглашённых на торжества в столицу Сербии, связанных с одним из важнейших для страны исторических событий – 420-летием с того дня, как турки, чтобы уничтожить память о великом христианском святом, основателе Сербской православной церкви архиепископе Савве, сожгли в Белграде, на Врчаровой горе, его мощи. В этот день в самом большом на Балканах и главном соборе страны, который носит имя Саввы Сербского, патриарх Ириней провел торжественное богослужение. В нём участвовал и настоятель Успенского храма города Кяхты Олег Матвеев.
На сегодняшний день Троицкий храм с его приделом в честь святого Саввы Сербского, от которого в том числе и пошло становление города Кяхта, почти разрушен. Однако, раз в неделю из года в год отец Олег вместе с верующими служит в его закопчённых от пожара и запустения стенах молебны о возрождении этой некогда красивейшей церкви в азиатской части Российского государства.
«Во времена оны в силу ряда причин Кяхту называли «Москва на востоке», - рассказывает батюшка. – Так что, можно сказать, через Кяхту сегодня проявляется забытая глубинная связь России и Сербии. То, что наш город основан сербом и назван именем духовного вождя сербов, говорит о высоком значении этих людей для России – Саввы Сербского и Саввы Рагузинского, между прочим, отца российской разведки: именно он смог разрешить застарелые государственные проблемы между Россией и Китаем..»
Заключение
В свете всего вышеизложенного закономерным становится вывод, что Савва Рагузинский руководствовался не тем, чтобы запечатлеть свое имя в названии города, а тем, чтобы увековечить имя своего небесного покровителя Саввы Сербского.
Потомок основателя города Бранко Вукоманович подарил Кяхте резную икону святителя Саввы Сербского с частицей мощей и изображённым на обороте родовым крестом семейства Владиславичей-Вукомановичей.
Отец Олег с болью в сердце говорит: «Грешно забывать своих родителей, наставников, благодетелей. Грешно также, что мы забыли и своего небесного покровителя – Савву Сербского. Совсем скоро будет три столетия, как его имя было дано нашему городу. Знаков же его духовного и физического присутствия в Кяхте нет, кроме двух икон…»
Своей работой мы привлекли внимание к славной истории Кяхты- Троицкосавска более ста молодых энергичных людей, обучающихся нашего филиала. Это большой шаг, ведь все мы, юные жители Кяхтинского района, являемся будущим Кяхты, его сердцем, его трудовым потенциалом.
В ходе нашей исследовательской работы были проведены мероприятия:
были проведены статистические исследования с целью выяснить, насколько жители Кяхтинского района осведомлены об истории Кяхты;
организованы встречи с представителями православной церкви;
в Хоронхойском филиале ГБПОУ «БРТСиПТ» была проведена экспозиция, посвящённая личности Саввы Рагузинского и его небесного покровителя Саввы Сербского.
В настоящее время всеми силами идет работа по восстановлению престижа г.Кяхты. Организуются конференции, фестивали, ярмарки, посвященные Чайному пути. Но не стоит забывать и о человеке, чьим трудом и талантом был основан город. Необходимо объяснять новому молодому поколению, что хотел нам передать Савва Лукич, называя своё детище именем Саввы Сербского. Кстати сказать, орденом Саввы Сербского награждены президент Путин и премьер – министр Медведев, как особая признательность и благодарность сербского народа российскому.
Список использованной литературы
Грек А. Слобода миллионеров // National Geographic. 2010. №4. С.87.
Силин Е.П. Кяхта в XVII веке. Иркутск, 1947. С.15.
От храма к храму. Путешествие по России и миру. Протоиерей Олег Матвеев.-Улан-Удэ: Изд. Дом «Экос».-112 с.
Дёмин Э. В. Соратники Петра I в Забайкалье // Молодёжь Бурятии. — 1978, 14 февраля. — С. 22.
Русско-китайские отношения в XVIII веке : Материалы и документы. — М.: Наука, 1990.
Павленко Н. И. Савва Лукич Владиславич-Рагузинский // Вокруг трона. — М.: Мысль, 1998. — 864 с. (Всемирная история в лицах). — С. 439—486.